Выпуск 12. Различия между бизнесменом и предпринимателем.
Здравствуйте!
Эту тему мы уже затрагивали ранее – в выпуске N4, где были показаны различия между бизнесменом и предпринимателем с точки зрения отношения к “своему делу”.
Сегодня рассмотрим различия между этими двумя категориями “работников” с точки зрения отношения к такому фундаментальному понятию современного человеческого общества как “деньги” (про деньги смотри также выпуски N2 и N3 нашей рассылки “Правда Жизни” - http://subscribe.ru/catalog/culture.people.truthoflife).
Предприниматель чётко знает, ЗАЧЕМ ему деньги и, следовательно, определяет стратегические пути их “зарабатывания” (естественно, ещё он просчитывает эти варианты, выбирает оптимальный и реализует его) в зависимости от конкретных социально-экономических условий (проще говоря, действующего законодательства) той страны, в которой он живёт в данный момент времени.
Бизнесмен же владеет методикой КАК зарабатывать деньги “правильно” (то есть, оптимально с точки зрения показателя “вложения/прибыль”) в той или иной сфере деятельности (например, мебельное производство, туризм, розничная торговля продуктами питания и т.п.).
Вот, собственно, и вся разница J.
То есть бизнесмен – это специалист по зарабатыванию денег (причём, как правило, в какой-то одной сфере деятельности или в смежных областях), а предприниматель по большому счёту находится вне товарно-денежных отношений с точки зрения прибыли – ему деньги нужны лишь как инструмент для осуществления своих целей в жизни, поэтому он не “привязан” к какой-то конкретной сфере деятельности и может заниматься различными бизнесами (о “жизненном цикле” различных видов бизнесов мы поговорим в одном из
последующих выпусков рассылки) в зависимости от текущей экономической ситуации в стране (то, что в учебниках по экономике называют “кривая спроса и предложения”).
Если на примерах, то различия между предпринимателем и бизнесменом можно проиллюстрировать следующим образом.
В какой-то момент времени некий предприниматель видит, что в его родном городе совершенно отсутствуют пункты проката аудио и видео продукции, а он точно уверен, что услуга эта народом востребована. Что он делает? Он открывает такой пункт или сеть пунктов (где найти деньги на запуск перспективного бизнес-проекта, если нет или не хватает своих, мы расскажем чуть позже в выпуске “Миф 3: стартовый капитал не нужен”) и … получает хорошую прибыль. А что делает бизнесмен? Бизнесмен наблюдает за
развитием уже существующего бизнеса у “соседа” (в данном случае, у нашего гипотетического предпринимателя) и на определённом этапе решает “вложиться” в открытие собственной сети проката аудио и видео продукции, так как видит, что дело это очень (с его точки зрения!) прибыльное. Тем более что у нашего бизнесмена уже есть аналогичный бизнес – например, прокат роликовых коньков (летом) и беговых лыж (зимой) и он знает особенности этого вида бизнеса и, следовательно, уверен, что сможет “уесть” существующую сеть
проката нашего предпринимателя (так возникает “конкуренция”): если предприниматель работает с прибылью 100%, то бизнесмена устроит и 50%. Дальше развитие конкурентной борьбы легко предсказуемо: предприниматель ещё снижает “планку” прибыли, вслед за ним бизнесмен снижает и т.д. В конце концов, бизнесмен получает вполне прибыльный новый вид бизнеса, а предприниматель ... занимается другим направлением деятельности (если бы бизнесмен конкурировал с другим бизнесменом, то один из них обязательно бы разорился, но
об этом поговорим подробно в другой раз в выпуске “про конкуренцию”).
То есть, на данном примере видно, что предприниматель находит новую нишу (сферу) деятельности и начинает её осваивать, а бизнесмен в совершенстве владеет технологиями заработка денег (каждый бизнесмен в своей сфере).
С точки зрения образования бизнесу сегодня учат в различного рода официальных образовательных учреждениях (главное, бизнесу действительно можно научиться сначала теоретически, а затем применить полученные знания на практике), а предпринимательству нет (точнее, учат бизнесу, а называют это предпринимательством, не понимая самой сути предпринимательства). Научиться предпринимательству можно только на практике и “ценой” собственной жизни (подробнее об этом в выпуске N18), а это многим не под
силу…
В заключении отмечу, что практически каждый бизнесмен (человек уже освоивший “методики” ведения различного рода бизнесов) может стать предпринимателем и очень редкий состоявшийся предприниматель (сегодня часто таких людей ещё называют “успешными предпринимателями”) согласится стать бизнесменом! Подробнее поясню эту фразу в выпусках N14, N16 и N18.
И в завершении выпуска высказывания самих предпринимателей на тему “Чем предприниматель отличается от бизнесмена”:
бизнесмен действует по правилам (производит продукцию, рекламирует её, продаёт и т.п.), характерным для его сферы деятельности, а предприниматель создаёт свои правила (это вовсе не означает, что он нарушает закон, но он использует те же, что и бизнесмен, законы, для создания своих правил);
бизнесмен работает для получения ПРИБЫЛИ (так учат его правила), а предприниматель работает для СЕБЯ (чётко знает, что он хочет и работает на достижение поставленной цели);
предприниматель обязан знать, как устроен бизнес изнутри, то есть ему необходим ОПЫТ, а бизнесмену достаточно знать методики (их преподают в соответствующего профиля вузах) и соблюдать “правила” их применения;
предприниматель постоянно создаёт новые бизнесы (совершенно не связанные между собой направления деятельности), у него нет постоянного “своего дела” с точки зрения дохода (прибыли), выраженного в денежном эквиваленте;
предприниматель легко продаёт “своё дело”, если оно перестаёт приносить интересующий его доход и начинает новое дело (подчас более прибыльное, чем предыдущее), то есть, предпринимательство – это постоянное саморазвитие.
До встречи!
С уважением, Прошлецов Андрей, автор и ведущий рассылки “Предпринимательство: мифы и реальность”, эл. почта: subscribe@i-m-c.ru