В нем, как, впрочем, и всегда, - исключительно мое авторское
мнение, и оно вполне может противоречить Вашим мыслям и другим авторитетным
источникам ;)
Статья написана специально для этой рассылки.
Вы так же можете стать соавтором рассылки, прислав свои вопросы на адрес
info@juco.ru.
***
Если вы руководитель, то часто ли бывает такое, что ваши сотрудники вас не
устраивают? Не с первого раза вас понимают, делают не то и не так? Оказываются
на удивление безответственными? Тогда этот выпуск - для вас. Фактически это
продолжение
выпуска № 32 "Ваша команда" и
выпуска №58
"Кого брать на работу". Если не читали - сейчас самое время ;)
Вот перед нами новый сотрудник. Нам проще, если это "чистый лист", то есть он
не "испорчен" работой в другой компании. При этом у нас две задачи:
Обучить его знаниям и навыкам, необходимым для выполнения работы
Привить ему наш корпоративный дух и взрастить в нем
лояльность к нашей компании
Если он уже работал в другой компании, особенно в нашей сфере, то задача
усложняется, т.к., скорее всего, придется еще преодолевать его сопротивление и
переучивать, что, как известно, сложнее.
Кого хотим в итоге получить?
Первое, что мы должны для себя определить - это целевой образ: каким
мы видим нашего сотрудника через некоторое время. Лучше, если в компании уже
прописаны ориентиры. Так, во многих крупных компаниях разработаны или
разрабатываются
профили корпоративных компетенций. Например:
Лидерство
Инициативность
Целеустремленность
Работа в команде
Кроме этого для каждой отдельной должности список компетенций может быть
расширен. Иногда в понятие "компетенция" входят не только черты личности, но
также знания и навыки, необходимые для выполнения данной работы.
Об этом мы
уже
писали.
Постарайтесь, чтобы в
формировании компетенций приняли участие не только руководитель данного
сотрудника и HR-менеджер, но и все
внутренние клиенты сотрудника, т.е. те, кто использует в своей работе
результаты его работы, а значит, предъявляет к нему свои требования. И чтобы они
подошли к процессу качественно, а не как к очередной формальности, как это часто
бывает. Чем точнее вы определите компетенции, тем более качественные сотрудники
у вас будут.
Оценка кандидатов
Далее вы выстраиваете систему оценку кандидатов так, чтобы максимально точно
выявить, насколько у него развита необходимая вам компетенция и/или насколько ее
можно развить. То есть, какие у него есть задатки для выполнения данной
работы. Например, кандидат в продавцы должен легко устанавливать контакт с
людьми и уметь убеждать. Все это достаточно точно выявляется в ходе
ассессмента,
если грамотно он разработан и проводится профессионально. О некоторых принципах
и алгоритмах оценки мы
уже
писали.
Собственно воспитание
Итак, у нас есть "молодые" сотрудники, и мы знаем, кого в итоге хотим из них
"сделать". Теперь поговорим о том, какие методы у нас для этого есть:
Постановка целей
Бизнес-процессы
Обучение и развитие
Обратная связь
Оценка
Система мотивации
Подкрепление желательного поведения и наказание за нежелательное
(дрессировка)
Личный пример руководителя
Корпоративная культура
И т.д.
Рассмотрим эти методы более подробно.
Постановка целей
Цели ориентируют человека, задают ему вектор развития. Ставьте своим
сотрудникам конкретные, логичные и последовательные цели, контролируйте их
достижение и помогайте сотрудникам их добиваться. В итоге люди непосредственно в
ходе своей работы станут такими, какими мы хотим их видеть.
Деятельность формирует человека лучше, чем любое другое средство. Если
торговый представитель будет регулярно выезжать на территорию с целью поиска
новых клиентов, то "поневоле" он станет инициативным и научится легко вступать в
контакт. Или уйдет. А если бухгалтер регулярно вносит проводки в базу данных,
то, хочет он того или нет, - станет пунктуальным. А еще требовательным: ведь
если кто-то из сотрудников не предоставил вовремя первичные документы, у него
потом возникнут большие проблемы.
Знаете, как в кратчайший срок снять страх перед противоположным полом?
Пойдите на улицу и знакомьтесь-знакомьтесь-знакомьтесь. Честно, азартно, без
халявы! После пары дней вы сможете вступить в контакт с кем угодно и когда
угодно. Испробовано много раз на самых разных людях.
Итого, задайте четкие бизнес-процессы и процедуры - и сотрудник будет
вынужден развиваться, чтобы им соответствовать.
Обучение и развитие
Ну, тут вроде бы все ясно. Хорошее обучение не только ставит людям
соответствующие навыки, но и формирует нужные нам установки, отношение к тем или
иным вещам. Например, для продавца - "клиент всегда прав", а для специалиста по
выбиванию дебиторской задолженности - явно другое :)
Плюс еще в высокой интенсивности: за два-три дня тренинга человек получает
такой опыт, который в жизни получал бы не один год.
Смотрите только при заказе тренинга, чтобы он не был просто "шоу с
бантиками", когда все счастливы, тренер - звезда (звездун ;), а в итоге в
компании ничего не меняется. Чтобы получить максимальный эффект, конкретнее
ставьте тренеру цели обучения ("обучить таким-то навыкам, привить такие-то
установки"), обсуждайте с ним предварительно ваши бизнес-процессы, специфику
коллектива и т.д. И поддерживайте результаты тренинга другими организационными
процессами (корректировка бизнес-процессов, внедрение навыков в жизнь, оценка по
итогам обучения, внутреннее обучение своих коллег теми, кто прошел тренинг и
т.д.). Обидно, когда результаты хорошего тренинга идут в песок. Но это тема
другой рассылки. Когда-нибудь напишу...
Обратная связь
Это главнейший принцип обучения/воспитания. Для того, чтобы человек изменил
свое поведение, он должен регулярно получать обратную связь на свои действия. Вы
удивитесь, но часто он просто не догаюывается, что делает что-то не то.
Но этого мало. Надо еще, чтобы он понял свою выгоду от того, чтобы
действовать таким образом, которого вы от него добиваетесь. Подчеркиваю: понять,
прочувствовать изнутри. Вы можете сто раз говорить сотруднику, что опаздывать
нехорошо, или что надо приветствовать клиента, когда он входит в торговый зал.
Но если он этого сам не поймет, то все ваши усилия - напрасны. Примеры вы
наверняка встречаете каждый день (дома, на работе, в магазинах...). Вообще-то
давать обратную связь - это навык: не такой уж сложный, но очень важный. И ему,
конечно, можно научиться. Например, оценивать не личность человека, а его
действия. Да и вообще не оценивать, а анализировать с ним вместе, задавая
правильные вопросы.
Оценка
Здесь я имею в виду не столько оценку кандидатов в процессе найма (об этом
уже было выше), сколько систему регулярной оценки работы сотрудников. Вокруг нее
сломано немало копий, но если оценка проводится у вас разумно (а не является
формальностью или поводом для расправы с неугодными сотрудниками), то она сильно
мотивирует человека двигаться в направлении, нужном компании. Ведь во время
оценки изучаются итоги работы человека за период, ставятся новые цели,
оцениваются его компетенции, разрабатывается индивидуальный план развития и т.д.
Да и вообще это повод (порой редкий) для руководителя и сотрудника поговорить о
его будущем в компании, карьерных перспективах.
Кстати, об индивидуальном плане развития. Это очень сильный инструмент
воспитания сотрудников. Ведь разрабатывая его, вы фактически вместе с
сотрудником (и это очень важно!) разрабатываете образ того, каким он должен
стать через некоторое время, например, год. А также алгоритм достижения этой
цели.
Хорошая система мотивации задает человеку четкие цели.
Сделал план - получил столько-то. Перевыполнил - еще больше. Привлек новых
клиентов или вышел на новый интересный сегмент рынка - еще увеличил свой доход.
А вот плохо поработал с клиентами и потерял нескольких, или допустил дебиторскую
задолженность - будь добр, заплати за это.
А вот юрист регулярно затягивает процесс согласования договоров. Ругать его,
вести воспитательные беседы? Можно, конечно, и иногда даже помогает, но этого
одного явно недостаточно. Гораздо лучше сделать соответствующий показатель (KPI),
и потом рассчитывать зарплату с его учетом.
Хорошая, качественная система KPIs - лучший
воспитатель,какого можно себе представить.
Объективный, бесстрастный, работающий строго на интересы компании.
То же относится и к системе нематериальной мотивации. Например, конкурсы на
лучшего сотрудника задают людям стандарты, какими компания хочет их видеть. А
нам того и надо.
Замечу, что на рынке есть и обратные примеры: когда система мотивации
устроена так, что только портит персонал.
Подкрепление желательного поведения и наказание за нежелательное
(дрессировка)
Тут многие скажут: "Ну это уж слишком!" А почему? Ведь по сути, мы
говорим о формировании и закреплении желательного поведения и убирании
нежелательного. Фактически, это формирование условных рефлексов: улыбаться
клиенту, делать все быстро и качественно и т.д. И чем это отличается от работ
господина Павлова (или Скиннера: он больше известен в западном мире)? Или от
работы наездника, который объезжает молодую скаковую лошадь, обучая ее слушаться
седока, выполнять команды, не отвлекаться во время работы на щипание вкусной
травы. Или - дрессировщика, который обучает служебную собаку охранять объект,
отличать своих и чужих и т.д.
А как же личность? А как же свобода выбора? Все это никто не отменял. Однако
что лучше для вас как руководителя: когда сотрудник работает как получится или
всегда одинаково хорошо? Улыбается, когда у него есть настроение, или всегда,
когда видит клиента, руководителя, коллегу?
Свобода выбора у нас есть, когда мы решаем, где и кем нам работать. Некоторая
свобода есть у сотрудника в рамках, заданных целями компании, отдела, должности.
А также во внерабочее время. А вот свою работу лучше делать быстро и
качественно. А это и достигается отработкой устойчивых условных рефлексов.
Так водитель-новичок задумывается, переключая передачи, в то время как
опытный может даже не отслеживать то, как он едет, думать о своем. Опытный
тренер не задумывается, как ему установить контакт с группой - он просто это
делает, причем на высшем уровне. Доволен он - довольна группа. А что нам еще
надо?
Вот и получается, что профессионализм - это правильно выработанные и
отточенные навыки. А что это, если не следствие дрессировки? Заметим, что жизнь
тоже нас дрессирует, причем мастерски. Попробуйте ударить каменную стену - и она
даст нам качественную обратную связь, повторять не захочется :)
А самому человеку лучше быть профи или профаном? У кого больше свободы,
славы, денег? То-то и оно. Вот и получается, что воспитание (=дрессировка) -
очень гуманное искусство. Впрочем, не искусство. А тоже навык, который
можно развить, причем довольно быстро, если делать это профессионально.
Любимый вопрос руководителей: что важнее, поощрения или наказания.
Экспериментально было установлено, что важно и то и другое. Однако оптимально,
если соотношение 2:1 в пользу поощрений. То есть, очень важно замечать
желательное поведение сотрудника (например, качественно выполнил свою работу), и
поощрять его за это.
Как поощрять?! Уж не доплачивать ли ему за то, что нормально работает? Нет,
конечно. Одобрить можно и словом, и улыбкой, и кивком головы. Вот и получается,
что грамотная дрессировка - очень гуманное занятие.
Наверное, вы уже догадались, что вышеописанные обратная связь, система
оценки, система материальной и нематериальной мотивации - это тоже инструменты
для воспитания (дрессировки) сотрудников.
Личный пример руководителя
На кого равняются сотрудники? В первую очередь, на своего руководителя. И
если вы регулярно опаздываете или забываете поздороваться, то не ждите от
персонала ничего иного. Поэтому, хотите вы этого или нет, ваша задача - быть
эталоном для своей команды.
О ней очень много говорят, сложено немало мифов. На самом деле это устойчивые
нормы, установки, шаблоны поведения, которые сложились в коллективе. Или (что
лучше) были сформированы сознательно.
Как говорится, если хотите получить соленый огурец - опустите его в рассол.
Так и с сотрудниками :) И пусть рассол будет приготовлен по правильному рецепту:
с укропчиком и смородиновым листом. А вот нужен ли хрен - решайте сами :)
***
В заключение очень советую вам прочесть книгу
Карен Прайор "Не рычите на собаку" (Don't shoot the
Dog!). Карен - профессиональный дрессировщик, отработавший много лет с
лошадьми, дельфинами и т.д. Но не только: в книге она раскрывает секреты того,
как, к примеру, сделать своего мужа вежливым. К сотрудникам тоже применимо :)
Летом мы больше занимаемся корпоративными проектами, ведь у многих компаний
есть возможность в период летнего затишься провести
коренные преобразования, которые
планировались в течение года. Поэтому открытых тренингов летом много не будет.
Сейчас появилась вероятность того, что мы проведем дополнительный тренинг
«Управление
проектами»в июле-августе - если наберется достаточное количество желающих - заявки уже
есть. Так то если хотите участвовать в это время - свяжитесь с нами. А по плану
- только осенью.
29 сентября - 1 октября (понедельник-среда): тренинг
«Управление
проектами». Системный взгляд на проекты, 70% времени – практические упражнения. Тренинг регулярно проходит с 2002 года, и за это время его участниками стали более 500 человек из таких компаний как
Jurby Watertech International, Saint-Gobain, SHL, Альфа-банк и
Альфа-Страхование, Альянс-Пром (ГК Альянс), Астана-недвижимость, Гарант, Интеко,
Иркутский алюминиевый завод (СУАЛ-холдинг), Иркутскэнерго,
КазМунайГаз НК, Крост, РЖД, СО – ЦДУ ЕЭС, ТатОйлГаз НК, ЮКОС
НК и многих других. Вы можете ознакомиться с
отзывами участников, а также со
статьями тренеров курса:
Михаила Рыбакова, Сертифицированного Специалиста по Управлению Проектами (Certified Project Management Specialist), IPMA.
С уважением,
ведущий рассылки
Михаил Рыбаков
Бизнес-консультант, бизнес-тренер, психолог
Сертифицированный специалист по управлению проектами (CPMS, IPMA)
Старший партнер компании Just Consulting
WWW: http://juco.ru
E-Mail: mrybakov@juco.ru
Тел.: +7 (495) 22-55-470 (многоканальный)
Персональный сайт: http://mrybakov.ru