Холдинг "Ромир" составил рейтинг деловой репутации крупнейших российских банков, основываясь на знании брендов потребителями и отношение к ним, а также на качестве информационного поля. Лидерами оказались Сбербанк России, ВТБ и Альфа-банк.
Сбербанк России, банк ВТБ и Альфа-банк возглавляют рейтинг деловой репутации крупнейших российских банков, составленный исследовательским холдингом "Ромир".
Исследование проводилось по международной методике Global Reputation Index (GRI), которая учитывает совокупность различных факторов, в том числе знание отдельных брендов потребителями и отношение к ним, а также качество информационного поля (объем и тональность упоминаний о компании в СМИ).
Индекс Сбербанка РФ составил 71 пункт по 100-балльной шкале. Кроме него, фаворитами итогового рейтинга стали ВТБ (в исследовании он фигурирует под именем "Внешторгбанк", хотя этот
бренд ушел в прошлое) и Альфа-банк, набравшие 62 и 58 пунктов соответственно и занявшие второе и третье места.
"Ромир" отмечает, что победителями рейтинга были признаны компании, занявшие лидирующие позиции по совокупности ключевых показателей GRI - "Индекса заметности" и "Индекса доверия" - основных параметров, характеризующих имидж и конкурентную позицию компаний на рынке.
В частности, наиболее высокий индекс заметности
отличает банки, вошедшие в топ-3 рейтинга. По данным компании "Медиалогия", которые в том числе использовал "Ромир", в общем объеме сообщений СМИ, посвященных наиболее известным среди населения банковским брендам России, материалы с упоминанием Сбербанка, Внешторгбанка и Альфа-банка занимают свыше 70%. Из них более 41% содержат упоминания Сбербанка, 21% касаются деятельности ВТБ, еще 9% апеллируют к Альфа-банку.
"Высокие показатели присутствия этих брендов
в СМИ во многом объясняются тем, что в условиях кризиса ключевые представители банковского сектора наращивали количество информации о себе, а также с целью удержания прежних и привлечения новых клиентов увеличивали объем рекламы, производимой в рамках маркетинговых программ", - полагают авторы исследования.
При этом Альфа-банк - крупнейший частный банк России - наряду с Райффайзенбанком стал лидером "Индекса доверия" - второго ключевого показателя при расчете рейтинга
деловой репутации, формируемого исходя из отношения населения к компании и тональности упоминаний бренда в СМИ. Несмотря на то, что в гонке потребительских предпочтений Альфа-банк занял лишь четвертое место (свое отношение к Альфа-банку охарактеризовали как "положительное" только 67% опрошенных против 85% у Сбербанка, 78% у ВТБ и 69% у Росбанка), он обошел своих конкурентов по количеству позитивных сообщений в СМИ.
Вследствие этого Сбербанк и ВТБ поступились несколькими
баллами в итоговом рейтинге деловой репутации банков. Для Росбанка недостаточно высокий индекс доверия стал причиной корректировки его положения. В общем рейтинге деловой репутации он опустился на одну строчку вниз, уступив третью позицию Альфа-банку. Вместе с тем, высокая степень доверия населения и высокий уровень медиа-упоминаемости в отношении Райффайзенбанка предопределила его попадание в топ-5 банков, обладающих лучшей деловой репутацией.
Отметим, что взаимосвязь между величиной банка и его деловой репутации (по версии "Ромира") просматривается не всегда. Конечно, Сбербанк и ВТБ занимают первое и второе места по размеру активов в рэнкинге "Интерфакс-100", составленном "Интерфакс-ЦЭА" по итогам 2009 года, и здесь места по размеру и по репутации совпадают. Однако, например, Банк Москвы по размеру активов (5-е место в рэнкинге по активам) существенно опережает Альф-банк (7-е место).
А банк "Юникредит", в рейтинге репутации находящийся во второй десятке, по размеру активов (8-е место) больше, чем Райффайзенбанк (9-е место), Промсвязьбанк (10-е место), Росбанк (11-е), Уралсиб (13-е место), не говоря уже о банках "Русский Стандарт" (29-е место по активам) и "Хоум Кредит" (36-е место).
При этом, например, Газпромбанк, занимающий в стране 3-е место по активам, в рейтинг репутации не вошел. То же самое касается и МДМ банка, находящегося
по активам на 12-м месте.
Исследование "Ромира" проводилось среди наиболее известных россиянам банковских брендов, которые выявлены по результатам очередной волны исследования осведомленности потребителей о банковских брендах, проведенной исследовательским холдингом "Ромир" в феврале 2010 г. В опросе приняли участие 3 тыс. 563 респондента из семи федеральных округов РФ. Выборка репрезентирует население России в возрасте от 21 до 55 лет, принимающее основные
решения по финансовым вопросам.
Анализ медиаполя, проведенный компанией "Медиалогия", проводился за период ноябрь 2009 г. - январь 2010 г. на основе информационных сообщений 4 тыс. 178 наиболее влиятельных СМИ РФ.