Это не тест на
психотип, не рассказ о том, как заработать много денег, не попытка
классификации всей фауны и флоры. Например, я не буду говорить о частном
предпринимательстве, так как если вы открываете свой бизнес, то перед вами не
стоит вопрос "какую из двух работ лучше выбрать". Это именно модель,
помогающая ответить на такой вопрос - и как всякая модель она во-первых,
ограничена, во-вторых, представляет собой обобщение.
Главный тезис: "правильный выбор" в первую очередь зависит от цели и
пути. Хотела написать "тезис очевидный", но почему-то именно в точке
целеполагания, как правило, возникает основной затык. Я для себя классифицирую
их так.
1. Карьера. То есть некий путь на 15-20 лет с целью получения высокой должности
в крупной организации. СЕО, генерал, папа римский или глава госпталя - без
разницы. Общим является то, что необходимо в течение определенного - длинного,
но при этом ограниченного времени - пройти некоторое количество ступенек. На
каждой надо наработать некий опыт и умения, обрасти некоторыми связями, нечто
для себя понять и показать о себе другим. Не входят в эту категорию главы
успешных стартапов, растящих структуру под собой - хотя бы потому, что они не задаются
вопросом, куда им перейти на следующую работу. Руководство стартапом вполне
может быть одной из ступенек на дороге к СЕО крупной компании, просто тогда и
цели другие, и время на этой должности другое, и цели лично для себя другие. Не
вырастить гараж до размера гиганта торговых операций, а добившись успехов для
компании, инвесторов и себя любимого перейти на следующую ступеньку.
О "карьере" говорят многие, но реально ее делает очень небольшой
процент людей. По крайней мере, среди моих знакомых. Конечно, среди МБАев
Колумбии процент велик :) но процент по ЖЖ весьма ограничен. Потому что это не
спринт, а марафон, и потому что построение карьеры, к сожалению, подразумевает
жизнь по принципу, сформулированному еще Фрейдом: взросление есть умение отложить
вознаграждение (maturityisanabilitytodelaygratification).
Человек делающий карьеру должен, по моему опыту, передвигаться со ступеньки на
ступеньку достаточно быстро - чтобы успеть. К сожалению - чтобы нам не говорили
в школе - у большинства компаний и организаций есть ограничения по возрасту.
Гласные и негласные, от "СЕО уходит на пенсию в 60 лет" до "если
человек не стал executive к
45, то лучше при прочих равных повысить того, кто помоложе - он успеет
продвинуться дальше". Корректности ради замечу, что к папам римским это не
относится - но там кандидаты учатся откладывать вознаграждение еще на ранних
этапах. Однако, быстро - не значит вприпрыжку. Каждая ступенька должна свое
предназначение выполнить, иначе умения, связи и репутация не зацементируются -
нечего будет показать в резюме и занести в графу умений-достижений. Примерно,
полтора-два года на нижних этапах, 3-5 на более поздних - сильно зависит от
области и самого понятия "результата". Скажем, руководитель бранда в IT должен пройти 1-2 продуктовых цикла,
чтобы говорить о продуктах, вышедших под его руководством на рынок - от
разработок до результатов в продажах. Иначе вес не тот супротив конкурентов за
место, которые такими результатами могут гордиться.
Почему необходимо откладывать вознаграждение?
Потому что далеко не всегда такой переход сопровождается
увеличением компенсации, она даже может временно пойти вниз. Например, вывести
падающий бизнес в рост - важное умение для руководителя. Но доказывать его
приходится чем? правильно, переходом в бизнес (отдел, компанию, дивизион), где
дела идут хуже. Утешаясь тем, что нет большего подарка для руководителя - ибо
отсюда только вверх. Но в бизнесе, где дела идут плохо, а совет директоров не
дремлет, управленцам платят меньше. В лучшем случае можно получить пакет
привязанный к тому самому "только вверх". Отложенное вознаграждение.
Наверно, у священников, отправленных в миссии среди людоедов или какие другие
"падающие бизнесы" есть свои утешения и цели - но факт остается фактом:
чтобы показать рост, надо начать внизу.
Другой фактор, который надо иметь ввиду - это переход в зону дискомфорта. Как
правило, карьера представляет собой движение в сторону расширения области
влияния и экспертизы. Скажем, от обслуживания финансов одного отдела к СФО
компании или от торгового представителя к СЕО - т.е., к руководству большим
количеством функций, территорий или областей бизнеса. Как их узнать?
Расширением собственной "области покрытия". То есть путем перехода
туда, где далеко не все знаешь и умеешь, где надо учиться, учиться и учиться. А
также полагаться, по крайней мере первоначально, на советы местных экспертов. И
заодно вырабатывать умение отличать эксперта. Соседа-дикаря от заманивающего
вас на ужин людоеда . Или разработчика, знающего данные технологии, от
распускащего хвост павлина. В общем, так или иначе,но переход, как правило,
сулит дискомфорт, даже если подслащен крупным выражением в денежных знаках. А значит
в той или иной степени представляет собой отложенное вознаграждение. Так что
главное помнить, зачем вы его отложили. И стоит ли оно того, и не пора ли
поменять решение, обналичить достижения, и зажить счастливо...вот только
обналичив, не всегда легко продолжить марафон.
Предоположив, что решение "обналичить" не стоит, и герой продолжает
свой квест далее к намеченным вершинам. В этом случае имеет смысл главным
критерием выбора полагать возможность перепрыгнуть на следующую ступеньку. То
есть, проще говоря, если есть работа А и работа Б. С успешно проделанной А
можно перейти на В, Г, Д, каждая из которой на дороге, "ведущей к
храму", а с Б - только на Б1, Б2, Б3, то бишь то же плюс немного денег.
Тогда выбор А очевиден, даже если Б ближе к дому на 10 миль. Потому что -
напомню - целью была заявлена карьера, ведущая к отложенному, но важному и
большому с точки зрения героя вознаграждению.
2. Эсперт, художник, целитель. Человек работающий не ради продвижения по
внешним ступеням, а ради продвижения в собственном мастерстве, совершения
добрых дел, получения удовольствия от процесса творчества, лечения, осознания
своего растущего величия в программировании или еще какой профессиональной
области. Это деление не означает, что при карьерном росте отсутствует профессиональный
рост. Более того, на ранних этапах, до управления людьми, отбор часто идет
именно по профессиональным критериям. Но в первом случае есть явные внешние
критерии продвижения связанные с иерархией структуры и людей. Скажем, глава
разработок или начальник родового отделения или председатель худ.совета. А во
втором - с профессиональными сертификациями или другой цеховой символикой,
признанием уровня - часто, не отраженного во внешней атрибутике - коллегами или
клиентами. Скажем, самый крутой разработчик, или лучший гинеколог района, или
художник-победитель конкурсов. К этому пути критерии пути карьерного применимы
мало, основным критерием выбора следующей работы есть прежде всего
профессиональное совершенствование. То, что определяется в быту словами
"интересный проект", "интересная работа", "клевая
новая технология", "работа с признанным талантом". И, конечно,
как и в случае с карьерой, всегда возникает вопрос отложенного вознаграждения.
И, как альтернативы, вопроса "не пора ли обналичить достижения" -
т.е., переквалифицироваться в управдомы, уйти из балета в балетмейстеры или из
хирургов в начальники отделения. Ничего плохого в "обналичке" нет -
каждый сам определяет, когда устал-не-могу-больше или не-расту-дальше или
хрен-с-ним-ростом-жена-денег-требует. Но также следует помнить, что из
балетмейстеров редко возвращаются обратно в балет.
3. "Работа ради жизни, а не жизнь ради работы". Самый распространный
вариант. Тут идет максимизация удобств - близко к дому, деньги, гибкий график.
Каждому по потребностям. И тут я не советчик совсем - потому что определить,
что важнее на данный момент, близко к дому или зарплата на 10% выше человек
может только сам по ситуации для себя решить, а со временем, в случае удачи и
хорошей работы, оптимизировать и то, и другое, и третье. Помимо абсолютного
большинства живущих так с самого начала - и напрочь непонимающего, от чего
страдают дурью карьеристы и художники - на эту стезю часто приходят люди из
первых двух категорий. Потому что поняли, что в оставшееся для плодотворной
карьеры время не достигнут сильно большего. Потому что устали. Потому что
поняли, что либо не до конца были честны перед собой, заявляя об амбициях, либо
поменялись их взгляды на жизнь - скажем, вследствие заведения семьи. В
относительно коротком варианте это может быть передышкой - в длинном
засасывает, из комфорта трудно вернуться к отложенному вознаграждению. Главное,
упущенное время это часто упущенное время: движение вверх возобновишь, но до
самых высот дойти не успеешь. Или придется вдвойне тяжело
работать-наверстывать.
Не стоит видить в этом описании наивный максимализм - это некая модель,
упрощенная как все модели. На самом деле, почти всегда есть "минимальные
условия". Тот уровень интереса, оплаты и комфорта, за который человек
решит не выходить - сам для себя или сам для себя с семьей или сам для себя с
теми, кто влияет на его карьеру - будь то бабушка, равин или мнение соседей. И
делающие карьеру редко соглашаются работать за доллар в год - но некоторые
рискуют и выигрывают. И священник нацелившийся на папство может решить, что
вероятность вернуться живым с острова Пасхи слишком мала - хотя найдется один
на сотню, чье возвращение станет чудом, а сам он прослывет праведником. И
художник скажет "меньше, чем за стоимость красок - не напишу, даже если на
потолке Сикстинской". И работающий ради максимизации компенсации не пойдет
плевать в потолок будь оно хоть в пяти минутах от дома. И еще я совсеем не
затрагиваю тут морально-этические аспекты работы, которые часто присутствуют.
Будь то писать портрет вождя под руководством гения или стать СЕО компании,
наживающейся на детском труде, или противнику абортов стать главрачом PlannedParenthood. То есть описанные критерии никогда не дают полной карты маршрута - но
задают некоторую структуру-ориентир, позволяющую его выбрать.
На всякий случай напоминаю, что это моя модель, которую я использую, когда люди
обращаются ко мне за советом - не стоит беспокоиться опровергать с пеной у рта,
достаточно просто не обращаться за советом.