Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Бюджетное управление и не только


Информационный Канал Subscribe.Ru

Бюджетное управление и не только

Выпуск N57
от 2003-08-21
Для 1973 подписчиков

 

Здравствуйте, уважаемые подписчики!


 

Новая версия сайта компании ICF

 

Приглашаем Вас посетить наш полностью обновившийся сайт www.icf.ru. Поменялся как внешний вид сайта, так и его наполнение.

Открыть сайт »»

 

Конференция «Современная ERP система как эффективный инструмент управления компанией»

 

Компания ICF, приглашает Вас принять участие в работе Конференции «Современная ERP система как эффективный инструмент управления компанией», которая пройдет в рамках выставок «Нефть и газ. Конверсия и машиностроение для ТЭК» в Тюмени, 17-18 сентября и «SofTool» в Москве, 1-3 октября.

Прочесть подробную информацию на нашем сайте »»

 

“Управление по центрам ответственности. SWOT-анализ”

ЧАСТЬ 2

SWOT-анализ (анализ сильных и слабых сторон объекта, возможностей и угроз) чаще всего рассматривается применительно к бизнес-процессам и бизнес-планированию. Тем не менее, весьма полезно его использование при рассмотрении некоторых аспектов управленческого учета. В рамках SWOT-анализа управления предприятием по ЦФО отметим следующие моменты.

Cильные стороны управления по центрам ответственности:

  1. Увеличение времени для стратегического планирования и возможность использования двух форматов формирования БДР (бюджета доходов и расходов):
    • по функциональному принципу (по бизнес-процессам или направлениям деятельности), когда ответственность за статьи расходов в консолидированном БДР возлагается на функциональных директоров. Подразделения, объединенные в ЦФО, ответственные за группу функций, берут на себя от-ветственность за расходы, связанные с выполнением данных функций в рамках своих полномочий;
    • по ресурсному принципу, когда составляется ресурсный бюджет, где отражается общая сумма расходов на потребляемые ресурсы. Финансовая информация группируется и собирается не в разрезе реализуемых функций по ЦФО, а по видам ресурсов. Необходимо отметить, что выбор того или другого формата формирования БДР зависит от характера структуры управления предприятием (линейной, функциональной, линейно-функциональной или матричной).
  2. Обеспечение процесса эффективного делегирования полномочий руководителям ЦФО по принятию оперативных управленческих решений;
  3. Эффективное применение концепции управления по отклонениям, поскольку в данном случае заранее известно, какое из подразделений приносит доходы или несет те или иные затраты; топ-менеджмент может контролировать деятельность ЦФО и объективно оценивать качество работы их руководителей;
  4. Обеспечение обоснованного выбора базы распределения общехозяйственных расходов по ЦФО/ЦП (центрам прибыли), что просто необходимо в рамках учета затрат по системе директ-костинг;
  5. Мотивированный подход к выделению ЦФО (выделение новых ЦФО, разделение и объединение существующих) либо по функциональному, либо по линейному принципу.

Слабые стороны:

  1. Руководители ЦФО склонны рассматривать только свое бизнес-направление, а не организацию в целом, что может идти в разрез с принципом коллегиальности бюджетного процесса;
  2. Рост затрат на получение дополнительной информации от руководителей ЦФО, увеличение потоков документооборота;
  3. Размывание ответственности по отдельным статьям основного бюджета по нескольким руководителям, особенно это относится к ресурсному планированию;
  4. Увеличение времени на подготовку, согласование и утверждение бюджета, что вызвано большим количеством участников бюджетного процесса;
  5. Зачастую очень слабая подготовка руководителей ЦФО в области финансового планирования.

Возможности:

  1. Возможность оценки результатов работы конкретного подразделения (степени достижения поставленных целей), сравнения эффективности деятельности различных подразделений в финансовых показателях;
  2. Возможность привлечения внимания топ-менеджмента предприятия к тем областям деятельности, где оно наиболее необходимо;
  3. Возможность децентрализации бизнеса;
  4. Возможность улучшения системы мотивации сотрудников ЦФО через выполнение ими запланированных показателей;
  5. Возможность использования внутреннего (трансфертного) ценообразования, что особенно актуально для крупных холдинговых предприятий с разнообразным ассортиментом продукции, перечнем работ, услуг.

Угрозы:

  1. Затраты на построение и внедрение данной системы в настоящее время не поддаются количественной оценке и могут оказаться больше, чем получаемый от ее использования эффект (по крайней мере в краткосрочной перспективе), что зачастую обуславливается отсутствием нормативной документации, регламентирующей финансовую структуру, а ее подготовка отнимает большое количество времени, необходимое для внедрения новой системы;
  2. Непринятие данной системы функционалами в силу разных причин;
  3. Угроза появления дублирующих служб и функций у различных подразделений;
  4. Рост рисков, связанных с ошибками планирования, которые на начальном этапе неизбежны.

Таковы основные моменты SWOT-анализа управления по ЦФО, наиболее часто встречающиеся в практике постановки управленческого учета и бюджетирования. Проведение примерного анализа в рамках отдельно взятого предприятия позволит его специалистам и руководству ответить на вопрос: действительно ли так необходима финансовая структура, основанная на ЦФО, и какую выгоду это может принести в дальнейшем?

Муравьёв Степан
компания ICF.




http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу

В избранное