Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты бизнеса. Предприниматели рассказывают..." на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Бизнес для Гениев из России Когда мы реабилитируем Льва Толстого
Информационный Канал Subscribe.Ru |
|
«Истина освободит вас» http://Istina-Osvobodit-Vas.narod.ru MARSEXX Адрес (с 20.11.2005): http://marsexx.narod.ru/tolstoy/tolstoy-reabilitirovat.html |
Бизнесмен, бросай бизнес! |
Работник, бросай работу! |
Студент, бросай учёбу! |
Безработный, бросай поиски! |
Философ, бросай думать! |
- Когда мы реабилитируем Льва Толстого?
- Народ или мудрец: что движет общественным развитием?
- Re: Народ или мудрец: что движет общественным развитием?
Когда мы реабилитируем Льва Толстого?
Н.К. Ге. Портрет Льва Толстого, 14 г. |
Эпоха гласности и плюрализма вернула нам часть русского духовного наследия, оказавшегося за рубежом или похороненного на родине в спецхранах. Произведения В. Соловьева, В. Вернадского, Н. Бердяева, П. Флоренского, С. Булгакова, Д. Мережковского, И. Бунина и даже очерки «буревестника революции» М. Горького наконец приходят к русскому читателю, для которого и создавались.
Но нет среди возвращаемых авторов того, кто высоко стоял в этой «могучей кучке» нашей культуры, на кого она вольно или невольно ориентировалась, «оглядывалась» (Чехов говорил Бунину: «Вот умрет Толстой, все пойдет к черту!») — нет Льва Толстого! Как будто и не было в России такого мыслителя — автора первоклассных философских сочинений о самых важных сторонах духовного развития человека (проблемы человеческой индивидуальности, идея Бога как идея нравственная и метафизическая, бессмертие души, природа человеческого разума, человеческая свобода и ее границы, учение о благе, о добре и зле, о смысле жизни, вопросы культуры и цивилизации и др.). Назову хотя бы главные из них: «В чем моя вера?», «О жизни», «Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий», «Царство Божие внутри вас», «Христианское учение», «Путь жизни», «Закон насилия и закон любви», «Что такое религия и в чем сущность ее?», «Религия и нравственность». И все они до сих пор не изданы для массового читателя.
Для трех поколений советских людей и не существовало великого мудреца, духовидца и пророка Толстого, а был лишь «великий писатель земли русской», который по совместительству числился еще и «помещиком, юродствующим во Христе, непротивленцем злу насилием». Да и по сей день иные официальные наши философы продолжают вменять ему в вину пресловутые «грехи толстовщины».
Какие же это идеи Толстого нанесли вред русскому обществу? Уж не христианская ли его проповедь непротивления злу насилием, которую злонамеренно путают с «непротивлением злу» вообще? А между прочим, сам Толстой специально проясняет этот вопрос в одной из своих главных религиозных работ — в «Царстве Божием внутри вас»:
«Вопрос: — Следует ли слово «непротивление» принимать в самом его обширном смысле, т.е. что оно указывает на то, чтобы не делать никакого сопротивления злу?
Ответ: — Нет, оно должно быть понимаемо в точном смысле наставления Спасителя, т.е. не платить злом за зло. Злу должно противиться всякими праведными средствами, но никак не злом».
Или, может быть, повредило обществу толстовское отрицание церкви, которое иные церковники безосновательно толковали как вообще безбожие Толстого-«антихриста»? Но и тут они лукавили. Сам Толстой в ответ на его отлучение от церкви писал Синоду, что распространение в русском обществе его «еретических» взглядов сильно преувеличено.
«...Мне хорошо известно, — утверждает он, — что людей, разделяющих мои взгляды, едва ли есть сотня, и распространение моих писаний о религии благодаря цензуре, так ничтожно, что большинство людей, прочитавших постановление Синода, не имеет ни малейшего понятия о том, что мною писано о религии, как это видно из получаемых мною писем».
Да, в «обрядоверие», в которое выродилась Русская православная церковь, он точно не верил. В какого же Бога верил Толстой?
«Верю я в следующее, — писал он Синоду, — верю в Бога, которого понимаю как дух, как любовь, как начало всего. Верю в то, что он во мне и я в Нем. Верю в то, что воля Бога яснее, понятнее всего выражена в учении человека Христа, которого понимать Богом и которому молиться считаю величайшим кощунством. Верю в то, что истинное благо человека — в исполнении воли Бога, воля же Его в том, чтобы люди любили друг друга и вследствие этого поступали бы с другими так, как они хотят, чтобы поступали с ними, как и сказано в Евангелии, что в этом весь закон и пророки. Верю в то, что смысл жизни каждого отдельного человека поэтому только в увеличении в себе любви; что это увеличение любви ведет отдельного человека в жизни этой ко все большему и большему благу, дает после смерти тем большее благо, чем больше будет в человеке любви, и вместе с тем и более всего другого содействует установлению в мире Царства Божия, то есть такого строя жизни, при котором царствующие теперь раздор, обман и насилие будут заменены свободным согласием, правдой и братской любовью людей между собою. Верю, что для преуспеяния в любви есть только одно средство: молитва — не молитва общественная в храмах, прямо запрещенная Христом (Матфей VI, 5—13), а молитва, образец которой дан нам Христом, уединенная, состоящая в восстановлении и укреплении в своем сознании смысла своей жизни и своей зависимости только от воли Бога».
<…> Эта вера — не «выдумка» Толстого, не разрушительная «ересь», как считает церковь, она основана на самом коренном учении Христа. В Евангелии от Иоанна сказано, как Иисус при встрече с самаритянкой говорит ей: «Поверь Мне, что наступает время, когда не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь: а мы знаем, чему кланяемся... Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
В этом — ключ к подлинному христианству. Здесь Евангелие фиксирует момент перехода Иисуса от веры иудеев в личного Бога, то есть еврейского бога Яхве, к безличному и безнациональному Богу как Духу и Истине. От авторитарной храмовой религии Ветхого Завета, требующей касты жрецов, выступающих корыстными посредниками между Богом и человеком, к христианской религии, являющейся делом каждого человека, требующей от него постоянной духовной работы, величайшего напряжения его совести, разума, нравственной воли. То есть той самой работы по нравственному совершенствованию, которую Толстой воспринял как главный завет Христа: «
Должно вам родиться свыше».«Христос, — цитирует Толстой Герберта Ньютона, — не основывал никакой церкви, не устанавливал никакого государства, не дал никаких законов, никакого правительства, ни внешнего авторитета, но он старался написать закон Бога в сердцах людей с тем, чтобы сделать их самоуправляющимися».
Переход от личного Бога к безличному — это длительный всемирно-исторический процесс взросления духа человеческого, идущий уже несколько веков, и не только в христианстве. Один из последователей Толстого, В. Плюснин, спросил его, есть ли существенная разница между буддизмом и христианством. «Настоящим христианством?» — уточнил тот. «Да». «Никакой, — ответил Толстой, — как там, так и тут проповедь Бога любви, отрицание личного Бога».
Но главный для нас и всего человечества нравственно-философский урок Толстого — это его предупреждение против человеческого своеволия. То есть об опасности для человека выйти из-под материнского контроля и руководства Природы, ее Разума, ее Провидческого начала, то есть ее замысла насчет нас. Мы все — сыны одного Бога — Отца жизни, и мы должны исполнять Его волю. А Его воля есть любовь, братская любовь всех людей. Таков смысл проповеди Толстого, как бы воспринятой им из уст Христа. Но он видел, что это откровение не проникает в ожесточившиеся сердца людей. «Живешь в идеальном мире добра, а кругом правительство, революционеры, грубые поступки народа... сознательное непризнание духовных начал (нравственных начал, духовной природы)», — сокрушался он в беседе с близкими.
Вот это игнорирование духовных начал и привело Россию к катастрофе.
Мы думаем, что кризис нашей жизни разразился теперь, а многие даже считают, что это произошло случайно, в связи с перестройкой. Нет, кризис разразился еще при Толстом. И вот как он характеризовал его:
— Да, удивительный закон возмездия, казнящий, наверное, тех, кто извращает закон Бога.
Вся Россия стонет от ужаса вырвавшихся наружу, ничем не сдерживаемых зверских инстинктов, побуждающих людей совершать самые ужасные, бессмысленные убийства...
Положение России ужасно. Но ужаснее всего не материальное положение, не застой промышленности, не земельное неустройство, не пролетариат, не финансовое расстройство, не грабежи, не бунты, не вообще революция. Ужасно то душевное, умственное расстройство, которое лежит в основе всех этих бедствий. Ужасно то, что большинство русских людей живет без какого бы то ни было нравственного или религиозного, обязательного для всех и общего всем закона: одни, признавая религией отжившие, не имеющие уже никакого разумного смысла, а главное - обязательного для поведения значения, старинные верования, руководятся в жизни только своими соображениями и вкусами; другие же, признавая ненужность каких-либо верований (религии), точно так же руководятся только своими самыми разнообразными соображениями и желаниями. Так что большинство людей, действующих теперь в России под предлогом самых разноречивых соображений о том, в чем заключается благо общества, в сущности руководятся только своими эгоистическими, почти животными побуждениями.
Трудно поверить, что это написано не теперь, а 80 лет назад! Значит, почти целый век наша государственность, наша философия, наша религия живут в условиях «душевного, умственного расстройства». И вот результат этого духовного и нравственного вакуума: все устали от бессмысленности происходящего. «Во что верить?» — кричит старшее поколение. «Кому верить?» — кричит молодое.
«Верьте себе!» — отвечает Толстой.
«...Верьте только себе, — завещал он молодежи пред вратами смерти, — и не бойтесь несогласия со взглядами и мыслями людей, окружающих вас, если только несогласные с ними ответы ваши на представляющиеся вам вопросы основаны не на ваших личных желаниях, а на желании исполнить назначение своей жизни, исполнить волю той силы, которая послала вас в жизнь. Верьте себе, особенно когда ответы, представляющиеся вам, подтверждаются теми вечными началами мудрости людской, выраженной во всех религиозных учениях и в наиболее близком вам учении Христа в его высшем духовном значении...
Верьте себе и живите так, напрягая все свои силы на одно: на проявление в себе Бога, и вы сделаете все, что вы можете сделать и для своего блага, и для блага всего мира.
Ищите Царствия Божия и правды его, а остальное приложится вам. Да, верьте себе в то великой важности время, когда в первый раз загорится в вашей душе свет сознания своего божественного происхождения. Не тушите этот свет, а всеми силами берегите его и давайте ему разгореться. В этом одном, в разгорании этого света — единственный великий и радостный смысл жизни всякого человека».
Б. Сушков,
кандидат искусствоведения
(по книге Л. Толcтого «Исповедь.
Тайный дневник»),
Ростов-на-Дону, Феникс, 1998
Народ или мудрец: что движет общественным развитием?
Однажды 23 февраля 2000 года в 20:32:11 Подзолкова Наталия написал(а):
"Обыкновенно, когда говорят о человечестве как о едином существе или организме, то видят в этом едва ли более чем метафору или же простой абстракт (…). Дело в том, что всякое существо и всякий организм имеет необходимо собирательный характер (…). Так точно и собирательный характер всего человечества не препятствует ему быть столь же действительным индивидуальным существом. И в этом смысле мы признаём человечество как настоящий органический субъект исторического развития". (В.С.Соловьёв Философские начала цельного знания, с.145)
Раз так, этот субъект необходимо развивается в определённом положительном направлении, но не бесконечно, а до своего окончательного совершенного состояния.
Позиция Владимира Соловьёва по данному вопросу удивительно ясна и проста, но (увы!) не востребована и абсолютно чужда современному философскому разуму. Сейчас в моде определённый социальный пессимизм, который ставит под сомнение действительность духовно-нравственного прогресса "челочечества-в-целом". Сейчас модно писать о том, что такое "человечество-вообще" есть только массы и толпы, обладающие собственными признаками, повадками и определённым внутренним "эволюционированием" (кстати, отнюдь не прогрессивным). (См. Ортега-и-Гассет, Московичи и т.д.)
Несмотря на процесс массовой "религизации" (а может, именно из-за него), модно ещё более сомневаться в исторической ценности религиозного мироотношения. Поэтому в среде философской элиты складывается несколько парадоксальная ситуация: при всём благоговейном и трепетном отношении к "возвращённым" религиозным русским мыслителям (Фёдорову. Соловьёву, Флоренскому, С.Булгакову, братьям Трубецким) объективная значимость их идей для будущего, для актуального выбора пути следования общества практически исключается.
Поскольку "массы" окончательно дискредитировали себя своим поведением (см., например, "Тавро Кассандры" Айтматова), заслуга того, что человечество ещё как-то держится на плаву, принадлежит исключительно небольшой группе "духовной аристократии" (элите или мудрецам), которая внутренне совершенствуясь "несмотря на" и "вопреки", всегда служит "массе" как бы живым укором и не даёт ей окончательно "сойти с колёс".
Более того, очень отчётливо проявляется в ХХ веке тенденция к пресечению всяческой филантропии, исходящей от этих людей-мудрецов (почти "люденов", см "Волны гасят ветер" Стругацких). Одни мудрецы призывают других заняться, наконец, исключительно собой (будет больше пользы для мира), не "метать бисер", раствориться в массе (чтобы не быть "распятыми" понапрасну), заключать сделки с гос.системой - опять же всё это ради сохранения и развития бесценного сокровища Духа, которое они несут. (См. В.Райха, А. Менегетти и т.д.)
В иные моменты всё это кажется исключительно разумным и правильным, глухое раздражение на нашу "кафкианскую" действительность почти заглушает сердечную тягу к всеединству, братству, всеобщему спасению. Кажется, какая глупость, что моё совершенствование напрямую зависит от никчёмного алкаша или свирепой тётки из комитета по социальной защите (а у нас, сами знаете, такие выверты на каждом шагу)? Неужели я с ними единый организм, и они нужны мне, а я им? И если хоть одну душу потеряем мы на нашем пути, не сможем вырвать у Зла и обратить к Свету, неужели и всем остальным не будет покоя и счастья? В итоге мы с недоумением спрашиваем себя: неужели все люди вокруг действительно живут, а не только существуют, прозябают и заблуждаются? Неужели есть у них тоже смысл и свет, и истина, и любовь, и надежда на лучшее?
И вот тут на помощь может прийти Лев Николаевич Толстой. Более чем кто-либо другой из великих авторитетов необходим он сегодня для осмысления нынешним философам и устроителям социальной действительности. Лев Толстой, достигнув вершины мудрости, дальше которой уже нельзя шагнуть (ибо эта вершина есть одновременно обрыв над глубочайшей пропастью Ничто), сумел спуститься с этой горы обратно в мир, к обыкновенным и презираемым с этой высоты людям, сумел удивиться им и у них поучиться смыслу, сумел искренне полюбить их и пожелать для себя их доли, т.е. пожелать общей хорошей доли для всех. Этот спуск Толстого с вершины познания не был шагом назад, не был отступлением перед пропастью, но был высочайшим взлётом, когда сама "сила жизни" - могучая волна всех поколений человечества - поднимает вверх и крепко держит, не давая оступиться и сорваться вниз.
"Как я мог до такой степени смешно заблуждаться, чтобы думать, что жизнь моя, Соломонов и Шопенгауэров есть настоящая, нормальная жизнь, а жизнь миллиардов есть не стоящее внимания обстоятельство, как ни странно это мне теперь, я вижу, что это было так". (Исповедь, с.137)
"Ведь не то, что мы с Соломоном и Шопенгауэром не убили себя, не это убедило меня в существовании веры, а то, что жили эти миллиарды и живут и нас с Соломоном вынесли на своих волнах жизни". (Исповедь, с. 145)
"Я оглянулся шире вокруг себя. Я вгляделся в жизнь прошедших и современных огромных масс людей. И я видел таких, понявших смысл жизни, умеющих жить и умирать, не двух, трёх, десять, а сотни, тысячи, миллионы. И все они, бесконечно различные по своему нраву, уму, образованию, положению, все одинаково и совершенно противуположно моему неведению знали смысл жизни и смерти, спокойно трудились, переносили лишения и страдания, жили и умирали, видя в этом не суету, а добро.
И я полюбил этих людей." (Исповедь, с. 146)
Владимиру Соловьёву всегда были "приоткрыты" двери в тот "действительный, настоящий" мир, к которому мы ещё только движемся иногда вслепую. Лев Толстой пришёл к своим выводам силой собственного разума, всецело земного, "здешнего". Именно поэтому легче ориентироваться на него в собственных духовных исканиях. По той же причине следовало бы прислушаться к нему, когда речь идёт о конструировании социальной реальности. Ведь то общество, которое изнутри открылось ему - это не просто православные крестьяне, нищие странники, раскольники и тому подобное. Это именно общественное большинство, "кровеносная система" организма всего человечества, понимаемое не как пугающая и глупая масса, а как реальная основа для человеческого всеединства.
Даже когда Толстой говорил о темноте и невежестве, царящих в этом обществе, о бесчисленных пороках, которые ему свойственны, слова его были проникнуты болью и сочувствием, в отличие от его рассуждений об элите, чьи пороки лживости и высокомерия считал он куда более серьёзными. Это представляет собой очень серьёзный повод задуматься, верно ли выбрано направление теми, кто считает себя готовым выбирать за всех. (Я имею в виду именно философов, а не политиков, задача которых всегда сводится к тому, чтобы "быть с народом"). Нет ли здесь опасного стереотипа: отказывая большинству в способности к философскому познанию, отказывать ему и в осознанности развития, в априорном общественном понимании верного направления? Граф Толстой увидел этот стереотип с ошеломляющей ясностью, однако он до сих пор совершенно ещё не изжит в нас.
Всё больше склоняюсь к мысли, что в современном плачевном состоянии мира виноваты именно "профессионалы-мыслители", если вы понимаете кого я имею в виду под этим словом.
(Цитата В.С.Соловьёва взята из соч. в 2 томах, М: "Мысль", 1990; все цитаты Л.Н.Толстого из собр. соч. в 22 томах, М: "Художественная литература", 1985).
Re: Народ или мудрец: что движет общественным развитием
Однажды 04 марта 2000 года в 15:54:27 В.Новик в ответе на сообщение про Народ или мудрец: что движет общественным развитием, посланное Подзолкова Наталия в 23 февраля 2000 года в 20:32:11: написал(а):
В.С.Соловьев и Л.Н.Толстой страшно опередили свое время. Мы их до сих пор догнать не можем, по какому-то жестокому недоразумению (или недомыслию?) решив, что они "устарели", как, кстати, и вся русская религиозная философия, которую мы так и не прочитали. Их мы не восприняли, но что мы вообще восприняли? Только бесов разрушения, вызванных большевиками?
Причину этого я вижу и в том, что современный человек, став "специалистом и технологом" в своей узкой области, утратил ЧУВСТВО целого. Поэтому картину мира в Целом сегодня почти никто не видит. Поэтому мы не способны предвидеть даже ближайшее будущее. Поэтому многие сегодня одержими манией бескорыстного (!) разрушения всего и вся. (Воровство более понятно). Это невротическая реакция на искажения образа и подобия Божия внутри себя. Посмотрим, например, на наши почтовые ящики, и так - по всей стране. Мы научились всякого рода "технологиям", но никак не научимся самому главному: вести себя прилично, т.е. сообразно с Целым.
Чувство Целого дает религия (religare -связывать), она же дает чувство вертикали, восхождения к смыслу, разуму, к Логосу. К сожалению перевод начала Евангелия от Иоанна на русский язык неудачен: "В начале было Слово"; лучше было бы: "В начале был Логос" (т.е. вселенский смысл)". С утратой правильного слова, утратилось и соответствующее понятие. Всенародное сквернословие тоже свидетельствует о том, что мы к христианству, как религии Слова, НИКАКОГО отношения не имеем.
В чем же выход? В социальной жизни чудес, увы, не бывает. Придётся восстанавливать в себе духовную вертикаль, чувство целого. Придётся смирить подростковую гордыню и догонять Л. Толстого, В. Соловьева, С.Л. Франка, Н.А. Бердяева и многих других. Какого-то другого пути не существует.
Отвечая на вопрос Натальи Подзолковой, я бы сказал несколько в библейском стиле: горе тому народу, который не ценит своих мудрецов и пророков. Сегодня ситуация повторяется с А.Солженицыным. Его главный труд так толком и не прочитан, в СМИ его тоже не слышно. Зато полно всякого "спама" и "технологий".
«Жизнь со смыслом, или Куда я зову».
2. К чёрту цивилизацию!
Призвание России — демонтаж «си$темы»!
3. «Mein Kopf. Мысли со смыслом!»
Дневник живого мыслителя.
4. Сверхновый Мировой Порядок,
или Рубизнес для Гениев из России
Добрые, интересные и полезные рассылки на Subscribe.ru Подписывайтесь — и к вам будут приходить добрые мысли! | |
copyright: везде и всегда свободно используйте эти тексты по совести! © 2003 — 2999 by MarsExX http://marsexx.narod.ru e-mail: marsexxхyandex.ru |
Subscribe.Ru
Поддержка подписчиков Другие рассылки этой тематики Другие рассылки этого автора |
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.business4genius Архив рассылки |
Отписаться
Вспомнить пароль |
В избранное | ||