Задержка с выходом рассылки была связан, как я и
предупреждал, с моим отсутствием в Москве. В связи с участием в ежегодном слете
трезвеннических движений России. Эта тема достойна отдельного рассмотрения,
поэтому рассуждения по нашему основному вопросу оставим для следующей рассылки,
а пока свежие впечатления.
Итак, ежегодный слет трезвеннических движений и организаций России проходит в первую декаду июля в Челябинской области на одном из озер (ранее на протяжении более 10 лет это было озеро Тургояк, близ города Миасс, теперь, из-за подъема воды в озере Тургояк, слеты последние три года проводятся на озере Еланчик, близ города Чебаркуль).
Общее описание: озеро, поле, березовая роща, которая по мере пребывания
участников слета начинает заполняться палатками, лагерями, лозунгами и
т.д.
Состав участников: члены "Союза борьбы за народную
трезвость", председателем которого является Ф.Г.Углов, всемирно известный
хирург, в следующем году мы будем отмечать ему 100 лет. Он жив, здоров, продолжает
работать и ведет активную общественную деятельность. Заместитель Ф.Г.Углова –
Жданов В.Г., в середине 80-х годов кассеты с его выступлениями по вопросам
трезвости ходили по рукам и для многих они были словно разорвавшаяся бомба. В
ноябре 1984 года я был на вечере встречи, в которой принимали участие Углов,
Жданов, Искаков (ныне Президент Славянской Академии) и другие. Я помню, какое
впечатление на меня оказали их выступления. Вот уже 20 лет они неутомимо ведут
просветительскую работу по донесению правды об алкоголе до народа.
Другая организация – объединение "Оптималист". Это
объединение сформировалось в свое время под руководством русского ученого,
психоаналитика Геннадия Адреевича Шичко, который разработал метод освобождения
от алкогольной зависимости через написание специальных дневников и работы над
собой. За многие годы этот метод получил распространение, в первую очередь
среди клубом "Оптималист", которые организуют курсы по освобождению
от алкогольной, табачной зависимости.
"Союз борьбы за народную трезвость" и
"Оптималист" – основные организации, но в слете принимают участие и
многие другие организации, которые занимаются утверждением трезвого, здорового
образа жизни.
В этом году всего участников слета было более 1200 и
география самая широкая: Калининград, Минск, Харьков, Череповец, Ставрополь и
на востоке Камчатка, Иркутск, Красноярск, Новосибирск. Понятно, что самые
многочисленные делегации областей Урала: Тюмень, Челябинск, Екатеринбург и т.д.
Из Москвы было более 50 человек, включая кадетов московской навигационной
школы.
Все проживают в палатках (хотя рядом есть турбаза и можно остановится там,
но места там ограничены и основная масса участников слета туда и не стремилась.
Пища готовится на костре, дежурство по графику. Полные походные условия.
Чем занимаемся? Все возможные курсы, семинары, секции,
занятия, просто общение. Это днем. Идешь по лагерю, а на полянках расселись
участники слета и идет обучение. НА все интересные мероприятия не успеваешь,
поэтому приходится выбирать. Я прочитал курс лекций "Управление своим
будущим" для волонтеров (это такое молодежное движение) из Тюмени и
участвовал в работе секции "Трезво о политике", где идет обмен
мнениями по политическим вопросам.
Принимал участие в работе секции "Ведическое
мировоззрение Руси", где поднимались вопросы и истории нашего народа, и
его культуры и много другое.
Ближе к вечеру начинаются концерты просто у костров, поют
хором песни, а главное для молодежи, да и всех желающих – вечерки: на большой
поляне фольклорные ансамбли из Тюмени и Первоуральска начинаю хороводы, игры,
танцы и т.д. Очень много молодежи. В результате таких игр парни и девушки
знакомятся и на этом слете мы сыграли свадьбу: парень из Челябинска, а девушка
из Тюмени, познакомились на прошлом слете, а на этом стали мужем и женой.
Ну и параллельно в свободное время купание, индивидуальное
общение, поскольку за многие годы уже сложились хорошие личные отношения и
участие в слете – это возможность пообщаться с друзьями, соратниками.
Кульминация слета – праздник Ивана Купала в ночь с 6 на 7
июля. Все у кого есть русские национальные костюмы празднично одеваются:
русские рубахи, сарафаны и т.д., плетут венки, изготавливают кораблики,
собираются на большой поляне в хоровод: внутренний круг – дети до 7 лет с родителями,
второй круг – молодежь и третий круг – все остальные.
Начинается праздник с прославления Землицы-Матушки,
Солнца-Батюшки, Русского Народа,других
коренных народов России. Потом зажигается главный костер, по кругу обносят
куклу Марену, которая в течении дня собирала у всех пожелания, которые потом
вместе с самой Мареной предаются костру.Потом зажигаются малые костры по сторонам света и начинаются хороводы
вокруг них с прыжками через костры, как бы обряд очищения. В заключение –
зажигается большое колесо – КОЛО, которое вместе с плотом переносят н берегу
озера и идет воссоединение двух стихий: огня и воды, люди бросают в воду венки,
пускают кораблики, кто-то купается и затем все возвращаются на главную поляну и
начинаются хороводы, пляски, игры, которые продолжаются до 2-3 часов ночи.
7 июля во второй половине дня – закрытие слета, подведение
итогов, 8 – отъезд.
За все время работы слета нет ни одного, кто бы распивал
алкогольные изделия или даже курил. Когда два года назад проводили в первый раз
слет на озере Еланчик, то администрация района не поверила, что действительно
есть трезвые люди, но потом, когда местные пришли собирать пустые бутылки и
ничего не нашли, то руководство района убедилось и стало относиться к
участникам слета уважительно. В этом году мы даже провели в городе Чебаркуль
манифестацию: около 300 человек прошли по главной улице города с плакатами,
транспарантами, провели митинг перед зданием администрации.
Вот и прошел очередной слет. Все вернулись домой обогащенные
новыми впечатлениями, знаниями, зарядом энергии. Впереди работа, в ноябре
состоится очередной съезд "Союза борьбы за народную трезвость", на
котором будет учреждено общероссийское общественное движение "Трезвая
Россия".
Имеет ли все вышеописанное отношение к нашей главной теме?
Конечно, имеет. В окружающем нас мире одновременно идут многие процессы и
негативные, разрушительные, и позитивные, созидательные. И это только от нас
зависит какие процессы поддерживать своим участием, а каким ставить заслон. Те
люди, которые ежегодно собираются на слет, выкраивают из своих бюджетов необходимые
средства на дорогу, пребывание на слете, свой выбор сделали и несут свою
посильную ношу в деле отрезвления нашего народа, сохранения его генофонда.
Поэтому все вопросы, которые мы обсуждаем и еще будем обсуждать носят не
теоретический, а вполне конкретный, практический, жизненный характер.