Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Миллиардеры и миллионеры

  Все выпуски  

Миллиардеры и миллионеры Аристотель


Аристотель - величайший и самый разносторонний из ученых эллинской древности, философ, энциклопедист и основоположник логики. Древние источники приписывают ему более ста книг, из которых до наших времен дошла лишь половина. Аристотель родился в городе Стагира на Халкидонском полуострове, недалеко от современных Салоник. Отец его, Никомах, был придворным лекарем македонского царя Аминты II (правившего в 393 - 369 гг. до н. э.). Для Никомахова рода профессия врача была традиционной. В пятнадцать лет Аристотель
остался сиротой, и опеку над ним взял на себя родственник отца Проксен, так же живший в Старгире. Он ни вчем не отказывал своему воспитаннику и всячески поддерживал его желание познавать науки. Приличное наследство, доставшееся Аристотелю от отца, позволяло ему не знать нужды. Это касалось в первую очередь книг, которые в то время были дороги и мало кому доступны. Таким образом, еще с юности он привык много читать, что для его времени, было явлением довольно редким.
Следует отметить, что отношения между опекуном и воспитанником, были настолько близкими и доверительными, что позже, после смерти Проксена, Аристотель усыновил его сына Никанора, и выдал за него свою дочь Пифиаду.
Большое влияние на юного Аристотеля оказал македонский двор, где он провел раннее детство. Там он познакомился с Филиппом Македонским, отцом великого Александра Македонского. Их связывали не только общие интеллектуальные интересы, но и враждебное отношение к Персии.
По образованию и языку, Аристотель был греком, но в то же время оставался подданным македонского государя. В Старгире он часто слышал рассказы об афинских мудрецах Сократе и Платоне. Он страстно мечтал стать учеником Платона, для чего в 367 году до нашей эры отправился в Афины. Платона он не застал, так как тот находился в то время на Сицилии. Поэтому, не теряя времени даром, Аристотель принялся за изучение греческой философии. Так что к приезду Платона, он уже достаточно хорошо был знаком с основными положениями
его учения. Платон был старше Аристотеля на сорок пять лет. Он привык иметь дело с учениками, которые безоговорочно принимали его идеи. Пытливый и в высшей степени живой ум Аристотеля, приводил Платона в восторг, но ему очень не нравилось, что ум ученика направлен на изучение действительности, а не подчинен отвлеченным наукам.
Платон называл Аристотеля душой школы, признавая его самым талантливым своим учеником. И в то же время, Платона постоянно раздражал щегольский вид Аристотеля. Учителю казалось, что дерзкий, независимый ученик, недостаточно презирает все то житейское, к которому Платон всю жизнь относился с горделивым равнодушием. В сущности, это так и было. Аристотель никогда не знал бедности, имел свои привычки и нравы. Он не терпел наставлений о том, как есть, пить, какую одежду носить и как вести себя с окружающими. Одевался
он изысканно, волосы всегда были тщательно подстрижены, пальцы украшены множеством колец. Молодой философ любил женщин и оказывал им всяческое внимание, хотя и был о них невысокого мнения. Свободный образ жизни и вызывающее поведение Аристотеля давали повод для всевозможных слухов, выставляющих его в неприглядном свете.
В изложении философских взглядов, Аристотель сильно отличался от своего учителя. Греки были поклонниками цветистого красноречия, поэтому скупого на слова и склонного к анализу Аристотеля, они долго не замечали. Критики нередко обвиняли Аристотеля в неблагодарности к Платону. Однако сам философ, всегда говорил об учителе сдержанно и с глубоким почтением. До самой смерти Платона Аристотель не открывал своей школы, хотя свои философские идеи уже давно разработал во всех деталях.
Сразу после смерти Платона, в 348 году до н.э. Аристотель покинул Афины и направился в Среднюю Азию. В городе Атарнее он женился на Пифиаде, младшей сестре тирана Атарнеи Гермия, своего друга и любимого ученика. Когда Гермий погиб в результате заговора, Аристотелю с молодой женой стало небезопасно находится в Атарнее и они поселились на острове Лесбос. Пифиада была счастлива с Аристотелем и родила ему дочь, которую назвали так же как и мать Пифиадой.
В это время Аристотель получил приглашение от царя Македонии Филиппа приехать в Македонию и стать учителем его сына Александра. Три года Аристотель посвятил воспитанию Александра. Он дал царственному ученику энциклопедическое образование, сообщил ему свои медицинские познания, привил вкус к научным исследованиям природы. Филипп, а затем и Александр, не жалели ничего, чтобы обеспечить Аристотелю возможность заниматься науками. Александр выделил ему на эти цели огромную сумму денег. Тысячи человек постоянно доставляли
для научных опытов Аристотеля редких животных, растения и минералы.
С Александром Македонским Аристотель расстался накануне его первого похода на Азию. Пятидесятилетний философ вместе с женой, дочерью и воспитанником Никанором (сыном Александра) уехал в Афины, оставив вместо себя своего ученика Каллистена. В Ликии (священной роще Aполона Волчьего) Аристотель основал свою школу, которая была названа по имени рощи Ликеем. Учеников ее называли перепатетиками, от греческого слова «перепатос» - крытая галерея, где проходили занятия. Численность их была незначительная, поскольку философия
Аристотеля включала в себя чуждые для афинян естественнонаучные взгляды.
Средневековые мыслители придавали особое значение учению Аристотеля о душе. Он полагал, что душа есть у всех живых организмов. Но что касается человека, то от души животного, она отличается тем, что обладает разумом. Другое важное качество души – ее бестелесность. Она является формой и смыслом, но неотделима от тела, потому и невозможно переселение душ. Что касается нравственности, то она по Аристотелю не имеет смысла, если не нацелена на практический результат. А всеми страстями и чувствами можно управлять
с помощью разума.
Вскоре после переезда в Афины умерла его жена Пифиада. Он горько оплакивал тяжелую потерю и воздвиг в честь нее мавзолей. Через два года Аристотель женился на своей рабыне, красавице Герпилис, которая родила ему сына Никомаха.
В беседах с учениками Аристотель часто говорил о том, что после пятидесяти лет, умственные силы слабеют, наступает пора, когда человеку надо пожинать то, что раньше посеял. Так поступил и сам философ. Он жил размеренной жизнью, писал одно за одним свои сочинения, терпеливо объяснял ученикам особенности своей философии. И хотя Аристотель, как истинный мудрец, держался в стороне от политических событий, но после смерти Александра Македонского его пребывание в Афинах становилось опасным. Не имея никаких других
причин для изгнания мудреца, афиняне ничего лучше не придумали, как обвинить его в непочтении к богам. Опасаясь повторить судьбу Сократа, Аристотель уехал в Халкиду, где умер в 322 году до н..э. от наследственной болезни желудка.
Тело философа было перевезено в его родной город Старгиру, где сограждане воздвигли роскошный мавзолей, носивший его имя. Он просуществовал долгие годы, но все же не устоял перед безжалостным временем. А вот памятник нерукотворный оказался неподвластный не только векам, но и тысячелетиям, обессмертив имя великого мыслителя античности в памяти последующих поколений.

В избранное