Управленческие
технологии и
интеллектуальный капитал.
Мы
планируем
изложить свой взгляд на кадровые вопросы и вопросы управления персоналом
организации с точки зрения интеллектуального капитала, пользуясь при
этом
психологическим языком. Материалы этой рассылки посвящены
следующим темам:
психологические аспекты поведения людей в
группах
и организациях;
лидерство как психологический, социальный и
организационный феномен;
управление персоналом организаций;
подбор и расстановки кадров;
выявление и использование интеллектуального и
творческого потенциала сотрудников;
организационная культура;
использование ИК для повышения прибыльности
организации;
поиск новых возможностей в
бизнесе;
и еще много самых разных тем.
Управление
персоналом представляет собой очень сложный и неоднозначный предмет для
обсуждения. На наш взгляд, литература, которая существует по данному
вопросу, страдает неполнотой и узостью взгляда. Она чаще всего
представляет
собой краткий учебник по психологии общения для менеджеров и
основывается на
устаревших понятиях и приемах.
В
современной
литературе по бизнесу одним из ключевых понятий является
интеллектуальный
капитал. Одними из важных составных частей интеллектуального
капитала
организации признаются организационная инфраструктура, квалификация
сотрудников и качественное управление персоналом. Действительно, эти
вопросы
связаны воедино. для производства качественного продукта или услуги
необходимы квалифицированные сотрудники, работающие в "единой
упряжке", то
есть согласованно и осмысленно. Талант руководителя проявляется в умении
подобрать кадры, необходимые для выполнения задачи, создать из них
команду и
управлять ей. Там, где задействован "человеческий фактор",
невозможно
обойтись без психологических знаний и умений. По роду занятий
приходилось
часто сталкиваться с руководителями, которые говорили: "Я уже много
лет
руковожу людьми, поэтому я сам хороший психолог". К сожалению, чаще
всего
кроме этих слов никаких психологических знаний и умений такие
руководители
не обнаруживали. Кстати, можем предложить интересный вопрос для
размышления:
может быть, эти слова являются визитной карточкой посредственного
руководителя и психолога? Почему это так (или не так)? Свой ответ мы
дадим в
одном из ближайших выпусков.
Для
начала
хотелось бы рассмотреть основополагающий принцип (парадигму)
руководства.
Чаще всего руководитель видит свою цель и смысл своей работы в том,
чтобы
правильно управлять людьми, то есть грамотно воздействовать на
них.
Этот принцип абсолютно ошибочен, так как сосредоточен на действиях
руководителя по отношению к подчиненным и совершенно не учитывает
взаимодействия между руководителем и подчиненными. Пользуясь этим
принципом, руководитель действует как шахматист по отношению к шахматным
фигурам, то есть передвигает их в рамках доски по определенным правилам,
пытаясь добиться своих целей. На самом же деле ситуация выглядит иначе:
руководитель находится на одной доске с подчиненными (может быть, в
качестве
ферзя - максимум силы и подвижности) и участвует в той же игре по тем же
правилам. Принципиально он ничем не отличается от других фигур,
участвующих
в игре. Еще лучше эта ситуация описана Л.Кэрроллом в сказке "Алиса
в стране
чудес": попытка сыграть в крокет, когда мячом в игре является еж,
молотком -
фламинго, а воротами - солдаты, при этом каждый действует так, как ему
хочется. Если вы принимаете новый взгляд на управление, вам приходится
пересмотреть отношения с подчиненными, те приемы и подходы вы
используете.
Может быть, самое важное, что можно об этом сказать: управление людьми -
это
очень сложная деятельность. Те действия, которые принесут результат в
общении с определенным человеком в данной ситуации, могут оказаться
бесполезными или даже вредными с другим человеком или с тем же
человеком, но
в другой обстановке. Существуют только некоторые принципы, которые
позволяют
ориентироваться в процессе общения, и мы постараемся их
обсудить.
Небольшой
тест для руководителей. Часто ли вы в разговоре с подчиненными
произносите
следующие фразы: "Вы получаете предостаточно денег, и поэтому
должны...",
"От того, как вы будете работать, будет зависеть ваше
вознаграждение", "От
вас требуется ответственное отношение к делу", "Я буду
наказывать вас за
подобные действия"? Чем чаще вам приходится их произносить, тем
менее
эффективно ваше руководство. Такие фразы - признак скрытой слабости
руководителя.