Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Конкурентная разведка и искусство войны в бизнесе


Раскольники и ренегаты

Сотрудники, уходящие к конкурентам или открывающие свой бизнес, зачастую трудились на себя еще на прежней работе.

Часто случается так, что владелец фирмы, отстроивший свой бизнес с нуля, по кирпичику, тщательно и терпеливо трудившийся над созданием безупречно действующего коллектива, в один прекрасный день обнаруживает, что в недрах его команды вызрело и дало всходы семечко «ренегатства» – часть ведущих сотрудников сочла для себя более выгодным перейти к другому работодателю или вовсе отделиться и завести собственное дело.
В сегодняшней публикации руководители анализируют возможные причины раскола, делятся собственным опытом и рассказывают, как распознать такую угрозу, предупредить ее и минимизировать последствия.

РЕБЯТА, КОТОРЫХ Я НАУЧИЛ ВСЕМУ, ВЗЯЛИ И СОЗДАЛИ СВОЕ ДЕЛО

Евгений МУХАМЕТЗЯНОВ, генеральный директор IT-фирмы «Компьютер-Лог», Солнечногорск. В 1993 году я решил создать собственный бизнес в сфере IT. Фирма должна была заниматься продвижением информационных технологий и оказывать полный комплекс услуг по консультированию относительно закупок персональных компьютеров, их установке, обслуживанию, программному обеспечению, обучению пользователей и т.п. Эта ниша в городе была тогда абсолютно свободна.
Толковые специалисты в области информационных технологий – товар штучный и очень дефицитный, особенно в условиях небольшого подмосковного города, из которого Москва выкачивает, словно пылесосом, все мало-мальски квалифицированные кадры.
Я осознавал, что специалистов необходимого уровня мне придется готовить непосредственно в стенах фирмы, доучивая и переучивая свежеиспеченных вузовских выпускников. Подготовка грамотного IT-специалиста – процесс долгий, нервный и дорогостоящий, но получить опытного работника другим способом не представлялось возможным. Очень бывало обидно, когда кое-кто из перспективных сотрудников принимал решение уйти из фирмы и устроиться на работу в Москве.
Несмотря на подобные случаи фирма успешно развивалась, ее штат по сравнению с первоначальным вырос в
4 раза и на начало 2001 года составлял уже 20 сотрудников, большинство из которых были выпестованы мною лично.
В один прекрасный день мне на стол легло сразу 8 заявлений об увольнении, причем, от лучших сотрудников фирмы.
Основные причины увольнения, изложенные мне, заключались в том, что:
– мне не доверяют как руководителю, так как я плохой управленец и не даю сотрудникам заработать;
– подчиненных раздражает то, что я регулярно отчисляю часть прибыли на благотворительность;
– ребята хотят иметь собственный бизнес.
Отколовшиеся сотрудники вскоре создали собственную фирму с той же специализацией, что и наша. Использовав доступ к моим базам данных, они переманили у нас изрядную часть клиентуры и сегодня являются основными нашими конкурентами на местном рынке IT. Нельзя сказать, что их предприятие более успешно – образования ребятам все-таки не хватает, однако их коммерческая агрессия доставляет нам немало головной боли.

Как защитить фирму от раскола?
1. Занимаясь подготовкой (переподготовкой) специалиста на предприятии или отправляя его на образовательные курсы, заключите с ним договор, предусматривающий обязательную отработку в течение определенного срока, либо выплату денежной компенсации фирме в случае экстренного увольнения.
2. Защитите свои базы данных. Пусть доступ к ним имеет ограниченный круг лиц.
3. Иногда к обсуждениям в курилке стоит прислушаться, чтобы вовремя предпринять меры к источникам негативных настроений и обезопасить свой бизнес. Для этого вам необходимо иметь в коллективе 1-2 доверенных лиц.
4. Сотрудников необходимо материально стимулировать, а лучших – вводить в состав своих партнеров по бизнесу, насколько это возможно без ущерба для фирмы.

Сегодня – сотрудник, завтра – конкурент

Очень часто предатели начинают
работать на себя еще на прежней работе, а после ухода уводят с собой клиентов.

7 поводов задуматься о характере и поведении ваших сотрудников

Когда сотрудник покидает фирму и создает свое предприятие, убытки его бывшего работодателя могут быть огромны: это и потеря хорошего работника, и появление нового конкурента. Обратите внимание на возможные свидетельства «раскольнических» замыслов ваших сотрудников.

Забытая альтернатива
При планировании системы оплаты труда и поощрений руководители вольно или невольно отталкиваются от формулы «Оплачивается не труд, а альтернатива». Критерием оценки работника служит исключительно его среднерыночная стоимость в конкретном регионе. С одной стороны, это разумно: недовольный зарплатой сотрудник может уйти работать в другую фирму, а в Калифорнию, например, вряд ли уедет, так что платить ему столько, сколько получают его заокеанские коллеги, нет смысла. С другой стороны, часто упускается из виду, что у неудовлетворенного работника есть и еще одна альтернатива – не искать другую работу по найму, а открыть свое дело. Однако такие решения не принимаются спонтанно – скорее, сотрудник создаст вначале «внутренний» бизнес, а уже затем уйдет, унося с собой в качестве своего стартового капитала клиентскую базу и ноу-хау бывшего работодателя.

«И я так смогу!»
Если бизнес-схема уж очень проста – особенно это касается товарно-закупочной деятельности, – то у сотрудника легко может возникнуть искушение заняться тем же самым, но уже работая на себя. В 90-е гг. текучесть кадров, связанная именно с уходом работников в свой бизнес, была особенно высокой. Сегодня рынок уплотнился и, в частности, выросла стоимость «входа» на него, но подобная угроза все еще существует.

«Пусть меня научат!»
Допустим, вы захотели стать владельцем собственной фирмы – например, туристического агентства. С чего разумно начать? Конечно, пойти поработать в уже существующую и успешную компанию. Магазины готового бизнеса – это все-таки экзотика, а большинство предпринимателей открывают свой бизнес в той области, в которой разбираются – то есть, в которой уже работали. На кого-то. А вот работодателям стоит задуматься, за что они платят деньги своим подчиненным: за работу или за учебу?

Долой казармы!
Свой бизнес способен создать только человек с определенным уровнем самостоятельности и независимости. Такие люди вряд ли будут терпеть муштру и жизнь по армейскому уставу. В то же время многие руководители грешат тем, что любят покомандовать, «построить» подчиненных. Бесконечные указания и правила, регламентирующие даже внешний вид и поведение сотрудников, возможно, могут помочь начальнику почувствовать собственную важность, но далеко не всегда способствуют эффективному бизнесу.

Сколько волка ни корми…
Впрочем, есть люди, которые в принципе не могут подчиняться кому бы то ни было.
У них может и не быть способностей к предпринимательству, но сама их неуживчивость будет толкать к этому. Попутно они могут нанести немалый ущерб своему работодателю.

Деньги – не главное
Профессор К. Бланчард, автор ряда руководств по менеджменту, как-то опросил 10 000 работников, пытаясь выяснить, какие факторы им представляются наиболее важными в их работе. «Высокая зарплата» оказалась лишь на пятом месте – далеко позади «ощущения сопричастности к происходящему» и «дружеской помощи в решении личных проблем». Для русского менталитета вопрос личных отношений с руководством является еще более актуальным, вспомните классическое «Ты меня уважаешь?» Почувствовавший неуважение или высокомерие со стороны начальства работник может решиться на действия, на которые он бы никогда не пошел, если бы отношение к нему было другим, при этом высокая зарплата редко способна компенсировать обиды или моральное неудовлетворение.

«И так все на мне!»
Если работа фирмы в значительной степени зависит от компетентности и предприимчивости одного или нескольких сотрудников, что ему или им помешает, в конечном итоге, создать собственное дело? Крепостное право у нас уж полтора века как отменили...

Заявления – на стол!

Риск возникновения «ренегатства» внутри коллектива фирмы имеется почти всегда, но большинство предпринимателей подобных казусов все-таки успешно избегают. Практика показывает, что для этого совсем необязательно заниматься ежеутренним пением корпоративных гимнов и организацией бесконечных офисных вечеринок. Многие предприниматели используют самые простые, но надежные и проверенные временем методы – увольнение и локаут.

Наталья СИГАЕВА, генеральный директор автосервиса «Кама-Авто», Сарапул. Я автосервисом занимаюсь еще со времен кооперации, то есть с 1980-х годов. За это время у меня в бизнесе столько неприятных ситуаций возникало, что сейчас уже многое и не вспомнить. К примеру, полгода назад мне сообщили, что один из наших механиков предложил автослесарям потребовать у меня повышения зарплаты, а если я не соглашусь, уволиться и организовать собственную фирму.
В принципе я, наверное, могла бы платить сотрудникам больше, но, во-первых, они и так получают по местным меркам очень неплохо, а во-вторых, я считаю, что доход предпринимателя – это не просто «навар», а финансовый резерв, который позволяет предприятию удержаться на плаву в форс-мажорных обстоятельствах.
Рисковать бизнесом, чтобы удовлетворить шантажистов, я не собираюсь. В общем, я провела собрание, на котором четко и понятно все объявила: часть сотрудников недовольна своей зарплатой, но повысить ее я не могу, поэтому предприятие временно закрывается, и предложила всем недовольным написать заявления об уходе.
Любопытно то, что никто, включая агитатора-механика, заявлений не написал. Механик вынужден был уволиться после того, как я его прямо об этом попросила. С тех пор сотрудники у меня – тише воды.
Если организация подобных мер будет проведена без учета Кодекса законов о труде, они (меры) могут стать предметом разбирательства в суде. Однако во множестве случаев жесткость и категоричность владельца предприятия, наряду с тщательным контролем за умонастроениями в коллективе, могут оказаться единственным средством от посягательств на целостность и успех его бизнеса.

МЕЧТАТЕЛЯ-РЕНЕГАТА НАДО СРАЗУ СПУСТИТЬ С НЕБЕС НА ЗЕМЛЮ

Елена ДЕНИСОВА, директор страховой компании, Волгоград. Почему люди так делают? Забавно, но большинство из них смотрит на вас и полагает: «У него получилось – значит, и у меня получится! Я умнее!» Это со стороны так кажется. На практике же он потом может не учесть массу нюансов – начиная от поломки машины и заканчивая регулярным выключением света в организации, от которой зависит ваш бизнес. В итоге он может получить совсем не ту прибыль, на которую рассчитывал. Предатели зачастую оказываются просто самонадеянными людьми, и важно грамотно и вовремя суметь спустить сотрудника с небес на землю, объяснить, каким нечеловеческим трудом вам удалось выжить и как бесперспективно будущее тех, кто захочет повторить ваш путь.

КАЖДЫЙ МНИТ СЕБЯ СТРАТЕГОМ, ВИДЯ БОЙ СО СТОРОНЫ…

Ирина АФАНАСЬЕВА, директор частного фитнес-центра, Смоленск. Спортивно-оздоровительные клубы, фитнес-центры, салоны красоты растут в нашем городе, как грибы после дождя. Это и понятно. Услуги с каждым годом становятся все востребованнее. Но потом наступает «засуха», и многие из новичков объявляют себя банкротами. И это тоже закономерно – они не знают специфики управления нашей работы. Как правило, владельцы новых структур – почти все «отщепенцы». Начинали работать инструкторами, потом менеджерами солидных фирм, которые давно позиционировались на рынке. Как им казалось, набирались опыта и уходили в «автономное плавание», становясь моими конкурентами. Это можно было понять и простить, если бы не бесчестные способы, которыми они пользовались.
Талантливому и работоспособному тренеру после всех «человеческих» проверок я доверила управление компанией. За счет фирмы она прошла мастер-классы в Москве. По возвращении стала сторониться меня, у нас больше не было разговоров за чашечкой кофе, а спустя некоторое время она открыла свой фитнес-клуб, прихватив всю нашу клиентскую базу и инструкторов, пообещав им золотые горы. Предательство я переживала тяжело, строила планы мести, затрачивая на это огромное количество времени и психической энергии. Обсуждали эту тему с коллегами, пришли к выводу, что «отщепенцы» идут «ва-банк» в погоне за сладким куском по незнанию. Так и вышло – кусок-то оказался горьким, доходы мизерными, обслуживание клиентов не на уровне. Многие из них вернулись в мой фитнес-центр, попросились назад и тренеры. Приняла. И сейчас создаю систему противовеса соблазну – стимулирую персонал. Пока полный соцпакет я им предложить не могу, но зарплату увеличиваю, при этом повышаю требования к работникам, что, в свою очередь, ведет к повышению интенсивности труда. Такое положение дел всех устраивает.

Раскольники и ренегатыСвой бизнес нельзя доверять никому

Уйти из фирмы, прихватив с собой часть клиентуры и интеллектуальных наработок предприятия, – это, разумеется, непорядочно. Однако случается и так, что бизнес крадут практически целиком. При этом счета в банке, офис, оргтехника, скрепки-органайзеры и прочие пожитки фирмы могут остаться в относительной целости и сохранности, а само предприятие уже приказало долго жить.

ВСЯ ОРГТЕХНИКА ОСТАЛАСЬ НА МЕСТЕ, НО БИЗНЕС БЫЛ УКРАДЕН ЦЕЛИКОМ

Олег ТАРУТИН, директор рекламного агентства «Лада», Ижевск. Мне однажды довелось работать в рекламном агентстве (не буду его называть), которое вскоре после моего трудоустройства было фактически украдено у его владельца. Фирма занималась изготовлением и размещением наружной и видеорекламы, организацией рекламных акций и т.д. Учредитель агентства первые восемь лет руководил бизнесом единолично, сделал его одним из самых «раскрученных» в городе, заработал неплохие деньги, на которые открыл еще одно дело в Москве и сам туда переехал. Управление фирмой он доверил своей знакомой – бывшему агенту отдела реализации. Видимо, этой даме скоро надоело довольствоваться одним директорским жалованьем, поэтому она потихоньку зарегистрировала на свое имя новое агентство с очень похожим названием и перевела на него сделки с наиболее выгодными клиентами. Насколько я знаю, в афере были заняты и некоторые ее бывшие коллеги-агенты, поскольку без их участия переадресация договоров была бы невозможна или чересчур хлопотна. Дизайнеры, художники и прочие исполнители работали по новым заказам, ничего не подозревая и получая зарплату в бухгалтерии старого агентства.
Еще через некоторое время директриса провела общее собрание, на котором предложила всем сотрудникам написать заявления об увольнении из старой фирмы и о трудоустройстве в новую. Своих карт она перед нами полностью не раскрывала, пообещав только переезд в новый благоустроенный офис и небольшую прибавку к зарплате (которой, кстати, так и не случилось).
В общем, когда владелец агентства, заподозрив неладное, приехал с проверкой, на том месте, где когда-то располагалась его фирма, он обнаружил только вывеску и запертый на все замки офис с оргтехникой. Владелец попытался на скорую руку собрать новый коллектив и частично даже вернул прежнюю клиентуру, но при отсутствии опытных специалистов уровень исполнения заказов оказался слишком далек от прежнего, поэтому клиенты понемногу перетекли к конкурирующим агентствам.

ВО ИЗБЕЖАНИЕ «УВОДА» БИЗНЕСА:

∙ Самое надежное средство – вести дело единолично.
∙ Если вследствие расширения бизнеса или из-за вашего переезда личное управление делами фирмы становится затруднительным, кандидатуру на должность замещающего вас руководителя подбирайте особенно тщательно.
∙ Предложите ему участие в прибыли вашего предприятия.
∙ Обязательно организуйте негласный контроль за его деятельностью.

 

С уважением, Школа Безопасности Бизнеса

bezopasno@bk.ru


В избранное