Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Школа владельцев бизнеса

  Все выпуски  

Школа владельцев бизнеса. В чем заключается работа учредителя компании.


Хочу рассказать, что произошло с моим первым бизнесом. Тринадцать лет назад мы с друзьями начали новый бизнес – занялись продажами компьютеров Apple Macintosh в Киеве. На старте было тяжело – никакого капитала, кроме головы и рук не было, приходилось много работать для того, чтобы получить первые заказы. Но мы прорвались: через несколько месяцев, после старта, вышли на 1-е место по продажам за квартал на Украине. В это время в Киеве было до десятка дилеров Apple Computer, а клиентов, похоже, было несколько меньше.

Шло время,  компания стала доходной, работали, не покладая рук. Отношения с друзьями – соучредителями были прекрасные. Но к счастью, тяжелые времена уже миновали и бизнес «задышал». Доход вырос, и тут появилось нечто странное  – между соучредителями начались разногласия, которые расшатывали деятельность компании. Бывшие друзья превратились в противников, которые сохраняют вид прекрасных отношений только для того, чтобы не разрушать компанию, приносящую доход. Сотрудничество превратилось в утомительные и натянутые отношения: «нести тяжело, а бросить жалко».

Что это было – неизбежное зло межличностных отношений?  Естественный процесс «развития» отношений в бизнесе? НЕТ! Это – результат ошибок, которые мы как учредители совершили в области управления.

Если человек умеет пользоваться кофеваркой, она никогда не принесет неприятности. Она всегда будет радовать его отличным кофе, а если что-то будет с ней «не так», то он всегда может это легко исправить. Если, конечно, он умеет ей пользоваться. С деятельностью учредителя – то же самое. Если кофеварка обжигает, не дает кофе и вообще огорчает -  я не умею ей пользоваться. В бизнесе «кофеварка» это    соучредители, компания, сотрудники. Если они приносят вам неприятности – значит, вы не умеете этой кофеваркой пользоваться.

Способы использования кофеварки довольно просты. Только одна сложность – инструкцию по эксплуатации не  приложили к соучредителям, компании и сотрудникам. А те инструкции, которые написаны в учебниках высшей школы по управлению, видимо, писали  марсиане – теоретики, причем писали на марсианском в надежде, что каждый владелец бизнеса хорошо им владеет.

По прошествии тринадцати лет, создав несколько процветающих компаний, с разными соучредителями могу, сказать, что в 95% случаев, когда между соучредителями со временем начинались трения и разногласия, то отсутствовала важная и простая вещь. Это  – письменный договор, который описывает, кто в точности и за что отвечает в деятельности компании, как можно выйти из состава соучредителей по собственному желанию, как оценить результаты деятельности каждого из соучредителей, какое точно вознаграждение получают соучредители за свою деятельность (отдельно от зарплаты, которую они получают, если еще и работают в компании) и прочие вопросы. 

Разум человека работает довольно занимательно. Относительно вопросов, которые являются ясными и понятными для всех, обычно трений не возникает. Когда денег мало – то соучредителям ясно, что нужно поднять доход. Но если предварительно не договорились, кто из них конкретно следит за тем, как предприятие делает рекламу, ждите беды. Это как проблема с мусорным ведром, которое не вынесли вовремя. Кто не вынес мусорное ведро!? Если заранее не договорились, кто его должен выносить, ведро станет поводом для трений.

Поэтому прекрасные гладкие отношения между соучредителями начинаются с несложного, написанного на бумаге (ни в коем случае на «на словах») договора, который включает те пункты, о которых я написал выше.

В следующих выпусках я собираюсь подробнее рассказать о том, в чем точно заключаются функции учредителей (в отличие от функций руководителей компании), как их можно распределить, если соучредителей несколько, и как можно оценить качество деятельности учредителя.

        Успешного Вам дня! Александр Высоцкий.

 


В избранное