Сегодня вы ознакомитесь со статьёй А. Левитаса «Как противодействовать
манипуляции».
Что это означает для пиарщика
Если Вы работаете пиар-директором или пресс-секретарём фирмы либо
занимаетесь пиаром персоны, партии или организации, Вы должны уметь
освещать любые события, происходящие с Вашим клиентом, в максимально
выгодном для него свете. Это важно – однако этого недостаточно.
Чтобы именно Ваша точка зрения на те или иные события возобладала, чтобы
именно она была принята как достоверная, Вам надо ещё и успеть донести её
до своей аудитории первым. Прежде, чем это сделает кто-то другой, чьё
мнение для Вас неприемлемо – например, Ваш политический противник.
Поскольку большинство людей настроены некритично и ленятся проверять факты
самостоятельно, именно то описание событий, которое они получат первым,
будет воспринято ими как соответствующее истине. Поэтому для пиарщика мало
изложить свою версию событий, ему надо ещё и успеть сделать это первым.
Тому, чья версия будет озвучена второй, будет куда сложнее убедить
аудиторию в своей правоте – даже если на самом деле прав именно
он.
Что это означает для манипулятора
Примерно так же действуют и манипуляторы, старающиеся повлиять на
отношения между двумя людьми, будь то влюблённая пара (вспомните
шекспировского Яго, рассорившего Отелло с Дездемоной) или будь то
соучредители фирмы, или руководитель и подчинённый, или поставщик и клиент
– и за счёт этого добиться какой-то выгоды для себя.
Когда происходят какие-то события с одним человеком, манипулятор спешит к
другому и описывает эти события в том ключе, который подтверждает его,
манипулятора, мнение – а также делает далеко идущие выводы из этих
событий.
И если манипулятор успел первым – крайне велика вероятность, что именно
его интерпретация событий будет принята как правдивая. А любая последующая
версия, описывающая события как-то иначе, будет восприниматься уже как
отмазки, попытка оправдаться, а то и как обман или клевета – ведь первая
версия уже отложилась в голове.
Поэтому когда манипулятор стремится сформировать у жертвы в голове
какое-то искажённое или предвзятое восприятие тех или иных событий – для
него крайне важно сделать это прежде, чем жертва получит из любого другого
источника иную точку зрения на те же события. Потому что запоминается
именно первая версия.
Как противодействовать такой манипуляции
Очередной раз напомню базовый принцип: лучшим способом противодействия для
многих видов манипуляции будет осознание самого факта манипуляции. Поэтому
если кто-то рассказывает Вам про кого-то из Ваших друзей, партнёров,
клиентов или про любимого человека что-то такое, что может повлиять на
ваши отношения – перво-наперво стоит задаться вопросом о том, зачем он это
делает.
И если есть хоть малейшие основания предположить иные намерения, помимо
искренней заботы о Вас – начинайте сразу отделять факты от эмоций, а также
проговаривать про себя, что неплохо бы понять, как же всё было на самом
деле. Причём делать это можно двумя способами.
Либо начать прямо задавать уточняющие вопросы и прямо же проговаривать:
«На самом деле, Вася, ты знаешь только то, что Маша не брала трубку и
не включала свет – а остальное ты додумал. Фактом является то, что ты не
сумел до неё дозвониться, а всё прочее – твоё частное мнение или твои
предположения» Либо делать то же самое не вслух, а про себя: «Вася
считает, что Маша ночевала у любовника – на самом же деле известно только
то, что она не включала свет и не брала трубку, да и это известно только
со слов Васи...»
Таким образом Вы не дадите версии манипулятора закрепиться у Вас в голове
без сопротивления, как единственно верной. Ну а потом, если тема покажется
Вам заслуживающей внимания, Вы сможете собрать дополнительную информацию,
чтобы составить собственное, более объективное представление о том, что же
произошло.
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из
Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи -
пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или
просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только
выиграете.
Заранее, благодарю Вас! Прислать
вопрос Присылайте
новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если нет
явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле
письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2012,
Наталия Педченко. Все права
защищены. Разрешается републикация материалов сайта в
Интернете с обязательным указанием активной ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и указать все реквизиты
автора материала точно так же как они сделаны на этом сайте (это касается
и активных ссылок).