Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Южный Кавказ в гендерном измерении Женщина и образование в Азербайджане


Информационный Канал Subscribe.Ru

Женщина и образование в Азербайджане

 

Система образования в Азербайджане регулируется Конституцией, законом об образовании, программой реформ в области образования и другими нормативно-правовыми актами.

В статье 42 Конституции Азербайджанской Республики предусматривается право каждого гражданина на получение образования.

Статья 3 Закона об образовании Азербайджанской Республики предусматривает право получения образования всеми гражданами независимо от пола.

Основу образования составляют средние общеобразовательные школы. Среднее образование в Азербайджане – 11-летнее, бесплатное, обязательное.

Качественное образование является одним из важных факторов, делающих возможным защитить население от уязвимости к бедности. Это частично объясняется тем, что на рынке труда, имеющие образование оказываются более конкурентоспособными.

В Азербайджане традиционно существует высокий уровень образованности. По данным Государственного Комитета по Статистике в 1999 г – уровень грамотности населения от 15 лет и выше у женщин составляет 98%, у мужчин -100%.

Уделяется особое внимание преподаванию вопросов, касающихся равенства прав мужчин и женщин, недопущения дискриминации в подготовке учебных пособий и учебников на всех уровнях системы образования. С 2003 года в средних общеобразовательных школах введён факультативный курс под названием «Человеческое развитие», составной частью которого является «Гендерный фактор в развитии человека». Также в некоторых ВУЗах были введены образовательные программы  по гендеру. Например, в Бакинском Государственном Университете была создана кафедра по гендерным вопросам, в Западном Университете действует Центр Гендерных Исследований, и т.д.

Педагогическая деятельность всегда была одной из традиционных профессий женщин. В средних общеобразовательных школах работает 69% женщин, в средне специальных  школах- 60%, в ВУЗах-42%.  Несмотря на все это, на уровне принятия решений в области образования большинство составляют мужчины.

В научно-исследовательских учреждениях страны наравне с мужчинами женщины занимаются активной творческой деятельностью. Если между мужчинами и женщинами, работающими в области науки, и существует численная разница, это разница невелика. В целом, среди тех, кто работает в области науки, женщины составляют 43%, и это близко к показателям многих развитых стран. Количество женщин, занимающихся техническими и сельскохозяйственными науками, сравнительно мало. Среди занимающихся в сфере гуманитарных наук количество мужчин немного превосходит количество женщин. И только в области медицинских наук женщины составляют большинство. Следует отметить, что вышеуказанное деление по гендеру относится к общему числу работающих в научных заведениях. Анализируя гендерное соотношение среди имеющих научную степень, становится ясно, что наблюдаемая разница более высока. Таким образом, среди кандидатов и докторов наук мужчины составляют большинство.                  

  Несмотря на неплохие, в общем, показатели в области образования, имеются неразрешенные вопросы, связанные с качеством образования, и ряд существенных проблем, которые в течение длительного времени будут отрицательно сказываться на образовании. Проблемы в секторе образования могут быть обобщены нижеследующим образом:

·        на всех уровнях образования, особенно на начальном и среднем уровне образования ухудшилось качество обучения. Одной из факторов, способствовавших этому, явилось то, что в результате армянской агрессии и оккупации 8 районов Азербайджана было разрушено 616 школ и более 20 тыс. педагогов, в том числе и женщин, осталось без работы;

·        во всех учреждениях образования не хватает учебных материалов и принадлежностей для осуществления деятельности на уровне высоких стандартов;

·        наблюдается снижение уровня посещаемости девочками школ в связи с социально-экономическими условиями;

·        за последние 10 лет уменьшилось количество школ профессионального образования, в том числе, и их учеников;

·        между образованием и рынком труда имеется несоответствие, а это требует внесения ощутимых изменений в учебные программы для координации их с новыми требованиями рыночной экономики (в среднем, профессиональном и высшем образовании);

·        следует обратить особое внимание на создание новых возможностей для развития гендерного образования и гендерных исследований, а также на повышение гендерной осведомленности, качество обучения и гендерной квалификации.


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.news.newssc
Отписаться

В избранное