Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Обзор СМИ по теме "Таможенная сфера"


Информационный Канал Subscribe.Ru

14.02.2004. Предотгрузочная инспекция должна быть введена для отдельных групп товаров

Предотгрузочная инспекция в РФ должна быть введена только для отдельных групп товаров. Такое мнение высказал журналистам глава Минэкономразвития РФ Герман Греф. "Инспекция должна быть введена только в отношении ограниченного круга товаров, в частности в отношении товаров легкой промышленности и бытовой электроники", - сказал он. При этом министр подчеркнул, что на сегодня принципиальный вопрос о том, нужно ли в РФ вводить предотгрузочную инспекцию, не решен. Г.Греф также сообщил, что МЭРТ считает необходимым введение в РФ такой инспекции.
Ранее премьер-министр Михаил Фрадков также заявлял о том, что правительство РФ пока не определилось с вопросом о введении предотгрузочной инспекции. По его словам, введение такой инспекции на ряд импортируемых товаров - "вопрос непростой, который требует всестороннего рассмотрения". М.Фрадков заверил, что правительство РФ "не подвесило" данный вопрос и изучает как позитивные, так и негативные аспекты проблемы. По словам премьера, в пользу возможного введения предогрузочной инспекции говорит желание приблизить к мировым стандартам систему требований к качеству товаров, их сертификации. Одним из негативных последствий такой меры М.Фрадков считает возможность формирования в обществе мнения о том, что правительство "дает возможность заработать инспекционным компаниям".
Как пояснял ранее начальник отдела национального режима в торговле товарами и доступа на внешние рынки МЭРТ РФ Владимир Логинов, постановление правительства о предотгрузочных инспекциях определяет основные принципы введения таких инспекций в РФ. "Целью положения является защита потребителей, повышение эффективности таможенного администрирования и увеличение поступлений от таможенных платежей", - сказал В.Логинов. По его словам, введение инспекций оказалось возможным после принятия федерального закона об основах госрегулирования внешнеторговой деятельности. Согласно разработанному положению, в РФ будут введены обязательные предотгрузочные инспекции для ввозимых товаров. Проводить инспекции будет независимый инспектор, который будет определен в результате конкурса. Представитель МЭРТ отметил, что в дополнение к разработанному документу министерство готовит еще одно положение, в котором будет указан перечень товаров, подлежащих предотгрузочной инспекции.

РБК

15.02.2004. Россия и ЕС переходят на электронные декларации

С 1 ИЮЛЯ 2005 года страны ЕС будут оформлять все таможенные грузы в режиме предварительного электронного декларирования. Россия, как заявил на днях заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Леонид Лозбенко, намерена присоединиться к этой новации.
На страны Евросоюза сегодня приходится около половины нашего товарооборота, Россия занимает пятое место в списке стран-экспортеров в Европу и шестое - среди покупателей европейской продукции. Так что волей-неволей придется приспосабливаться к евростандартам, чтобы не сбить ритм хорошо отлаженного таможенного процесса и сокращать время прохождения грузов через границу. По словам Лозбенко, для этого российским и европейским таможенникам необходимо "скрестить" Единый административный документ ЕС и Грузовую таможенную декларацию России. Сопоставительный анализ двух документов уже проведен, наша возможность присоединиться к единой компьютеризованной системе транзита ЕС (NCTS) достаточно высока.
Вопрос - в сроках и готовности к этому российских экспортеров и импортеров. Планируется, что Россия перейдет на систему предварительного электронного декларирования со странами ЕС через 2-3 года. Впрочем, некоторые элементы этой системы уже используются на Калининградском направлении в системе "Калининградский транзит". Схема перемещения товаров такова. Перевозчик представляет российским таможенникам в электронном виде все сведения о своем грузе, включая документ, подтверждающий гарантию уплаты таможенных платежей на территории того или иного государства ЕС. На таможне эти данные вводят данные в единую общеевропейскую информационную систему. Выигрыш в том, когда товар придет на границу, повторного предоставления транзитной декларации не требуется.
Справка "РГ"
56 таможенных постов, оборудованных системой электронного декларирования, появится в 2005 году в России. С их помощью Федеральная таможенная служба (ФТС) намерена сократить число таможенных досмотров грузов до 60 процентов. На создание двух "электронных" рабочих мест таможенника, сервера, линии связи и средств защиты в среднем требуется около 30 тысяч долларов. Стоимость технических затрат для предприятий в среднем оценивается в 20-40 тысяч долларов. По подсчетам таможенников, затраты окупаются в течение года.
Сегодня на Западе в наиболее развитых странах 90 процентов деклараций оформляется именно в электронном режиме, исключающем личные контакты таможенника и представителя бизнеса.

Российская газета

15.02.2004. Таможня упрощает контроль

Главная цель реформы - прозрачность, упрощенность и эффективность таможенного контроля
"Концепция развития Федеральной таможенной службы будет разработана в 2005 году", - об этом на недавнем брифинге заявил замруководителя Федеральной таможенной службы Леонид Лозбенко. Главная цель реформы - прозрачность, упрощенность и эффективность таможенного контроля. Документ планируется представить в Госдуму до второй половины марта.
Как подчеркнул Леонид Лозбенко, "основным принципом концепции станет таможенный контроль в виде сервиса. Работа таможенников должна быть жесткой, но чтобы этого не было видно, чтобы участники ВЭД не жаловались на нас по разным инстанциям".
Работа над концепцией уже началась под руководством Л. Лозбенко. Предусматриваются, в частности, сокращение количества таможенных пунктов, устранение двойного (то есть повторного) таможенного контроля, внедрение систем электронного отслеживания грузов - от границы до региона реализации и т.п. Намечено сократить и количество отраслевых таможенных подразделений, в том числе объединить некоторые из них. Новую схему работы таможенных органов да и самой ФТС планируется ввести в действие не позже 2007 года.
Необходимость упрощения таможенных процедур обозначена, подчеркнем, с 1991 года в экономических соглашениях России почти со всеми соседними государствами, в том числе со странами экс-СССР. Часто вызывает нарекания и деликатность таможенных сотрудников на некоторых погранпереходах. Смежная проблема - сокращение числа пунктов таможенного контроля в сочетании с ускорением таможенных процедур. Кстати, это один из "камней преткновения" с ВТО и Евросоюзом.
В то же самое время объемы нелегального импорта и реэкспорта в Россию не сокращаются, что, по экспертным оценкам, может затруднить быстрое введение упрощенного таможенного режима. Одновременно специалисты некоторых ведомств и региональных таможенных управлений предлагают расширить ассортиментную номенклатуру внешнеэкономической деятельности (ВЭД), ибо до четверти-трети ассортимента товаров и услуг, ежегодно поставляемых в Россию и через Россию, не обозначены в ВЭД. В таких условиях, по мнению Л. Лозбенко, внедрение упрощенных таможенных процедур "должно быть постепенным, продуманным, но не рекордно быстрым".
Между тем реформа уже идет: за счет электронной технологии уже к 2008-2010 годам, по данным ФТС, минимум наполовину сократятся количество таможенных проверок и ассортимент проверяемых товаров.
Менее 10 процентов импортных грузов и 8 процентов экспортных будет проверять российская таможня к началу 2008 года. Как сообщил на недавней пресс-конференции начальник Главного управления информационных технологий Федеральной таможенной службы (ГУИТ ФТС) России Леонид Ухлинов, "такое сокращение в объеме проверяемых грузов произойдет за счет развития информационных технологий. В частности, это станет возможным при помощи системы анализа и управления рисками, которая уже год действует на российской границе". В 2008 году число инстанций, которые будет вынужден проходить участник внешнеэкономической деятельности, может сократиться за счет выборочного контроля экспортеров и импортеров.
Упомянутая система контроля давно отлажена, например, между Бельгией и Голландией, Австрией и Германией, Швецией и Финляндией. Но эти страны давно согласовали не только методы таможенного контроля, но и внешнеторговые пошлины, да и стандарты качества (т.е. сертификаты) товаров и услуг во взаимной торговле. Что касается России, реальное согласование режима и методов таможенного контроля в бывшем СССР имеют место только с Белоруссией и Казахстаном. Но именно через беспошлинный коридор СНГ (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан) российский рынок ежегодно получает минимум половину контрабандных товаров и услуг из дальнего зарубежья. На этот же канал приходится по стоимости около трети ежегодного нелегального экспорта из РФ.
Система сквозного электронного контроля, напомним, уже действует на большинстве маршрутов Россия - Финляндия - Швеция (планируется распространить такую систему на Норвегию с Исландией) и Россия - Монголия, что позволило более чем вдвое ускорить таможенные операции с товарами взаимной и транзитной торговли. Но опять-таки это сделано в кооперации с сопредельными государствами.
Очевидно, что требуется упрощение таможенных режимов и процедур, аналогичных российским, и на внешних границах стран - участниц блоков в СНГ. Точнее - на их границах не с Россией и не друг с другом. Переговоры по этим вопросам идут со второй половины 1990-х годов, и, по экспертным оценкам, "общеблоковое" согласование всех таможенных стандартов ожидается не раньше 2008 года.

Российская газета

16.02.2004. Отмена пошлин на комплектующие ударит по российскому бизнесу

Министерство экономического развития и торговли (МЭРТ) предложило снизить пошлины на импорт комплектующих для сборки иномарок в России. Документ вчера был направлен на утверждение в правительство. Предполагается, что пошлины будут снижены с 10-15% до 3%, а на отдельные автокомпоненты полностью отменены. По примерным расчетам Газеты, это практически не повлияет на конечную стоимость собираемых в России иномарок (см. таблицу на странице 21). Более того, это решение нанесет удар по мелким и средним предприятиям, производящим комплектующие для российских автопроизводителей: отечественный рынок будет завален дешевой китайской продукцией. Об этом правительству известно: как следует из письма депутатов Нижегородской области, после отмены пошлин примерно 100 тысяч человек потеряют работу.
В конце прошлой недели глава МЭРТ Герман Греф заявил о готовящейся отмене пошлин на ввоз в Россию комплектующих деталей для последующего производства иномарок. Вчера, как сообщил Газете близкий к правительству источник, проект по снижению этих пошлин с действующих 10-15% до 0-3% был отправлен на рассмотрение правительства.
Снижение пошлин на автокомплектующие приведет к сокращению издержек автосборочных предприятий, а следовательно, и к снижению себестоимости автомобиля. По мнению разработчиков документа, это позволит привлечь в Россию новые иностранные автоконцерны, которые пока занимают выжидательные позиции в отношении российского рынка.

В карман производителю
Иностранные концерны не раз обращали внимание правительства России на "некомфортный" таможенный и налоговый климат в стране. По словам пресс-секретаря совместного предприятия (СП) "Автофрамос", созданного правительством Москвы и компанией Renault, Ванессы Леви, при организации СП в 1998 году разница между импортом готовой продукции и комплектующих составляла около 20%. Позже эта цифра уменьшилась за счет понижения пошлины на иномарки до 10-15%. "Наши предложения по снижению пошлин на ввоз комплектующих должны лишь вернуть производству иномарок в России прежнюю рентабельность", - говорит Леви.
Об этом говорит и гендиректор Национальной ассоциации поставщиков автомобильных компонентов (НО "НАПАК") Михаил Блохин. По его словам, сегодня компонентами считаются уже и детали кузова автомобиля, а их составляющая в себестоимости машины равна примерно 80%. "Повышение рентабельности за счет снижения пошлин станет дополнительной прибылью для иностранных производителей", - говорит Блохин. Дешевеющий ввоз автокомплектующих в страну взволновал отечественные автопредприятия. Объединение автопроизводителей России (ОАР) выступило с критикой планов правительства. На имя премьер-министра Михаила Фрадкова было направлено обращение, в котором говорилось, что снижение пошлин может нанести серьезный удар по экономике. По словам президента ОАР Евгения Левичева, снижение импортных пошлин отрицательно скажется на развитии производства автокомплектующих в России.

Цены практически не изменятся
Дело в том, что льготный ввоз автокомплектующих не сильно повлияет на конечную цену собираемой в России иномарки (см. таблицу). Большинство действующих автосборочных производств либо располагаются в свободных экономических зонах, либо освобождены от пошлин. Например, совместное предприятие по производству в Тольятти Chevy Niva по инвестиционному соглашению обязалось довести со временем долю российских комплектующих до 100%. Но с отменой пошлин делать это будет невыгодно - китайские производители будут предлагать свою продукцию по более низким ценам, быстро приспособившись под заказы российских производителей. К тому же уже сейчас иномарки низшего ценового сегмента почти выровнялись с российскими легковушками.Заявленная цена Renault Logan, который начнет сходить с московского конвейера летом этого года, составляет 8900 долларов. В прошлом году уже каждый третий проданный автомобиль был иностранного производства. Их продажи увеличились с 217 тысяч в 2003 году до 405 тысяч автомобилей в минувшем году. По оценкам экспертов, к 2010 году продажи иномарок сравняются с российскими легковушками, а объем российского производства иностранных концернов может составить 400-450 тысяч автомобилей. При этом объемы производства российских автозаводов вряд ли будут расти.

Заводы могут встать
Существует другая угроза при отмене пошлин на автокомпоненты - рост производства в Китае. Уже в прошлом году Поднебесная почти догнала Россию по выпуску автомобилей - свыше 1 млн. штук. При этом в этой стране имеется значительный переизбыток комплектующих. Это автомобильные коврики, электроника, небольшая штамповка, изделия из металла и прочее. Если пошлины на их ввоз будут отменены, небольшие российские производители не смогут конкурировать с дешевой китайской рабочей силой. Помимо Объединения автопроизводителей России с обращением в адрес правительства выступил профсоюз работников автомобильного и сельскохозяйственного транспорта, депутаты Законодательного собрания Нижегородской области. По мнению депутатов, конкуренция с китайскими производителями может привести к тому, что только "в Нижегородской области до 100 тысяч человек могут потерять работу".
В России уже работают шесть иностранных автопроизводителей. Ford Motor Company комплектует на заводе во Всеволожске Focus. СП "GМ-АвтоВАЗ" собирает Chevrolet Niva и Chevrolet Viva, а на таганрогском ТагАЗе выпускаются Hyundai Accent и Sonata. На калининградском "Авто-торе" организована сборка нескольких моделей Kia, а также BMW и Hummer. "Иж-Авто" производит лицензионные Kia Spectra, а московский "Автофрамос" наладил отверточную сборку Renault Symbol. В конце следующего года внедорожники на УАЗе начнет собирать южнокорейская SsangYong. В ближайшие два года российское производство иномарок могут пополнить Volkswagen (моделью Touran) и Toyota (моделями Corolla и Camry). При этом если в 2003 году с российских конвейеров сошло 53, 6 тыс. иномарок, то в прошлом году этот показатель составил уже 133 тыс. авто.

История пошлин
О возможности снижения пошлины на ввоз комплектующих для сборки автомобилей иностранного производства в правительстве заговорили весной прошлого года. До этого только некоторым иностранным компаниям было разрешено ввозить автокомплектующие по льготным ставкам (осенью 2002 года правительство России снизило таможенные пошлины на ввозимые "Автофрамосом" автокомплектующие с действующих 30 до 10-15%). В апреле 2004 года после встречи главы российского правительства Михаила Фрадкова с председателем Еврокомиссии Романо Проди было принято решение о снижении максимальной таможенной ставки на новые иномарки с 35 до 20%. Тогда же российскому правительству стало ясно, что многолетняя поддержка российских автозаводов при помощи заградительных пошлин не дала результатов - вместо повышения качества они лишь поднимали цены. Министерство промышленности и энергетики России (Минпромэнерго) выступило с предложением снизить импортные пошлины на комплектующие для сборки иномарок в России в 10 раз (с 30 до 3%) и привлечь таким образом в страну иностранные автоконцерны.

Газета

16.02.2004. Внесены изменения в ТН ВЭД

Приказом ФТС РФ № 92 от 08.02.05. доведено, что с 12 февраля 2005 года Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Российской Федерации применяется с учетом изменений, внесенных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 891, касающихся целлюлозы, используемой для производства фильтровальной бумаги.
Ставки ввозных таможенных пошлин в отношении целлюлозы, используемой для производства фильтровальной бумаги, утвержденные указанным Постановлением, применяются с 12 февраля по 11 ноября 2005 года включительно.
Изменения, касающиеся соответствующих кодов ТН ВЭД РФ, внесены в Приказ ГТК РФ от 06.08.2003 N 865 "О ставках вывозных таможенных пошлин".

Консультант

16.02.2004. Изменена ставка ввозной таможенной пошлины

Приказом ФТС РФ № 108 от 10.02.05. доведено, что в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 13.01.2005 N 19, установившего, что ставка ввозной таможенной пошлины на части и принадлежности к весам (код 9016 00 900 0 ТН ВЭД РФ), утвержденная Постановлением Правительства РФ от 11.03.2004 N 138, подлежит применению с 16 января 2005 года, а также Постановления Правительства РФ 18.01.2005 N 25, установившего, что ставки ввозных таможенных пошлин на некоторые виды крепежных изделий, арматуры, фурнитуры, шарниров и мебельных колес (коды 3926 30 000 0, 8302 10 900 0, 8302 20 900 0 ТН ВЭД РФ), утвержденные Постановлением Правительства РФ от 18.03.2004 N 147, подлежат применению с 23 января 2005 года, внесены соответствующие изменения в Приказ ГТК РФ от 14.04.2004 N 469 "О ставках ввозных таможенных пошлин".

Консультант

17.02.2004. Экспортный НДС не погасит импортный

Экспортный НДС нельзя зачесть в счет уплаты этого налога при импорте товаров. Об этом заявил Минфин в письме от 8 февраля 2005 года № 03-04-08/16. Финансисты ссылаются на то, что статья 332 Таможенного кодекса (вступившая в силу еще с 1 января 2004 года) не предусматривает такой «способ исполнения обязанности по уплате НДС при перемещении товара через границу России». По мнению Минфина, такой зачет станет возможным только после приведения в соответствие норм таможенного и налогового законодательств.

Двойная запись

17.02.2004. Глава ФТС отмечает возросшую эффективность работы таможни

Глава Федеральной таможенной службы отмечает возросшую эффективность работы таможенных органов и нерешенность кадровой проблемы. Эти вопросы Александр Жерихов затронул в своем докладе на расширенном заседаниим коллегии ФТС в четверг.
Он сообщил, что в 2004 году таможенные органы перечислили в бюджет 1,2 триллиона рублей, что на 461 миллион рублей, или на 61% больше, чем в 2003 году.
Выросла доля таможенных платежей в общих доходах федерального бюджета (до 41,6% с 37,6% в 2003 году) и их доля в структуре ВВП (до 7,3% с 5,7% в 2003 году).
В 1,5 раза увеличилась эффективность работы каждого таможенника, отметил Жерихов. При затратах на одного сотрудника таможни в 270 тысяч рублей поступления таможенных платежей в расчете на одного таможенника составили 19,2 миллиона рублей.
В то же время остается нерешенной кадровая проблема. "Кодекс (таможенный) новый, а психология (таможенника) осталась старой", - сказал Жерихов.
По его словам, при переназначении 70% рукодителей таможенных оранов показывают слабое знание нового законодательства и информационных систем. Таможенники продолжают применять устаревшие методы работы, отметил глава ФТС.
Он сообщил, что все кадровые назначения в настоящее время проходят тестирование у министра экономического развития и торговли РФ. "Вчера такое тестирование у Германа Грефа прошли руководители региональных таможенных управлений", - сообщил Жерихов.

РИА "Новости"

17.02.2004. Кремль призвал таможенные органы ужесточить позицию при возвратe НДC

Федеральная таможенная служба РФ должна ужесточить требования в отношении возврата экспортерам налога на добавленную стоимость, чтобы остановить увеличение бюджетных выплат по возврату НДС, заявил помощник президента РФ Виктор Иванов на заседании коллегии таможенной службы в четверг. По словам Иванова, необходима плотная работа таможенных и налоговых служб, чтобы упорядочить возврат НДС. «Сумма возврата НДС в некоторых регионах приближается к стоимости вывозимой продукции», - сказал Иванов

Клерк.Ру

17.02.2004. Греф запретил таможне "необоснованные поборы"

Выступая 17 февраля на расширенной коллегии Федеральной таможенной службы, глава Минэкономразвития Герман Греф призвал таможенников за счет улучшения администрирования увеличивать сборы, сообщает РИА "Новости".
Глава МЭРТ пояснил, что экспорт и импорт растут с каждым годом, вместе с этим увеличиваются и плановые задания по сбору таможенных платежей. "Это не должно превращаться в необоснованные поборы с участников внешнеэкономической деятельности", - заявил господин Греф.
Министр отметил возрастание роли ФТС не только в связи с увеличением таможенных платежей и соответствующих поступлений в федеральный бюджет, но и с тем, что Россия в ближайшие годы вступит в ВТО. "Мы должны все ключевые проблемы решить в этом, самое позднее, следующем году", - сделал вывод Герман Греф.

Коммерсант

17.02.2004. ФТС разрабатывает концепцию развития таможенных органов до 2010г.

Федеральная таможенная служба (ФТС) РФ в настоящее время ведет работу над созданием концепции развития таможенных органов на 2005-2008гг. и до 2010г. Об этом сообщил сегодня глава ФТС РФ Александр Жерихов, выступая на расширенной коллегии ведомства. Он отметил, что в ближайшее время концепция будет представлена на рассмотрение в МЭРТ РФ.
А.Жерихов рассказал, что основными моментами развития ФТС в ближайшее время станет переход на поквартальную оценку деятельности территориальных управлений службы по установленным индикаторам, изменение принципов работы на границе РФ (переход на принцип "одна остановка"), а также на ужесточение борьбы с занижением таможенной стоимости товаров.
В свою очередь глава МЭРТ РФ Герман Греф отметил, что данный документ является необходимым, и его желательно рассмотреть в ближайшее время. "Все ключевые проблемы мы должны решить в 2005г., максимум в 2006г.", - сказал министр, отметив, что после присоединения к ВТО Россия не сможет достаточно быстро вносить необходимые изменения в таможенное законодательство.

РБК

17.02.2004. Контроль за прохождением грузов из стран, с которыми подписаны соглашения в таможенной сфере, может быть сокращен

Глава Минэкономразвития РФ Герман Греф считает, что контроль за прохождение грузов из стран, с которыми подписаны соглашения в таможенной сфере, может быть сокращен. Об этом он заявил на расширенном заседании коллегии Федеральной таможенной службы.
В то же время он заявил, что в отношении стран, которые отказываются от подписания соглашений по сотрудничеству в области таможни, "надо усиливать контроль за их товарами".
Г.Греф сказал, что ФТС должна стать системно и ритмично работающей службой. Он отметил, что в самые сжатые сроки надо принять концепцию развития таможенной службы, работа над которой завешается.
Он подчеркнул, что динамика поступления таможенных платежей "впечатляющая", но необходимо поднять ее еще выше. При этом он заметил, что платежи должны добираться за счет улучшения администрирования, а не за счет необоснованного увеличения поборов участников ВЭД.
По его мнению, система взимания платежей по усредненной ставке с 1 кг или автофуры – это недопустимый уровень при нынешнем развитии таможенного администрирования. Он подчеркнул также, что не должно быть элитных складов временного хранения, для которых действуют особые порядки.
Что касается кадров таможенной службы, то, по словам Г.Грефа, "есть ощущение удовлетворенности от состава центрального аппарата ФТС; все начальники региональных управлений также успешно прошли тестирование по своим профессиональным качествам и владениям современными технологическими схемами, в частности, системой мониторинга и анализа". Он считает, что практику тестирования надо внедрить и на местах в таможенных органах, и провести ее среди всех сотрудников.

Прайм ТАСС

18.02.2004. Петербургские музеи требуют внести изменения в Таможенный кодекс России

Петербургское музейное сообщество намерено добиваться отмены положения Таможенного кодекса РФ, в соответствии с которым при возвращении российской экспозиции из-за рубежа необходимо выплачивать "процент от страховой стоимости произведений искусства".
"С 1 января мы должны заплатить таможне процент от страховой стоимости ввозимых произведений искусства - это поборы, мы и так платим за таможенное оформление", - сказала "Интерфаксу" заместитель директора Государственного Русского музея Евгения Петрова.
В свою очередь директор Эрмитажа Михаил Пиотровский сказал, что музей "уже заплатил кучу денег, потому что на таможне держать экспонаты не может".
Союз музеев России уже обратился к правительству РФ с просьбой внести изменения в Таможенный кодекс, вопрос находится в стадии обсуждения, сказал М.Пиотровский.

ИHТЕРФАКС СЕВЕРО-ЗАПАД

18.02.2004. Таможенные пошлины снизят

До конца года Правительство РФ утвердит снижение ставок таможенных пошлин на ввоз из-за границы комплектующих для сборочных автопроизводств.
Об этом на прошлой неделе в Калининграде сообщил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф. Недавно этот вопрос рассматривала Комиссия по защитным мерам во внешней торговле при Правительстве РФ. Как ранее сообщал заместитель министра Андрей Шаронов, речь идет о снижении таможенных ставок на комплектующие до 0-3% от таможенной стоимости, тогда как сейчас этот показатель находится на уровне 10-15%. При этом правительство намерено сохранить размер пошлин на ввоз самих автомобилей иностранного производства на прежнем уровне. Таким образом чиновники хотят стимулировать производство иномарок непосредственно на территории России, ограничив их ввоз из-за рубежа. В частности, в настоящее время перспективы открытия своих заводов в России изучают компании Toyota и Nissan.
Цифры
10% -- средний уровень предполагаемого снижения пошлин на комплектующие для автопрома

"Деловой Петербург"

18.02.2004. Выступление руководителя ФТС России Александра Жерихова на итоговой коллегии

Ушел в историю 2004 год. Во многом он отличался от всех предыдущих.
Эти отличия обусловлены тем, что, во-первых, - с 1 января 2004 года вступил в действие новый Таможенный кодекс Российской Федерации, и, во-вторых, - началось проведение административной реформы, вследствие чего изменился статус службы, а ГТК России был преобразован в Федеральную таможенную службу.
В этой связи перед руководством ФТС России, руководителями региональных таможенных управлений стояла задача - не потерять управляемость службой, обеспечить ее работоспособность в соответствии с положениями и требованиями нового кодекса, сохранить кадровый потенциал и достичь показателей, определенных третьим Всероссийским совещанием руководителей таможенных органов в феврале 2004 года, и принятой на нем Целевой программой развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы.
Хочу сразу заметить, что, в основном, ФТС России и таможенные органы на местах с этими задачами справились, хотя не обошлось и без определенных потерь, о которых еще будет сказано.
Итоги работы в уходящем году представлены в справочных материалах к сегодняшнему заседанию коллегии, о них много говорилось на расширенных заседаниях коллегий региональных таможенных управлений.
Думается, будет правильным, если сегодня мы уделим больше внимания и резервам, имеющимся в работе ФТС России и таможенных органов на местах, а также определению тех задач, которые предстоит решать в 2005 году.
Призываю всех, кто планирует выступить на сегодняшнем заседании коллегии, меньше говорить об успехах и больше – о том, что и как нужно сделать, чтобы работать более эффективно.
Замечу, что введение нового таможенного законодательства и практически синхронное с ним реформирование административного управления стали серьезным испытанием и для таможенников и для бизнеса.
Тем не менее, анализ итогов первого года работы по новому Таможенному кодексу, свидетельствует, что кодекс подтвердил свою работоспособность, и мы на практике убедились, что по своей направленности и содержанию он соответствует международному праву, положениям Киотской конвенции в редакции 1999 года и требованиям Всемирной торговой организацией.
Это было подтверждено и на сентябрьском прошлого года форуме Всемирной таможенной организации в Брюсселе, и во время проходивших в конце октября парламентских слушаниях в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации.
Еще до изменения статуса службы и преобразования ГТК в ФТС России нам удалось, в основном, создать подзаконную нормативную базу, которая включает в себя 12 постановлений и два распоряжения Правительства Российской Федерации, полсотни приказов ГТК, которые подлежали регистрации в Минюсте Российской Федерации.
Это дало возможность значительно упростить и ускорить работу по таможенному оформлению товаров, форсировать введение информационных технологий.
Была поставлена задача, чтобы товары перемещались через границу за минуты. С этой целью был предпринят беспрецедентный шаг – издан нормативный документ, в котором установлено время таможенного оформления на приграничном пункте пропуска.
Работа по реализации кодекса и триединой задачи, наряду с благоприятной конъюнктурой мирового рынка основных сырьевых товаров способствовали расширению объемов внешней торговли, сохранению внешнеторгового оборота России при опережающих темпах роста импорта.
По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот в 2004 году составил 257,1 млрд. долларов США и по сравнению с 2003 годом увеличился на 34,6%, в том числе, со странами дальнего зарубежья рост на 33,5%, со странами СНГ рост на 40,1%.
Работа по упрощению таможенных процедур, разработке и внедрению перспективных технологий, таких, как «Зеленый коридор», «Калининградский транзит», предварительное информирование и электронное декларирование, система управления рисками, способствовали тому, что более 98% грузовых таможенных деклараций оформлялись в предусмотренные кодексом три дня и около 92% - за один день, создали основу для дальнейшей интеграции Российской Федерации в процесс развития торговых отношений со странами Европейского союза, с общеевропейским таможенным пространством.
Упрощение процедур, переход на работу по международным стандартам, повышение качества таможенного администрирования в значительной мере позволили собрать и перечислить в доход государства более 1 триллиона 219 миллиардов 500 млн. рублей или более 42,5 миллиардов долларов. Это составляет 102,6% от скорректированного задания на 2004 год и 143% от первоначального.
По сравнению с 2003 годом общий прирост таможенных платежей составил 462 млрд. руб. или 15,9 млрд. дол. США.
Доля таможенных платежей в доходной части федерального бюджета в 2004 году составила 41,6% (в 2003 г. – 37,6%), в составе ВВП таможенные платежи составили 7,3% (2003г. – 5,7). Ежедневные перечисления таможенных платежей в федеральный бюджет составили 170 млн. дол. США.
Прирост платежей при импорте по сравнению с 2003 годом составил 21,8% и достиг 101 млрд. рублей или 3,5 млрд. дол. США. При этом в течение 2004 года наблюдался устойчивый ежемесячный прирост таможенных платежей при импорте порядка двух с половиной - трех млрд. рублей.
Каждый рубль, вложенный в развитие системы в 2004 году, дал отдачу в 67 рублей. Если в 2003 году каждый таможенник обеспечил перечисление в федеральный бюджет 12,2 млн. рублей при средних затратах на его содержание в 254 тыс. рублей, то в 2004 году поступления в федеральный бюджет в расчете на одного таможенника увеличились более чем в полтора раза и составили 19,2 млн. рублей при затратах в 270 тыс. рублей в год.
Положительная динамика сохранена и в реализации таких важных направлений работы таможенных органов, как контроль за доставкой и транзитом товаров.
Учитывая рост объемов перевозок товаров в соответствии с национальной и международной процедурами таможенного транзита в 2004 году, процент недоставления товаров снижался. В соответствии с международной процедурой таможенного транзита оформлено более 800 тысяч товарных партий. Недоставка товаров составила 0,015%.
Определенное продвижение вперед наблюдалось в работе по таможенному оформлению товаров с применением карнетов АТА.
В 2004 году таможенными органами Российской Федерации оформлено более одной тысячи карнетов АТА. Перечень таможенных органов, компетентных совершать таможенные операции с товарами, перемещаемыми с применением карнетов АТА, включены 74 таможенных поста.
В справочных материалах к сегодняшнему заседанию коллегии можно найти и другие факты, свидетельствующие о сохранении в 2004 году положительных тенденций в работе таможенных органов.
Достигнуто немало. И это та основа, опираясь на которую мы будем продвигаться дальше.
Вместе с тем, работа в условиях проведения реформ выявила и ряд проблем.
Главная из них – это субъективный фактор.
Изменение психологии сотрудников таможенных органов отстает от тех требований, которые диктует кодекс. Другими словами: «Кодекс новый, а психология у многих осталась старая».
Как следствие, при переназначении руководителей таможенных органов на соответствующие должности до 70% из них показали слабую подготовку не только в области информационных технологий, но в знании того, что реально происходит в их подразделениях.
Проверки, проведенные Главным управлением организации таможенного контроля в Центральном, Дальневосточном, Северо-Западном управлениях, показали, что по ряду направлений деятельности таможенные органы применяют устаревшие методы работы, в частности по контролю за таможенным транзитом товаров. Перечень таможен, допускающих те или иные нарушения законодательства на данном направлении довольно внушителен, но чаще других в нем фигурируют:
- Находкинская таможня в Дальневосточном;
- Выборгская, Себежская, Балтийская таможни в Северо-Западном;
- Забайкальская – в Сибирском;
- Брянская, Тверская, Подольская, Смоленская – в Центральном таможенных управлениях.
В целях изменения ситуации было принято решение, что все кадровые переназначения будут проходить через тестирование у Министра экономического развития и торговли.
Вчера такое тестирование проходили начальники региональных таможенных управлений. Оно еще раз показало, что потенциал кадров без преувеличения огромен, но мы плохо с ними работаем, как на уровне ФТС России (В.П.Кудрявцев), так и на региональном.
К сожалению, не удалось пока сформировать реального резерва кадров, проводимые семинары и учебы проходят по-станринке, а о тестировании руководящего состава, как форме контроля за их знаниями и умением принимать те или иные управленческие решения, заговорили буквально только после того как этим занялся лично Министр.
В этом отношении нам стоит пересмотреть и работу Российской таможенной академии, где наши кадры также проходят подготовку и переподготовку.
Возможно, в начале и в конце курса переподготовки необходимо делать замеры знаний и психологической подготовленности каждого руководителя, давать им определенные рекомендации о результатах переподготовки, информировать кадровую службу таможенного органа.
Учебные программы, особенно для руководителей таможен, должны составляться с учетом новых требований, и если не утверждаться, то хотя бы согласовываться с Федеральной таможенной службой.
В 2005 году всю работу с кадрами необходимо строить, исходя из новых принципов бюджетного процесса и с учетом индикативных показателей деятельности региональных управлений. Стоит возобновить работу по внедрению в практику деятельности таможенных органов международной системы стандартов, совместно с Академией разработать ряд программ и тестов для всех категорий сотрудников, работающих в системе.
Делать все это надо, не затягивая, и начинать работу надо с начальников таможен, которые в настоящее время переназначаются на должности.
Мы будем просить Министра как можно скорее провести кадровые назначения, ибо промедление в структурных и кадровых изменениях в нашей системе чреваты большими проблемами. Мы не должны допустить ни единого случая, когда кому-то захотелось бы «воспользоваться» моментом из-за неопределенности его должностного статуса.
Вторая проблема, которая обозначилась в ходе реализации нового кодекса – это неготовность самих участников ВЭД использовать те возможности, которые предоставляет Таможенный кодекс.
Видимо, некоторые новации кодекса столь кардинальны, что либо еще недоизучены, либо не поняты, и потому остаются невостребованными.
Так из пяти экономических режимов, предусмотренных кодексом, используется только четыре (переработка на таможенной территории, переработка вне таможенной территории, временный ввоз, таможенный склад). При этом таможенный режим – переработка на таможенной территории – из-за неурегулированности таможенного и налогового законодательства отечественным товаропроизводителям применять становится экономически невыгодным. Так как налоговым кодексом не предусмотрено возмещение НДС в отношении продуктов переработки, вывезенных с таможенной территории, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией таких товаров, они отказываются помещать товары под указанный режим.
Таможенный режим - переработка для внутреннего потребления - сегодня вообще не работает, так как нет постановления Правительства Российской Федерации с перечнем товаров, которые можно было бы помещать под этот режим, а у ведомств отсутствуют основания для подготовки такого постановления, поскольку нет обращений от участников ВЭД с обоснованием того, что российской экономике такой режим нужен.
Практически не используется и такой инструмент, как специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины при импорте товаров.
Известно, что после вступления России во Всемирную торговую организацию возможности по изменению ставок таможенного тарифа значительно уменьшатся и резко возрастет роль инструментов селективной защиты рынка, основными элементами которых и являются специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.
Мировая практика их применения показывает, что это гораздо выгоднее простого повышения ставок ввозных таможенных пошлин и более эффективно для поддержки отечественного товаропроизводителя.
Но наши участники внешнеэкономической деятельности или не знают о нем, или по старинке настаивают на изменении ставок таможенного тарифа, лишая себя тем самым действенной защиты со стороны государства.
В этой связи хочу подчеркнуть, что и нормативное поле, и дальнейшая работа над совершенствованием нового кодекса в условиях развития административной реформы должны создаваться и проходить в тесном взаимодействии с организациями, занимающимися внешнеэкономической деятельностью.
Для этого нужно активнее использовать возможности действующего при ФТС России Консультативного совета по реализации таможенной политики, который, на наш взгляд, позволит более оперативно отслеживать проблемы, связанные с правоприменительной практикой, и решать их в пределах своей компетенции или формулировать предложения для Минэкономразвития и Минфина России.
В целом же, в 2005 году нам необходимо продолжить мониторинг правоприменительной практики, определить те положения Кодекса, которые требуют изменений и дополнений, сформулировать по ним позицию ФТС России и передать в Министерство для рассмотрения в Правительстве и на уровне законодателя. Таможенная реформа продолжается, и ее главная цель – повсеместный переход таможенных органов на работу по мировым стандартам.
Исходя из этих позиций нам и предстоит определять задачи на 2005 год, а в ближайшее время - сформулировать концепцию развития службы в новых условиях ее работы и проект концепции представить на рассмотрение и утверждение Правительства Российской Федерации.
Цель данной концепции – построение конкурентоспособной таможенной службы России, готовой выполнить любые государственные задачи и обеспечить безусловное соблюдение законодательства в области таможенного дела.
В следствие реализации данной концепции и решения триединой задачи основными принципами работы Федеральной таможенной службы должны стать:
1. «Контроль в виде сервиса» или обеспечение высокой эффективности таможенного контроля при внешней простоте и быстроте оформления.
2. «Разделение товаропотоков и документооборота» что означает переход от контроля товаров к контролю информации о товарах.
3. Переход на электронный (безбумажный) документооборот как в сфере таможенных процедур и таможенного контроля, так и в сфере организации управленческих процессов в таможенных органах.
В настоящее время группа специалистов и ученых под руководством Леонида Аркадьевича Лозбенко завершает работу над концепцией развития Федеральной таможенной службы на период 2005-2008 и до 2010 года и пока рано говорить о том, какова она будет в окончательном виде, но названные мною цели и принципы соответствуют требованиям Киотской конвенции к таможне XXI века и будут положены в основу работы по дальнейшему развитию таможенной службы России.
Приоритеты и направления социально-экономического развития Российской Федерации, определенные Президентом, Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу ориентируют таможенную службу на решение целого ряда задач, работа по которым должна быть начата уже в этом году.
Все эти задачи перечислены в проекте решения сегодняшнего заседания.
Назову некоторые из них, определяющие специфику нашей работы в 2005 году. Это:
- переход государственных институтов от сметного или бюджетного финансирования к бюджетированию по результатам;
- поквартальная оценка эффективности деятельности региональных таможенных управлений по утвержденным индикативным показателям;
- изменение схемы организации работы пунктов пропуска на таможенной границе – переход на работу по принципу «одна остановка»;
- дальнейшая либерализация внешней торговли, упрощение процедур таможенного оформления для законопослушных участников ВЭД;
- развитие практики предварительного информирования, электронного декларирования и использование системы управления рисками;
- защита отечественного товаропроизводителя, ужесточение борьбы с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, усиление контроля за товарами, ввозимыми в Российскую Федерацию из стран Юго-Восточной Азии, Китая и Турции;
- изменение роли и повышение эффективности работы подразделений правоохранительного блока и таможенной инспекции;
- изменение подходов к системе подготовки, переподготовки и оценки труда таможенных кадров, их готовности и умения работать на уровне мировых стандартов;
- проведение необходимых процедур по присоединению России к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция в редакции 1999 года).
На каждом из перечисленных направлений в таможенных органах есть определенный задел для дальнейшего продвижения. Вместе с тем, есть и существенные недоработки, как на уровне центрального аппарата ФТС России, так и на уровне региональных таможенных управлений.
Пока еще не совсем отлажены механизмы взаимодействия ФТС России и министерств, в ведении которых мы находимся (Минэкономразвития и Минфин России), вследствие чего довольно длительные сроки уходят на рассмотрение нормативных правовых актов, подлежащих утверждению Министерством экономического развития и торговли. В 2004 году выпущены и проходят процедуру регистрации в Минюсте России два приказа: об отмене мест декларирования отдельных товаров (цветы, рыба, фрукты, овощи, китайские товары, перемещаемые железнодорожным транспортом), и по реализации 68 статьи Таможенного кодекса Российской Федерации, 8 нормативных правовых актов, внесенных на утверждение, еще рассматривается.
К нашему удивлению, вопреки согласованной позиции на уровне руководства Минэкономразвития, ФТС и ФСБ России по выстраиванию новых подходов к действиям контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу по принципу «одного окна», выходит постановление Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2005 года № 50 «О порядке применения средств и методов контроля при осуществлении пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через государственную границу Российской Федерации», которое по сути, наделяет все контролирующие органы, осуществляющие контроль в пунктах пропуска через государственную границу (пограничный, иммиграционный, санитарно-карантинный, ветеринарный, фитосанитарный и транспортный контроль) полномочиями таможенных органов, установленными за нами Таможенным кодексом Российской Федерации.
Получается, что руководители ведомств договариваются об одном, а аппарат согласует другое.
Думается, такая практика только вредит делу, и нам нужно совместно серьезно поработать над тем, чтобы подобные вещи не повторялись.
Подобные проблемы пока еще существуют и во взаимодействии с Министерством финансов Российской Федерации.
До сих пор Минфином не принято ни одного нормативного акта по установлению максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий. Но таможня – это оперативная служба, работающая в круглосуточном режиме, и отсутствие необходимых нормативных актов не снимает с нее обязанностей выполнять свои функции.
Мы не можем приостановить работу по допуску банков к праву выдавать банковские гарантии в таможенных целях. На основании критериев включения банков в Реестр, установленных Таможенным кодексом, мы такие решения принимаем. Но как банку работать, на какую сумму выдавать гарантии – неизвестно.
Неурегулированным остается еще один вопрос, касающийся внесения изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе».
Данные изменения подготовлены в связи с необходимостью унификации российского законодательства по таможенной оценке ввозимых товаров с нормами Соглашения о применении статьи VII ГАТТ, 1994 года, что является одним из центральных вопросов на переговорах по вступлению России в ГАТТ/ВТО. Но из-за длительности согласований движение законопроекта по сути остановлено на уровне Минфина России.
Все мы понимаем, что административная реформа по сути только началась, прошло мало времени и, безусловно, в дальнейшем схемы взаимодействия будут отрабатываться более тщательно. Но для этого нужна общая воля и общая заинтересованность.
Хотелось бы заметить, что проблема взаимодействия ФТС России с Министерствами, в ведении которых она находится, касается и практики взаимодействия с другими службами и ведомствами, особенно с правоохранительными органами.
Пользуясь случаем, хочу поблагодарить представителей министерств и ведомств, правоохранительных органов, бизнес-сообществ и деловых кругов за ту совместную работу по организации взаимодействия, которую мы проводили в минувшем году.
Но для того, чтобы работать еще более эффективно, в 2005 году и в ближайшей перспективе, необходимо объединить свои усилия и направить их на создание реально действующей системы обмена информацией как между собой, так и для территориальных подразделений.
Изменение схемы организации работы приграничных пунктов пропуска поставила в повестку дня необходимость создания единой базы данных всех государственных контролирующих органов, без наличия которой обеспечить безопасность поставок грузов в страну будет крайне затруднительно.
С принятием Транспортной стратегии Российской Федерации открылись новые возможности для взаимодействия таможенных и транспортных организаций в создании сервисных условий для участников внешнеэкономической деятельности.
Необходима дальнейшая активизация работы таможенных и других правоохранительных органов по пресечению контрабандного вывоза леса, морских биоресурсов, металлов.
Думается, была бы полезной для государства наша совместная работа на таком важном направлении деятельности, как защита отечественного производителя и борьба с контрабандой товаров народного потребления из стран Юго-Восточной Азии, Турции и Китая.
Незаконные операции с данной номенклатурой товаров приводят к целому ряду негативных последствий.
В частности, ввоз контрафактных товаров не только нарушает права интеллектуальной собственности, но и является серьезной преградой на пути вступления России в ВТО.
Немалые доходы, полученные в результате контрабандных операций с этими товарами, служат одним из источников финансирования преступных формирований различной степени организованности, коррупции должностных лиц федеральных и местных органов власти.
В течение последнего времени Федеральной таможенной службой проведен ряд специальных операций и оперативных мероприятий («Восток» и др.), направленных на декриминализацию этой отрасли внешнеэкономической деятельности.
Однако складывающаяся ситуация свидетельствует о недостаточности принимаемых мер.
Возможно, было бы целесообразно в первом полугодии 2005 года силами подразделений ФТС России, МВД России и ФСБ России провести совместные, специальные оперативно-профилактические мероприятия, направленные на выявление и пресечение нарушений внешнеэкономического законодательства Российской Федерации в сфере ввоза товаров народного потребления из стран Азии.
Свои предложения по данному вопросу мы уже направили в МВД России и ФСБ России, хотя отдаю себе отчет в том, что отдельными специальными операциями данную проблему не решить.
В этой связи хочу напомнить, что с 15 января текущего года вступило в действие распоряжение ФТС России от 3 декабря 2004 года «О применении положений ст.359 Таможенного кодекса Российской Федерации». Имеется План мероприятий по усилению таможенного контроля товаров, ввозимых в Российскую Федерацию из стран Юго-Восточной Азии, Турции и Китая. Была поставлена задача ежедневно мониторить процесс таможенного оформления товаров данной категории, проводить выборочные досмотры и направлять в ФТС России предложения, направленные на улучшение организации работы на этом направлении.
Спустя месяц работы по упомянутому распоряжению, говорить о системном анализе каких-либо результатов пока еще рано, но Главному управлению организации таможенного контроля, Главному управлению федеральных таможенных доходов, Главному управлению по борьбе с контрабандой необходимо совместно мониторить эту работу и вносить необходимые коррективы.
Хочу еще раз подчеркнуть: данная тема в текущем году будет постоянно находиться в центре внимания руководства ФТС России, поэтому прошу всех ответственных за реализацию вышеуказанного распоряжения значительно активизировать свою работу.
С проблемой организации таможенного контроля товаров, ввозимых из Юго-Восточной Азии, Турции и Китая тесно связаны две другие проблемы. Это борьба с недостоверным декларированием и контроль таможенной стоимости.
Как показывает анализ, контроль таможенной стоимости по-прежнему является одним из основных резервов увеличения поступления таможенных платежей при импорте товаров.
Вторым немаловажным резервом является контроль достоверности сведений о номенклатуре и количестве декларируемых товаров.
Анализ информации, содержащейся в электронных копиях ГТД показал, что во всех регионах значительная доля товаров (до 50%) оформляется «с колес», без выгрузки на СВХ. Оформление производится в зоне таможенного контроля.
Зная специфику работы СВХ и выполнения на них погрузочно-разгрузочных работ, можно с уверенностью сказать, что практически все эти товары оформлялись без досмотра.
Как уже неоднократно отмечалось, основной путь решения проблем, связанных с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости и борьбой с коррупцией - это внедрение в процесс таможенного контроля и таможенного оформления форм электронного декларирования и системы управления рисками. Это еще одно стратегическое направление деятельности таможенных органов в 2005 году.
Коллегия ФТС России в октябре и декабре минувшего года определила программу действий по обеим проблемам.
В проекте решения нынешнего заседания коллегии отражены ключевые позиции, на которые мы обязаны, будем выйти в 2005 году. И к данной проблеме мы также будем возвращаться постоянно.
К тому, что было сказано по системе управления рисками хочу добавить, что данная система является и наиболее эффективным механизмом обеспечения выборочности таможенного контроля. ФТС России определила своей целью в 2008 году довести число товарных партий, подвергаемых таможенному досмотру при ввозе – не более 10%, при вывозе – не более 8%, обеспечивая при этом продолжительность таможенного оформления в пунктах пропуска через государственную границу – 10 минут, при декларировании товаров – сутки.
По программе бюджетирования в 2006 году долю досматриваемых партий товаров мы должны будем довести до 15%.
Однако, применяя одни и те же правовые нормы в 2004 году региональные таможенные управления имели различные показатели по срокам выпуска ГТД, что свидетельствует о наличии проблем в выборочности таможенного контроля.
В Центральном таможенном управлении с нарушением срока было выпущено 3236 ГТД (0,5%), в Северо-Западном – 1,6% (5069 ГТД), в Приволжском – 4,4% (2272 ГТД), в Южном – 1,6% (1194 ГТД), в Сибирском – 1,8% (796 ГТД), в Дальневосточном таможенном управлении – 3,1% (3612 ГТД).
Цифры вроде бы и небольшие, но они говорят о наличии резервов на данном направлении.
Мы также надеемся, что работа по системе управления рисками поможет навести надлежащий порядок и в контроле таможенной стоимости.
Это наиболее критикуемое со стороны участников ВЭД направление деятельности таможенных органов.
Свидетельство тому – все возрастающее количество обращений в суды, которые таможенные органы по многим вопросам проигрывают, и прежде всего, по корректировке таможенной стоимости.
В минувший понедельник мы рассматривали эту проблему на оперативном совещании.
Анализ показывает, что из общего числа обжалований в судах больше всего (50%) составляют жалобы на решения, связанные с исчислением и взиманием таможенных платежей. 41% из них – это жалобы на решения по корректировке таможенной стоимости. 40% из них удовлетворены судами, и, как правило по процедурным вопросам.
Это означает, что как правило, при корректировке таможенной стоимости должностное лицо таможни ссылается на информационное письмо ФТС России и больше ничего не хочет ни видеть, ни признавать.
Поэтому, чтобы раз и навсегда положить конец подобным ссылкам, хочу во всеуслышание изложить требования ФТС России по данному вопросу, и мы будем строго наказывать тех, кто будет продолжать прикрывать свои неблаговидные поступки, якобы «указаниями сверху».
1. Таможенные платежи исчисляются и взимаются строго в соответствии с действующим законодательством и никаких других документов, изменяющих порядок взимания таможенных платежей и определения таможенной стоимости ФТС России не принимала и в таможенные органы не направляла.
2. Информационные письма ФТС России, на которые чаще всего и идут ссылки, только доводят до таможенных органов индексы таможенной стоимости по отдельным товарам, поскольку таможенные органы не всегда имеют возможность получать достоверную информацию об уровнях мировых цен. Повторяю, только доводят, и носят информационный характер, а содержащаяся в них информация изменяется в зависимости от изменения цен на рынках отдельных экономических или географических регионов.
И, наконец, третье – это обеспечение таможенных органов необходимой информацией по профилям рисков.
Данная информация содержит сведения об ориентировочной стоимости товаров, их сырьевой базе, основных производителях, торговых марках, технологии производства отдельных товаров и о других факторах, оказывающих влияние на стоимость товара.
Использование такой информации уже показало свою эффективность.
Поэтому прошу руководителей таможенных органов всех уровней четко руководствоваться теми инструкциями, которые определяют, что делать должностному лицу, если заявленная стоимость ниже контрольного уровня по каждому товару, включенному в данный профиль риска, и не изобретать ничего другого.
Вот и все наши требования.
Реализация задач по внедрению электронного декларирования и развитию системы управления рисками невозможна без программного обеспечения, внедрения информационных технологий.
Как и в минувшем году, работа по развитию и внедрению информационных технологий и автоматизированных систем остается одним из приоритетных направлений деятельности таможенных органов Российской Федерации.
Нужно отметить, что за последние три года мы существенно продвинулись во внедрении комплексных технологий таможенного оформления, информационных технологий и автоматизированных систем по отдельным направлениям деятельности, все шире стала применяться система оперативного мониторинга.
Наиболее активно данной системой пользуются в Центральном, Приволжском, Южном управлениях, Шереметьевской таможне, менее активно – в Уральском, Северо-Западном управлениях, Центральной энергетической таможне.
При этом хочу напомнить, что система оперативного мониторинга действенна и эффективна только при условии четкого соблюдения сроков предоставления информации от таможенных органов в центральную базу данных.
Однако, видимо не все таможенные органы это понимают. И, если в Центральном, Южном, Дальневосточном управлениях, эта работа из года в год улучшается, то в Уральском управлении и Центральной энергетической таможне, по сравнению с прошлым годом, контроль за соблюдением сроков направления в центральную базу данных оперативного мониторинга значительно ослаб.
Если мы хотим, чтобы система оперативного мониторинга становилась все более действенным управленческим инструментом, то региональным таможенным управлениям и таможням, непосредственно подчиненным ФТС России, необходимо повысить качество администрирования системы оперативного мониторинга, строго соблюдать сроки обновления информации и представлять ее более развернуто. Большая работа была проведена в 2004 году и в соответствии с Планом мероприятий Федеральной целевой программы «Электронная Россия (2002-2010 годы)», в рамках которой ФТС России участвует в создании единой государственной автоматизированной информационной системы контроля за вывозом товаров с таможенной территории Российской Федерации (ЕГАИСКВ).
Внедрение данной системы, создаваемой в интересах таможенных и налоговых органов является одним из условий реализации технологии «одного окна» при проведении контрольных процедур, повышении их эффективности и транспорентности при одновременном сокращении требуемого времени и количества задействованных должностных лиц на их проведение.
Работы по ее созданию были начаты в 2003 году, но финансирование на их проведение выделено всего в размере 40 млн. руб. или 1,9% от необходимой суммы (2,1 млрд. руб.). Финансирование работ на 2005 год до сих пор не определено.
За счет выделенных средств в 2003 году были разработаны концепция, системы, техническое задание и технический проект системы, а в 2004 году – пилотный проект системы по проведению таможенного и налогового контроля на базе экспортных поставок Магнитогорского металлургического комбината.
В целях ускорения работ по данному проекту представляется целесообразным выделить его в отдельную строку в Программе «Электронная Россия» с определением ежегодного финансирования по обоснованной стоимости в 2,1 млрд.рублей. В соответствии с компетенцией федеральных органов исполнительной власти мы бы просили Минэкономразвития России совместно с Мининформсвязи, Минфином и ФНС России подготовить и внести на рассмотрение Правительства Российской Федерации соответствующее Постановление о внесении изменений в Программу «Электронная Россия».
Это вызвано крайней необходимостью повышения эффективности таможенного и налогового контроля, которое возможно только при обмене информацией между таможенными и налоговыми органами в режиме реального времени. В настоящее время такой обмен в рамках существующего Соглашения между ФТС и ФНС России невозможен.
По-прежнему в центре внимания руководства ФТС России будет оставаться работа по реализации проекта «Модернизация информационных таможенных систем», в рамках которой свое дальнейшее развитие должна получить ведомственная интегрированная телекоммуникационная сеть ФТС России (ВИТС), работа по контролю за крупногарабритными грузами и транспортными средствами, перемещаемыми через государственную границу Российской Федерации.
Создание системы таможенного контроля крупногабаритных грузов и транспортных средств должна быть самым тесным образом увязана с пересмотром подходов к обустройству пограничных пунктов пропуска в целом. В связи с изменением схемы организации работы на границе, сокращения количества государственных контролирующих органов и переноса центра тяжести таможенного контроля и таможенного оформления с границы вглубь страны, мы должны пересмотреть все проекты запланированных к строительству пограничных пунктов пропуска, сделать ревизию действующих и внести необходимые изменения в технологию их работы, как в части функциональной перестройки рабочих помещений, так и в части оснащения их информационно-техническими средствами.
Все чаще и чаще, когда бываешь в регионах, в таможнях и на таможенных постах, приходится слышать о том, что многие программные продукты у нас не стыкуются. В одной и той же таможне нередко действуют разные автоматизированные системы.
Понимаю, что такая ситуация сложилась в силу объективных причин, однако вряд ли это тот случай, когда «чем больше, тем лучше».
Видимо, в текущем году необходимо комплексно оценить все действующие программные продукты и определиться, с какими работать дальше, а от каких отказаться.
Одновременно хочу подчеркнуть необходимость уделения самого пристального внимания всех, от кого это зависит, работе по созданию Единой автоматизированной системы Таможенного комитета Союзного государства.
Широкое развитие форм предварительного информирования и электронного декларирования, внедрение системы управления рисками, смещение процедур таможенного контроля с границы вглубь страны заставляет нас пересмотреть роль и место Федерального государственного унитарного предприятия «Ростэк» и его подразделений в регионах.
Их участие, как в обеспечении работы границы, так и внутри страны должно быть максимально эффективным и вспомогательным для таможенных органов и Федеральной таможенной службы в целом.
У нас же кое-где получается наоборот. Складывается впечатление, что не таможенные органы определяют какие функции они делегируют подразделениям Ростэка, а подразделения Ростэка определяют, чем они будут заниматься, требуя от таможни создания соответствующих условий и преференций.
Решение всех комплекса проблем, связанных с новым видением работы на границе, переустройством и переоснащением пограничных пунктов пропуска, определением роли и места ФГУП «Ростэк» требует комплексного подхода и активного участия тыловых, информационных подразделений, кадровой службы, международников при координирующей роли Главного управления организации таможенного контроля.
Изменение всей философии организации таможенного дела в России, таможенная реформа, начатая с введением в действие нового Таможенного кодекса Российской Федерации, потребовали изменения места и роли правоохранительных подразделений таможенных органов.
Как отмечалось на прошедших расширенных заседаниях коллегий в регионах, правоохранительные подразделения за минувший год не сумели быстро перестроиться и продолжали работать по старинке.
Причин здесь, видимо, не одна, и носят они как объективный, так и субъективных характер.
Долгое время правоохранительные подразделения были как бы выделены в «автономные» структуры внутри таможенных органов, вследствие чего произошла их некоторая оторванность от того, чем живет таможенная служба, и что происходит внутри системы. Образовалась некая «кастовость», работающая по правилам, сложившимся внутри правоохранительного блока.
Такая ситуация привела и к тому, что некоторые руководители оперативных таможен оказались не готовыми к работе в новых условиях.
Анализ сменяемости руководителей оперативных таможен показал, что при существовании «особого статуса» подолгу не менялись руководители оперативных таможен.
Как только этот «особый статус» бы отменен, в Центральной и Дальневосточной оперативных таможнях с марта 2004 года до назначения начальников сменилось по два и.о. начальника, а в Южной оперативной таможне с февраля по ноябрь 2004 года сменилось 4 и.о. начальника таможни.
В 2005 году нам предстоит изменить ситуацию и сделать так, чтобы правоохранительные подразделения таможенных органов стали неотделимым, упреждающим звеном в единой цепи организации таможенного дела в России.
Подходы к проведению такой работы нами выработаны и доведены до всех региональных таможенных управлений. Напомню их. Это:
- пообъектовое закрепление оперативного состава и оценка их труда по конечному результату;
- контроль за созданием равных условий работы для всех участников ВЭД через четко установленные стандарты и правила;
- упреждающий характер деятельности оперативно-розыскных подразделений;
- тесное взаимодействие с другими подразделениями, обеспечивающими таможенный контроль и таможенное оформление грузов и транспортных средств;
- эффективное взаимодействие с другими правоохранительными органами России, международными организациями и правоохранительными подразделениями таможенных органов зарубежных стран.
Так же хочу еще раз напомнить о том, что еще не снят с повестки дня вопрос об оперативно-розыскной деятельности. Обидно, что мы дали повод для постановки данного вопроса как такового. И теперь именно своей работой, активным взаимодействием с подразделениями ФСБ, МВД, прокуратуры, службы по контролю за оборотом наркотиков по финансовому мониторингу, со всеми смежными структурами, мы должны доказать наше умение работать, и показать, что без оперативно-розыскной деятельности таможенная служба России не сможет работать более результативно.
Более того, лишение таможенной службы права на оперативно-розыскную деятельность резко понижает ее возможности в работе по международному сотрудничеству, так как ведущие таможни мира занимаются ОРД, и у нас с ними имеются соответствующие соглашения, протоколы, обязательства.
Мы бы просили и наших коллег по правоохранительной работе поддержать наши усилия по сохранению за таможней функций оперативно-разыскной деятельности.
Это будет способствовать и усилению взаимодействия и повышению эффективности правоохранительной работы в целом.
Это тем более важно при вступлении в действие приказа Минэкономразвития России по реализации 68 статьи Таможенного кодекса Российской Федерации, позволяющий законопослушным участникам ВЭД работать по упрощенным процедурам таможенного оформления. Не исключено, что этим попытаются воспользоваться недобросовестные участники внешнеэкономической деятельности. В этом случае первыми «стражниками» должны стать правоохранительные подразделения таможенных органов.
Либерализация внешнеэкономической деятельности требует от нас более пристально посмотреть и на проблему переноса основного таможенного оформления на последующие (после выпуска) этапы обращения товаров, на пост-аудит.
Обеспечить решение этой задачи возможно за счет реализации мер по организации и осуществлению таможенного контроля путем проведения таможенных ревизий.
Наиболее слабым звеном в данной деятельности остается недостаточный уровень взаимодействия подразделений таможенной инспекции с подразделениями таможенного контроля и экономического блока.
В связи с чем в новых организационных структурах региональных таможенных управлений и таможен подразделения таможенной инспекции включены в состав экономического блока.
Однако, думается, надо будет еще раз посмотреть на данную схему взаимодействия, так как планирование и организация таможенных ревизий должны основываться на результатах таможенного контроля и таможенного оформления.
Нужно также помнить и о необходимости тесного взаимодействия с правоохранительными подразделениями в вопросе обеспечения одинаковых условий работы для всех участников ВЭД и соблюдением установленных правил и стандартов.
Полагаю, что точки в работе по определению места и роли подразделений таможенной инспекции еще не поставлены. Возможно, в разных регионах стоит опробовать разные конфигурации их взаимодействия, а оргструктурной комиссии определиться по наиболее эффективным из них.
Говоря о таможенных ревизиях, как форме таможенного контроля, не могу не обратить внимание руководителей таможенных органов на тот факт, что, как показывает анализ, в минувшем году мы фактически не приступили к полномасштабному использованию всех 10 форм таможенного контроля, которые позволяет нам применять 366 статья Таможенного кодекса Российской Федерации.
Я специально попросил вывести их на экран, чтобы напомнить вам. Обращаю внимание, что первой в этом перечне стоит «проверка документов и сведений», а завершает «таможенная ревизия». В практике нашей работы, кроме досмотра и ревизий, другие формы контроля звучат очень редко, и не анализируются ни Главным управлением организации таможенного контроля, ни Главным управлением борьбы с контрабандой, ни региональными таможенными управлениями, ни таможнями.
Как видно из перечня, реализация принципа перехода от контроля товаров к контролю информации о товарах или «Разделение товаропотока от документооборота» без освоения таможенниками всех предусмотренных кодексом форм контроля представляется весьма затруднительно.
Поэтому в 2005 году необходимо организовать мониторинг применения предусмотренных кодексом форм таможенного контроля и определить их эффективность.
Хочу обратить Ваше внимание на то, что в материалах, разосланных к заседанию коллегии имеется проект Программы совершенствования морской службы таможенных органов и авиации Федеральной таможенной службы на 2005-2007 годы.
Она разработана в целях реализации положений Таможенного кодекса и направлена на повышение эффективности таможенного контроля вне установленных пунктов пропуска.
Было принято решение обсудить ее в рамках программы сегодняшнего заседания коллегии, поэтому коротко остановлюсь на этой проблеме. Сегодня на вооружении таможенных органов имеется 39 морских (речных) и 12 воздушных таможенных судов, которые активно используются при проведении специальных мероприятий по противодействию незаконному перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации вне установленных пунктов пропуска.
Недостаточное количество морских (речных) и воздушных судов не позволяет полностью прикрыть таможенную границу России из-за ее большой протяженности (23114,6 км, в том числе 8605,4 км водная поверхность), так как 16 ед. (41%) судового состава – это, морально устаревшие и тихоходные суда, из которых 7 ед. (18%) в 2005-2007 гг. будут списаны по истечению срока службы. Воздушные суда не оснащены системами оптического наблюдения для выполнения полетов на таможенной границе днем в сложных, а ночью в простых метеоусловиях, и имеют недостаточный радиус действия.
Реализация программы, которую нам предстоит принять, позволит улучшить систему мер, направленную на противодействие контрабанде и иным преступлениям, административным правонарушениям в области таможенного дела вне пунктов пропуска,
Несколько слов еще об одной программе – Целевой программе развития таможенной службы Российской Федерации на 2004-2008 годы.
Разработана и утверждена ее новая редакция. Структура программы приближена к требованиям методики, разработанной согласно Концепции реформирования бюджетного процесса. Актуализирована формулировка триединой задачи.
Проектом решения сегодняшнего заседания коллегии предусматривается разработка еще одной очень важной программы – антикоррупционной программы ФТС России.
Хочу подчеркнуть, что ее подготовка – это не только дело Управления собственной безопасности и Управления кадров. Над ее разработкой должны работать все подразделения ФТС России.
Она должна вобрать в себя весь опыт борьбы с коррупцией, имеющейся в других правоохранительных органах, в мировом таможенном сообществе, а ее реализация должна помочь нам наконец-то решить проблему чистоты наших рядов.
Еще раз хочу подчеркнуть, что один из путей достижения уровня работы службы по принципу «контроль в виде сервиса» – это создание равных условий для участников внешнеэкономической деятельности.
На это будет направлена разрабатываемая Концепция развития службы, этому фактически подчинена и проводимая реформа таможенного дела в России.
И весь этот огромный комплекс задач, о которых было сказано, и, которые содержатся в упомянутых и не названных программах, должны решать наши таможенные кадры.
В начале доклада уже говорилось о недостатках кадровой работы. Вместе с тем, должен сказать, что более критичной ситуации с социальной защищенностью кадров в таможенной службе еще не было, начиная с 1991 года.
Это не нагнетание обстановки. Это то, что и я, и мои коллеги – заместители почувствовали, побывав на расширенных заседаниях коллегий региональных таможенных управлений, поговорив и послушав тех, кто, как говорится, «стоит на линии».
Проведенный анализ также свидетельствует о том, что уровень материального обеспечения и социальной защищенности должностных лиц из года в год снижается.
Дополнительную социальную напряженность вносит наличие в системе таможенных органов двух категорий должностных лиц – сотрудников и государственных служащих, в оплате труда которых также существует значительный дисбаланс. При этом, у государственных служащих не только меньший уровень заработной платы, но и отсутствует ряд социальных гарантий, имеющихся у сотрудников, таких, как бесплатный проезд к месту проведения отпуска, меньшая продолжительность дополнительного отпуска, медицинское обеспечение, выход на пенсию и т.п.
По действующему законодательству государственные служащие лишены даже права ношения формы, что вообще является беспрецедентным случаем в мировой практике.
Ни на одной границе мира вы не увидите таможенника без соответствующей формы.
Правда, благодаря пониманию и поддержке Минэкономразвития, Минфина России, Председатель Правительства Российской Федерации поручил подготовить проект соответствующего постановления Правительства, и мы очень надеемся, что он будет подписан и данная проблема найдет свое разрешение.
В письмах с мест постоянно звучит вопрос о том, как организовывать летний оздоровительный отдых детей школьного возраста до 15 лет включительно.
Только в Северо-Западном управлении данная группа детей составляет почти 6 тысяч человек. 37% из них проживают в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к Крайнему Северу.
Делать это как раньше, с привлечением средств Фонда социального развития Российской Федерации, теперь не представляется возможным. Средства Фонда содействия ветеранам таможенной службы тоже не позволяют это делать. Да это и не является задачей Фонда.
Сравнительный анализ материального обеспечения должностных лиц таможенных органов с другими федеральными органами исполнительной власти показывает, что он значительно ниже.
Так, сравнивая уровень оплаты должностных лиц пограничной службы ФСБ России и таможенных органов, находящихся на одних и тех же пунктах пропуска, выясняется, что различие в оплате по аналогичным должностям составляет полтора – два раза.
Наши просьбы и обращения по данному вопросу и в Минэкономразвития, и в Минфин, а через Министра экономического развития и торговли к Президенту и Председателю Правительства находят понимание, но, к сожалению, дальше понимания пока дело не идет и проблема не находит своего решения.
Грядет еще одна большая проблема, которая связана с принятием закона «О государственной гражданской службе».
Данный закон предусматривает проведение конкурсов на замещение вакантных должностей государственных гражданских служащих, что в наших условиях осуществить на практике не представляется возможным.
Подобрать в Наушках, Находке или еще более далекой пограничной местности на конкурсной основе рядового инспектора с зарплатой в 3,8 тысячи рублей, это не реально.
Более того, конкурсные условия предоставляют право и возможность участвовать в них всем желающим, т.е. и тем, кого мы недавно уволили, или на кого имеются оперативные материалы.
Конечно, они победят на конкурсе, так как будут подготовлены лучше остальных.
Все это может привести к непредсказуемым последствиям.
В этой связи, как нам представляется, назрел вопрос о комплексном решении на правительственном уровне проблемы институционального развития самой службы.
И пользуясь присутствием Виктора Петровича Иванова, представителей Аппарата Правительства Российской Федерации, Министра экономического развития и торговли, обращаюсь с убедительной просьбой: в течение этого года, по возможности, в ближайшее время рассмотреть и принять решение по комплексу проблем развития Федеральной таможенной службы, создания равных возможностей для всех, кто работает в таможенной системе, с тем, чтобы вернуть престижность таможенной профессии, дать людям возможность поверить в себя.
Уверяю, отдача будет во сто крат больше вложенных инвестиций.
Практически на каждом заседании коллегии по итогам года звучат слова о том, что «бедный таможенник опаснее контрабандиста».
Настала пора понять, что бедный таможенник – это угроза безопасности государства.
Но важно не только понять, но делать реальные шаги по исправлению сложившейся ситуации.
В завершение своего доклада хочу сказать: задачи, которые мы определяем сегодня на 2005 год, трудные, но они выполнимые.
И даже, если о каких-то направлениях деятельности не было сказано или сказано вскользь, это не значит, что мы о них не помним, или не будем работать над их выполнением.
Понимаете, что в докладе, даже самом длинном, обо всем и обо всех сказать невозможно.
Думаю, что преданность профессии и честь мундира не позволят нам работать в 2005 году хуже, чем в предыдущем.
Я желаю всем нам дружной работы, и, несмотря ни на какие трудности, - выполнения намеченного.
К этому нас обязывает еще и то, что 2005 год – это год 60-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне.
Не забудем о наших ветеранах. Надо встретиться с ними, окружить их вниманием и заботой, найти возможность помочь всем, кто нуждается в чем-то крайне необходимом. Да и делать это надо не только в праздники, не только в год юбилея Победы.
Им было труднее, но они победили.
Надеюсь, и нам не будет стыдно перед нашими героическими ветеранами за нашу работу в российской таможне.

Пресс-служба ФТС РФ

18.02.2004. Внесены изменения в Правила определения страны происхождения товаров

Письмом ФТС РФ от 03.02.2005 N 06-48/2711 для использования в работе направлено Решение о внесении изменений в Правила определения страны происхождения товаров, утвержденные Решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 года, принятое Экономическим советом СНГ 03.12.2004.
Указанным Решением изменена форма бланка сертификата происхождения товара формы СТ-1 и дополнительного листа к нему. Соответствующие изменения внесены в порядок заполнения сертификата, а также его дубликата, выдаваемого в случае утраты или повреждения сертификата.
Установлено, что органы, уполномоченные выдавать сертификаты формы СТ-1, обеспечивают применение бланков сертификатов формы СТ-1 с изменениями, оформленными данным Решением, с 1 января 2005 года.
Данное Решение вступает в силу со дня подписания, а для государств, законодательство которых требует выполнения внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу, - со дня сдачи на хранение депозитарию уведомлений о выполнении упомянутых процедур.

Консультант


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.review.greenwayma
Отписаться

В избранное