Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бизнес от А до Я.

  Все выпуски  

Бизнес от А до Я. Бизнес от А до Я


Информационный Канал Subscribe.Ru

рассылки от abbeyhouse.ru

 выпуск 12

БИЗНЕС от А до Я

14.09.04

Бонус для подписчиков (Питер Ф. Друкер. Эффективный управляющий.).

Посетите наши мероприятия:

Цикл семинаров и тренингов по развитию и совершенствованию навыков коммуникации 9-10 и 16-17 октября 2004 года в Москве: «Искусство управления отношениями». Подробно.

Мастер-класс 14 октября 2004 в г. Москве: «ТЕХНИКИ ЭФФЕКТИВНЫХ ПЕРЕГОВОРОВ». Подробно.

Семинар:  «Технологии работы с молодыми специалистами – формирование и развитие кадрового резерва компании». 22 сентября и 7 октября 2004 г., Москва. Подробно.

 

Основой для создания данной рассылки послужил материал книги автора, которая в данный момент готовится к изданию.  

ПРИВЕТ ВСЕМ!

 

В данной рассылке мы немного конкретнее рассмотрим два, на наш взгляд, основных подхода к формированию организационных структур. Оба базируются на представлениях системного анализа.

Первый развивался применительно к проблемам планирования и управления на основе представления о целях (так называемое «программно-целевое планирование», «целеобразование» и основывался на убеждении о том, что сформированная структура целей и функций системы управления – основа ее организационной структуры.

В одной из методик проектирования (совершенствования) организационной структуры рассматривается шесть основных этапов:

Разработка концепции создания (развития) объекта управления и системы организационного управления этим объектом.

Анализ существующей организационной структуры или оргструктур аналогичных систем.

Формирование первоначального варианта структуры целей и функций системы управления.

Оценка первоначального варианта структуры целей и функций системы управления (или формирование перечня изменений).

Моделирование процессов выполнения основных функций системы управления и определение характеристик оргструктуры.

Формирование варианта (или разработка рекомендаций по совершенствованию существующей) организационной структуры.

Другая методика, использующая имитационное динамическое моделирование, состоит из четырех этапов:

Анализ функций системы управления предприятием.

Анализ факторов, влияющих на организационную структуру.

Моделирование характеристик организационной структуры.

Выбор варианта организационной структуры.

Существует вариант формирования организационной структуры, сочетающий системно-целевой и функционально-технологический подход, обеспечивающий соответствие сложности оргструктуры управления со сложностью целей производственной системы. Эти методы достаточно хорошо описаны в литературе.

Для нас в данном случае важно соотнести сказанное с приведенными ранее представлениями о бизнесе и его атрибутах. Бизнес – это, по крупному, действия и отношения. Атрибуты действия – миссия, цели и стратегии.

Таким образом, изложенный выше подход к формированию организационной структуры происходит из представлений о действиях, предпринимаемых в бизнесе.

Надо сказать, существует опасность того, что возможный субъективизм в постановке целей может привести к созданию организационной структуры, которая будет стрелять из пушек по воробьям.

Иной подход к формированию организационных структур, появившийся позднее, исходит из представлений об отношениях, возникающих в бизнесе.

Это отношения производителя или коммерсанта с государственными органами, партнерами, клиентами, в общем, с внешней средой. Успешность этих отношений стали увязывать с некоторым представлением о качестве предоставляемых товаров и услуг. Но только после того, как качество определили как соответствие требованиям потребителей, все более или менее встало на свои места. Итого, следование требованиям потребителей (партнеров,заказчиков, клиентов и пр.) – это основа формирования отношений в бизнесе. Помните старую туристическую песенку: «А ты скажи, а ты скажи, а че те надо, че те надо, я те дам, а я те дам, а че ты хош»?

Надо сказать, что в современной управленческой терминологии представление о необходимости следования требованиям потребителей существует в виде представления об управлении качеством товаров и услуг, о так называемых системах менеджмента качества. В наиболее формализованном виде этот подход и требования к самим этим системам представлены в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001:2001.(Система менеджмента качества. Требования.). Следует отметить, для того, чтобы понять «дух» этого стандарта, очень многое нужно вытащить из его контекста.

В стандарте в общем виде представлено, каковы должны быть процессы (элементы структуры) в организации, чтобы требования потребителей и других заинтересованных сторон могли быть выполнены.

Надо сразу отметить, что та ответственность, которая была распределена по элементам организационной структуры предприятия в традиционном подходе (на основе целей), в точности соответствует ответственности, которая может быть распределена по процессам в системе менеджмента качества (на основе требований) того же предприятия. Т.е., если мы для одного и того же предприятия используем оба подхода для формирования организационной структуры, то в первом случае мы получаем традиционную организационную структуру управления, во втором получаем тоже структуру, только она называется система менеджмента, основой которой является система (можно сказать структура) процессов для выполнения требований.

Рассмотрим, что нам дает определение качества деятельности или продукции организации как ее способности удовлетворять требования потребителей с точки зрения формирования некоей организационной структуры.

Во-первых, дает предприятию понимание необходимости идентифицировать всех своих потребителей. Это могут быть акционеры, государство, граждане и другие под названием П(отребитель)4, П5, П6 и т.д. Перечень у каждой организации будет свой.

Во-вторых, обязывает предприятие точно знать требования каждого своего потребителя, иначе невозможно будет говорить о качестве предоставляемой продукции или услуг.

В первом случае, когда организационная структура строится на основе представления о целях, сложнее говорить об удовлетворении требований, если они не принимались во внимание в самом начале при формировании организационной структуры. Во втором случае система менеджмента качества («новая» организационная структура) базируется на этих требованиях.

Мы бы хотели отметить:

- большую объективность «требований потребителей» как основы для формирования оргструктуры;

- большую возможность для использования «здравого смысла» при реализации второго варианта;

- а также и то, что второй вариант в полном объеме базируется на трех атрибутах отношений: о рынке (потребителе), требования которого к товару и каналам сбыта должны быть учтены.

Если при создании оргструктуры опираться на высказывание П. Друкера о том, что единственной оправданной целью бизнеса является создание потребителя (знание его требований), то и в этом случае оба варианта приведут к разному результату. Современный менеджмент отдает предпочтение процессной организации деятельности предприятия, даже в случае постановки целей, не ориентирующих организацию на потребителя.

Для знакомства с реализацией «процессного подхода» не поленитесь, загляните в рассылки по ИСО.

 

Перепечатка материалов статьи данной рассылки допускается при условии обязательного включения внизу статьи, без каких-либо изменений, следующего текста:

"И.А. Скотников - автор рассылки «Бизнес от А до Я». E-mail:      skotnikov@abbeyhouse.ru. Сайт рассылки: http://www.abbeyhouse.ru"

Copyright 2003. Скотников Игорь Александрович .

Наш сайт

Написать нам 

Ближайшие семинары и другие мероприятия

Бонусы для подписчиков

Архив рассылки

Рассылки подробно

 

Наши рассылки:

БИЗНЕС

ОТ А ДО Я

Подписаться здесь

рр

 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ИСО 9000 и другие стандарты

Подписаться здесь

Подпишитесь

 на наши

 рассылки

 и Вы

 сможете

 избавиться  

  от проблем 

 в бизнесе, 

или не

 подписывайтесь

 и оставайтесь

 со своими

 проблемами.

 

 

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.school.business3d
Отписаться

В избранное