Рассчитать стоимость бизнеса на базе денежного потока – задача
классическая, хотя далеко не всегда тривиальная. Мы рассмотрим самый
простой случай, когда бизнес быстро выходит на проектную мощность, и с
первого же года начинает приносить нам постоянный доход, скажем, в
10.000 долларов в месяц, что в год составляет 120.000 долларов. Вообще,
предпочтительнее вести расчеты, опираясь именно на годовые показатели –
это позволяет не отвлекаться на учет сезонности, свойственной многим
видам бизнеса, и пересчет процентных ставок на выбранный временной
интервал.
Предыстория этого примера такова: в России создается
сборочное производство автомобильных прицепов. Хозяин предприятия не
первый год работает на этом рынке, знает конъюнктуру, хорошо знаком
с дилерами. За год он создает производственную базу, договаривается
с поставщиками, формирует трудовой коллектив, отрабатывает
технологию, проводит сертификацию продукции и решает другие
неизбежные в этом деле вопросы. Предприятие работает в режиме
мелкосерийного производства и готово к выходу на проектную мощность,
но для этого требуются дополнительные инвестиции в оборотный капитал
и на рекламу в размере 100.000 долларов (здесь и далее суммы
условные). Собственные вложения к этому моменту тоже подходят к
отметке 100.000$.
Когда не получилось взять кредит (для молодого
предприятия это почти всегда проблема), стали рассматривать вариант
прямых инвестиций. Но первые предложения – разделить бизнес
пропорционально затратам, т.е. вложить 100.000$ за 50% от бизнеса –
казались уже не совсем справедливыми. Тогда стали считать...
Стоимость бизнеса, который приносит постоянный доход
неограниченное время, можно посчитать по формуле прямой капитализации:
C = D / K, как отношение годового дохода к коэффициенту
(процентной ставке), который называется «ставка капитализации». Что же
считают доходом, и как определяют ставку капитализации?
Под доходом понимают средства, оставшиеся в распоряжении
акционеров по итогам работы компании. Это (в явном виде) – чистая
посленалоговая прибыль, и (в неявном виде) – прирост активов и чистого
оборотного капитала предприятия. Тут часто возникает несогласованность –
инвесторы, как и финансовые аналитики, считают капитализацию по чистой
прибыли предприятия. Предприниматели же, как правило, оценивают
доходность по валовой прибыли до налогообложения – редко кто платит
налоги в полном объеме, эффективность минимизации налогообложения
различается год от года и у разных компаний, и валовая прибыль
оказывается более стабильной характеристикой. Отсюда – разница в оценках
одного и того же бизнеса предпринимателем и инвестором.
Ставка капитализации определяется риском инвестиций в
рассматриваемый бизнес и доходностью альтернативных инвестиций.
Считается, что отношение ожидаемой доходности к ожидаемому риску есть
величина постоянная. Инвестор может положить свои деньги на банковский
депозит, приобрести ценные бумаги или вложить их в доходную
недвижимость. Это менее рискованные вложения, чем прямые инвестиции в
бизнес, но и риски инвестора в этих случаях тоже ниже.
Теория предлагает несколько методов расчета ставки
капитализации, они описаны в специальной литературе, но в результате мы
должны прийти к приемлемой для инвестора доходности инвестирования в
рассматриваемый бизнес. Кроме того, приемлемый уровень доходности
зависит от стадии, на которой находится бизнес. Для действующего
стабильного бизнеса доходность в 20% годовых считается вполне приличной,
а для венчурного инвестирования она начинается от 40%.
Вернемся к нашему примеру. Итак, бизнес способен
приносить 120.000$ чистого дохода ежегодно, но для этого нужно вложить
100.000$ на пополнение оборотного капитала и рекламу.
Будем считать, что приемлемая доходность находится на уровне 30% годовых
(выше, чем у стабильно работающего бизнеса, но ниже, чем у венчурного
проекта, существующего только на бумаге). Тогда стоимость бизнеса равна
120.000$/0,3 = 400.000$, а доля инвестора составит 100.000$/400.000$ =
0,25, или 25% в уставном капитале компании.
Нужно помнить, что оперируя будущими денежными потоками,
мы всегда имеем дело с моделями, не учитывающими тех или иных факторов,
и результат получаем с некоторой погрешностью. Строго говоря, всех
факторов учесть невозможно в принципе, иначе все прогнозы сбывались бы
на 100%. Ну а о точности описанного метода мы поговорим в следующий раз.
До встречи,
Анатолий Белоусов.
P.S. Видеокурс «Введение в
инвестиции» (это наш
совместный проект с Центром финансового образования)
можно найти в
Интернет-магазине «Бизнес-Книга».
Правила переписки:
1.
Вы хотите, чтобы ваше письмо попало в рассылку? Просто напишите! Гарантированно не публикуются только письма, авторы которых специально об этом просят.
2. Вы хотите, чтобы читатели могли вам ответить? Проверьте, чтобы ваш e-mail стоял в теле письма.
Рассылки, которые читает автор.
Их, в общем то, не так много - сказывается дефицит времени. Я давно хотел отпустить тут небольшую "бороду" из ссылок, но не буду делать это сразу, растяну удовольствие :). Итак:
Правила переписки:
1. Вы хотите, чтобы ваше письмо попало в рассылку? Просто напишите! Гарантированно не публикуются только письма, авторы которых специально об этом просят.
2. Вы хотите, чтобы читатели могли вам ответить? Проверьте, чтобы ваш e-mail стоял в теле письма.