Способность эффективно применять накопленный опыт на практике – это и есть искусство управления. Люди, работающие на фирмах или сотрудничающие с другими фирмами, обладают своими неповторимыми качествами, имеют свою систему ценностей и мотивацию к труду. Поэтому менеджмент опирается на лежащие в его основе концепции, теории, принципы, формы и методы. Благодаря чему появляется возможность соединить науку и искусство управления в единый процесс, тем самым способствовать развитию личностных качеств менеджеров,
их способности применять знания в практической работе.
На протяжении более чем вековой истории наука управления разрабатывала свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей в процессе управления.
Первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирования основ научного управления, появились за рубежом в конце XIX — начала XX века. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в чёткой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами.
Основателем школы научного менеджмента стал Ф.У. Тейлор — инженер-практик и менеджер, решавший в своей повседневной работе вопросы рационализации производства и труда с целью повышения производительности и эффективности. Изучая способы выполнения работ и трудовых операций, Ф. Тейлор сформулировал четыре принципа управления индивидуальным трудом рабочих:
∙ научный подход к выполнению каждого элемента работы;
∙ научный подход к подбору, обучению и тренировке рабочего;
∙ кооперация с рабочими;
∙ разделение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими.
Научные разработки, базирующиеся на количественном и системном подходе к менеджменту, углубили понимание сложных управленческих проблем путём их моделирования и позволили шире применять количественные методы при принятии решений в сложных ситуациях. На основе исследования операций и математических моделей стали решаться сложнейшие задачи управления запасами, распределениями ресурсов, массового обслуживания и многие другие. Разработки в области системного подхода существенно увеличили возможности управленческого
контроля за всеми переменными, оказывающими воздействие на успех организации.
Логическим продолжением системных исследований явились также разработки ситуационного подхода, который соединил в себе ряд идей остальных научных направлений. В центре этого подхода — конкретная ситуация, т.е. набор обстоятельств, с которыми сталкивается организация в процессе своего функционирования. Управление этой ситуацией осуществляется путём выделения наиболее важных в конкретных обстоятельствах переменных, взаимосвязанное рассмотрение которых позволяет решать возникшие проблемы. Состав и содержание
ситуационных переменных предопределяются системными чертами и свойствами, как самой организации, так и её окружения.
Организации всё чаще обращаются к методам стратегического планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения во внешней среде, в технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приёмов менеджмента. Соответственно, меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдаётся децентрализации; организационные механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, а манёвр в распределении ресурсов ценится выше,
чем пунктуальность в их расходовании.
В заключение приведу несколько принципов управления.
1. Лояльность к работающим.
2. Ответственность как обязательное условие успешного менеджмента.
3. Коммуникации, пронизывающие организацию снизу вверх, сверху вниз, по горизонтали.
4. Атмосфера в организации, способствующая раскрытию способностей работающих.
5. Обязательное установление долевого участия каждого работающего в общих результатах.
6. Своевременная реакция на изменения в окружающей среде.
7. Методы работы с людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.
8. Непосредственное участие менеджеров в работе групп на всех этапах как условие согласованной работы.
9. Умение слушать всех, с кем сталкивается в своей работе менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.
10. Этика бизнеса.
11. Честность и доверие к людям.
12. Опора на фундаментальные основы менеджмента: качество, затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов,
персонал.
13. Видение организации, т.е. чёткое представление о том, какой она должна быть.
14. Качество личной работы и её постоянное совершенствование.
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в подборе бизнес-идеи - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
P.P.S. Присылайте ваши замечания, критику, предложения, пожелания или просто отзыв о рассылке. Пишите, не ленитесь, - вы от этого только выиграете.
Заранее, благодарю Вас!
Прислать вопрос Присылайте новые бизнес идеи Любое письмо может быть опубликовано, полностью или частично, если нет явного запрета.
Хотите получать письма - напишите e-mail в теле письма.
Если Вы присылаете бизнес-идею, то укажите (по желанию) в теле письма: Ваше имя; e-mail; сайт.
Copyright 2004-2010,
Наталия Педченко. Все права защищены. Разрешается републикация материалов сайта в Интернете с обязательным
указанием ссылки на сайт
Остров Бизнес-Идеи и со ссылкой на автора материала (указание автора и его сайта)