Американский
писатель-фантаст. Его перу принадлежит более 600 художественных произведений,
изданных на 30 языках мира. Основатель церкви сайентологии, или Нового понимания.
Автор бестселлера "Дианетика, или Наука о счастье человека" (1950),
музыкальных композиций к своим книгам, сценариев. Деятельность его организации
была запрещена в ряде стран.
«Жажда
убийства сверкала во взгляде чудовища. Зонгри схватил самый большой и тяжелый
меч, сорвав его со стены вместе с ножнами. Раскрытыми от ужасами глазами Ян
увидел, как одним могучим ударом Зонгри рассек профессора от головы до пят.
Бездыханное тело повалилось на пол Потоки крови пропитали ковер».
Такими
пассажами в 1940-е годы радовал своих читателей Лафайет Рон Хаббард,
публиковавшийся в популярной серии «Удивительные научно-фантастические
истории». В те годы среди американцев особым спросом пользовались истории о
чудовищах, фантастических существах-мутантах, порожденных атомной радиацией.
Рассказы
Хаббарда были популярными, но мечтал он о карьере мэтра словесности. Как
свидетельствует «Тайме мэгэзин», на лекции в Ньюарке (сентябрь 1949 года) у
него вырвалось затаенное признание: «Смешно писать, получая пенс за слово. Если
кто-то действительно хочет сделать миллион долларов, то лучший путь – основать
собственную религию».
Не
прошло и года, как Хаббард опубликовал книгу «Дианетика: наука о душевном
здоровье». В предисловии сказано: «Дианетика – это приключение. Это экспедиция,
исследующая незнакомое царство, лежащее на два сантиметра ниже вашего лба». Но
пафос книги в другом: энтузиаст внепланетных ужасов все решительнее примеряет
костюм гения всех времен и народов, «открывателя нового духовного измерения».
Прошло еще несколько лет, и он торжественно объявил: «Мы – глашатаи Нового
века… Сайентология – пропуск в это грядущее время».
Хаббард
проводил психотерапевтические сеансы по совершенствованию духовных
способностей. Однако амплуа рядового психотерапевта его не устраивало, и спустя
четыре года он учредил в Вашингтоне Основоположную церковь, ознаменовавшую
появление новейшей религии. Лечебные сеансы сопровождались глубокомысленными
теологическими рассуждениями и ритуалами, полными внеземной тайны. Постепенно
формировалась церковь саейентологии – пожалуй, наиболее скандальная из новейших
культов. По словам ее лидеров, у них было более чем 5 миллионов последователей.
Мечта
Хаббарда сбылась – он стал ворочать миллионами и на склоне лет мог позволить
себе все, что угодно.
Как
правило, основатели религии «Нового века» претендуют на уникальную
просветительскую миссию, на создание миропонимания, соответствующего грядущему
времени. Они апеллируют к знаниям, пытаясь вписать свои идеи в массив
современной науки.
«Сайентология,
– убежденно говорил Хаббард, – это религиозная философия высшего уровня,
поскольку она обеспечивает человеку подлинное познание себя и истины». Для
достижения этой цели, уверяет он, применяется новейшая техника, способная
реализовать задачи, которые поставил перед собой Христос: достижение мудрости,
хорошего здоровья и наивысшего духовного совершенства. Основу образуют сеансы
«обработки», или «прослушивания», с применением особого прибора, называемого
«Е-измерителем», или «измерителем Хаббарда» – разновидность гальванометра,
способного фиксировать электропроводимость кожи, меняющуюся в зависимости от
душевного состояния человека. Цель всей процедуры состоит в том, чтобы
постепенно освободить психику человека. Для этого прослушиватель повторяет
вопрос пациенту до тех пор, пока прибор не покажет, что реакция стала
«нормальной» и ответ уже не связан с болезненным состоянием психики. Тогда
настает очередь других вопросов…
Рассуждения
нового мессии в упрощенной форме воспроизводят теорию психоанализа 3. Фрейда. Речь
идет о понятии бессознательного, о душевных травмах как причине невроза, о
влиянии детских переживаний на психику взрослого человека Хаббард воспроизвел
принципиальную схему сеансов психотерапии, практиковавшихся Фрейдом и его
последователями: отыскание причин невроза, выведение прежнего опыта на уровень
сознательного, терапию словом. Поэтому в тех случаях, когда они клинически
оправданы для данного заболевания, то неизбежно оказывают благотворное лечебное
воздействие. В психоаналитической традиции проводится мысль о бессознательном
как об особом, во многом автономном образовании. Однако сама по себе она
никакой религиозной подоплеки не имеет, не говоря уже о том, что сам Фрейд был
оппонентом религии.
В США
действует жесткий прогрессивный налог. Им не облагаются лишь организации,
которые не ставят целью получение прибыли – религиозные, филантропические,
просветительские. Поэтому Хаббард и попытался назвать мистикой явления, вполне
поддающиеся научному объяснению. Процесс этот в основном завершился к 1955
году, когда Хаббард объявил себя пророком новой «религии», представляющей собой
новейший вариант буддизма.
Он
создал учение о «тетане» – особом духе, который после смерти человека
переселяется в другое тело, и «тете» – духовной первооснове движения и развития
неодушевленной материи. Последнее понятие приравнивается к концепции Бога.
Конечно, это не развитие, а откровенное опошление буддизма, сложной религиозной
доктрины. Из него Хаббард взял и предельно вульгаризировал одно из центральных
положений – представление о вечном переселении душ (инкарнации).
Почему
же авантюрист предпочел буддизм?
В ту
пору он входил в моду. К тому же учение об инкарнации позволило тривиальной
психотерапевтической практике придать иные, космические измерения, прежде уже
освоенные Хаббардом в жанре научной фантастики.
Каждый
из нас, говорил новый пророк, имеет за спиной множество жизней, уходящих в
бесконечное прошлое, в другие миры и планеты, о которых нам не дано помнить.
Таким образом «Е-измеритель» (да и сама процедура «прослушивания») получает
принципиально новое, уже мистическое значение – не скромный инструмент спасения
«одноразового» человеческого существования, а единственный способ ликвидации во
всей Вселенной болезненных последствий круговращений «тетана». Вместе с тем –
это «научный» прибор, и каждый может следить за прогрессом в «обработке»
собственной души.
Хаббард
почитается как великий «пророк» и «спаситель», радикально изменивший ход всей
цивилизации. Сам он говорил об этом без лишней скромности: «Дианетика – это
веха для человека, сравнимая с открытием огня и превосходящая изобретение
колеса и арки». Более того, Хаббард даже ввел новую хронологию человеческой
истории. Для его сторонников, например, 1979 год означает «29 А. Д.» («после
выхода дианетики»).