Новичковость в бизнесе - не приговор! Как написать сногсшибательный пресс-релиз
Избавься от ложных представлений и мифов о копирайтинге
Хотите
ли Вы, чтобы счетчики посещаемости на Вашем сайте сходили с ума и зашкаливали
за все мыслимые прогнозы, а количество заказов, обрушившихся на Вас, не
под силу было обработать? Если да - пришло время Вам заняться одним из наиболее
эффективных маркетинговых средств - пресс-релизами.
Проблема многих маркетологов заключается
в том, что их пресс-релизы ограничиваются кратким и откровенно грубоватым
куском текста, практически ничего не выражающим - такое отношение имеет
место примерно в 95 % случаев, если не больше.
Естественно, подобный материал
не имеет никакого успеха и маркетологи приходят к выводу, что пресс-релиз
не способен им дать практически ничего. Тот же процент предпринимателей
позволяет себе утверждать, что INTERNET не способен ничем им помочь по той
же самой причине.
Вот что я Вам скажу: работает все: и пресс-релизы, и INTERNET.
А вот заставить их работать на Вас Вы можете лишь при том условии, что знаете
как работает то и другое, закономерности функционирования и правила использования.
Вот и все. Никаких секретов.
Итак, пресс-релиз всегда работает на Вас…
если Вы знаете как с ним работать. Как редактор своей собственной рассылки,
я получаю дюжины пресс-релизов еженедельно, но к несчастью их авторов практически
ни один не могу опубликовать по причине их никчемности. Стоит мне прочитать
две-три строки и рука сама тянется к клавише "Delete". А теперь
скажите мне, если я, получив дюжину пресс-релизов, удостаиваю каждый лишь
прочтением пары строк, не наивно ли будет полагать, что редакторы, получающие
их каждый день сотнями, прочтут все (и, конечно же, в первую очередь Ваш)?!
Если Вы хотите, чтобы внимания редактора
хватило на то, чтобы его беглый взгляд вернулся к Вашему пресс-релизу, последний
должен быть, во-первых, правильно написан, во-вторых, быть интересным и,
в-третьих, содержать наигорячейшие и наисенсационнейшие новости. Если же
пресс-релиз не отвечает хотя бы одному из этих требований, будьте уверены,
что через пару секунд после того как его заметят он полетит в корзину и
никогда оттуда не вернется.
Самая чудовищная ошибка тех авторов, с которыми
мне доводилось иметь дело, заключается в том, что они пишут не пресс-релиз,
а обычный рекламный купон для своего товара или услуги.
Подобный подход
к делу вообще в голове не укладывается. Они не прилагают даже малого усилия
для того, чтобы превратить пресс-релиз в подобие качественной интересной
информации, что собственно и нужно редактору. А они пишут самые неприкрытые
рекламные объявления и надеются, что кто-то из публицистов напечатает их
в своем издании в разделе "Новости", т.е., грубо говоря, на халяву.
Я не думаю, что кто-то из редакторов пойдет на это.
Прежде чем начинать писать пресс-релиз,
необходимо взглянуть на его будущий текст глазами издателя. Редакторам нужны
новости, т.е. новая, качественная и интересная информация, а не чья-то реклама.
Им не нужны товары или услуги. Иными словами, первостепенная задача автора
любого пресс-релиза состоит в том, чтобы перевернуть все с ног на голову
и написать не рекламный текст, а продолжение комментария каких-либо событий
или новостей, которые у данного редактора совсем недавно были опубликованы.
Это - самое главное.
Как только Вы начали писать пресс-релиз,
возьмите за правило - он должен быть кратким, умещаться максимум на одной
странице (еще лучше, если он будет короче) и ни в коем случае не содержать
подробного изложения какой-то истории или темы. Редакторы и журналисты СЛИШКОМ
заняты для того, чтобы читать все это, а у Вас должна быть единственная
цель при написании - вызвать их интерес к Вашему тексту и интерес публики.
Если им понадобиться более подробная информация, они ее у Вас запросят,
не нужно им ее навязывать.
В верхнем левом углу любого пресс-релиза
следует указать на срочность, например, написать "ТОЛЬКО ДЛЯ НЕМЕДЛЕННОЙ
ПУБЛИКАЦИИ!!!", во-первых, потому что любой пресс-релиз очень быстро
устаревает, во-вторых, для того, чтобы побудить редактора к его более быстрому
рассмотрению. Лучше всего привязывать элемент срочности к какой-нибудь примечательной
дате, до которой осталось, скажем, несколько дней. Например, если Вы отослали
свой пресс-релиз незадолго до Дня св. Валентина, напишите: "ПУБЛИКУЕТСЯ
ТОЛЬКО ДО ДНЯ СВ. ВАЛЕНТИНА!!!", или что-либо подобное в этом же роде.
В правом верхнем углу укажите всю необходимую
контактную информацию. Делать это нужно следующим образом: "Контактное
лицо - ф.и.о.", далее (все указывается отдельной строкой) наименование
компании, ее почтовый адрес, номер телефона, номер факса, адрес электронной
почты, адрес сайта. Никогда не оставляйте в качестве контактной информации
только свое имя и фамилию с адресом электронной почты или сайта, обязательно
указывайте корпоративные данные, т.к. абсолютное большинство редакторов
не будут иметь дела только с Вашей персоной. Всегда указывайте номер телефона,
т.к. в большинстве случаев при возникновении интереса к Вашему пресс-релизу
редактору понадобиться быстро с Вами связаться. И после отправки пресс-релиза
регулярно проверяйте электронную почту и сидите на телефоне, ибо если редактор
Вам позвонит, а Вы не сможете ответить, второго звонка не будет!
Избавься от ложных представлений и мифов о копирайтинге
После оформления двух указанных верхних
углов листа отступите вниз несколько строк и посередине напишите заголовок.
Как и в любых рекламных по сути материалах, заголовок способен вознести
или погубить Ваш пресс-релиз. Если заголовок не захватит сразу же внимания
журналиста среди сотни подобных и не удержит его хотя бы несколько секунд,
все Ваши усилия окажутся напрасными.
Заголовок - лицо пресс-релиза, запомните
это. Исследования показывают, что на подбор качественного заголовка уходит
80 - 95 % всего времени работы над пресс-релизом. И понятно почему. Если
заголовок производит впечатление сенсации и самой что ни на есть горячей
новости, Вы получите кучу заказов от читателей, если же нет, то Ваш пресс-релиз
попросту не напечатают. Третьего не дано.
И опять тот же самый разговор про заголовки
и те же самые ошибки… Если Ваша компания занимается хостингом, не пишите
Вы: "ОТКРЫТА НОВАЯ ХОСТИНГОВАЯ КОМПАНИЯ!!!" Ну кого Вы этим собрались
удивить?! Напишите хотя бы так: "ПОЛУЧИТЕ ГОТОВЫЙ БИЗНЕС-САЙТ С ХОСТИНГОМ
И ДИЗАЙНОМ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ЗА 24 ЧАСА!!!" Кстати имейте в виду, что содержание
заголовка должно совпадать с Вашими возможностями. В указанном примере Вы
можете получить сразу огромное число заказов и при плохой подготовке не
справиться с ними. Предусмотрите такую возможность и примите адекватные
меры.
Вспомните как Вы трудились над уникальностью
имиджа Вашей компании, Ваших товаров и услуг. То же самое касается и пресс-релиза:
необходимо сделать заголовок настолько уникальным, чтобы он превратился
в сенсационную новость. Только и всего.
Пол Хартуниан - один из признанных гениев
паблишенга утверждает, что существуют три способа достижения указанной цели.
А именно, необходимо предложить:
- решение неразрешимой и наболевшей проблемы;
- удовлетворение наиновейших и необъятных
прихотей;
- косить под дурачка.
Ну, поскольку "косить под дурачка"
вряд ли кому захочется, рекомендую остановиться на первых двух. Но независимо
оттого, какой из вариантов в данном конкретном случае Вы предпочтете, заголовок
должен буквально захватывать внимание редактора, а затем - в случае публикации
- читателя.
После заголовка, отступив несколько строк
вниз, размещайте непосредственно текст пресс-релиза. Текст должен состоять
из трех частей: краткого изложения сути вопроса, рекомендаций, полученных
от независимых источников (отзывы специалистов, результаты испытаний, сертификаты
качества и т.п.) и заключения.
Первая часть должна раскрывать смысл заголовка
и содержать в нескольких предложениях целостное повествование о сути дела.
Из данной части текста должно быть однозначно понятно без чтения дополнительного
материала "кто", "что", "зачем" и "где".
Вторая часть должна доступным языком кратко описывать основные выгоды предлагаемого.
В наиболее удачных пресс-релизах, которые мне доводилось видеть, данная
часть состояла из цитат, соответствующих ее назначению, с указанием их источников,
причем источники эти были общеизвестные и уважаемые. Третья часть должна
быть посвящена непосредственно совершению сделки и четко указывать, что
необходимо делать заинтересованным лицам для достижения результата. Поскольку
основная задача пресс-релиза - вызвать у публики интерес (а вовсе не совершение
продаж!), очевидно она должна содержать способы быстрой связи с Вами, если
Ваша информация заинтересовала читателя. Ни в коем случае не размещайте
здесь сведения о стоимости и способах приобретения товара, можно указать
лишь способ запросить подробную информацию.
И в самом низу листа в центре разместите
символы, указывающие на то, что текст пресс-релиза закончен (по общему правилу
- ###).
Если Ваш пресс-релиз написан надлежащим
образом, в соответствии с перечисленными требованиями, приготовьтесь к тому,
что к Вам начнут обращаться. Держите наготове презентационный пакет, тексты
ответов на возможные вопросы и подготовьтесь морально к дальнейшим событиям.
И обязательно подготовьте все это до того, как отошлете пресс-релиз, ибо
глупо, снискав внимание редакторов и публики, тут же надолго потерять его
из-за своей неготовности и основательно подпортить этим репутацию.
Избавься от ложных представлений и мифов о копирайтинге