Отрывок из рассылки « Больше денег от Вашего бизнеса».
Три необычных истории
Сегодня мы начнём разговор с трёх необычных историй и трёх загадок.
История первая: в 490 году до нашей эры в Марафонской долине греческое войско вступило в неравный бой с персидским. Афиняне вывели на поле боя ополчение из 9000 пехотинцев, союзный город Платея прислал ещё 1000 человек. Персы высадили с кораблей 20,000 профессиональных воинов - не только пехоту, но и конницу. Поэтому их военачальники Датис и Артаферн ожидали лёгкой победы.
Однако в коротком сражени греки не просто победили персов, но буквально раздавили их. Потери персидской армии составили около 6400 убитых, многие попали в плен, 7 персидских кораблей были захвачены. Греческое войско потеряло 192 человека. Прописью: сто девяносто два человека.
Как грекам удалось наголову разбить превосходящие силы противника, да ещё и одержать победу малой кровью?
История вторая: в 1913 году на заводе Форда начались революционные изменения. В результате Генри Форд ограничил длину рабочего дня 8-ю часами (хотя обычным в отрасли считался 12-часовой, а то и 16-часовой рабочий день), назначил своим рабочим почасовую оплату вдвое выше, чем на предприятиях конкурентов, стал принимать на работу людей без всякого опыта, и при всём при этом - снизил цену на свои автомобили.
Казалось бы, повышение накладных расходов и одновременное понижение цены на товар - это верный путь к разорению. Однако фирма Форда на многие годы стала лидером американской автомобильной промышленности, оставив конкурентов далеко позади, и Генри Форд сказочно разбогател.
За счёт чего он сумел это сделать?
История третья: в 1996 году вице-президент сети ресторанов быстрого питания "МакДональдс", рассказывая в одном из своих интервью о надёжности фирмы, заявил, что даже если бы все повара и продавцы всех закусочных "МакДональдс" во всём мире одновременно уволились, спустя буквально считанные дни фирма смогла бы возобновить работу как ни в чём не бывало.
На первый взгляд это заявление выглядит пустой похвальбой. Одновременное увольнение 100% работников нижнего звена надолго парализовало бы работу любой фирмы - на то, чтобы набрать персонал, обучить его, ввести в курс дела и т.п., потребуется уйма времени. Однако в случае с "МакДональдс" я готов поверить, что фирме действительно удастся вернуться к обычному рабочему расписанию если не за несколько дней, то за несколько недель.
Почему я верю, что им это удастся?
Ответы на загадки
Главной причиной победы греков при Марафоне была особая организация греческого войска, фаланга - плотный копейный строй в несколько рядов. Этот строй действовал как единое целое. Так что каждый воин противника вынужден был биться не один на один против другого воина, как это обычно бывало в те времена, а против сплошной стены щитов и копий. Не против человека, а против машины. Фаланга оказалась столь эффективным военным изобретением, что с минимальными изменениями
дожила до эпохи Возрождения, а окончательно сошла со сцены лишь после изобретения многозарядных ружей.
Генри Форд создал на своём заводе первый сквозной сборочный конвейер: на один конец конвейера ставили шасси будущего автомобиля, а с другого конца своим ходом съезжал готовый "Форд-Т". Каждый работник конвейера выполнял всего одну простую операцию - например, завинчивал пару винтов - причём выполнял её быстро. После этого машина перемещалась дальше по конвейеру, а к рабочему подъезжала следующая, в ней он тоже завинчивал пару винтов... и так каждые 10 секунд. В результате
не только возросла производительность, но и возникла ситуация, позволяющая легко обучать персонал (много ли времени нужно, чтобы научиться завинчивать два винта?) и столь же легко его менять или пополнять.
В "МакДональдсе" рабочий процесс стандартизирован, регламентирован до мелочей и тоже разбит на простые операции. Существуют чёткие инструкции: как работник должен одеваться, как улыбаться, какие слова говорить, что можно иметь в карманах, сколько секунд жарить картошку, как накладывать мороженное в стаканчик... Инструкции достаточно просты, чтобы их мог быстро освоить даже не очень сообразительный подросток. Более того, все книги инструкций существуют и в виде обучающих компьютерных
программ, а в штате фирмы состоят инструктора по обучению персонала. Всё это позволяет фирме поддерживать обычный уровень качества даже при большой текучести кадров и невысоких требованиях к кандидатам.
А теперь задумайтесь на минуту: что общего между этими тремя историями?
Волшебные слова: "человеческая машина"
Во всех трёх случаях мы имеем дело с "человеческой машиной". И именно использование "человеческой машины" позволило добиться таких результатов.
Что такое "человеческая машина"? Машина, собранная не только из железок, но и из людей. Машина, в которой часть деталей - это люди. Цинично звучит, правда?
Однако вот Вам другая правда. "Человеческие машины" эффективны. Гораздо эффективнее большинства других форм организации. Не зря все армии мира постепенно либо всё больше превращались в "человеческие машины" - либо проигрывали войны. Поэтому если Вы владелец бизнеса или руководитель - Вам стоит задуматься над целесообразностью превращения Вашей фирмы или Вашего отдела в "человеческую машину".
Каковы признаки "человеческой машины", какими свойствами она должна обладать? Чем она отличается от обычной фирмы или обычной команды? Об этом я напишу в следующем выпуске рассылки. А пока что подумайте об этом самостоятельно, благо в тексте разбросано немало подсказок. И если захотите поделиться со мной своими мыслями на эту тему - пишите.
Как со мной списаться
Пишите мне на адрес a-l@kursy.ru. Предлагайте свои идеи для рассылки. Делитесь своим опытом. Задавайте вопросы. Рассказывайте о себе и своём бизнесе. Пишите!
Всего доброго!
С уважением, Александр Левитас.
P.S. Если Вы считаете, что этот выпуск рассылки будет интересен кому-то из Ваших коллег или друзей и может помочь ему в бизнесе - пожалуйста, перешлите ему это письмо.
Дополню Александра. От продавца на рынке бизнес зависит на 70 – 90%.
На сколько зависит бизнес от кассира в гипермаркете?
Или давайте возьмём бизнес МЛМ, где вроде бы независимые дистрибьютеры.
Если нет ТЕХНОЛОГИИ, то бизнес будет влачить жалкое существование.
Технология же позволяет с первых дней новичку зарабатывать деньги.
Технологичные бизнесы будут продолжать вытеснять из рынка менее технологичные.
А как же быть с нашей индивидуальностью? Пожертвовать ей в угоду технологичности? Что думаете?
«Одну из явных тенденций современного мира можно назвать тотальной экономизацией или маркетификацией (от англ. market – «рынок»). Рынок, который определяет сейчас почти все, это, в сущности, машина, у которой есть только одна функция: отделять эффективное от неэффективного. Когда это механизм начинает действовать повсюду, мы с необходимостью оказываемся в мире, где уже не будет места для утопии о едином
обществе, вращающемся вокруг некоего усредненного социального слоя (средний класс). Средний класс – ни богатый, ни бедный, а человек вообще – это еще одна нововременная утопия, все то же стремление к усреднению, нормализации общества. Сейчас мир наоборот будет стремиться к радикальному разделению между двумя полюсами: эффективностью и неэффективностью. Все больше людей будет концентрироваться вокруг одного из них, и все большим будет расстояние
между ними.»
Из интервью с Йонасом Риддерстрале автором книги Funky Business