Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Как построить бюджет компании, пройдя пять шагов. не откладываем бюджетирование 'на потом'


Добрый день, уважаемые подписчики!
на сайте  http://budgettrening.narod.ru/
  вы найдете полезную информацию по бюджетированию. 

Продолжаем обсуждать проблемы построения бюджета компании.

В условиях кризиса планирование доходов и расходов предприятия приобретает еще большее значение. Бюджетированием теперь начинают  заниматься даже те компании, которые откладывали захватывающий процесс планирования своей деятельности «на потом», когда будет больше времени и желания, со следующего месяца, или со следующего года.

 

И вот наконец-то стало понятно, что откладывать дальше некуда, пора заниматься тщательным планированием, или, как мы это сейчас называем – бюджетированием.

 

В связи с этим давайте обсудим, каким образом формируется бюджет предприятия, из чего он состоит. Бюджет предприятия состоит из нескольких бюджетов, которые готовятся отдельно, а потом объединяются в один общий бюджет.

 

                                             БЮДЖЕТ ПРОДАЖ

 

Любой бюджет любой компании начинается с бюджета продаж. Это понятно. Если мы не знаем, что и за сколько собираемся продавать, то никакой прибыли мы не получим, так что,  можно закрывать фирму, садиться под пальму и ждать, когда свалится банан на голову.

 

Итак, бюджет продаж.  В любой организации есть специалисты по продажам. Если это крупная или средняя фирма – то это будут целые отделы продаж во главе с  Директором по продажам. Вот он то и будет ответственным за бюджет продаж. Если нет директора по продажам, и в вашей компании есть только один менеджер по продажам, значит, бюджет продаж ляжет на его плечи.

 

В бюджете продаж должны быть отражены показатели:

 

Сколько мы продадим продукции, товаров, услуг;

По какой цене;

На какую сумму.

 

Главная трудность при создании бюджета продаж – учесть сезонные колебания объемов продаж, учесть колебания цен, учесть рост, или, наоборот, сокращение рынков сбыта.

 

Как лучше всего организовать процесс создания бюджета продаж?

Это, конечно, зависит от специфики бизнеса. Если компания занимается оптовой торговлей, то нужно провести работу с вашими покупателями, выяснить их потребности в вашем товаре. Кроме этого, необходимо учесть в бюджете процент роста продаж, если вы намерены проводить для этого ряд мероприятий. На основании всех этих данных готовится бюджет продаж.

 

Хочу обратить ваше внимание на то, что все цены в бюджете продаж без НДС.

Имейте это ввиду, когда будете делать свой бюджет. Если вы не знаете цену без НДС, а знаете только цену с НДС, то это легко исправить. Например, вы знаете, что цена дивана с НДС 8260 рублей. Как получить цену дивана без НДС? Очень просто: 8260 делим на 1,18 и получаем 7000 - цену без НДС.

 

 Конечно, это в том случае, если вы продаете товар с  НДС 18%. Если же вы продаете товар с НДС 10%, то нужно цену с НДС поделить на 1,1 . Например, тонна продукта с НДС 10% стоит 16500руб., тогда 16500руб./1,1 = 15000руб. – цена без НДС.

 

Если же ваша деятельность такова, что НДС вы вообще не платите, то вам проще – все цены в бюджете вы ставите окончательные, т.е. такие, по которым покупатель забирает товар,  и разговоры про НДС вам не интересны.

 

С бюджетом продаж разобрались.  Идем дальше.

 

 

                                   БЮДЖЕТ КРЕДИТОВ

 

В настоящее время большинство компаний пользуются банковскими кредитами, или привлекают заемные средства из других источников. Поэтому необходимо составлять бюджет «Кредиты».

 

 Если вы не пользуетесь кредитами, вам этот бюджет делать не нужно. В таком случае вы просто счастливчик! Конечно, не потому, что вам нет необходимости делать бюджет «кредиты», а потому, что вам хватает своих собственных средств для развития бизнеса.

 

Не хотите работать на банк? Я вас отлично понимаю. Думаю, вам в любом случае будет полезно узнать, что из себя представляет бюджет «кредиты», так как может быть пройдет год – другой, вы захотите расширить свой бизнес, и тогда без кредитов не обойтись.

 

Итак, в бюджете Кредитов по каждому договору будем отражать поступление кредита, возврат кредита и выплаты процентов и других расходов по кредитам. Некоторые кредиты организация берет не на один год. То есть, может сложиться такая ситуация, что вы взяли кредит в 2009г., а рассчитываться за него будете в 2010г. Это означает, что кредит переходит из одного года в другой.

 

 

 Для начала нужно разнести суммы кредита, которые нужно вернуть. Тогда мы сможем оценить, есть ли у нас необходимость в привлечении новых кредитов, или сможем справиться своими лилами, и вернеть кредиты из своей выручки.

 

Как мы все знаем, бесплатный сыр бывает только в мышеловке, и поэтому нам нужно заплатить проценты по кредитам. Отражаем их отдельной строкой в нашем бюджете.

 

Идем дальше.

 

 

 

                                            БЮДЖЕТ ЗАТРАТ

 

Приступим к рассмотрению  бюджета расходов, или, как его чаще  называют -«бюджет затрат». «Расходы» и «Затраты»  - это для нас одно и то же. Для удобства построения бюджета все затраты поделим на «постоянные затраты» и «переменные затраты».

 

 Переменные затраты - это те,  которые напрямую зависят от объемов производства.  Например, для производства мебели нужны специальные материалы. Рабочие, которые делают мебель, должны получать зарплату. Нужно платить также за электроэнергию в цехах.

 

 Чем больше мы произведем мебели, тем больше понадобится материалов, денег на зарплату и других расходов. Вот именно поэтому затраты, которые непосредственно зависят от объема производства продукции, называются «переменными», то есть они меняются вместе с изменением объема производства продукции.

 

Для торговых организаций переменными затратами будут является затраты на закуп товаров и транспортные расходы на доставку этих товаров.

 

Теперь поговорим о постоянных затратах. Предположим, что у нас большие проблемы с производством – материалов нет, электроэнергии в цехах тоже нет (кабель повредили). Таким образом, продукция не производится.  Но зарплату директору и главному бухгалтеру все равно платить приходится. Это, конечно, шутка. Я просто хочу сказать, что есть расходы, которые не зависят от объемов произведенной продукции.

 

Во-первых, это постоянные затраты производства. Например, аренда помещения. Если мы не произведем ни одного продукта в каком-то месяце, то все рано придется заплатить за аренду цехов.

 

Во-вторых, это управленческие расходы: зарплата управленческого персонала, аренда и электроэнергия помещений управления, и тому подобные расходы.

 

Данные расходы называются постоянными, так как  не зависят от объемов производства.

 

 

 

Информацию о затратах нужно взять из бухгалтерского учета. Например, аренда. Мы должны взять данные бухгалтерского учета, сколько было начислено затрат по аренде в январе, феврале и так далее.

 

 Я хочу  уточнить, что в затраты должны попасть данные не о том, сколько оплачено по той или иной статье затрат в январе, а данные о том, сколько было начислено  затрат в январе.

 

На первый взгляд может показаться: начислено, оплачено – какая разница-то??? Зачем лишний раз заморачиватся?  Сколько начислено, столько и оплачено. А вот и нет. К примеру, у вас в январе было много денег, и вы купили много материалов на сумму 500 000руб., положили их на склад, и будете их использовать в течение трех месяцев для производства мебели. Должны ли вы поставить сумму 500000 в статью затрат «материалы» в январе? Конечно, нет! Вы ведь не использовали в январе все материалы, а использовали только часть. Остальные материалы остались лежать на складе.

 

 

Если кампания большая, и производит продукцию «впрок», т.е., «на склад», то кроме «бюджета продаж» у нее еще есть «бюджет производства».  

 

Кроме постоянных и переменных затрат к бюджету затрат так же относятся внереализационные расходы. К внереализационным расходам в основном относятся налоги. И, если есть еще какие-то расходы, которые вы не смогли отнести ни к переменным, ни к постоянным затратам, отнесите их к внереализационным расходам. 

 

Все данные по внереализационным расходам так же берутся из бухгалтерского учета. Так же, как и затраты, внереализационные расходы отражаются не те, что уплачены, а те, что начислены.

 

                                   БЮДЖЕТ   ПРИБЫЛЕЙ И УБЫТКОВ

 

 

Итак, мы знаем, какая  выручка была в Предыдущем году, определились с затратами.

А, собственно, для чего нам все это было нужно? Правильно, для того, чтобы мы смогли посчитать свою прибыль. А то, работаешь, работаешь, не покладая рук и не щадя живота своего, а результат то где? Есть он, или нет?

 

Поверьте мне на слово, многие руководители толком не знают,  какая у них прибыль получилась за год, не говоря уже в каждом месяце отдельно. Конечно, в каждой компании ведется бухгалтерский учет, но зачастую он используется только для того, чтобы сдавать отчетность в налоговую. А если не все суммы проходят по бухгалтерскому учету, то директор и вовсе теряется в догадках.

 

 

Многие бизнесмены просто понимают, что работают не в убыток. Некоторые чувствуют «чисто интуитивно», что прибыль такая-то сумма, некоторым просто некогда об этом подумать и они работают по принципу «сегодня не прогорел, и слава богу».

 

Для того  чтобы узнать прибыль, нужно сделать «бюджет прибылей и убытков». Для того чтобы посчитать прибыль, нужно знать доходы и расходы. Наши доходы складываются во-первых, из нашей выручки, во-вторых, могут быть какие-то другие доходы, кроме выручки.

 

Расходы складываются из переменных затрат, постоянных затрат  и внереализационных расходов.

 

 Теперь посчитаем прибыль. От доходов  отнимаем расходы и получаем прибыль до амортизации.

 

Здесь имеет смысл поговорить немного об амортизации. Если вы знаете, что это такое – замечательно! Если нет, сейчас объясню.

 

Как правило, для того, чтобы успешно работать, предприятию нужны Основные Средства. Это здания, оборудование, автомобили, компьютеры и т.д., т.е., те средства, которые имеют срок полезного использования больше года.

 

Если мы в январе купили станок за 100 000руб., то мы не можем сразу поставить всю эту сумму на затраты, а только можем ставить на затраты амортизацию, таким образом постепенно вся стоимость переносится на затраты. Это, если очень коротко про амортизацию.

 

Прежде чем посчитать налог на прибыль, нужно отнять амортизацию.

 

Теперь посчитаем «Налог на прибыль». С 2009-го года он равен 20%.

Таким образом, «Чистая прибыль»  предприятия равна: «Прибыль до налога на прибыль» минус «Налог на прибыль».

Если вам не хватает навыков составления бюджета, пройдите тренинг «Как построить бюджет компании»

Если вы хотите  подробно ознакомиться с материалами тренинга,

зайдите на  сайт http://budgettrening.narod.ru/

 

Удачи во всех ваших начинаниях!

Екатерина Прищеп


В избранное