Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Советы бизнес-консультанта

  Все выпуски  

Советы бизнес-консультанта. Выпуск 83. Управление продажами


Рассылка для тех, кто строит бизнес-системы, управляет ими, работает в них. Для тех, кто склонен думать и жить активно, а не плыть по течению. Для тех, кто любит жизнь. Пессимистам читать не рекомендуется.

Советы бизнес-консультанта. Управление продажами

Общий тираж на 3 серверах - свыше 40000 подписчиков

Выпуск N83, 27.02.2009

Из кризиса выйдут 2 типа компаний: конкурентоспособные и мертвые.
Вам решать, в какой категории окажетесь Вы.
Михаил Рыбаков

WWW.MRYBAKOV.RU Письмо
автору
Архив
рассылки
Клиенты Реализованные
проекты
Официальные
отзывы
Отзывы
с тренингов

Анонсы тренингов:

- 7-8 марта (сб-вс):
"Как начать свой бизнес"

- 22 марта (вс):
"Карьера" (1 часть). Как заниматься любимым делом и много зарабатывать"

- 5 апреля (вс):
"Карьера" (2 часть). Поиск работы «от и до»"

- 19 апреля (вс):
"Карьера" (3 часть). Life-management – стратегическое управление своей карьерой и судьбой


Мой консалтинг и тренинги:

- Антикризис: выживание и развитие

- Повышение уровня Ваших продаж

- Формализация и оптимизация бизнеса

- Управление персоналом

- Менеджмент качества

- Управление проектами

- Личная и корпоративная эффективность


Антикризис: выживание и развитие

Я могу помочь Вашей компании не только успешно преодолеть нынешний кризис, но и воспользоваться богатыми возможностями.

В режиме консалтинга/тренинга:

* Диагностика ключевых систем компании

* Выработка антикризисного плана и его воплощение:

- стратегия вашей компании
- снижение издержек
- продажи в кризис
- повышение конкурентоспособности
- рост управляемости
- мотивация персонала: высокая отдача с минимальными затратами
- дешевый найм классных профессионалов
- боевой дух команды
- отбор контрагентов и управление ими
- использование дешевых ресурсов


Повышение уровня Ваших продаж

В кризис продажи важны как никогда. Если есть продажи - компания живет, иначе гибнет.

В режиме консалтинга/тренинга:

Создание действительно работающей системы продаж:

- Анализ конкурентного положения компании и выработка дешевой и результативной стратегии продвижения
- Выстраивание бизнес-процесса продаж
- Найм, обучение продавцов, вывод их на плановые показатели продаж
- Создание эффективной системы мотивации от результатов

См. Реализованные проекты


Формализация и оптимизация бизнеса

- Ваш бизнес - это искусство или ремесло?
- В компании - порядок или бардак?
- Каждый знает, за что он отвечает?
- Сотрудники делают работу единообразно?

В режиме консалтинга/тренинга:

Наведение в компании порядка, построение/развитие машины вашего бизнеса:

- разработка видения и стратегии
- описание и оптимизация бизнес-процессов
- оптимизация оргструктуры
- управление на основе показателей (KPIs)


Управление персоналом

Устраивает ли вас:
- профессионализм ваших сотрудников?
- результаты их работы?
- то, сколько вы им платите?
- их настрой и лояльность?

В режиме консалтинга/тренинга:

Построение/развитие системы управления персоналом:

- недорогой найм профессионалов и их включение в команду
- мотивация на результат: платить ровно столько, сколько сотрудник заработал
- нематериальная мотивация - это выгодно!
- оценка персонала
- развитие сотрудников
- поднятие боевого духа команды, развитие корпоративной культуры


Менеджмент качества

Вы хотите, чтобы:
- Бизнес давал высокую прибыль?
- Вашу компанию ценили клиенты?
- Ваш бизнес был устойчивым?
- Сотрудники работали с удовольствием?

В режиме консалтинга/тренинга:- создание недорогой и эффективной системы непрерывного развития бизнеса (кружки качества, kaizen, 6 сигм,  ISO 9001, TQM и др.)
- внедрение идеологии и методов управление качества в работу

Это реально в России: см. отзывы и описания реализованных проектов


Управление проектами

- Ваша компания реализует проекты для клиентов?
- В компании есть внутренние проекты?
- Вы хотите, чтобы Ваши проекты давали предсказуемые результаты, укладывались в сроки и в бюджет?

В режиме консалтинга/тренинга:

- создание Корпоративной системы управления проектами (КСУП)

- обучение инструментам проектного менеджмента (с 2002 года я обучил свыше 1000 человек)


Личная и корпоративная эффективность

Эффективность - это умение достигать больших результатов с малыми затратами. Я помогаю повышать эффективность как компаниям, так и людям.

В режиме консалтинга/тренинга:

- Построение карьеры
- Тайм-менеджмент
- Публичные выступления, презентации
- Проведение совещаний
- Стресс-менеджмент
- Управление конфликтами
- и многое другое
А также:

Индивидуальные психологические консультации и коучинг.


Я живу в Москве, однако работаю в любой точке мира, куда летают самолеты.
Вы всегда можете пригласить меня к себе в город или в свою компанию для проведения тренинга или консалтинга:
- E-mail: mrybakov@mail.ru
- Skype: mikerybakov

Всегда рад новым контактам! Приятно, когда в мою жизнь входят новые интересные люди.

Содержание выпуска:


Тема выпуска. Альтруисты поневоле

Михаил РыбаковМихаил Юрьевич Рыбаков - бизнес-консультант, бизнес-тренер, управляющий партнер компании "Архитектура бизнес-систем"

В этом выпуске, как, впрочем, и всегда, - исключительно мое авторское мнение, и оно вполне может противоречить Вашим мыслям и другим авторитетным источникам ;)

Вы можете стать соавтором рассылки, прислав свои мысли и вопросы на адрес mrybakov@mail.ru.

 

***

Журнал «Управление сбытом» попросил меня выступить в заочном круглом столе и высказаться по таким темам.

Многие компании не работают с клиентами без предоплаты. Продавая товары или услуги, менеджеры выставляют счета на предоплату, и компания не ведет отгрузку, пока счет не оплачен. Такие счета часто «зависают». Клиент не отказывается от покупки, но тянет с оплатой счета. В целом по отделу таких счетов может скопиться не мало.

ВОПРОСЫ К ОБСУЖДЕНИЮ:

  • Как построить работу по «выбиванию» этих денег?
  • Как сделать так, чтобы клиент не забыл, но и не отказался из-за настойчивых звонков менеджера?
  • Какие аргументы использовать для ускорения оплаты таких счетов?
  • Что менеджер делает не так, если у него много «зависших» счетов?
  • Должен ли начальник отдела сам прозванивать такие счета?

Надеюсь, что вам это тоже интересно.

***

Напомню, что мы уже писали о продажах в нашей рассылке: № 75 "Продажи в условиях кризиса", № 69 "Планирование продаж", № 66 "Техника прохождения секретаря", № 63 "Трудные клиенты", № 61 "Тест-драйв для повышения продаж - бесплатно или за деньги?" и "Вместе мы сильнее: кооперация для повышения продаж", №60 "Как возвращать потерянных клиентов", №56 "Вопросы и ответы" (Как продавать в "несезон"? Какие экстренные меры могут помочь в борьбе с летним спадом продаж?)№37 "Мерчендайзинг или законы психологии на службе у бизнеса", №22 "Как заставить отдел продаж работать эффективнее?", 6 "Вопросы и ответы" (SPIN), №5 "Вопросы и ответы" (сегментирование рынка).

***

Кто из нас любит работать впустую? Думаю, что вы - нет. Однако именно так происходит, если вы выполнили для клиента ту или иную работу или поставили ему партию товаров, а он вам за нее не заплатил. Причем, в наше кризисное время это одна из самых важных проблем для многих компаний. И если вы не хотите попасть в число таких "альтруистов-неудачников" - эта статья - для вас.

Откуда берется "дебиторка"

Причины могут быть разными:

  • Плачевное финансовое состояние клиента (вплоть до банкротства)
  • Забывчивость и неорганизованность как с вашей, так и с его стороны
  • Сознательное оттягивание клиентом платежа
  • Непорядочность и преднамеренное желание вас "кинуть"

Но какой бы не была причина, лучше, если вы будете считать причиной проблем себя, а не "другую сторону". Даже если он действительно намеренно вас "динАмит", то это означает то, что вы позволили ему делать это.

Можно ли работать в бизнесе, вообще не кредитуя клиентов? Вряд ли. Конечно, желательно (а в период кризиса - особенно) работать по предоплате. Если не 100-процентной, то хотя бы такой, которая покрывает ваши издержки. Но исключения бывают всегда, и если вы видите перспективного потенциального клиента, иногда стоит согласиться на его условия оплаты.

Должны ли при этом страдать ваши деловые интересы? Конечно, нет. Как этого достичь, мы и поговорим.

Подстелить соломку...

Как известно, любую проблему проще предотвратить, чем разгребать ее последствия. Поэтому сначала о том, как снизить вероятность разрастания "дебиторки" до размеров, угрожающих Вашему бизнесу.

Многие компании на удивление беспечно относятся к просрочке платежей клиентами. Конечно, когда их становится слишком много, руководство компании поднимает шум, продавцов ругают на созываемых собраниях, и призывают "победить зло" в кратчайшие сроки. Иногда это помогает - до следующего месяца.

Что же может сделать руководитель, чтобы решить проблему системно?

Объекта воздействия всего 3:

  • Свои сотрудники и их деятельность
  • То, что нас с ними связывает с клиентами (договора, отношения, репутация и т.д.)
  • Сами клиенты

В первую очередь мы как руководители можем воздействовать на первых 2 пункта. А уж если дело доходит до того, что вам как руководителю приходится лично работать с клиентами - значит вы что-то сильно недоработали раньше.

Чтобы продавцы не расслаблялись

Чем занимается сотрудник на работе?

  • Тем, чем должен
  • Тем, что ему выгодно

Причем должны выполняться оба фактора. И вы как руководитель должны сделать так, чтобы они занимались именно тем, что нужно вам и компании. Желательно "автоматически", без сильного напряжения с вашей стороны.

Поэтому для начала включите дебиторскую задолженность в систему мотивации сотрудников отдела продаж. Сами решите, как рассчитывать соответствующий KPI. Например, он может быть таким: соотношение среднемесячной (или среднеквартальной) дебиторки к объему выставленных продавцом счетов. При превышении некоторого критичного для вас порога включается система штрафов. Система работает сама - если сотрудник допустил проблему, обижаться он может только на себя.

А можно еще проще: всем сотрудникам, которые получают деньги по результатам труда (надеюсь, что у вас их большинство: см. выпуск №80 Хочу ли я…?), платИте их проценты только от фактически пришедших в компанию денег. Это вообще кардинально снижает количество долгов клиентов: ведь теперь сотрудники кровно заинтересованы в том, чтобы клиенты заплатили вам все. По-моему, это честно и справедливо, когда компания и ее сотрудники "в одной лодке". Да и неправильно это, когда сотрудники расслабляются, а компания покрывает их разгильдяйство из своего кармана. Такая система реально хорошо работает, требует от вас минимальных управленческих усилий, и сотрудники воспринимают ее совершенно нормально. Достаточно ввести ее для коммерсантов, хотя в некоторых областях это возможно и для производственного персонала.

Тщательно проработайте бизнес-процесс работы с клиентом, письменно зафиксируйте его, обучите сотрудников ему следовать и контролируйте исполнение. Проблемы бывают в каждом из перечисленных шагов: или процесс не прописан, или прописан, но не внедрен, или внедрен, но не исполняется.

Например, руководитель только "задним числом" узнает о тех условиях, на которых продавец заключил сделку. Господа, это - бардак! При всей важности делегирования, такие ключевые вещи ваши сотрудники не должны решать самостоятельно. То  есть должны, но строго в рамках, которые вы для них определили. И если в регламентах компании сказано, к примеру, что работы у клиента начинаются только после получения от него платежки о перечислении аванса, то любое нарушение этого правила должно караться. В первый раз - подробным доброжелательным разъяснением (желательно при всех сотрудниках отдела - действуйте эффективно и экономьте свое время), второй - строгим предупреждением, третий - показательным увольнением. Нет ничего хуже правила, которое не исполняется, и смешнее руководителя, чьи указания можно игнорировать.

Конечно, из любого правила могут быть исключения, но они должны обязательно согласовываться с руководством.

Хочу заметить, что по статистике, проблемы в 94% случаев бывают вызваны системой, и лишь в 6% - исполнителями. Т.е. первый вопрос, который вы как руководитель должны себе задать: "Что Я недоработал? Что позволило этой проблеме произойти?" Подробности и обоснование Вы можете почитать у Эдварда Деминга в книге "Выход из кризиса".

Разъясняйте и мотивируйте. Должны ли вы стать цербером для своих подчиненных? Вряд ли. Лучше все вопросы решать разумно и спокойно. Поэтому разъясните продавцам, почему "дебиторка" - это плохо. Вы удивитесь, но наемные сотрудники часто это не понимают. И зачастую не связывают то, что они "пошли на встречу клиенту" или просто поленились лишний раз ему позвонить с тем, что компания может "вдруг" разориться или "вдруг" придется резко сокращать бизнес, уменьшать зарплаты, увольнять персонал. Такие беседы должны проводиться с некоторой периодичностью: люди склонны забывать.

Кстати, тем, кто работает на процентах, такие беседы нужны реже: они-то как раз и так прекрасно все понимают. Не плодите нахлебников (окладников), и вы сделаете свою жизнь проще, а бизнес - эффективнее.

Можно сделать ряд показателей продавцов (объем продаж, уровень дебиторки и т.д.) публичными, т.е. вывешивать их на стенде в отделе продаж. Чтобы отдел знал своих "героев".

Кстати, полезно бывает увязать мотивацию сотрудников с результатами работы всего отдела, компании. Пусть почувствуют себя в одной "лодке". И если "наказать" себя для некоторых не проблема, то "наказать" еще и весь отдел - это уже более серьезно. Здесь включаются механизмы неформального воздействия, которые вам надо только запустить.

Проработайте договора

Во многом обязательность ваших клиентов зависит от юридических аспектов вашей работы.

Во-первых, работайте максимально "в белую". Хотя бы заключайте договора ;) Вы удивитесь, но это делают далеко не все. А когда клиенты их "кидают", с кого потом спросить?

Во-вторых, не поленитесь и не пожалейте денег на хорошего юриста, который составит вам добротные типовые договора, учитывающие ваши интересы. Научите ваших продавцов их грамотно использовать, т.е. разъясните, что в договоре исправлять можно, а что категорически нельзя, и объясните, почему.

В крупных компаниях каждый договор, конечно, проходит юридическую проверку, в малой можно обойтись типовыми шаблонами, а для всех нестандартных случаев привлекать проверенного юриста на аутсорсинге.

Если ваш договор составлен разумно, у клиентов возникнет куда как меньше желания вас "динамить".

Гарантийные письма

Даже если клиент не готов заплатить вам аванс, возьмите с него гарантийное письмо. Опять же убедитесь в его юридической силе: мне случалось видеть "гарантийки" и без печати, и без подписи ответственных лиц. А потом бухгалтерия клиента разводит руками: "а мы что можем поделать?" В суд вы с такой "филькиной грамотой" не пойдете.

Изучите положение клиента

Конечно, если у вас есть служба экономической безопасности, она до заключения договора должна обязательно проверить финансовое положение потенциального клиента, это вполне можно сделать.

Но даже если ваша компания мала, не поленитесь изучить состояние клиента по косвенным признакам.

Изучите их сайт: есть ли у них новые контракты, выпускают ли на рынок новые продукты, да и вообще, есть ли новости, или сайт в последний раз обновлялся год назад. Конечно, это не может быть единственным критерием, но задуматься заставляет.

Поищите к интернете материалы, относящиеся к компании. Новости, пресс-релизы, различные "черные списки" и т.д. Размещает ли кампания вакансии - тоже показатель ее активности на рынке.

Пообщайтесь с коллегами: возможно, у них есть сведения о данном клиенте.

Продавцы в ходе переговоров могут как бы невзначай узнать, как обстоят дела у компании. "Невзначай" - для клиента, а для вас это может быть частью продуманной системы предотвращения неплатежей.

Создайте систему контроля оплаты

В моей практике встречались такие компании, которые продолжали работать с тем или иным клиентом просто потому, что не знали о его задолженности.

Это задача к ИТ-службе, но инициировать и контролировать ее должно руководство. Пусть ваш продавец и бухгалтерия смогут "нажатием одной клавиши" посмотреть состояние взаиморасчетов с клиентом. А еще лучше, если система автоматически блокирует возможность оказания клиенту новых услуг при достижении вырастании его долга до некого порогового значения.

Ведите историю клиента

Желательно, чтобы все нюансы работы с клиентом отражались в его истории. Оптимально вести ее в CRM-системе. Сотрудник, ведущий клиента, может уволиться или забыть, клиента могут передать другому, а история в базе данных остается.

Развивайте отношения с клиентом

Кого проще "кинуть" - хорошего друга и "боевого товарища" или случайного встречного? Думаю, ответ очевиден. Так вот: станьте для своих клиентов этим самым другом. Во всех смыслах: и прямом и переносном. На всех уровнях:

  • На уровне бизнеса - вы ключевой (ну или хотя бы просто важный) поставщик. Как же без вас?
  • На уровне отношений продавца и сотрудников компании-клиента - теплые человеческие отношения. Какой же иначе он продавец, если не может этого добиться?
  • На уровне руководства компаний (для ключевых клиентов) - хотя бы раз в год встречаться (возможно, неформально), обсуждать перспективы сотрудничества.

Развиваете свой имидж

Поддерживайте имидж серьезной компании, и это опять же снизит желание "динамить" вас с оплатой. Все же понимают, что у серьезной компании и юристы будут серьезные, и связываться с ними - себе дороже.

Имидж проявляется во всем - как одеты и как ведут себя ваши сотрудники, как оформлены ваши фирменные материалы, какой у вас офис и т.д.

Даже если у клиента финансовые трудности, то кому-то он  будет платить в первую очередь, а кому-то - "потом". Попробуйте не заплатить арендодателю - выгонят, просрочьте оплату офисного интернета - встанет весь бизнес!

Постарайтесь сделать так, чтобы клиент считал ваши услуги столь же важными: без вас - никуда! ;)

Если гром уже грянул

Хорошо, с предупреждением разобрались. А что же делать, если клиент уже вам не платит? Орать на продавцов - не лучший выбор. Самому руководителю обзванивать - крайняя мера.

Меру воздействия на клиента желательно применять "по возрастающей". То есть только если не помогла более слабая мера, переходите к более сильной. Вам ведь желательно сохранить этого клиента, так? В любом случае всегда действуйте корректно.

Вы сами вырабатываете (и, желательно, письменно фиксируете) последовательность шагов. Например, она может быть такой:

  • Текущая работа бухгалтерии по получению оплаты
  • Напоминания продавца
  • Прекращение оказания услуг / отгрузки товаров
  • Регулярные и настойчивые напоминания продавца
  • Включение "счетчика" (начисление пени с соответствии с договором)
  • Звонки высшему руководству компании
  • Подключение юристов
  • Обращение в коллекторские агентства (по сбору долгов)

Хочу заметить, что я не юрист, а консультант по управлению. Юридические аспекты работы с "дебиторкой" подробно рассматривал в статьях Алексей Дудин - юрист, специализирующийся как раз на этих вопросах:

По поводу коллекторских агентств. Их услуги достаточно дороги (от 40%). По типам они бывают белые, серые и прочие. Рекомендую сотрудничать только с первыми, и то если все иные меры не помогли. Если же вы хоть раз в жизни обращались к криминальным структурам, это, во-первых, лежит на вашей совести и репутации, а, во-вторых, вам вряд ли удастся прекратить это "сотрудничество".

Факторинг

Хочу упомянуть об одном кардинальном способе решения проблемы долгов клиентов. Вы можете снять с себя "головную боль", обратившись в факторинговую компанию, которой вы переуступаете долги вашего клиента. То есть она сразу выплачивает вам сумму по вашему договору за вычетом своей комиссии. Для многих компаний это может быть хорошим решением, однако все имеет свою цену.

***

В заключение хочу напомнить, что основная задача вас как руководителя - выстроить такую систему бизнеса, которая позволит ему работать "как часы", принося при этом хорошую прибыль и минимум проблем. Поэтому искренне рекомендую вам "настелить столько соломы", чтобы проблема неплатежей клиентов обошла вас стороной.

***

Высказать автору свои восторги, сомнения и критику вы можете, написав на адрес: mrybakov@mail.ru.

Успехов!


БЛИЖАЙШИЕ ОТКРЫТЫЕ (СБОРНЫЕ) ТРЕНИНГИ В МОСКВЕ:

7-8 марта (суббота-воскресенье): тренинг "Как начать свой бизнес"

Сейчас мировой кризис, и именно в кризис открывается много бизнес-возможностей: происходит передел экономики, уменьшается количество конкурентов, дешевеют и высвобождаются ресурсы (персонал, помещения и т.д.). Многие ныне успешные компании начали свою работу в 1998 году. Так и сейчас, все успешные предприниматели очень активно думают, каким новым бизнесом заняться, потому что сейчас лучшее время

Пройдя тренинг, вы:

  • Научитесь конкретизировать свои мечты и преодолевать свои страхи
  • Отработаете на практике ключевые инструменты, необходимые для старта и ведения своего бизнеса
  • Получите оценку своей бизнес-идеи и свежий взгляд на пути ее воплощения
  • Лучшие идеи будут проработаны до уровня конкретного плана по созданию и развитию бизнеса.

Отзывы с прошлых тренингов

Мне очень понравилось! Я считаю, что этот тренинг на этапе планирования бизнеса очень полезен и нужен. Теперь я могу разложить любую идею на составляющие и соответственно проанализировать вероятность доходности и рентабельности предприятия. Кроме того, по этим схемам можно увидеть подводные камни любого бизнеса.

Юлия Сайфуллина

Полезный тренинг для ответа на вопрос, стоит ли начинать свой бизнес и каким должен быть первый шаг. Я узнал структуру действий предпринимателя, осознал свою позицию и узнал интересные подробности про общение с инвесторами.

Павел Лебедь

Тренинг стоит своих денег и я не жалею, что провел на нем 2 выходных. Я упорядочил мысли и идеи о своем бизнесе, определил степень готовности к нему. Главное, что мне было необходимо и что я взял с тренинга – структура и организация своего дела.

Геннадий Бедак

22 марта (воскресенье): тренинг "Карьера" (1 часть). Как заниматься любимым делом и много зарабатывать

Мы проводим на работе большую часть своего активного времени. И, тем не менее, для многих работа – настоящая каторга. Чтобы получать от работы удовольствие и хороший доход нужно заниматься любимым делом в хорошей компании. На этом максимально практичном тренинге вы сможете понять:

  • какие у вас требования к работе (это основа всего!),
  • какое же дело – ваше,
  • сколько вы стоите на рынке труда,
  • и как эту стоимость увеличить,
  • какие компании бывают, и какая нужна вам.
  • а также что делать в условиях экономического кризиса.

5 апреля (воскресенье): тренинг "Карьера" (2 часть). Поиск работы «от и до»

Для получения максимального эффекта от второго модуля "Карьеры", желательно пройти первый.

  • Личная стратегия поиска работы
  • Поиск информации, отбор компаний
  • Кадровые агентства – плюсы и минусы
  • Составление и продвижение выигрышного резюме (какие резюме выкидывают не читая, а какие дают 70%-ный успех)
  • Рекомендательные и сопроводительные письма
  • Рассылка резюме и назначение встреч с работодателем
  • Какие вопросы задают в анкетах и на собеседовании
  • Успешное прохождение собеседования: индивидуальное и с несколькими интервьюерами; различные типы руководителей
  • Торг по зарплате
  • Тестирование при приеме на работу

Пожалуйста, приходите в деловой одежде и приносите с собой распечатанное резюме.

 

Отзывы с прошлых тренингов

Тренинг очень полезный! Как жаль, что так мало времени, всего один день: хотелось еще пообщаться и задать кучу вопросов. Тренеры молодцы, настоящие профессионалы! Я определила свою «стоимость» на рынке, повысила самооценку, а также определилась с планом своих действий в сфере карьеры.

Елена Просветова

Этот тренинг очень полезен и нужен! Он прибавил мне уверенности, расширил мои горизонты понимания – я стала понимать, что нужно мне, а что навязывается извне. Одно из главных открытий с тренинга – не нужно зацикливаться и останавливаться на достигнутом, пусть и хорошем результате, потому что всегда есть куда стремиться и двигаться. Отдельное спасибо ведущим – настоящие профессионалы, очень динамичны и держат группу в тонусе! Настоящее удовольствие учиться у таких людей!

Елена Воскресенская

Актуально, востребовано, профессионально и «в точку»! И ведущие – профессионалы своего дела. Для меня очень многое прояснилось, расширился горизонт моих возможностей

Вадим Горностаев.

Очень живой и познавательный тренинг. У меня появились новые темы для размышлений и план конкретных действий. Было приятно работать с ведущим, который грамотно объясняет, помогает, слушает, знает много интересных и нужных вещей и готов ими поделиться. Я, например, поняла свои сильные и слабые стороны, узнала тип своего предприятия, определила книги, которые нужно прочесть и узнала кое-что важное об акциях…

Александра Абросимова

Для меня этот тренинг оказался очень полезным: для того, чтобы лучше понять свои потребности и взглянуть на себя под другим углом зрения. Очень интересная, веселая и при этом качественная подача материала. Мне оказалась очень полезной техника предварительного планирования своей карьеры.

Владимир Перфилов

Мне очень понравился этот тренинг: я и пришла на него своевременно, и получила уверенность в завтрашнем дне, и заряд позитива. Михаил максимально раскрыл тему тренинга для всех участников. Для меня одним из самых важных моментов этого тренинга явилось понимание того, что никогда не надо отчаиваться и опускать руки, т.к. всегда можно найти способы улучшить свое материальное положение и свой уровень жизни.

Ирина Шмарова

***

С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, бизнес-тренер, психолог
Сертифицированный специалист по управлению проектами (CPMS, IPMA)
Управляющий партнер компании "Архитектура бизнес-систем"
WWW: WWW.MRYBAKOV.RU
E-Mail: mrybakov@mail.ru

 

P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе - пожалуйста, перешлите ему это письмо.

WWW.MRYBAKOV.RU Письмо
автору
Архив
рассылки
Клиенты Реализованные
проекты
Официальные
отзывы
Отзывы
с тренингов
Все тексты Copyright © Михаил Рыбаков, если не указан другой автор.
Вы можете свободно использовать тексты из моей рассылки при обязательном указании моего авторства, ссылки на сайт WWW.MRYBAKOV.RU и моего мейла MRYBAKOV@MAIL.RU. Публикацию текстов в СМИ, пожалуйста, предварительно согласуйте со мной.
Письма, присланные автору рассылки, могут быть опубликованы в рассылке - в полном объёме или частично - без предварительного уведомления. Если Вы не хотите, чтобы Ваше письмо было опубликовано - пожалуйста, явно укажите это в начале письма. Спасибо.

В избранное