Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Новости о бизнесе и для бизнеса


Новости о бизнесе и для бизнеса
Акцент

Китай - выгодный партнер

Россия и Китай договорились повышать долю высокотехнологичной продукции в структуре как производства, так и экспорта. Для этого учреждена российско-китайская палата по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией.

В Москве состоялся II Российско-китайский экономический форум. Стиль диалога напоминал былые времена: быстрее (увеличивать объем товарооборота), выше (роль технологий в структуре экспорта-импорта), сильнее (станут от этого обе страны).

Структура экономики России и Китая абсолютно разная. Зато торговля между двумя странами мощно растет. Если в 2005 году товарооборот России и Китая был менее 30 млрд долларов, то к концу 2007 года, как ожидается, приблизится к 40-50 млрд долларов. Задача - довести его к 2010 году до 60-80 млрд долларов год.

И в России, и в Китае ростом товарооборота довольны. В 2007 году китайский импорт впервые превысил российский экспорт, сделав торговое сальдо для России отрицательным. Это тем более печально, потому что Россия поставляет в Китай сырье, а Китай в Россию - все больше машин и оборудования. К тому же планы по транспортировке российских нефти и газа в Китай пока остаются только планами. Однако освободившуюся в экспорте нишу российская высокотехнологичная продукция пока не заняла. За неимением продукции.

Тем не менее на форуме в Москве Россия и Китай договорились повышать долю высокотехнологичной продукции в структуре как производства, так и экспорта. Для чего учредили российско-китайскую палату по содействию торговле машинно-технической и инновационной продукцией. По данным главы китайского правительства Вэнь Цзябао, доля этой продукции во взаимном товарообороте вышла на 26 процентов против 17 процентов в 2006 году. Однако это в основном заслуга Китая. По данным таможенников, доля российской машинно-технической продукции в экспорте в Китай в 2006 году составляла всего 1,2 процента. В то время как импорт из Китая машин и оборудования в первом полугодии 2007 года превысил 50 процентов всего импорта.

Быстрее всего растет импорт в Россию китайских автомобилей. За 6 месяцев китайцы ввезли почти 40 тысяч авто на общую сумму 450 млн долларов. К концу года автоимпорт из Китая превысит 1 млрд долларов.

В 2006 году объем торговли продукцией машиностроения и электронной промышленности Китая и России составил 5,85 млрд долларов. При этом на экспорт из России приходится всего 247 млн долларов. Остальное - наш импорт из Китая. Соотношение - 1 к 20.

Tomchin.ru, "Газета"

Григорий Томчин, президент Всероссийской ассоциации приватизируемых и частных предприятий, член Общественной палаты РФ
В России возникают два типа настроений: это боязнь Китая, и это любовь к Китаю. В первом случае мы имеем выраженное стремление стать "форпостом" в будущем конфликте - мол, мы же тут, совсем рядом, нас это в первую очередь касается. Во втором случае - слабо замаскированная надежда использовать соседа в своих играх, а также воспользоваться его примером: темпы развития экономики, их образцовая государственность, даже их борьба с коррупцией (во-первых, она тоже имеется, во-вторых, такая же масштабная, в-третьих, кое-кому просто импонируют методы - расстрел, и на 100 тысяч коррупционеров меньше…).
Мне кажется, что и то, и другое - результат глубокого непонимания: что такое Китай, как он себя позиционирует в мире, чего от этого мира хочет и какие ставит цели. Разобраться в устремлениях своего соседа сегодня для России жизненно необходимо. Только объективно оценивая Китай, можно прогнозировать развитие отношений в мире, можно найти свою роль в этой интриге и занять свою ролевую нишу.
Темпы развития экономики Китая - красная тряпка в глазах наших экономистов. Что ты не делай, а показатели Поднебесной остаются недостижимым…
Экономическое чудо Китая базируется на трех китах, точнее говоря на отсутствии трех китов, которые лежат в основе любой развитой, социально-сбалансированной экономической системы. В Китае нет пенсионного обеспечения, нет всеобщего государственного медицинского обслуживания, нет обязательного среднего образования.
Почему Россия не Китай?
Владимир Портяков, замдиректора Института Дальнего Востока РАН, руководитель Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений
Сегодня очевидна узость номенклатуры экспортируемых Россией в Китай товаров, где до 60 процентов занимают нефтепродукты, а доля машин и оборудования снизилась в прошлом году до 1 процента. Поэтому сегодня мы можем продать немногое, но усиленно работаем над диверсификацией экспорта за счет увеличения поставок продукции глубокой переработки, и прежде всего машинотехнических изделий. Заделы для этого имеются: договоренность о строительстве второй очереди Тяньваньской АЭС, обязательства по поставкам военно-транспортных самолетов и так далее. Кроме того, мы обладаем многими лицензиями и технологиями. Поэтому важно, чтобы они не попадали в Китай задешево, а была налажена защита интеллектуальной собственности. В результате, думаю, дисбаланс в нашем экспорте будет сокращаться параллельно с тем, как будут восстанавливаться наука и машиностроение в России.
"Газета", 7 ноября 2007 года
Дмитрий Сорокин, первый заместитель директора Института экономики РАН
На сегодняшний день Китай становится машиностроительной державой. Российские же проекты в сотрудничестве с Китаем в основном ориентированы не на кооперацию в высокотехнологичных отраслях экономики, а на поставки сырья и энергоносителей. КНР, выстраивая стратегию экономического развития, отводит в ней России место энергетического и сырьевого придатка. Мы не используем даже потенциал Особых экономических зон (ОЭЗ). Например, российско-китайская ОЭЗ, расположенная недалеко от Хабаровска, строится не как технико-внедренческая, а как игорная.
"Независимая газета", 7 ноября 2007 года

Ежемесячный дайджест информационно-аналитического портала Tomchin.ru
Служба поддержки - support@tomchin.ru

В избранное