Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ситуация в стране сложная.


Выпуск 11. Так как же решать сверхсложные задачи?

Любая задача сверхсложная, если у вас нет алгоритма ее решения!

Здравствуйте, Читатель! И в этом году, и в следующем, и в последующих – здравствуйте! Надеюсь в решении этой задачи – здравствовать! – поможет и моя рассылка. Здравствовать – означает «быть в здравии», то есть иметь здравый Дух, здравую Душу, здоровое Тело и здоровый Разум. Мы с вами не виделись уже два месяца.

За это время мне пришлось заниматься с потоком студентов-заочников. Это люди в большинстве своем страстно желающие научиться чему-то полезному. И мне пришлось срочно сделать алгоритм, помогающий им находить правильные решения в сложных ситуациях. Оказалось, что если десяток групп по 4-5 человек анализируют одну и ту же сложную ситуацию по алгоритму, то у них получаются весьма сходные результаты. Естественно, когда такого алгоритма нет - идут одни разговоры, споры, выступления большей частью не по делу. И результаты могут резко отличаться друг от друга.

Главным результатом стало то, что большая часть заочников сделали СВОЙ собственный кейс - проблемную ситуацию по своей работе - САМИ ее проанализировали и САМИ проверили на правильность найденное решение. Разумеется, они получили оценку "отлично" и экзамен не сдавали.

А теперь вернемся в прошлый выпуск к сверхсложной задаче освобождения народа от рабства. Напомню ситуацию из жизни китайского юноши Пин-Фу.


Ситуация в стране сложная. Враги захватили Китай. Враги угнетают народ... Надо что-то делать...

В начале герой использует очевидное и неправильное решение: враги заняли страну — надо уничтожать врагов. Найденный героем способ неэффективен — отряд смельчаков не может уничтожить всех врагов.

В отличие от многих других юноша быстро осознает неэффективность такого способа. Он ведь китаец, представитель очень мудрого народа, понимающего значение гармонии. Очевидный вывод: таким отрядом может быть только весь народ. Пин Фу ставит новую задачу: народ сам освобождает себя. Надо лишь согласовать его действия.

Вот это посильная задача, тем более, что возникает внешнее обстоятельство — массовая болезнь, — помогающее решению проблемы.

Но есть вопрос: как сделать, чтобы весь народ в один и тот же день, в один и тот же час поднялся на врага. «Ничего не мог придумать Пин Фу». А что могло помочь ему?

В поиске наилучшего решения ВСЕГДА помогает формулирование Идеального Конечного Результата: народ САМ освобождает себя от врагов. Только народ способен это сделать. И нельзя ставить его в позицию освобождаемого кем-либо другим. Это неэтично по отношению к народу.

Но ситуация обострилась - кроме врагов еще и болезнь напала на людей. Надо И лечить И освобождать народ. Кто-то уже давно опустил бы руки, но Пин Фу использовал прием "вред в пользу": плохо, что напала болезнь - хорошо, что напала болезнь, можно эти воспользоваться! Герой оказался готов к решению обеих задач.

Он использовал прием объединения. Давая порошок от болезни тела, он решал И проблему болезни духа народа.


Небольшая сказка, а в ней столько важных и поучительных моментов.

 

Вот ее краткий конспект: герой, действуя методом проб и ошибок, обучается в процессе борьбы и достигает своей Достойной Цели, освобождает свой народ. В начале Герой говорит своему учителю: «Господин мой! Кто любит свой народ, тот должен уметь делать две вещи: убивать врагов своего народа и вылечивать друзей его». Но оказывается, что для решения проблемы народа надо уметь решать совсем другие задачи: - прежде всего, надо находить эффективные решения и использовать ресурсы, в том числе и «вредные обстоятельства»; - надо видеть свой народ могучим, могущим действовать и освобождать себя; - надо уметь согласовывать народ, его действия, приводить народ к единству; -надо самому быть готовым к верным действиям и готовить команду единомышленников.

Сила сказки в том, что в короткой - в очень короткой! - истории показан путь героя к достижению Достойной Цели через решение последовательности взаимосвязанных задач по изменению самого героя, его ближайшего окружения, его народа. Показано его развитие, переход от разбойника, убивающего людей, - к управителю, помогающему народу самому освободить себя от захватчиков!

Такая сказка, такое средство может быть названо «эффективным»: затраты (размер текста) малы, а результат — нарисованная картина, разворачивающаяся перед читателем, весьма значительна. И не просто картинка, а жизненный путь героя.

Попробуйте найти подобную сказку у других народов - не найдете!

В прошлом выпуске я задавал трудные вопросы. Снова их задам, попробуйте на них ответить уже после анализа сказки.

1. Какую проблему решал юноша Пин Фу? Как ее можно сформулировать?

2. Какую цель поставил Пин Фу? Какое средство достижения цели он выбрал?

3. Какая новая проблема встала перед Пин Фу? Как можно ее сформулировать?

4. Как можно определить новую цель юноши?

5. Что помогло ему найти новое средство решения главной проблемы?

Всего победного!

 Пишите!


В избранное