← Сентябрь 2015 → | ||||||
2
|
4
|
5
|
6
|
|||
---|---|---|---|---|---|---|
7
|
9
|
11
|
12
|
13
|
||
14
|
16
|
17
|
18
|
19
|
20
|
|
21
|
23
|
25
|
26
|
27
|
||
28
|
30
|
За последние 60 дней 1 выпусков (1 раз в 2 месяца)
Сайт рассылки:
http://training-partner.ru/
Открыта:
04-03-2009
Статистика
-1 за неделю
Мотивация трудовой деятельности персонала
Мотивация трудовой деятельности персонала 2015-09-01 14:48 Евгений Неделин Мотивация трудовой деятельности персоналаВ последние десятилетия произошли крупные перемены в управлении бизнесом. В частности, на первое место по влиянию на долгосрочный успех организации выходит так называемый «человеческий фактор». Хорошо обученный, правильно организованный персонал определяет судьбу любой организации. Сегодня невозможно эффективно управлять организацией, не добившись вовлеченности всего персонала, которая, в свою очередь недостижима без мотивации. Это осознано и в США, и в Европе, и в Японии. Успех предприятия напрямую зависит от качества работы каждого отдельного сотрудника. И вполне естественно, что разумные руководители заинтересованы в создании для своих работников таких условий, в которых они могли бы выкладываться целиком и полностью. Но вопрос успешной мотивации персонала на предприятии до сих пор остается открытым и остается актуальным и в настоящее время. Каковы же причины актуальности этой проблемы? Конечно, каждый предприниматель заинтересован в том, чтобы его сотрудники работали с наиболее высокой производительностью труда. В то же время каждый работник по-своему определяет свои цели и задачи, смысл жизни. У одного на первом месте деньги, у другого — карьера, у третьего — другие предпочтения. Серьезной проблемой, которая стоит перед каждым руководителем (особенно актуальна она для малых фирм), является то, как заинтересовать своих работников. Однако, как показывает практика отечественных предпринимателей, арсенал их методов и способов мотивации персонала, как правило, не изобилует разнообразием. Это, безусловно, связано, с одной стороны, с тем, что весьма трудно осуществить быстрый переход от методов централизованного управления экономикой к рыночным. С другой стороны, многие предприниматели не знакомы с современной теорией мотивации и опытом применения ее прогрессивных методов и способов. Поэтому поиск путей эффективной мотивации у многих предпринимателей идет весьма медленно и зачастую дедовским методом проб и ошибок. Что же представляет собой мотивация? Определение мотивацииМотивацию можно определить как совокупность факторов, определяющих поведение, а также как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека. В отношении управления персоналом мотивацию можно определить как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или целей организации. Менеджер должен предложить нечто такое, что, по мнению работников, будет достаточной целью и даже стоить дополнительных усилий. Другими словами, и сама необходимость, и ожидаемое удовлетворение должны быть достаточно сильными, чтобы явиться достойной компенсацией за тяжелую работу. Можно дать другое определение мотивации. Мотивация — это воздействие на работников компании с целью направить и интенсифицировать их действия в интересах организации. Мотивация к качественному труду является одним из главных вопросов менеджмента для любой организации. Особенно остро эта проблема стоит перед российскими компаниями, где персонал (за редким исключением) не вовлечен в процессы управления и улучшения качества. Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако многочисленные исследования в этой области позволяют создать некоторые модели мотивации сотрудника на рабочем месте. Политика в области мотивации и стимулирования сотрудников в большинстве случаев преследует две цели: 1) выработать у сотрудника желание наиболее эффективным способом добиваться поставленных перед ним целей и задач; 2) повысить лояльность, приверженность сотрудника компании. Менеджеру по персоналу (руководству компании) следует постоянно помнить, что высококвалифицированные специалисты отличаются высокой мобильностью. Они могут уволиться в любой момент, так как у них есть собственные «средства производства» (их знания, компетенция, способности, опыт), собственные цели, которых они хотят достигнуть (и не только профессиональные), и их с удовольствием возьмут конкуренты. Низкая мотивация сотрудников может привести к негативным последствиям в компании: падению производительности труда; ухудшению социально-психологического климата в коллективе; снижению качества труда; ухудшению имиджа компании на рынке. Знание механизма мотивации позволяет руководителю разнообразить формы признания и оценки труда работников и эффективно их использовать в различных ситуациях. Обратите внимание на наши тренинговые программы: Статьи по теме:
Нематериальная мотивация сотрудников 2015-09-01 17:03 Евгений Неделин Нематериальная мотивация сотрудниковКаждый руководитель знает, что эффективней других является нематериальная мотивация сотрудников – все секреты сейчас будут раскрыты перед вами. Но предоставим мы их в нестандартной форме. Мотивация сотрудников – главные ошибки Меркантильность. Премии и зарплаты – самые главные методы мотивации сотрудников. Люди хотят только достойного вознаграждения за свою работу. Зачем изучать все секреты управления людьми, обращать внимание на микроклимат в коллективе, работать на повышение мотивации сотрудников – существуют корпоративные правила, вот пусть их и придерживаются. Вознаграждайте только любимчиков – и ваши сотрудники быстро разбегутся по другим компаниям. Главное – никогда не вспоминайте о сотрудниках, работающих не в штате. В этом случае мотивация сотрудников пойдет резко на убыль, так как они будут чувствовать себя низкосортными людьми, которые работают на компанию ради копеек. Однотипная работа дисциплинирует. Типичная ошибка работодателя, так как рутинная работа, в которой нет ни надежды на изменения, на самом деле лишь угнетает сотрудников. Не допускайте к работе тех, у кого эта работа лучше всего получается. Если вам нужно привезти партию товара, а экспедитор на больничном – отправьте на это дело дизайнера, пусть отвлечется от творчества. Смена работы и возможность освоить новые горизонты – лучшая мотивация сотрудников. Все достижения и прорывы компании – это плод вашего гениального руководства. Сотрудники – это лишь подсобные рабочие, которые подносят вам патроны, а основной герой – это вы, руководитель. Поэтому лучшая мотивация сотрудников – вовремя выплаченная зарплата. Каждый сотрудник – это робот, который имеет только обязанности на вашей фирме. Поэтому не стоит себе заморачивать голову тем, как грамотней построить управление мотивацией сотрудников. Угроза быть уволенным за малейший промах – вот самая действенная мотивация. Правильная нематериальная мотивация сотрудников Процент от продаж – самая простая и действенная мотивация. Некоторые сотрудники хотят чувствовать ощутимую отдачу от своей работы. В этом случае чем интенсивней он будет работать, тем выше будет его заработок. Награждения. Давно известная нематериальная мотивация сотрудников в этом смысле – доска почета. Но этого мало, подумайте о дополнительных приятных бонусах, как отгулы, подарки и надбавки. Новые виды контроля. Найдите часть производства, которая требует дополнительного контроля или учета и возложите эту обязанность на сотрудника. Получив более ответственный участок работы, он почувствует свою значимость в компании, а это довольно действенная нематериальная мотивация сотрудников. Сплоченный коллектив. Не стремитесь контролировать и ограничивать сотрудников во время работы. Пусть у них будет возможность немного пообщаться на личные темы, организовывайте корпоративы, чтобы они узнали друг друга поближе. Это сплотит коллектив. И тогда сотрудник ради коллектива сможет отказаться от более выгодного предложения конкурентов. Создайте все условия карьерного роста. Когда человек не видит перспектив в своей работе, он теряет к ней всякий интерес. Обратите внимание на наши тренинговые программы: Статьи по теме:
Оценка мотивации персонала 2015-09-02 11:46 Евгений Неделин Оценка мотивации персоналаВ основе метода лежат анкеты. Анкета включает в себя список факторов мотивации и два вопроса по каждому: насколько фактор важен, и насколько человек удовлетворен им сейчас. Факторы могут быть самые разные.
В то время, когда я впервые прочитал об использовании таких анкет, я только начинал работать лидером команды, и мне был очень нужен некий формализованный подход к оценке мотивации — чтобы было проще разговаривать с людьми, как внутри команды, так и с начальством. И я решил попробовать эти анкеты.
Результат проявился очень быстро — где-то за неделю. Народ из моей команды оживился и воспрял духом. Я еще даже ничего сделать не успел по тем проблемам, которые мы сообща обнаружили, а атмосфера в команде уже изменилась — стало легко и весело. Это было очень круто — первая попытка и такой результат!
Моя модификация метода позволяет применять его не только при работе с отдельным человеком или небольшой командой, но также и на уровне больших групп людей — отделов или целых компаний.
Алгоритм прост:
1. С помощью сайта собрать анкеты всех людей, с мотивацией которых вы работаете.
2. Получить сводную таблицу, чтобы оценить самые проблемные моменты.
3. Собрать команду и обсудить проблемные факторы на основе анкет. (Этот шаг мне автоматизировать не удалось, да и не к чему это. Главная «фишка» метода — в сводной таблице. Когда у вас на руках пачка анкет (или гора анкет), бывает очень сложно понять, с чего начать. Можно начать обсуждение по порядку, но вариант, когда вы сразу видите «особо недовольные» факторы, позволяет начать сразу с них.
Очень важно проводить оценку мотивации периодически (сначала я делал это раз в две недели, затем, когда изменений стало меньше, реже). На сайте есть возможность отследить динамику изменений в ответах.
Часто такие изменения могут служить тревожным сигналом о том, что кто-то стал чем-то недоволен. А это причина пообщаться.
Вообще, такие анкеты — отличный повод начать разговор. Мне, например, без них было сложно обсуждать мотивацию с командой, потому что в голове удерживалось максимум три-пять тем. С анкетой же разговор получается более полным.
Так как, возможно, у вас нет под рукой книги Макса Ландсберга, я вкратце пройдусь по всему процессу опроса и обсуждения.
Информация о динамике изменений
Если вы проводите опрос уже не в первый раз, имеет смысл посмотреть на дополнительную информацию об изменении в ответах.
Если изменения в ответах по ключевым факторам значительны, например, Важный фактор «Результат выполненной работы» вдруг стал не важным, стоит задуматься. Вообще, это явный сигнал того, что назревает проблема, которую надо решать, даже если человек и не выказывает сильного недовольства.
ОбсуждениеЭто самая важная часть. Вы все собираетесь вместе за столом (или в итальянском ресторане за огромной дымящейся пиццей — мой любимый вариант! Ням!), один из вас берет на себя роль коуча (или ведущего) — он будет перечислять проблемные факторы, следить, чтобы обсуждение шло в рамках темы. Также кто-то должен конспектировать (или обзаведитесь диктофоном) комментарии людей. Пусть это будет не ведущий, иначе он запутается. Если обсуждение ведется один на один, придется успевать все делать самому.
Модель обсуждения GROW (о которой я также узнал из книги Макса Ландсберга) — отличная штука. Она позволяет, во-первых, четко держать разговор в теме, во-вторых, находить реальные пути решения, в-третьих, запомнив аббревиатуру, можно легко воспроизводить этот подход в любых условиях.
Делается это просто. Коуч берет очередной проблемный фактор, например, «заработную плату», и спрашивает тех людей, кто ею недоволен, какова их цель (Goal) относительно данного фактора. А они ему говорят: «Хотим, чтобы нам платили бонусы». Коуч их спрашивает (если, конечно, сам не знает ответа о текущем положении дел (Reality). На что они ему отвечают: «Сейчас нам не платят бонусы за успешно выполненный проект».
Если кто-либо обладает полномочиями, он может сразу предложить вариант решения. Если нет, команда начинает предлагать различные варианты (Options, не забывайте записывать!
Как только варианты предложены, можно переходить к последнему шагу — подведению итогов (Wrap-up). Нужно не только определиться в том, кто и что будет делать, но и установить временные рамки. В приведенном примере это может быть, например, «Обсудить вопрос о бонусах с начальником отдела и по результатам повторно встретиться через неделю в 14:30 в конференц-зале №2».
Очень важно устанавливать точные контрольные точки по времени, иначе весь процесс может пойти впустую.
Более подробно и гораздо интереснее этот и многие другие аспекты коучинга и работы с мотивацией описаны в книге Макса Ландсберга. Она небольшая и толковая. Очень рекомендую.
Оценка мотивации на уровне отдела или компанииОписанный подход хорошо работает, когда команда небольшая — моя эмпирическая оценка — шесть человек. Когда моя команда выросла до 11 человек, обсуждения стали очень неэффективными — многие скучали, пока обсуждаемые проблемы их не касались.
Однако, оценку с помощью сводной таблицы можно проводить и для больших групп людей. Она позволит увидеть общие проблемные места для всего отдела или компании — такое запросто может быть. Кроме того, с помощью периодических оценок можно отслеживать влияние изменений на уровне компании на мотивацию людей.
Только хочу вас предостеречь от попытки вычислять «среднюю мотивацию» — это такая же бессмысленная величина, как и средняя температура по больнице. В этом подходе важна индивидуальность.
center-yf.ru
Обратите внимание на наши тренинговые программы:
Статьи по теме:
Повышение мотивации персонала 2015-09-02 16:46 Евгений Неделин Повышение мотивации персоналаКак известно, успех деятельности любой компании зависит во многом от ее персонала: от квалификации, исполнительской дисциплины, точности и качества выполнения поставленных задач. А для того, чтобы побудить работников к достижению стоящих перед компанией целей, служит система мотивации персонала. Рассмотрим наиболее критичный с экономической точки зрения аспект этой системы — материальное стимулирование.
Каким требованиям должна удовлетворять система материального стимулирования (СМС) персонала, для того чтобы быть эффективной?
Прежде всего, СМС должна побуждать сотрудников Компании на достижение нужных Компании результатов (конкретных целей деятельности), то есть стимулировать эффективную работу каждого сотрудника.
СМС должна обеспечивать привлечение на работу в Компанию высококвалифицированных сотрудников, а также удерживать их от ухода из Компании.
Разумеется, что СМС должна быть эффективной с экономической точки зрения, то есть должно соблюдаться известное соотношение между затратами на реализацию материального стимулирования (по сути, расходы на персонал).
Это основные требования, которым должна удовлетворять СМС. Однако для того, чтобы СМС была легко внедряема, она должна быть проста для понимания и прозрачна как для сотрудников, так и для высшего руководства Компании. Чтобы СМС воспринималась и работодателем, и работниками как справедливая, необходимо особое внимание уделить показателям эффективности деятельности персонала.
Во-первых, показатели должны быть объективными, или, если это невозможно, субъективность показателей должна быть снижена до минимума. Субъективность показателей приведет лишь к недовольствам и возмущениям персонала, а этого допускать нежелательно.
Во-вторых, показатели должны иметь точное количественное либо качественное измерение. С количественными показателями все просто: есть алгоритм расчета, есть исходные данные, и вот оно — результирующее значение. С качественным несколько сложнее. Напрямую измерить, например, удовлетворенность клиентов или качество услуг затруднительно. Для оценки таких показателей вводят специальные шкалы, причем каждый из уровней шкалы должен быть заранее формализован. В некоторых случаях шкалы имеют лишь два значения («да»-«нет»), например, для показателя «Наличие фактов производственного травматизма».
В-третьих, показатели должны быть достаточно простыми и понятными, то есть иметь точный физический или экономический смысл, который будет адекватно воспринят персоналом. Соответственно, надо по возможности избегать сложных методик расчета тех или иных показателей, так как сделает расчеты более трудоемкими.
В-четвертых, и это самое важное, показатели должны отражать результаты деятельности подразделения, на которые сотрудники могут реально повлиять. В противном случае у персонала может появиться ощущение, что их вознаграждают либо лишают премии «ни за что». В любом варианте такая ситуация опасна для бизнеса.
Теперь стоит заострить внимание на целевых значениях показателей, используемых для системы материального стимулирования персонала. Какими они должны быть? Разумеется, речь сейчас идет лишь о принципах установления значений, а не о конкретных значениях определенных показателей.
С одной стороны, целевые значения должны быть достижимыми. Это только ослик бежит за морковкой, привязанной перед ним на веревочке. Ожидать подобной наивности от собственных сотрудников не приходится. Но, с другой стороны, целевые значения должны быть достаточно высокими, чтобы действительно стимулировать сотрудников достигать необходимых компании результатов. К сожалению, часто приходится видеть ситуации, когда премии выплачиваются «по умолчанию», поскольку планка показателей слишком низкая. О каком же стимулировании может идти речь в таких случаях?
Если говорить о СМС, сложившейся в электросетевых компаниях, то следует отметить, что в последнее время она претерпевает существенные изменения. Постепенно, в ходе реформирования отрасли, происходит переход от сложившейся с советских времен «уравнительной» системы оплаты труда к дифференцированной и действительно стимулирующей работников на достижение заданных результатов в труде.
В распределительных сетевых компаниях структура оплаты труда примерно одинакова для всех категорий персонала. Выплаты персоналу включают в себя:
При этом, в структуре фактических выплат персоналу преобладают оплата по окладу (тарифу) и регулярные премии, в сумме они составляют от 60 до 80% всех выплат.
Нельзя утверждать, что такая система материального стимулирования абсолютно неэффективна. Есть определенные положительные моменты. В частности, за счет соотношения между постоянными и переменными видами выплат (3/2) возможно, что называется, «наказать рублем» нерадивых сотрудников. Однако недостатков у такой системы больше.
В большинстве распределенных сетевых компаниях (РСК) используемые показатели премирования определены только для Компании в целом и не декомпозируются на конкретные структурные подразделения и должностных лиц. Таким образом, невозможно оценить вклад отдельного подразделения или сотрудника в результаты деятельности Компании в целом.
У отдельных показателей премирования подразделений и должностных лиц отсутствуют четкие критерии их оценки.
Существующая во многих РСК система показателей к премированию не стимулирует персонал к выполнению стратегических целей организации, а премия представляет собой, по сути, стабильную доплату (например, в в одном РСК в отчетности по выплатам персоналу оклад и текущая премия не разделены на разные виды выплат.
Что необходимо сделать, чтобы усовершенствовать систему материального стимулирования ?
Прежде всего следует существенно пересмотреть как структуру выплат персоналу, так и систему ключевых показателей.
Состав выплат персоналу лучше выстроить следующим образом:
Должностной оклад должен устанавливаться на основе ценности рабочего места для Компании. Очень важно, чтобы ценность рабочего места определялась объективно, то есть на основе ценности самой должности, а не конкретного сотрудника, занимающего ее.
Персональная надбавка, как правило, устанавливается для сотрудников, обладающих более высокой квалификацией ,чем требуется для выполнения возложенных на них обязанностей, либо имеющих увеличенную нагрузку.
Существенную роль в системе материального стимулирования играет регулярное премиальное вознаграждение, выплачиваемое за результаты деятельности. Причем премия выплачивается сотруднику за выполнение трех групп показателей:
Принципиальным моментом является то, что показатели, на основе которых рассчитывается премия, были объективными, и не зависели, например, от субъективного мнения руководства.
Приведем некоторые примеры показателей эффективности.
Казалось бы, бальная оценка действий сотрудника несет в себе субъективизм, однако это не так. Если критерии, на основе которых оцениваются действия сотрудника и присваиваются, жестко формализованы, то при оценке действий сотрудника сложно присвоить ему «неправильный» балл.
Какова последовательность действий при изменении системы материального стимулирования в Компании?
Изменение системы материального стимулирования — трудоемкий и длительный процесс, оказывающий серьезное воздействие на персонал. Не всегда изменения воспринимаются с энтузиазмом, но если система материального стимулирования разработана качественно и учитывает специфику конкретной Компании, то эффект от внедрения СМС будет положительным.
Обратите внимание на наши тренинговые программы:
Статьи по теме: Проблемы мотивации персонала 2015-09-02 17:49 Евгений Неделин Проблемы мотивации персоналаПроблема №1. Условия оплаты без срока давности
Каждый год приносит бизнесу новые вводные: меняется численность сотрудников, растет уровень конкуренции за клиента, увеличиваются затраты и т.п. Но установленные когда-то давно условия оплаты, назначенные проценты и коэффициенты остаются неизменными. Наступает момент, когда руководство оказывается в заложниках установленной несколько лет назад системы мотивации персонала. Такие изменения, как снижение процента от прибыли или от выручки, могут восприниматься персоналом, как обман со стороны компании и спровоцировать текучку. Хотя в то время, когда эти проценты устанавливались, компания находилась в других условиях и на другом уровне развития, и сегодня эти условия могут приводить к серьезным перекосам в оплате труда. Решение: оговаривать условия оплаты сроком на 1 год. Компания определяет период пересмотра системы мотивации и оставляет за собой право внести в нее изменения. Четкие договоренности в этом вопросе обеспечат компании необходимый уровень маневренности, а персоналу – готовность к изменениям. Проблема №2. Проще – не всегда лучше
Безусловно, одно из требований к системе мотивации – это ее простота. В этом смысле самый простой формат оплаты труда — оклад. Он дает сотруднику гарантированный уровень дохода. Но на этом преимущества заканчиваются. Оклад не учитывает изменение уровня рабочей нагрузки, не меняется в зависимости от качества выполнения работ или участия сотрудника в ответственных проектах. В отсутствии качественного менеджмента окладная система оплаты труда неизбежно приводит к снижению результатов и интереса сотрудников к своей работе. Попытка «повесить» на сотрудника дополнительную работу будет восприниматься «в штыки», или встретит пожелание увеличить оклад. Понижение в окладе – это заявка на конфликт и в дальнейшем увольнение сотрудника. На уровне экономики компании чисто окладная система оплаты (рис.1) резко отличается от премиальной. (рис.2.). В первом случае вес ФОТ в прибыли компании будет из года в год увеличиваться. Во втором – «следовать» за динамикой прибыли. В первом случае сотрудникам безразличен успех компании. Во втором случае – успех компании – это успех сотрудников. Проблема №3. Безусловная премия
Если начисленная премия выплачивается вне зависимости от того, выполняет ли сотрудник свои задачи и с каким уровнем качества, через 4-6 месяцев премия воспринимается сотрудником как гарантированная часть. Руководитель должен иметь возможность влиять на размер премии к выплате с учетом выполнения сотрудником требований компании. Очевидно, что выработанные критерии оценки работы сотрудника должны с одной стороны, соответствовать содержанию его работы, а с другой стороны – соответствовать целям компании. Если премия выплачивается «по умолчанию» — компания оплачивает объем работ, но не имеет рычагов влияния на качество, результаты, процесс взаимодействия между сотрудниками и т.п. Внедрению системы оценки текущей деятельности сопротивляются не только сотрудники, но и некоторые руководители. Для первых – это попытка избежать негативных санкций по результатам оценки, а для вторых – это попытка уклониться от управленческих функций: оценка, контроль, мотивация. Решение: управлять результатами через систему показателей. Выплачиваемая премия должна корректироваться на оценку работы сотрудника по выработанным показателям/критериям. На этапе внедрения системы показателей руководители действительно затрачивают больше времени на выработку критериев, разработку их плановых значений, регулярную постановку задач подчиненным, контроль и обратную связь по итогам оценки выполнения. По нашему опыту – этот период занимает от 2-х до 4-х месяцев. В дальнейшем происходит перестройка всего процесса управления, сбора и анализа данных, что не только оптимизирует время руководителей, но и упреждает появление «пожаров», связанных с упущенными решениями и накопленными просчетами. По итогам внедренных проектов мы видим, что система показателей не только повышает выполнение установленных планов, но и благоприятно сказывается на внутренних процессах в компании: сотрудники получают регулярную обратную связь от руководителей, улучшается взаимодействие между подразделениями, развивается культура исполнительности и пр. В заключение. В разработке и внедрении систем мотивации мы столкнулись с тем, что на эффективность конечного решения влияют такие факторы, как корпоративная культура, специфика бизнеса и уровень управленческой зрелости. В каждой компании складываются свои уникальные отношения, которые необходимо учитывать в выборе того или иного принципа оплаты труда. Каждый бизнес имеет свою специфику, которая задает некоторые особенности в оценке работы персонала, возможности планирования и т.п. Уровень внутренних систем, управленческого мастерства — все это может существенно повлиять на возможность применения тех или иных инструментов мотивации. Именно поэтому нет возможности создать «коробочный» продукт в области мотивации и торговать им как горячими пирожками. Каждый проект в чем-то уникален. Что еще нужно помнить о системе мотивации — она не создается раз и навсегда. Это инструмент руководителя, который должен настраиваться каждый раз, когда бизнес компании претерпевает изменения. Если система мотивации не развивается, не адаптируется к этим изменениям, она начинает откровенно фальшивить, вступая в резонанс с новой реальностью. Обратите внимание на наши тренинговые программы:
Статьи по теме:
Разработка системы мотивации персонала 2015-09-03 11:58 Евгений Неделин Разработка системы мотивации персоналаМотивация является одним из важнейших факторов, определяющих поведение людей в трудовом процессе. Ее учет в системе управления персоналом требует особого подхода к разработке соответствующих методов и технологий. Оценка персонала для разработки системы его мотивации Гостиница «Интурист» в Ростове-на-Дону — одна из крупнейших на юге России, принадлежащая к категории ***. Перед руководством стояла цель построения оптимальной мотивационной системы персонала гостиницы. Оценка определялась при использовании следующей формулы: где С — ценность (оценка) сотрудника; К — среднеарифметическая сумма баллов по отдельным категориям знаний — 10 параметров (параметры данного фактора приведены ниже); P — среднеарифметическая сумма баллов по отдельным категориям профессиональных качеств — 10 параметров (параметры приведены ниже); М — среднеарифметическая сумма баллов по отдельным категориям личностных качеств— 10 параметров (параметры приведены ниже); A — среднеарифметическая оценка коллег, которые оценивают сотрудника безотносительно к отдельным его способностям, а просто как человека, с которым они работают, — оценка 10 человек; В — оценка непосредственного руководителя по 5-балльной шкале. Из формулы видно, что оценка непосредственного руководителя имеет большой удельный вес, например, наравне, с оценкой 10 коллег сотрудника. Аттестационная комиссия определила следующие параметры факторов: 1. К «Знания»: 2. Р «Профессиональные качества»: 3. М «Личностные качества»: Каждый из параметров, относящихся кличностным и профессиональным качествам, а также к фактору «Знания», оценивался по 5-балльной шкале, где 5 — наивысшая оценка. Далее был определен среднеарифметический показатель по отдельным параметрам, расположенный винтервале от 1 до 5. Оценка коллег (10 человек) и определение ее среднеарифметического значения производились по указанной схеме, в то же время оценка непосредственного руководителя выступала как самостоятельная величина. Таким образом, имеется пять факторов, обозначенных в формуле как К (среднеарифметическая), Р (среднеарифметическая), М (среднеарифметическая), А (среднеарифметическая) и В, в сумме они определяют ценность сотрудника. Наивысшая оценка, которую мог получить сотрудник, составляла 25 баллов, а наименьшая — 5. Оценивались все сотрудники, причем были выделены следующие категории:
Оценка сотрудников 1-й категории производилась по всем 10 параметрам вышеперечисленных факторов (знания, личностные качества и профессиональные качества). Оценка сотрудников 2-й категории определялась по любым 8 из 10 параметров, причем параметры, по которым производилась оценка, выбирал сотрудник самостоятельно. Оценка сотрудников 3-й категории определялась по любым 5 из 10 параметров, при этом каждый самостоятельно выбирал наиболее предпочтительные. Оценка, полученная сотрудником в результате аттестации, была использована для определения эффективности применения определенной группы мотивов истимулов, которые применимы к данному сотруднику, а также для расчета заработной платы. Расчет заработной платы сотрудников гостиницы Каждый сотрудник получает то материальное вознаграждение, которое, во-первых, соответствует занимаемому им положению и штатному расписанию гостиницы, а во-вторых, его отдаче и способностям, определяемым согласно принятой системе оценки. Службой маркетинга совместно с отделом кадров гостиницы была выработана следующая формула для расчета заработной платы: гд Б — базовый оклад, как постоянная составляющая зарплаты сотрудника, размер которой устанавливается штатным расписанием гостиницы; П1— персональная надбавка, устанавливается каждому сотруднику его непосредственным руководителем (для управляющего гостиницей эта надбавка была установлена советом директоров гостиницы) в рамках утвержденного общего фонда подразделения на персональные надбавки сотрудникам подразделения; П2— денежное вознаграждение сотрудникам за точность и своевременность выполнения работы согласно должностной инструкции сотрудника за определенный период времени (премии по результатам работы за год, квартал, месяц, участие вприбыли и т.д.); К1— десятая доля балла, полученного в результате оценки сотрудника, то есть К1= С х 0,1. Величина данного коэффициента находится в интервале от 0,5 до 2,5; К2— относительный коэффициент, отражающий фактическую эффективность обслуживания клиентов. Определяется на основе отзывов клиентов гостиницы ифинансовых результатов, достигнутых конкретным сотрудником. Данный коэффициент устанавливается в интервале от 0,7 до 1,4 и определяется аттестационной комиссией или непосредственным начальником. В случае, если непосредственные результаты деятельности сотрудника измерить невозможно, данный коэффициент приравнивается к 1. Итогом применения новой технологии расчета заработной платы сотрудников стало повышение материальной заинтересованности в результатах собственного труда. Группировка сотрудников и формирование системы мотивации Процедура оценки персонала очень важна, поскольку является залогом успешной мотивации. Полученные оценки сотрудников послужили основой для выделения групп персонала, различающихся степенью мотивированности: А— хорошо мотивированные, способные сотрудники, получившие оценку от 25 до 20 баллов; В— мотивированные, но недостаточно способные сотрудники, получившие оценку от 19 до 15 баллов; С— плохо мотивированные и неспособные сотрудники, получившие оценку от 14 до 10 баллов; D— сотрудники, немотивированные ине способные к труду, получившие оценку от 9 до 5 баллов. Резюмируя вышесказанное, отметим, что основой системы мотивации, которая складывается в гостинице, является совокупность потребностей, способностей, профессиональных и личностных качеств каждого сотрудника. Обратите внимание на наши тренинговые программы: Статьи по теме:
|
В избранное | ||