Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Мотивация продавцов - больной вопрос для большинства компаний. В статье Михаила Рыбакова - пошаговый разбор разработки эффективной схемы мотивации.


Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению. Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.

Советы бизнес-консультанта. Управление продажами

Общий тираж на 3 серверах - свыше 55000 подписчиков

Выпуск N114, 28.01.2010

За прошедшие 10 лет из России за границу на заработки выехало: 5670 физиков, 1349 химиков, 986 медиков и ни одного гаишника...

Профессионализм и реформа МВД

Проектирование нового бизнеса Наведение порядка в действующем бизнесе Создание в компании механизмов саморазвития Рабочие сессии по решению ваших бизнес-задач Коучинг по достижению ваших личных целей Мои мультмедиа-тренинги Мои вебинары бесплатно

 

Мои публикации

Мои вебинары бесплатно

Смотрите в записи:

Как организовать себя, или особенности национального тайм-менеджмента

Как создать и раскрутить свой личный бренд

Как создать эффективную систему продаж

Саморазвитие вашего бизнеса: для собственников и руководителей

Что делать с персоналом: для собственников и руководителей

Как создать новый бизнес. Пошаговый алгоритм

Как преодолеть лень в себе и окружающих

Как найти перспективную компанию и выгодно устроиться туда на работу

Как найти любимое дело и много зарабатывать

Как навести порядок в вашем бизнесе

Как управлять проектами в вашем бизнесе


Мои мультмедиа-тренинги:

mBook "Управление проектами"

Карьера-2: Как найти перспективную компанию и выгодно устроиться туда на работу


Мой консалтинг и коучинг:

- Проектирование нового бизнеса

- Наведение порядка в действующем бизнесе

- Создание в компании механизмов саморазвития

- Рабочие сессии по решению ваших бизнес-задач

- Коучинг по достижению ваших личных целей


Я живу в Москве, однако работаю в любой точке мира, куда летают самолеты.
Вы всегда можете пригласить меня к себе в город или в свою компанию для проведения тренинга или консалтинга:
- Моб: +7 (910) 446-97-14
- E-mail:
info@mrybakov.ru
- Skype: mikerybakov
- Живой журнал (ЖЖ)

Всегда рад новым контактам! Приятно, когда в мою жизнь входят новые интересные люди.

Содержание выпуска:

Партнеры:

 

Портал TREKO.RU

TREKO.RU
 

VBC Group

VBC Group

Уважаемые читатели!

Я рад приветствовать вас после новогодних праздников. В этом году, как раньше вас ждут интересные материалы. Они будут особенно полезными для вас, если вы напишете мне, какие проблемы в области бизнеса вас сегодня заботят.

Бесплатный PR для вас

Как я и говорил, я почти завершил книгу "Как навести порядок в своем бизнесе", посвященную системному ведению бизнеса. Цели и роли владельца, выстраивание бизнес-процессов и оргструктуры, управление проектами, управление персоналом - вот далеко не полный перечень тем. Вся книга состоит из практических алгоритмов, которые вы можете применить.

Сейчас я наполняю книгу примерами из бизнес-практики. Если вы хотите сделать хороший PR себе и своей компании, присылайте мне примеры проблем и их решений - я готов включить их в книгу. Можно краткие, можно развернутые. Могу включить ваши слова от первого лица: вас будут читать бизнесмены по всей России и за ее пределами.

Можете также задать мне "каверзные вопросы" по бизнесу. В конце каждого раздела книги будет "форум", где я буду на них отвечать.

Пишите, предлагайте, задавайте вопросы: info@mrybakov.ru. Времени осталось немного: в середине февраля книга уйдет в печать.


WWFПервая благотворительная конференция «Малобюджетные способы развития бизнеса»

Приглашаю Вас принять участие в конференции, на которой я являюсь одним из выступающих. Все вырученные средства пойдут во Всемирный фонд дикой природы WWF.

26 марта 2010 года в Москве VBC Group проводит первую благотворительную конференцию «Малобюджетные способы развития бизнеса».

К участию приглашены владельцы и руководители предприятий малого и среднего бизнеса, работающие в корпоративном секторе (B2B). Концепция конференции: передать участникам простые и эффективные методики и инструменты для роста продаж и бизнеса, которые можно внедрить: быстро, собственными силами, бесплатно или почти бесплатно.

Стратегическая и тактическая сессии конференции включают такие важные темы, как:

- диагностика управленческой команды;

- как навести порядок в бизнесе;

- малобюджетный маркетинг;

- идеи клиентского сервиса;

- аудит отдела продаж;

- leads generation.

Андрей Веселов, предприниматель и организатор конференции «Малобюджетные способы развития бизнеса»: «Мы пригласили известных практиков, таких, как Игорь Манн, Максим Горбачев, Михаил Рыбаков и др., и попросили их поделиться проверенными на практике наиболее действенными рекомендациями и методиками. Такого формата конференций – что делать и как делать – еще не было».

Ознакомиться с описанием программы конференции и зарегистрироваться можно на сайте: http://www.vbcg.ru/useful/wwf.php?rchannel=mrybakovWWF

Контакты для СМИ: Андрей Веселов ГК EXTERNET, управляющий (495) 988 6696 доб 508.


Тема выпуска. Система мотивации для продавца

Михаил РыбаковМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант, коуч. Управляющий партнер компании "Архитектура бизнес-систем"

В этом выпуске, как, впрочем, и всегда, - исключительно мое авторское мнение, и оно вполне может противоречить Вашим мыслям и другим авторитетным источникам ;)

Обсудить статью можно в моем Живом Журнале (ЖЖ).

***

Данная статья написана для журнала "Успешный бизнес" по мотивам главы "Мотивация сотрудников" моей новой книги "Как навести порядок в своем бизнесе", которая сейчас готовится к изданию.

Рубрика «Проблема»

Автор вопроса: Вера Сорокина, начальник отдела продаж ООО Копи Системс ХХI век

Как правильно сделать систему мотивации?

1. Для начинающего продавца, что бы он вкладывал все свои силы для поиска новых клиентов и создание клиентской базы

2. Для уже опытного менеджера, что бы он не останавливался на достигнутом, но при этом что бы эти деньги реально зарабатывались сотрудником. А главное, чтобы сотруднику было интересно их зарабатывать.

***

Мифы и правда о мотивации

Сегодня мы снова поговорим о мотивации: это вечная тема. Ранее я уже писал об основных принципах мотивации (если не читали, рекомендую сделать это сейчас). Сегодня обсудим конкретику.

Для начала хочу сказать, что часто руководители связывают плохую работу персонала именно с системой мотивации. Многие мои заказы на консалтинг начинаются с этого запроса.

Однако мотивация - это вершина айсберга. Если у вас не выстроены бизнес-процессы, не набраны и не обучены подходящие сотрудники, - мотивация вам не поможет.

Пример. Недавно мой хороший друг (бизнесмен) попросил о встрече на часок: "Поможешь мне с системой мотивации для продавцов?" Не в силах отказать товарищу, я согласился. Просидели часов 5, за это в время подняли вопросы целей и стратегии компании, рынки, на которых она работает, и ее позиционирование, конкурентов, бизнес-процессы, оргструктуру и т.д. А как иначе? Ведь мы мотивируем не просто абстрактный персонал, а сотрудников, работающих в конкретной компании со всей ее спецификой. И мотивация - следствие всего перечисленного.

Вообще, многие руководители разводят настоящий шаманизм вокруг мотивации. Создают новые схемы, регулярно их переделывают. Потому что свято верят в то, что можно найти у сотрудников такую "волшебную кнопку", на которую нужно только надавить, чтобы люди вдруг начали впахивать за троих.

Кстати, многие, так и не начнут, как их не мотивируй. А правильных людей и мотивировать практически не нужно. Об этом много писал Джим Коллинз в книге "От хорошего к великому": рекомендую.

***

Но, допустим, все у вас налажено, и вопрос только в мотивации. Нематериальную сторону сегодня трогать не будем, хотя она крайне важна.

Сначала мы обсудим, как выстроить финансовую схему для опытного продавца, а потом - что делать с новичками.

Естественно, продавец должен свои деньги зарабатывать, а не просто получать. Продавец на большом окладе - это нонсенс, хотя мне часто приходится сталкиваться с мнением, что "без больших окладов никто не хочет работать". Если у вас так, значит, не умеете грамотно нанимать персонал, да и вообще перспективы вашего бизнеса весьма печальны.

Разрабатываем схему оплаты труда продавца

Давайте создадим модель, по которой будет рассчитываться переменная часть оплаты труда ваших продавцов, который занимается активным поиском и привлечением оптовых клиентов. Под другие типы продаж ее надо обязательно адаптировать.

Итогом нашей работы будет гибкая модель, которую вы сможете настраивать в зависимости от текущих задач вашей компании. Обычно это файл в Excel, который сам рассчитывает зарплату сотрудника за период. Это удобно еще и тем, что продавец потом сам вносит в него исходные цифры, а вам остается только убедиться в правильности его информации. Это очень большой плюс с точки зрения людей – они видят прозрачность системы.

Для начала определимся с соотношением постоянной и переменной части дохода продавца. Для примера, возьмем 30/70 в пользу переменной. Для продавца это разумное соотношение.

Затем определим целевой уровень его дохода. Это те деньги, которые он получит, если достигнет целевых значений по всем показателям. Пусть это будет 50000 рублей (Москва, осень 2009 года, доллар стоит 31 рубль. Цифры условные). Таким образом, его оклад составит 15000, а переменная часть – 35000. Оклад он получит в любом случае, пока работает у нас. Это «на хлеб». А вот чтобы заработать «на масло», ему придется попотеть. Естественно, что по итогам периода (обычно месяца) он может получить как больше, так и меньше данной величины.

Затем давайте определим, какими будут показатели для нашего продавца. Конечно, тут все зависит от стратегических целей компании и тактики, избранной на данный период. От того, как выстроены бизнес-процессы, и от политики компании в области оплаты труда. Вот типичные показатели для данной должности:

 

1. Оборот. Один из важнейших показателей. Важно четко описать, что мы будем засчитывать продавцу в его оборот. Потому что выставить счетов можно много – не факт, что клиенты их потом оплатят.

Многие компании при расчете вознаграждения продавца ограничиваются процентами с оборота. Однако этого не достаточно.

 

2. Прибыль (маржа).

Есть такой анекдот:

Заяц в лесу занялся бизнесом: покупает рубль за рубль двадцать. Весь лес стоит на ушах, очереди выстраиваются. Лев, как царь зверей дает задание лисе:

- Ты у нас самая хитрая: разберись, чем там Косой занимается.

Лиса идет к зайцу и вечером за чашкой чая спрашивает зайца:

- Я вот слышала, ты тут бизнесом занялся. Расскажи, что да как? Прибыльно ли?

- Знаешь, Рыжая, прибыль пока не считал, но обороты – бешенные!

Шутки шутками, но во многих компаниях все так и происходит. Поэтому маржа – важнейший показатель. Опять же решите, как ее считать.

Во многих компаниях эта информация является закрытой. В этом случае, возможно, вы будете рассчитывать показатель не от истинной маржи, а от некой фиксированной «средней по больнице» наценки на ваши товары.

Маржу можно считать как в абсолютном выражении, так и в процентах.

Однако и оборот важен. Он показывает «масштаб» работы продавца. Также иногда на некоторых сегментах рынка для компании нормально некоторое время «работать в ноль» - например, чтобы выдавить конкурентов. Но решать это должны вы, а не ваши продавцы, как порой происходит.

 

3. Количество новых клиентов. Или удержание старых. Или количество заключенных сделок. Смысл этих показателей в том, что финансовые показатели отражают не все стороны работы продавца. Например, он «сидит» на старых клиентах – и оборот, и прибыль неплохие. Однако новых уже давно не привлекает. И зачем тут высокая квалификация? За что платить деньги? За былые заслуги?

Надо определить, какой из показателей этой группы для вас сейчас актуальнее, и, соответственно, как вы будете его рассчитывать.

 

4. Дебиторская задолженность. Этот показатель важен, если у вас она в принципе возможна. Если же вы работаете по 100% предоплате, то вам это не актуально. Если вводите данный показатель, то решите, как его рассчитывать: тут много нюансов.

 

5. Удовлетворенность внутренних (а, возможно, и внешних) клиентов. Ее можно считать в процентах: для этого необходимо с заданной периодичностью проводить соответствующие опросы.

 

В целом показателей не должно быть слишком много: 3-7, но лучше ближе к 3. Иначе у человека это не уложится в голове: «за двумя зайцами погонишься…».

Теперь мы можем задать весовые коэффициенты показателей. Это не обязательно, но позволяет вам указывать, какой показатель сейчас для вас важнее: время от времени соотношения можно менять. Например, когда вам надо резко расширить клиентскую базу, увеличиваете вес «количества новых клиентов». Допустим, так:

Показатель

Его вес

Оборот

30%

Маржа

40%

Количество новых клиентов

20%

Дебиторская задолженность

-

Удовлетворенность внутренних клиентов

10%

Итого

100%

Дебиторку можно учитывать по-разному. Например, если решить, что мы стремимся к нулевой задолженности клиентов, то получается, что при отсутствии долгов наш продавец ничего не получает за этот показатель. Если же задолженность есть, но он депремируется на некоторую величину, связанную с суммой клиентского долга.

Итого, получается, что если сотрудник выполнит все наши нормативы, он получит за каждый показатель следующую сумму:

Показатель

Его вес

Целевой заработок за данный показатель

Оборот

30%

10 500

Маржа

40%

14 000

Количество новых клиентов

20%

7 000

Дебиторская задолженность

-

-

Удовлетворенность внутренних клиентов

10%

3 500

Итого

100%

35 000 рублей

Двигаемся дальше. Теперь нам надо определить нормативы, или целевые (плановые) значения по каждому показателю. Это очень важно: если вы этого не делаете, то фактически не управляете своими сотрудниками, не задаете им планку, к которой стремиться. К тому же планирование продаж дает вам предсказуемость бизнеса.

В одном крупном пищевом холдинге при ежегодном планировании регулярно завышают план продаж. По сути, записывают в него не реальные цифры, а "хотелки" акционеров. Поскольку продажи находятся во главе всех процессов: закупок сырья, производства, логистики и т.д., вся работа идет потом наперекосяк. Каждый год планы приходится ежеквартально корректировать в сторону уменьшения. Миллионы евро замораживаются в запасы, а тысячи человеко-часов сотрудников холдинга впустую тратятся на заведомо "кривое" планирование и исправление ошибок.

Важный вопрос – как определять показатели. Многие делают это «от балды». Некоторые – на основе результатов прошлых месяцев, порой весьма слабых. Иногда – задирают так, что сотрудники вскоре перестают к ним стремиться: зачем, если все равно не получится?

Целевое значение должно быть реальным для всех нормальных сотрудников, но требующим напряжения сил. Точнее всего это отражается английским словом «challenge», т.е. вызов. Чтобы точно определить этот уровень, перед внедрением новой системы полезно сделать так, чтобы система поработала на полную мощность. Например, провести соревнование с привлекательными для людей призами. И вот эти результаты плюс 10-30 процентов заложить в план.

Допустим, в нашем случае целевые показатели таковы:

Показатель

Его вес

Целевой заработок за данный показатель

Плановое
значение

(в месяц)

Оборот

30%

10 500

12 000 000 руб.

Маржа

40%

14 000

2 400 000 руб.

Количество новых клиентов

20%

7 000

10 шт.

Дебиторская задолженность

-

-

-

Удовлетворенность внутренних клиентов

10%

3 500

80%

Итого

100%

35 000 рублей

-

В целом модель готова, и теперь уже можно предварительно рассчитать зарплату нашего продавца за некий условный месяц. Введем 3 новых колонки: факт и процент выполнения плана, и доход по показателю:

Показатель

Его вес,

%

Целевой заработок за данный показатель

Плановое значение

(в месяц)

Фактическое значение

Процент выполнения плана,

%

Фактический заработок по показателю

Оборот

30

10 500

12 000 000 руб.

1 340 0000 руб.

111,67

11 725

Маржа

40

14 000

2 400 000 руб.

1 550 000 руб.

64,58

9 041,667

Количество новых клиентов

20

7 000

10 шт.

12 шт.

120,00

8 400

Дебиторская задолженность

-

-

-

-

-

-

Удовлетворенность внутренних клиентов

10

3 500

80%

73%

91,25

3 193,75

Итого

100

35 000 рублей

-

 

 

32 360,42 рублей

Хорошо ли работал данный продавец? С одной стороны, он перевыполнил план по обороту и по новым клиентам. Но с другой – сильно недовыполнил план по марже. То есть компания недополучила 850 000 рублей прибыли («грязной»), если сравнивать фактическое значение с плановым. Если же учесть, что продавец превысил плановый оборот, то и маржа должна была быть еще больше. Получается, что все «шестеренки» компании крутились – товары закупали, складировали, везли клиентам и т.д. – и все это зачем? Если нет прибыли, то какой смысл всем этим заниматься?

Это очень типичная ситуация. И что самое страшное, многие владельцы и руководители бизнеса ее не замечают. Как тот заяц ;) Работают «в ноль», а потом удивляются, где деньги. И это мы еще не учли постоянные издержки компании.

Вот тут начинается тонкая настройка модели. Например, вы можете задавать следующие параметры:

  • Пороговые значения для показателей. К примеру, выполнил план по обороту или марже на 85 или на 115% - получил свои деньги за данный показатель. А вот если меньше чем на 70% - извини, не получил по данной строке ничего. Причем, если это "ничего" длится, к примеру, 3 месяца, это повод для увольнения сотрудника (сначала - 2 предупреждения). В вышеописанной ситуации разумно не платить за маржу (естественно, это должно быть прописано в системе мотивации и быть известно сотрудникам заранее). Более того, руководителю надо поговорить с сотрудником: объяснить ему, что работать с малой прибылью нет смысла. Но еще лучше, если ценовая политика вашей компании не позволит сотруднику возможность давать такие скидки.
  • Повышающие и понижающие коэффициенты (мультипликаторы). Естественно, мы хотим стимулировать сотрудника работать лучше. Вышеописанная система уже позволяет это сделать. Однако можно еще усилить ее воздействие. Например, сделал 90-110% от плана по обороту – получи свой гонорар за данный показатель полностью. Выполнил план на 70-90% - гонорар за показатель умножается на 0,5. От 110 до 150% плана – 1,5. От 150 до 200% - коэффициент 2. Чтобы было к чему стремиться. Ведь такой рост продаж очень выгоден и компании. Но представьте себе, что работник выполнил 350% плана. Крайне редко, но такое бывает. Вот тут мы вспоминаем, что бизнес – это прежде всего «машина» по созданию прибыли для своего владельца. Считаем, что сотруднику просто повезло, и понижаем коэффициент до 1. Такая практика применяется во многих компаниях. Продавец все равно получит много, но не баснословно.
  • Штрафные показатели. Например, та же дебиторская задолженность. Мы можем подсчитать, сколько процентов от оборота данного продавца составила дебиторка его клиентов. И назначить некий штраф за каждый процент: возможно, с прогрессивной шкалой. Однако лучше штрафами не увлекаться.

Иногда для упрощения модели не рассчитывают доход по каждому показателю, а применяют интегральный показатель, который получают путем перемножения процентов выполнения плана по всем строкам. В него же можно включить и штрафные показатели. И уже на получившееся число умножают целевой размер переменной части дохода сотрудника.

Прежде чем внедрять модель в жизнь, надо провести ее тестирование на крайних значениях. То есть занести в Excel и «погонять» при разных уровнях показателей. Соответственно, внести необходимые корректировки.

Оплата новичков

На многих должностях им нужно время, чтобы адаптироваться. Поэтому на первое время им делают более щадящую систему оплаты.

Желательно разработать шкалу изменения условий на первые 3-6 месяцев работы сотрудника. Разница в сроке определяется спецификой вашего бизнеса: сложностью продукта, длительностью цикла продаж и т.д.

Так, например, на первый месяц можно сделать более высокий оклад, а требований по показателям не выставлять. На второй месяц оклад сохранить, но уже с условием выполнения некоторого плана, пусть и небольшого. Причем вы решаете, какие показатели включить в этот "учебный" план продаж.

Например, нахождение новых клиентов, как было сказано в вопросе читателя.

И так далее от месяца к месяцу. Постепенно вы переводите сотрудника на общие условия оплаты. Причем для особо талантливых это может произойти быстрее. А для кого-то, увы, никогда: они не пройдут испытательный срок.

Естественно, в период адаптации новичков надо активно обучать. Иначе процент отсева будет очень высок, что невыгодно для вас.

Внедрение новой системы мотивации

Внедрять новое – всегда непросто. Но особенно это касается такой живой темы, как система мотивации. Поэтому есть ряд тонкостей.

Внедрять надо постепенно. То есть сначала вы детально прорабатываете систему, не особо не афишируя это в коллективе. Иначе будет много слухов. Можете максимально позитивно рассказать основные принципы будущей системы, чтобы мысленно привыкали. Например, «в новой системе оплата будет зависеть от результатов вашей работы».

Когда система готова и протестирована вами, вы презентуете ее людям. При этом желательно показать с расчетными примерами, что при хороших результатах каждый сможет заработать несколько больше, чем раньше. А уж при плохой – извините.

После презентации выделите время для ответов на вопросы сотрудников. Будьте готовы к недовольствам слабейших, не уверенных в своих силах. Будьте корректны, но настойчивы: не дайте сотрудникам продавить вас.

Начинается «полевое тестирование», которое длится обычно один месяц. Оно также нужно, чтобы персонал привык к новой системе. Люди получают деньги как раньше, но параллельно рассчитывают свою зарплату по новой модели. В конце месяца вы подводите итоги и, при необходимости, корректируете модель.

За это время некоторые сотрудники могут решить покинуть компанию. И это хорошо: ведь мы же хотим создать команду профессионалов, а не кормить нахлебников!

Практическое задание

Составьте модель оплаты труда для продавцов своей компании. Конечно, для этого вам необходимо понимать бизнесы-процессы, по которым они работают. Также откройте план по продажам своей компании на текущий год: многие цифры вы возьмете оттуда. Я допускаю, что после прочтения данной статьи вы захотите его скорректировать.

Модель желательно сделать в Excel, чтобы сразу просчитать разные варианты.

Вы можете прислать мне результаты выполнения задания. В ответ я дам свои комментарии, покажу, что можно улучшить.

 

***

Дополнительную информацию по теме статьи вы можете посмотреть в моих вебинарах:

***

Обсудить статью можно в моем Живом Журнале (ЖЖ).

Высказать автору свои восторги, сомнения и критику вы можете, написав на адрес: info@mrybakov.ru.

Успехов!


Интересные материалы от TREKO.RU

В Москве прошла 14-я Конференция бизнес-тренеров и консультантов портала TREKО.RU.

Часть материалов выложена открыто:


 

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, коуч
Управляющий партнер компании "Архитектура бизнес-систем"
WWW: WWW.MRYBAKOV.RU
E-Mail: info@mrybakov.ru

 

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе и в жизни - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

Проектирование нового бизнеса Наведение порядка в действующем бизнесе Создание в компании механизмов саморазвития Рабочие сессии по решению Ваших бизнес-задач Коучинг по достижению ваших личных целей Мои мультмедиа-тренинги Мои вебинары бесплатно

 

Мои публикации

Все тексты Copyright Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из моей рассылки: в неизменном виде (без сокращений и правок) при обязательном указании моего авторства, активной ссылки на сайт WWW.MRYBAKOV.RU и моего мейла MRYBAKOV@MAIL.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста, предварительно согласуйте со мной. Если будете размещать на своих сайтах, блогах и пр., пожалуйста, присылайте ссылки.
Письма, присланные автору, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.

В избранное