Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

SEO и SMO - самое важное за неделю

  Все выпуски  

Алексей Сорокин: f-seo, Инвестимо -- интервью 2 года спустя



Алексей Сорокин: f-seo, Инвестимо — интервью 2 года спустя
2015-02-18 15:37 Alex Hodinar

Поговорим о сайтах под контекст, о кризисе, об организации бизнеса на статейниках. Интервью — лог чата из скайпа (с небольшими изъятиями). И сразу дам ссылку на блог собеседника: http://f-seo.ru

Приветствую Алексей. Как успехи, не надоело работать с сайтами, оффлайн не зовёт? Прошло уже почти 2 года, как мы делали первое интервью, расскажи какие изменение произошли в плане стратегии создания и продвижения ресурсов?

2 года пролетели реально незаметно.

Мы когда брали первое интервью у меня был доход с трафика порядка 20к в месяц и самого трафика — 2-3к уников в сутки. Сейчас 70-75к трафика суммарно (мои проекты + Инвестимо), на своих проектах около 50к трафика в сутки и порядка 180-200к дохода. Все выросло на порядок.

В плане стратегии — большая куча изменений. Если раньше мы долбили точечно и искали НК-ниши, то сейчас не боимся конкуренции и отказались от точечной работы. Если делаем сайт про что-то — охватываем все-все темы в этой нише, независимо от частотности и конкурентности, стараемся делать полный информационный охват, чтобы посетителю не пришлось «догугливать» недостающую информацию.

С сайтами работать не надоело — более того, мы тут переехали в оффлайн-офис недавно, стало на порядок интереснее.

Уровень идей и реализации вырос буквально на два порядка. При удаленном режиме работы я про многие вещи думал «ну это мы когда-нибудь научимся делать и начнем», а с офисом мы буквально за 3 недели внедрили кучу новшеств в имеющиеся процессы и добавили несколько новых.

например? относительно новшеств

В плане новшеств — ну, например, мы внедрили дополнительное звено в конвейер. Теперь структуру сайта продумывают специальные люди — аналитики. Они делают семантическое ядро, заказывают тексты, вычитывают тексты и передают это все контент-менеджерам, которые выполняют публикацию по стандартам.

Рост, к слову, солидный, поздравляю. Сколько всего сайтов сейчас у тебя, в каких нишах работаешь, основной упор — контекст, партнёрки?

Кстати

Пройтись по нише мощным катком. Алексей распространяет свой подход среди вебмастеров неофитов, так за 2 года успел запустить целый ряд успешных марафонов по РСЯ, подробнее здесь.

Сайтов всего около 40. Основной упор — контекст и любая «пассивная» монетизация трафа. Лучше мы заработаем меньше, но не будем утруждать себя слежением за офферами, танцами вокруг прямых рекламодателей и так далее. Но, конечно, не отказываемся от лакомых кусков — например, в январе один прямой рекламодатель сделал платеж в 115к (к слову, на сайте всего 5-6к трафа, отрабатывать будем месяцев 5 эти деньги =)) ).

Еще бы за следующие 2 года еще в 10 раз вырасти — и я был бы счастлив =)

Аналитики.. у меня эту задачу контент менеджеры делают (по структре сайтов) и собственно я сам. Отрабатывать, что имеешь ввиду? Просто размещение или форматы вроде CPA?

Аналитики — у меня тоже раньше делали контент-менеджеры. Но я понял, что это тупиковый путь, если мы хотим делать качественные проекты. В итоге, ядро команды у меня составляет всего 5 очень светлых голов — которых можно очень быстро обучить, которые предлагают новые варианты развития и так далее.

Например, мы решили системно работать с комментариями на всех сайтах — не оставлять комментарии без ответа, модерировать их и тд. Как это реализовать? Если бы занимались КМы — я убил бы много времени на обучение, а так за пол-дня родили новый бизнес-процесс и за 3 дня — полностью его оттестировали. Думаю, уже через месяц на всех моих сайтах не останется ни одного комментария без ответа редакции. И это только одно из направлений — еще мы думаем про мобильные версии, скорость работы, контентекстно-ориентированную навигацию и так далее.

Чтобы до конца все это осознать — нужно держать в голове цифры — 40 сайтов и 70к трафа =))

Про «отрабатывать» — мы продаем там переходы по баннеру и звонки. Звонок — 200 рублей, клик — 10 рублей. Четкий гео-таргетинг (делаем через AdFox). Где-то на семьсот-тысячу рублей в сутки там звонят-кликают.

Не думаешь это направление развивать в отдельный бизнес, партнёрку? Какая ниша, ежели не секрет?

Направление работы с прямыми рекламодателями мы 100% упакуем в отдельный бизнес. Все процессы уже отлажены и, в принципе, масштабируемы. Так что — где-то в марте будет анонс. Наша тестовая ниша — медицинские услуги, но грамотно продавать звонки мы готовы практически в любой нише.

Стало быть будем ждать новый проект. Ввиду кризиса, контексту явно не хватает хорошей альтернативы.

По коментам — очень интересное направление, мы, например, стараемся замыкать пользователей друг на друга, чтобы общение меж ними шло, это не форум конечно, но иногда получается. И конечно сами тоже отвечаем, но на поток пока не ставим.

Да, аналогичные мысли по комментариям. Но я стараюсь отказаться от «точечных» решений полностью — только конвейер, только хардкор =)

МНЕНИЕ
Антон Михайлов (SpyWords — один из важнейших инструментов в бизнесе вебмастеров):

На нас кризис никак не повлиял, по краней мере уменьшения спроса пока нет. Даже если он произойдет, то с самого начала нашей стратегией была максимальная экономичность во всех вопросах, мы свое дело любим и планируем работать очень и очень долго, поэтому усердно работали над уменьшением постоянных издержек. Крокодилы живут дольше всех на планете по одной простой причине — у них очень маленькая норма пищи для выживания. Оставаться в деле как можно дольше — это уже круто.
Есть хлеб (эпицентр бизнеса, секретное зелье и так далее) — на нем экономить нет смысла, только улучшать любыми доступными средствами — это актив. Все пассивы нужно жестко срезать: дорогой офис (пока вы не google / uber / apple — у вас должен быть только говно-офис или вообще без офиса), неприбыльные сотрудники, кредиты (не дай Бог!), избыточная инфраструктура, прочие расходы. Вот и весь антикризисный план, но реализовывать его надо не во время кризиса (уже может быть поздно), а с самого начала.

Перспективы рунета, на мой взгляд, отличные. Онлайн, в любом случае, останется самым эффективным каналом привлечения клиентов. А клиенты нужны всем. Выключать контекст и seo никому не надо, оптимизировать — безусловно, поэтому для различных аналитических сервисов сейчас отличное время.

На счет «буржунета» — мое мнение, люди сильно недооценивают наш рынок и думают, что там просто лежит огромная куча бабла, подходи и бери. Да, в деньгах рынок больше намного, культура платить давно сложилась, но и конкуренция сильно выше, ничего просто так не бывает. В рунете незанятых ниш на порядки больше, если хотите зарабатывать деньги — эффективнее и быстрее будет открыть и занять эти ниши у нас на рынке, чем входить на уже занятые территории там.

Кстати об этом, как затронул кризис, какие ниши сильнее просели, может что-то показало наоборот рост? Твой прогноз какие ниши будут более менее стабильны или расти в ближайший год — два и чем не стоит заниматься. «Буржунет»?

С кризисом мы просели достаточно сильно, кстати. Но вроде февраль уже лучше января. Прорвемся в любом случае =)

Про кризис я формулировал свои мысли в отдельном вебинаре в конце прошлого года. С тех пор ничего не поменялось, сейчас постараюсь кратко изложить тезисы.

1) Мы не будем ловить текущие тренды — пришли в бизнес не на один год. Если что-то просядет в период кризиса (например, автомобильная тематика уже просела очень сильно) — после кризиса это все отыграется с ростом. Мы продолжаем системно столбить интересные нам ниши и запускать проекты. С середины декабря стартовали 5 новых проектов.

2) Бурж — некоторые эксперименты мы ставим, но пока не очень удачные, хвастаться нечем.

3) В целом, я считаю что кризис — очень хорошее время для развития. Труд — дешев, а плоды этого труда после кризиса будут приносить дивиденды, произведенные от нормальной посткризисной стоимости этого труда.

В общем, мы стараемся фигачить больше и эффективнее — но при этом не отходим от старого плана =)

Да, то что авторы стали дешевле — это факт, мы к слову тоже наращиваем объёмы, правда концентрируемся на текущих ресурсах. Тех вопрос: средний объём и стоимость статьи на твоих сайтах?

Объем сказать сложно, думаю около 8-9 тысяч символов в среднем. Где-то больше, где-то меньше. Тексты мы заказываем по 40-45 рублей на Турботексте, но есть много дополнительных работ. Статья «под ключ» выходит в 750-800 рублей.
Т.е. сайт на 200 статей с дизайном — 190-200к инвестиций. Сайты меньше 200 статей мы сейчас стараемся не делать.

Средняя окупаемость?

Окупаемость — сложный вопрос. Смотри, какие есть факторы.

1) Кассовый разрыв между первой публикацией контента и первыми деньгами — около 10 месяцев.

2) Контент публикуется постепенно (пока наш рекорд — около сотни статей на новый сайт за месяц).

Суммарно, если взять все мои инвестиции в сайты за все время (валовый расход) — у меня получается около 5-6% в месяц на вложенное.

Но, не все вложенное пока дает результат (кассовый разрыв, а в последние месяцы мы работали очень много).

Пессимистично я рассчитываю на 0% в течение первого года и на 5% в месяц начиная с 13го месяца существования проекта.

10 месяцев до первых денег и 200 к — подтверждают мнение, что заработок на сайтах в сё более недоступен становится для отдельного вебмастера (говорим о каких-то более менее вменяемых доходах), будущее за командами, редакциями (у меня сейчас по сайтам работа строится в формате близком к редакции газеты).

Сейчас мы кстати постепенно переходим на работу в более денежных и более сложных нишах, но я сознательно этот процесс несильно форсирую. До сих пор моя основная медийная цель — максимальный охват аудитории, а не максимальный ROI или максмальная стоимость трафика.

Да, я на 100% согласен. Одиночки все еще могут успешно работать, но с каждым годом это становится все сложнее.

Поэтому, я изначально строю бизнес-процессы и команду, все делегирую и так далее. Это мое конкурентное преимущество =) Одно из =))

Ну а так — у нас есть проекты с рентабельностью под 100% в месяц =) Но массово повторить успех пока не выходит.

В этом году мы планируем выборочно учиться работать с казуальным контентом — контентом, который «интересен» аудитории и который добавляют в закладки. Контентом, формирующим ядро проекта.

Под это дело сейчас ставим эксперименты с группами в социальных сетях и всякое такое. Ты вот, например, знал, что паблик на 200к активных участников может генерировать до 100-150к прибыли в месяц? Без сайта и без уникального контента. Вот и мы до недавнего времени не знали =)

По вк , фб, ок, вкурсе, кой-какие опыты ставили, но интереснее всё ж со своими проектами работать, где полный контроль, а сторонние ресурсы — как доп источники трафика. На ютуб в последние месяцы пристально смотрим. По росту ядра — для статейников это очень сложно, тут блоги нужны, форумы, на крайний случай сервисы — имхо.

Именно в эту сторону я планирую «миграцию» статейных сайтов. Эксперименты с ВК и привлечением трафика из ВК — часть этой миграции.

Увы, там где рентабельность высока зачастую есть барьеры в виде ограниченности ниши по трафику или какие иные.

Про ограниченность ниш. Мы стараемся не запускать проекты в нишах, потенциал которых менее 5к трафика в сутки. А вообще, глобальный план — доводить ВСЕ проекты до 20к трафика в сутки минимум.

Используешь ещё заёмные средства, знаю у тебя что-то вроде фонда появилось? Какие достижения на этом фронте?

investimo
Сайт фонда Алексея: http://investimo.ru

Заемные средства использую, но мало. Старые долги погашаю не спеша и только на их место иногда беру новые — если есть какие-то интересные покупки. Недавно я например купил сайт с доходом в 23к в месяц всего за 330к рублей, на эту покупку я привлек новый долг. Теперь сайт успешно сам себя окупает.

Текущая долговая нагрузка — около 900 тысяч рублей. Самый «страшный» момент был в конце 2013 года, тогда мой месячный доход был около 60 тысяч а долгов было уже 850к.

Про фонд. Да, один момент я понял, что можно привлекать инвесторов — сформировал общие правила и упаковал это все в инвестиционный фонд под названием Investimo. За прошлый год фонд заработал для своих инвесторов более 20% дохода (учитывая большой кассовый разрыв и быстрый рост фонда — это очень и очень достойный результат).

Сейчас фонд весит около 1.7м рублей, инвесторы чистыми зарабатывают 1.5-2% в месяц. Рекламой я до сих пор не занимался (готовился к эффективному масштабированию). Сейчас думаем делать партнерскую программу, выходить на форум ММГП и так далее.

Уточню — фонд — мы говорим о частном партнёрстве или ты под какой-то УК организовался или свою управляющую компанию создал? Как организован процесс?

Частное партнерство без документальных подтверждений. У меня есть репутация, люди доверяют. Кто не доверяет — не наш партнер, все просто. В этом или следующем году появится оффшор для управления делами фонда, но это не ближайшая задача.

20 процентов, меньше чем паммы, но побольше чем в банках или сравнимо, сейчас есть и чуть больше, для диверсификации вложений — вполне интересный вариант. В паммы ещё вкладываешься? Биткоины?

Я сам храню сбережения своей семьи в фонде и являюсь самым крупным инвестором. У меня там почти полмиллиона. Я капитализирую там средства, но у нас можно настроить автоматический ежемесячный вывод прибыли. Я постарался сделать удобный инструмент, которым пользовался бы сам — и в итоге так и получилось.

В ПАММЫ больше не вкладываюсь. Сейчас неспеша пытаюсь достать зависшие $4к в Форекс-Тренде (там какие-то сложности с выплатами). В биткоины и прочие непрогнозируемые вещи тоже.

С моим текущим оборотом и темпами роста мне намного интереснее разобраться в нормальных взрослых инвестиционных инструментах — фондовом рынке и недвижимости. В этом году я 100% выведу часть семейного капитала в долгосрочные инвестиции на ФР.

На фонде собираешься просто инвестировать или активно спекулировать?

На фондовом рынке — только долгосрочно инвестировать в расчете на дивидендную доходность. НИКАКИХ спекуляций, даже в долгосрочных временных периодах. Если я буду покупать акции — то только в расчете на то, что моя семья будет владеть ими вечно.

У меня такой, своеобразный взгляд на инвестиции.

касаемо акций — в принципе по Баффету. Относительно сайтов — ну да, ты допускаешь для многих просто огромный разрыв, но дело в качестве.

В целом, за 2 года ничего существенно не поменялось, кроме выросших в 10 раз масштабов. Я до сих пор инвестирую в сайты больше, чем они приносят — инвестиционный цикл далек от завершения. Цели тоже выросли, если вначале я мечтах о 500к в месяц (меньше $20к), то сейчас это выглядит детскими игрушками (мой валовый доход в январе 2015 — около 600к рублей). Теперь думается о $1м для семьи в месяц как о финансовой цели жизни и о $100к как о промежуточной цели.

Буду рад ответить на вопросы твоих читателей в комментариях =)



В избранное