Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Лидерство в своем деле" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
← Сентябрь 2007 → | ||||||
1
|
2
|
|||||
---|---|---|---|---|---|---|
3
|
4
|
5
|
7
|
8
|
9
|
|
10
|
11
|
12
|
13
|
14
|
15
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
21
|
22
|
23
|
24
|
25
|
26
|
28
|
29
|
30
|
Статистика
0 за неделю
Вновь о психотехнологиях продаж. Речь пойдет о подготовке и проведении презентаций. Статья Алексея Суховерхова «Как провести презентацию, чтобы продать Мастерски»
ПСИХОТЕХНОЛОГИИ ПРОДАЖ: ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИЙ Вновь о психотехнологиях продаж. Речь пойдет о подготовке и проведении презентаций. Статья Алексея Суховерхова «Как провести презентацию, чтобы продать Мастерски» полезна не только менеджеру по продажам, она применима при проведении любых типов переговоров, как на профессиональные, так и на личные темы.
В следующем выпуске Вы найдете советы по работе с трудными упрямыми клиентами, а также рекомендации о том, как закрыть встречу с клиентом, чтобы она завершилась покупкой или подписанием контракта.
В первой части статьи автор дает четкую, понятную схему построения презентации. Он указывает на основные вопросы, о которых нужно помнить при подготовке и проведении презентации. Простые вещи, забываемые порой многими даже опытными «продажниками». Как часто всем нам приходилось слышать скороговоркой отбарабаненную, как будто заученный наизусть урок, торговую презентацию! Возникло ощущение, что рассказчику абсолютно не важно, что Вы обо всем это думаете. И Вам хотелось поскорей избавится от рассказчика, как от назойливой мухи. Чтобы не попадать сами в положение этой самой мухи, от которой отмахиваются, при подготовке презентации необходимо учитывать не только фактологические, но и психологические факторы. Использование приемов, показанных А.Суховерховым, позволяет строить ориентированную на клиента/собеседника презентацию, которая действительно сможет привлечь внимание и заинтересовать собеседника.
Вторая часть знакомит читателей с психологическим методами воздействия на клиента. Эта часть требует особо осмысленного, аккуратного применения, так как граничит с техникой манипуляции. Неосторожное, грубое манипулятивное давление может оказаться успешным, но только в краткосрочном периоде. Если Вам необходимо получить контракт сейчас, и Вы больше никогда с этим клиентом дела иметь не хотите, то применение техник манипуляции можно считать оправданным. Если же нужно строить долгосрочные отношения с клиентом, если Вы рассчитываете на новые заказы с его стороны, то приведенные во второй части статьи приемы надо применять крайне дозировано и очень осторожно. Рано или поздно любой человек заметит или почувствует, что им манипулируют, после чего будет избегать любых контактов с манипулятором и его компанией.
Как провести презентацию, чтобы продать МастерскиАлексей Суховерхов
Как провести презентацию, чтобы продать Мастерски - часть 2. Часть вторая. Что говорить Клиенту, когда мы проводим презентацию – не так уж и важно. Потому что в действительности самое главное – то, что в этот момент думает он, Клиент. А если посмотреть на процесс продаже еще глубже, то решающим будет то, что он при этом чувствует, что испытывает. Или, говоря другими словами, Клиент находится в определенном состоянии: это может быть неуверенность в выгоде нашего предложения, или состояние поиска лучшего выхода из какой-то ситуации, или что-то еще. Наша цель – перевести его в состояние внутреннего согласия, удовлетворенности и ожидания лучшего, которое и заключается в немедленном или максимально быстром принятии нашего предложения. Ради этого превращения (или перемещения, как кому больше нравится) мы уже проделали предварительную работу. К тому моменту, когда мы готовы начать, мы должны уже сделать следующее. Во-первых, установить контакт. Доверительные отношения. Раппорт. Об этом достаточно подробно рассказано в нашей статье «Как вызвать доверие Клиента, чтобы продать Мастерски». (SOS Cons@lting - http://www.sos-consulting.ru/ раздел «Актуальная тема» Наша задача – поддерживать это состояние на протяжении всего общения с Клиентом. Во-вторых, мы собрали нужную для нас информацию. Это и данные о потребности Клиента, с одной стороны, то есть то, ЧТО ему можно предложить, и ряд информации о том, КАК это сделать: предпочитаемые слова и фразы, внутренние ценности, а также предпочитаемую систему восприятия (через зрительные образы, на слух или путем личного контакта через ощущения) и многое, многое другое. Этой теме посвящена наша статья «Собираем информацию о Клиенте, чтобы продать Мастерски». В-третьих, мы уже построить свою презентацию на языке Клиента (по принципу Свойство – Выгода - Доказательства), что достаточно подробно описано в первой части этой статьи. Итак, мы готовы сделать следующий шаг в продаже. И первый вопрос, который возникает, заключается в главном – а должен ли менеджер что-то рассказывать сам? С самого начала хотелось бы отметить, что возможно две формы презентации. Первая из них – классическая, когда рассказываем мы. А вторая… когда мы преимущественно задаем вопросы – строя, таким образом, рассказ, который сам собой строится в голове Клиента. Мы не хотели бы сказать, что какой-то из этих путей лучше, а какой-то хуже. Они подходят оба, потому что достигают поставленной нами цели – перевод Клиента из состояния поиска и сомнения в состояние согласия на совершение сделки. Способ подачи информации через серию вопросов – вернее, наведение на нее Клиента, - один из вариантов, который в рамках этого материала – частный случай проведения презентации. Просто мы хотели бы отметить, что можно использовать не только утвердительные предложения, но и такие, которые заканчиваются вопросительным знаком. Теперь мы готовы внести в нашу презентацию новые элементы – а в профессиональной продаже абсолютно все решают мелкие детали. Вот эти маленькие элементы, приносящие наибольший результат, мы и обсудим. Язык презентации. Что действительно важно - соблюдать следующее правило эффективного общения: говорить на языке Клиента. Мы знаем, что каждый человек имеет свой собственный опыт. В любой сфере общения есть какие-то ключевые слова – как это не удивительно, абсолютно каждый подразумевает под ними что-то свое. Если мы скажем, что метод дает «большую прибыль» - Вы подумаете, это сколько? Если техника «надежна», то она прослужит сколько лет? Например, для самолета это двадцать лет, для автомобиля пять, а для авторучки целый месяц. Говорить на языке Клиента – это значит, прежде всего, использовать его собственные слова и выражения. Он просто не сможет, в таком случае, с Вами не согласиться – потому что это означало бы противоречить самому себе. Но что сделать, если собранной информации не хватает? То, чего нам не хватает в нашей мозаике (или хитро сплетенной паутине!), мы можем легко заменить на язык политиков – на общие слова. Любой, наверное, кто уже включал телевизор в самом конце восьмидесятых, помнит пространные речи о «консенсусе». Вот несколько примеров подобных слов, которые могут пригодиться нам в продаже: «выгода», «надежность», «лучший на рынке» и так далее. Что в этих фразах «общего»? Да то, что с их помощью можно сделать абсолютно любое коммерческое предложение, причем каждому слушателю. Хотя, конечно, не следует забывать, что любой наш потенциальный Клиент будет подразумевать под тем, что мы говорим, что-то свое. Итак, язык презентаций состоит из двух составляющих: слов самого Клиента для основного воздействия, и общих слов – для того, чтобы не вызвать противоречие. Ратификация Под этим словом подразумевается не что иное, как поощрение нужной реакции Клиента. Рассмотрим этот важный момент подробнее. Дело в том, что общение происходит на двух уровнях – на осознанном и бессознательном – когда сами о том не думая, мы каждую секунду оцениваем окружающую обстановку, соответствие того, что говорится и как это делается и так далее. Так вот, каждый человек бессознательно хотел бы, чтобы его похвалили. Можно, конечно, без конца говорить комплименты – авось, кто-то на это и клюнет. А можно сделать это значительно тоньше: легким кивком, невзначай брошенным «Хорошо!» и иным подобным образом, поощрять нужное состояние Клиента. Что получится в результате? Очень просто: Клиент сам того не осознавая, будет стремиться получить новое и новое поощрение. И сам, без всякого давления с нашей стороны, даже не заметив этого, придет к нужным нам выводам и тому самому состоянию согласия – заключить с нами сделку. Диссоциация Еще более мощным приемом оказания скрытого воздействия на Клиента является диссоциация – условное разделение Клиента как бы на две части – «Вы как бизнесмен, с одной стороны…, в то же время, как человек, Вы же понимаете, что мы делаем самое выгодное предложение, и нам бы очень хотелось, чтобы наши компании сотрудничали». И далее по ходу презентации одной «части» Клиента мы можем рассказывать о том, что мы предлагаем, а второй, обращаясь к ней отдельно – давать установку на лояльность к нашему предложению и быстрому подписанию договора. Используя этот прием, мы можем добиться самого неожиданного результата – добиться самого невероятного успеха. Причем сам Клиент даже не поймет, как это произошло. Еще более мастерски было бы проводить такую двойную презентацию, слегка меняя тональность голоса, в зависимости от того, к какой составляющей мы обращаемся. Или положение головы. Или что-то еще. Использование ассоциаций Не менее мощной техникой, наравне с описанной нами ранее диссоциацией, является прием использования ассоциации. Вот что это такое: это мысленное перенесение Клиента в нужный нам контекст, в нужную ситуацию. Такая ситуация может быть как в прошлом – например, когда мы вводим Клиента в воспоминания удачного прошлого, когда он уже покупал что-то подобное, а затем переносим это состояние и лучшее ощущение в Здесь и Сейчас, так и в будущем – когда мы рисуем в его воображении результаты нашего сотрудничества. Вот два примера использования этого приема. «Вы помните, как купили свою первую машину? Как Вы приехали на ней… [пауза – даем вспомнить!] …я Вам по-хорошему завидую. Представляете, как Вы уже сегодня приедете домой на своем новом автомобиле!» «Представляете, как Вы придете на работу на следующей неделе, когда выйдет эта реклама – и телефон в Вашем офисе будет надрываться от звонков новых клиентов!»
Ориентация на «ничего не делание» Фраза типа «Вам не обязательно что-то делать, обзванивать все компании, подобные нашей – все равно Вы не найдете предложения выгоднее, мы провели специальное исследование, прежде чем поставили эти цены, которые на сегодня лучшие» имеет двойной смысл. В плане техники скрытого влияния это еще и предложение «сесть и расслабиться – а значит, это подготовка к тому внушению, к той ориентации на сделку, которую мы проведем в конце. Использование этой техники строго индивидуально. Важно только найти такой контекст, в котором фраза «Вам не обязательно что-то делать» была бы вставлена достаточно органично. Вот еще варианты: «Вам не обязательно что-то записывать, мы дадим Вам все необходимые материалы…». Или «Вам не обязательно прямо сейчас заполнять эту форму…». Или «Вам не обязательно сейчас смотреть этот каталог, мы сейчас Вам все подробно расскажем». Подразумеваемое согласие. По ходу ведения переговоров мы сначала интересовались Клиентом… и все-таки жили отдельной жизнью: он покупатель, мы фирма-продавец. Диалог так и строился: Вы – наша фирма, Вы – мы, Вы – я. Подразумевалось, что мы ищем некоторое взаимопонимание. Стоп! Во время презентации нужно выбрать такой момент, когда мы это согласие уже нашли. Для этого бывает достаточно на определенном этапе сказать самому себе: сделка уже заключена, нам остается только оговорить определенные детали. И далее по ходу общения исходить из того, что согласие уже получено. Что изменится в общении? Скорее всего, основным местоимением станет «мы» - Клиент и наша фирма как единое целое, как команда, решающая одну задачу, как партнеры. Разговор постепенно переходит с соглашения на его исполнение. Как-то само собой речь идет не о чем-то общем, а о подробностях сделки. Но все эти изменения происходят само собой – достаточно дать себе в определенный момент установку, что согласие уже получено. В результате, если наша работа проведена достаточно тонко, скорее всего Клиент примет новое положение вещей как должное. И станет нашим покупателем.
Утилизация Утилизация – это использование создавшейся ситуации. Любая реакция Клиента правильная. Ему может каждую минуту звонить мобильный телефон – и он каждый раз будет отвечать на звонок. Что Вы в такой ситуации сделаете? Перенесете встречу? Завтра будет то же самое! А мы в таких случаях невзначай вставляем фразу: «И чем чаще Вам сегодня звонят по телефону, тем быстрее и проще мы сможем с Вами договориться. И тем дольше продлится наше сотрудничество в дальнейшем!». Это только на первый взгляд кажется неуместным – а если задуматься, то мы «вплетаем» ситуацию в нужное нам русло, принимая ее. Как правило, такая брошенная в разговоре фраза осядет где-то глубоко в сознании – и выполнит свою работу в дальнейшем, сработав как установка на нужный нам результат. В то же время, бывают реакции и ситуации, которые не только правильные, но и полезные с точки зрения нашей цели. Например, Клиент проявляет явный интерес к чему-то: «Я вижу, что Вам это интересно». Клиент задумался: «Я вижу, что Вы серьезно задумались над нашим предложением». Это очень профессионально – отмечать изменения в настроении собеседника и иногда, в нужный момент, проговариватьзамеченное. Этому стоит научиться. Ориентация на заключение договора И вот, наконец, настал тот самый момент, когда, как говорится, Клиент наш. Далеко не всегда возможно получить мгновенное согласие – у каждой продажи свой цикл, который невозможно обойти каждый раз. У каждого товара или услуги – своя процедура заключения сделки. Если мы сделали все правильно, то поздно или рано, но обязательно настанет такой момент, когда можно сказать самое главное – причем, совершенно прямо. Это и есть то самое мгновение, когда даже самый критически настроенный изначально Клиент готов к прямому внушению, к ориентации на ту цель, ради которой мы все это проделали. Вот примеры таких фраз: «…и в результате Вы обязательно останетесь довольны своей покупкой». «…мы готовы предложить Вам особые условия, потому что мы видим: Вы готовы заключить сделку прямо сейчас» или что угодно – то, что нам нужно. А еще лучше – перейти непосредственно к заключению сделки, к «закрытию», как это принято называть у профессионалов, но это уже тема отдельной статьи. Наверное, в тренинге продаж самое важное – это демонстрации того, что и как нужно делать, не считая, конечно, практической отработки навыков самими участниками. Но если второе восполнить в рамках печатного материала представляется проблематичным, то, как выглядит презентация «целиком» можно представить себе, внимательно прочитав расшифрованную запись с комментариями в скобках. Итак, вот пример работы нашей «продвинутой» техники как единого целого. [Без предварительного сбора информации презентации не бывает. Вот вводная, которая была получена в результате торгового интервью. Товар: тренинг продаж. Клиент: руководитель компании, специализирующейся на оптовых продажах стройматериалов. Клиент знает, что его сотрудникам нужно «профессиональное обучение». Его беспокоит «низкая, недостаточная активность сотрудников в поиске новых Клиентов». Еще он хотел бы провести первый тренинг как можно дешевле, потому что «мы никогда ранее не пробовали и не знаем достоверно, какие будут результаты». Клиент предпочитает оценивать мир через собственные ощущения, а не через рассказ или графики-картинки. ] …Спасибо, Андрей. Теперь мы готовы предложить Вам такую программу профессионального обучения [фраза самого Клиента. Мы бы назвали программу «тренингом», но для Клиента то, что мы предлагаем – «профессиональное обучение», так пусть он получит то, на что имеет полное право], которая наибольшим образом подходит для Вашей компании [общие слова]. Хорошо! [В этот момент Клиент выразил согласие, мы заметили это – и мгновенно «ратифицировали» реакцию] Теперь Вы можете просто послушать меня, как я провожу презентации – и оценить, чему у нас можно научиться. Вам не обязательно что-то делать. [Ориентация на ничего не делание. Рано, конечно, но по контексту в этом месте представился случай использовать этот прием] Прежде всего, мне хотелось бы отметить, что научить чему-то сотрудников – мало. Нужно сделать так, чтобы они использовали на практике полученные знания. Наш тренинг всегда воодушевляет сотрудников на подвиги. Это наша особенность – в программу введен ряд упражнений, цель которых - повышение активности сотрудников в поиске новых клиентов [слова самого Клиента, его основной критерий оценки предлагаемого тренинга].
Что касается стоимости обучения, я Вас прекрасно понимаю. Как руководитель, вы должны точно представлять себе, сколько Вы вкладываете в обучение сотрудников, и к каким достоверным результатам это приведет… Хорошо. [слова клиента, очередная ратификация, потому что Клиент, выразил согласие – с самим собой.] В то же время, как человек опытный, Вы прекрасно понимаете, что для того, чтобы чего-то достигнуть, нужно этому учиться. А Вы наверное, согласитесь со мной, посмотрев на то, как я провожу презентации, что научиться у нашей компании можно многому [здесь использована диссоциация]. Мы все когда-то учились… [пауза, чтобы Клиент вспомнил, как когда-то учился он] …а потом брались за новое дело, используя наши новые возможности. [ассоциация – вначале с прошлым, а потом направление воображение Клиента на будущее]. Представьте себе, как многого смогут добиться Ваши сотрудники, пройдя профессиональное обучение у нас!
Хорошо, я вижу, что Вы с интересом слушаете, что мы можем Вам предложить. [утилизация – Клиент выражает явный интерес]. Я знаю, что бы действительно помогло Вам убедиться: что наше обучение – это то, что нужно Вашей компании. Чтобы достоверно узнать результат, нужно попробовать. [слова самого Клиента]. Хорошо! [еще одна ратификация согласия] Давайте поступим так: мы с Вами [подразумеваемое согласие, мы уже действуем вместе] проведем для Ваших сотрудников полуторачасовое занятие, в котором Вы тоже сможете принять участие. И сразу после этого мы заключим с Вами договор о проведении обучения сотрудников – потому что Вы будете совершенно уверены, что этот курс – как раз то, что Вам нужно [прямое внушение, потому что Клиент к этому моменту был готов к этому]. Ну а после этого мы с Вами будем привлекать новых клиентов, используя новые возможности. Когда начнем? Эта расшифровка записи реальных переговоров, которая была сделана с согласия одного из наших Клиентов в учебных целях, – потому что лучшая иллюстрация – это реально проведенная встреча. После демо-тренинга, состоявшегося на следующий день, мы подписали договор и сотрудничаем уже не первый год. Как же научиться проводить презентации, используя эти техники самостоятельно? Наверное, существует только один путь – отрабатывать каждый из них по отдельности, пока они не будут доведены до автоматизма – а потом объединить в единое целое. Или
пойти другим путем – пройти специализированный тренинг. Хотите иметь грамотное эффективное решение управленческих задач? SOS Cons@lting всегда к Вашим услугам! Подробнее об услугах на странице Консультационные услуги |
В избранное | ||