Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Бизнес от А до Я.

  Все выпуски  

Бизнес от А до Я.


Информационный Канал Subscribe.Ru

рассылки от abbeyhouse.ru

 выпуск 10

БИЗНЕС от А до Я

15.07.04

Посетите наши мероприятия:

Семинар: «Рынок молодых специалистов - повышение кадрового потенциала компании». Москва, 29 июля 2004. Подробно.

 

Основой для создания данной рассылки послужил материал книги автора, которая в данный момент готовится к изданию.  

 

ПРИВЕТ ВСЕМ!

Если вы бизнесмен в единственном числе, реализация всех перечисленных ранее функций падет на ваши плечи. Мы же хотели остановиться подробнее на понимании того, как наиболее эффективно выстроить организационную структуру предприятия, призванного реализовать задуманное. Это уже конкретная структура, наполненная людьми, но должная играть по нотам структуры понятия «бизнес».

Не всегда есть нужда проходить эту дорогу с самого начала. Можно скопировать что-либо хорошо известное и не засорять себе голову. Можно купить франшизу у «Макдональдс» - бизнес с отлаженной организационной структурой и простыми и понятными целями.

Но как быть в том случае, когда бизнесмену становится ясно, что его бизнес, его организация, а точнее, что созданная им организационная структура предприятия, становится неэффективной. Мы предполагаем, что структура понятия «бизнес» ему известна.

Что за принципы лежат в основе создания такой структуры?

Как от этого знания перейти к созданию организационной структуры?

Эти принципы давно существуют, поэтому не будем изобретать велосипед.

В изложении П.Ф. Друкера применительно к принципам это звучит так:

«организация, несомненно, должна быть прозрачной; служащие должны знать и понимать структуру учреждения, в котором работают;

в организации обязательно должно быть лицо, принимающее конечное решение в сфере своей компетенции; должен быть кто-то, кто берет на себя руководство в кризисной ситуации; объем власти должен быть соразмерен объему ответственности;

каждый работающий должен иметь только одного «хозяина»;

количество уровней должно быть минимальным, т.е. организация должна быть как можно более «плоской».

Все эти принципы не указывают, что надо делать. Они только подсказывают, чего следует избегать».

Перед тем, как перейти к ответам на вопрос «что надо делать?», немного отвлечемся.

Вы слыхали что-нибудь о «ячейках Бенара»? Известный эксперимент этого исследователя наглядно демонстрирует явление самоорганизации в природе.

Кастрюля воды с толстым дном, равномерный подвод тепла. До кипения еще далеко. В объеме воды образуется сотовая структура, что хорошо видно на ее поверхности: вдоль граней сот снизу вверх и обратно происходит медленное перемещение нагреваемой жидкости. Если слегка подкрасить воду, все это видно невооруженным глазом.

Так происходит в природе, когда какая-либо система отвечает на внешнее воздействие изменением исходного состояния, созданием некоторой структуры, наиболее эффективно рассеивающей, компенсирующей внешнее воздействие. Если не очень интенсивный подвод тепла к днищу кастрюли рассматривать как умеренный поток требований со стороны внешнего окружения, то наблюдаемая сотовая структура будет наиболее эффективной для рассматриваемых условий.

В человеческом обществе внешнее окружение является базовым уровнем, непосредственно оказывающим влияние на наше поведение, действия предприятий и более крупных организаций.

Поток требований для каждого отдельного человека со стороны ближайшего окружения, общества и государства так велик, что человек как молекула разогретой воды, чтобы просто не испариться, стремится закрепиться в какой-либо структуре, существующей в обществе и более эффективно, чем один человек, справляющейся с требованиями внешнего окружения и помогающая в этом же человеку.

Так и хочется сумничать, сказав, что структуры – это формы существования природы и общества, а история природы и человечества – это вечная битва структур.

Человеческие структуры активны, они не просто реагируют на воздействия, они сами оказывают влияние на внешнее окружение при помощи своего поведения, используя свои способности, опираясь на свои убеждения и ценности и осознавая себя «созданными по образу и подобию Христа».

Внешнее окружение – это кнут и пряник. Выдвигая требования, оно одновременно предоставляет и возможности. Вот тут то и появляются настоящие бизнесмены, способные разглядеть эти возможности и создающие структуры для их реализации.

Так «что же делать», как правильно впервые подойти к созданию конкретной структуры предприятия? Чем руководствоваться при попытках усовершенствования уже существующих структур?

Ключевая фраза в ответе будет звучать следующим образом:

структура следует за стратегией.

Понимать это следует так. Миссия и цели определены, задачи поставлены, выработана стратегия того, как именно будут решаться задачи. Далее следует вопрос: кто будет решать эти задачи, кто будет отвечать за реализацию стратегии?

Ответ именно на этот вопрос приводит нас к искомой организационной структуре. Для небольшой организации решать задачи будут отдельные люди в пределах своей компетенции. В других случаях решением задач и реализацией стратегий занимаются отдельные подразделения и вся организация в целом.

Итак, организационная структура предприятия должна соответствовать поставленным задачам. Существует несколько правил, позволяющих организовать выполнение работы в соответствии с выбранной стратегией. Следующие рекомендации (Томпсон, Стрикленд) позволяют выполнить это.

«Четко определите основные виды деятельности и ключевые звенья в цепочке ценностей, которые имеют кардинальное значение для успешной реализации стратегии, и сделайте их основными элементами организационной структуры.

Если все аспекты стратегически значимого вида деятельности не могут в силу каких-то причин быть переданы в ведение одного менеджера, установите связи между подразделениями и обеспечьте необходимую координацию.

Определите объем власти (круг полномочий), необходимой для руководства каждым подразделением (организационной единицей), стремясь при этом обеспечить эффективный баланс между преимуществами централизации и децентрализации.

Определите, могут ли не основные виды деятельности осуществляться вне компании более успешно и эффективно, чем самой кампанией.

Выделение стратегически важных видов деятельности в качестве основных блоков при построении организационной структуры является незыблемым требованием, первоосновой: когда виды деятельности создающие ценности и имеющие для компании первостепенное значение, образуют ядро ее организационной структуры, и руководители соответствующих подразделений занимают ключевые позиции в системе управления, эти подразделения играют серьезную роль и оказывают существенное влияние на текущую деятельность фирмы и процесс принятия решений.

Для того, чтобы решить, как включить рутинные и поддерживающие процедуры в разрабатываемую организационную структуру, менеджеры компании должны понять, какие существуют стратегические связи между основными и вспомогательными (поддерживающими) видами деятельности, составляющими цепочку ценностей компании».

Цепочка ценностей по М. Портеру выглядит так: материально-техническое обеспечение; производство; товародвижение; маркетинг и продажи; обслуживание, и иллюстрирует добавление стоимости к продукту, начиная с приобретения сырья и заканчивая поставкой готового изделия.

Естественно, когда ясны цели и стратегии их достижения, рассматриваются виды деятельности, процессы, потоки работ, которые потребуется реализовать для достижения запланированного результата. Естественно, рассматриваются конкретные исполнители всех перечисленных видов работ. Именно таким образом практически формируются подразделения, которые будут осуществлять конкретные функции, реализовывать выделенные процессы, необходимые для решения поставленных задач по реализации выбранной стратегии достижения целей организации.

Далее мы будем расширять и углублять наши представления об организационных структурах.

 

Перепечатка материалов статьи данной рассылки допускается при условии обязательного включения внизу статьи, без каких-либо изменений, следующего текста:

"И.А. Скотников - автор рассылки «Бизнес от А до Я». E-mail:      skotnikov@abbeyhouse.ru. Сайт рассылки: http://www.abbeyhouse.ru"

Copyright 2003. Скотников Игорь Александрович .

Наш сайт

Написать нам 

Ближайшие семинары и другие мероприятия

Бонусы для подписчиков

Архив рассылок

Рассылки подробно

 

Наши рассылки:

БИЗНЕС

ОТ А ДО Я

Подписаться здесь

рр

 СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ: ИСО 9000 и другие стандарты

Подписаться здесь

Подпишитесь

 на наши

 рассылки

 и Вы

 сможете

 избавиться  

  от проблем 

 в бизнесе, 

или не

 подписывайтесь

 и оставайтесь

 со своими

 проблемами.

 

 

 


http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Адрес подписки
Отписаться

В избранное