Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Южный Кавказ в гендерном измерении К вопросу о становлении гендерных исследований в Азербайджан


Информационный Канал Subscribe.Ru

Азербайджанский Информационный Гендерный Центр  участвует в   проекте Колумбийского университета  «Нации на постсоветском пространстве». Ниже представляется статья директора АГИЦа для первого  выпуска журнала. «Нации на постсоветском пространстве». 

Касумова Е.В. К вопросу о становлении гендерных исследований в Азербайджане.

Проблема становления гражданского общества и развития правового государства в постсоветских республиках стала одной из центральных проблем  в практическом плане для всего общества и в теоретическом – для социальных и гуманитарных исследований. Отсутствие собственного исторического опыта в этой области настоятельно требует широкого обращения к опыту западных демократий, которые прошли этот путь. Освоение данного опыта одновременно требует принятия и западных политических ценностей, на которых основывались и продолжают развиваться эти демократии. Современные социокультурные исследования показали, что политические ценности в известном смысле слова могут объясняться определенными моделями общей системы культурных ценностей, которые и определяют модели политического, экономического и социального поведения людей в зависимости от царящих в этот период в обществе духовных ценностей. Следовательно, обращение к западным политическим концепциям будет оказывать существенное влияние на состояние культурных моделей, складывающихся в Азербайджане. Сегодня это влияние уже проявляет себя в различных областях, приводя не всегда к позитивным и осмысленным  трансформациям традиционных для азербайджанского народа ценностей. Развивающиеся в стране женские и гендерные исследования являются хорошим примером подобного влияния, когда многие теоретические и практические разработки этого направления на Западе некритично переносятся на нашу почву. Поэтому ощущается необходимость соотнести эти два направления исследований, развивающиеся в разных социокультурных, этно-конфессиональных, социально-политических и экономических средах. Этого особенно настоятельно требует складывающаяся ситуация ускорения процессов глобализации, которые все решительнее приводят к унификации различных культурных традиций. Азербайджанская социально-философская и гуманитарная мысль должна проанализировать эти противоречивые процессы и выработать систему трансформации национальной культурной традиции так, чтобы она, не утеряв своих жизненно важных составляющих параметров, могла бы вписаться в мировой общечеловеческий процесс социокультурного развития.

     Социальные и гуманитарные науки только начинают осваивать значение различия между полом и гендером как в своих теоретических, так и в практических исследованиях. Проблемы социальных ролей и стандарты поведения мужчин и женщин, проблемы формирования гендерной идентичности в культурах различных типов, социокультурная репрезентация гендерных различий только начинают проникать в социо-гуманитарные исследования, но даже на этом этапе выявились весьма интересные закономерности, которые значительно изменили подходы к  исследованиям этих направлений.

     Не секрет, что гендерные и феминистические исследования в Азербайджане только начинают привлекать к себе интерес научной общественности. Достаточно сказать, что, несмотря на относительно большое число публикаций в этой области до сих пор в Азербайджане не защищена ни одна диссертация, посвященная анализу гендерных или же феминистических исследований. Между тем в республике сложилось несколько центров исследования данной проблематики, среди которых можно выделить отдел «Современные направления философии и гендерные исследования» Института философии, политико-правовых исследований НАН Азербайджана, сотрудники которого, в первую очередь З. Кули-заде, Р. Мирзазаде, Л. Мовсумова, А. Абасов и др. плодотворно исследуют философские и теоретические вопросы гендера. Отметим также научные и педагогические разработки гендера, которые ведутся в БГУ и Западном университете, деятельность отдельных неправительственных организаций.

   Нередко научные работы в данной области, по традиции продолжают появляться в русле привычных женских исследований, основы которых были заложены еще в советское время. По канонам данного направления женская проблема рассматривается в отрыве от гендерных представлений, вносящих существенные коррективы в данную проблематику за счет выявления социокультурных различий, норм и ожиданий, предъявляемых к женщинам и мужчинам. Данное обстоятельство усугубляется тем, что основные понятия и методы гендерных исследований занесены в азербайджанскую социо-гуманитарную среду из западных или же российских источников, опора которых на либерально-демократические и христианские культурные традиции не всегда оправданы в случае Азербайджана. Можно отметить целый ряд работ, в которых отличия двух рассматриваемых систем ценностей подталкивают исследователей  к выводу о том, что нам необходимо развивать собственные гендерные исследования, которые должны учитывать исторические, психологически-ментальные, этно-конфессиональные особенности азербайджанского народа, традиции и нормы исторического отношения общества к мужчине и женщине.

     В этой связи отмечается, что феминизм вообще не имел своей истории в Азербайджане и потому не является актуальным для отечественных гендерных исследовании. Не отрицая полностью состоятельность этих взглядов, хочется отметить, что такое положение дел носит временный характер. В этой связи достаточно вспомнить примеры из нашего недавнего прошлого, когда в результате установления в Азербайджане большевистского режима начали осуществляться сами радикальные изменения в социальной и духовной жизни общества, отразившиеся на судьбе азербайджанской женщины. В советский период феминизм рассматривался как явление, характерное только для буржуазного общества, а потому его развитие в СССР было запрещено. Вместо него признавался так называемый женский вопрос, который, как утверждали идеологи коммунизма, нашел свое полное разрешение в СССР. В качестве примера приводилась система социальной защиты женщин и равные права с мужчинами, обеспечивающие доступ женщинам  к образованию, профессиональной деятельности и участию во власти.

      Еще более ранние исторические примеры показывают, как стремительно в результате российского колониализма и развития производства стал меняться социокультурный облик Азербайджана. Разрушение норм, традиций  и ценностей восточного мусульманского общества происходило столь стремительно, что уже к концу первой половины Х1Х века в Азербайджане сложились основы национального просветительства, сначала обратившегося к вопросу закабаления женщины, а затем решительно потребовавшего предоставления ей равных с мужчинами прав. Эта тема оставалась одной из центральных в общественно-политической мысли Азербайджана, поэтому не случайно, что, осуществляя подготовку выборов в Учредительное Собрание, руководители АДР предоставили азербайджанским женщинам равное с мужчинами право голосования и участия во власти.

     Приводя все эти примеры, мы хотим подчеркнуть, что стремительные социальные и культурные  изменения, происходящие в обществе, часто игнорируются исследователями, особенно в самом своем начале, когда закладываются основы этой трансформации. Это способствует тому, что философский анализ страдает академичностью и мало связан с реальными событиями, готовящими исторические преобразования. И если раньше это объяснялось установками и идеологией советского строя, то теперь нет таких внешних преград, зато остаются внутренние преграды, связанные с инерцией мышления и воображения исследователей. Следует решительно пересмотреть такие установки, так как социальные, политические, экономические и духовные процессы в переходном азербайджанском обществе складываются в тенденцию трансформации патриархальных ценностей в новые западные ценности демократии и утверждения прав и свобод человека. На этом пути Азербайджан твердо определил свой курс, заявив о постепенном, но неуклонном продвижении государства в политическое пространство объединяющейся Европы. Но если даже на минуту отвлечься от этого стремления Азербайджана, достаточно принять во внимание современные процессы глобализации, охватившие весь мир, чтобы понять – человечество и все государства неуклонно продвигаются к новым общечеловеческим стандартам жизни, основания которых заложены в западных демократиях. Для Азербайджана это, в отличие от соседей по региону Южного Кавказа, еще более актуально, так как геополитическое положение страны и нефтяная стратегия ускорили глобализационные процессы в республике, превратили ее в партнера международного сообщества по многим экономическим проектам переустройства мира, установления нового политического и экономического порядка.

     Если принять во внимание данные реалии, то необходимо отметить, что и ценности западных стран  по вопросам  феминизма и гендера очень скоро начнут конкурировать со сложившимися в азербайджанском обществе ценностями. Исследователи не могут закрывать глаза на эти обстоятельства, напротив, необходимо срочно вырабатывать стратегию трансформации и вхождения национальной культуры в мировой процесс становления общечеловеческой культуры. На этом пути следует, во-первых, реконструировать в общих чертах историю развития азербайджанской культуры, во-вторых, исследовать исторические моменты ее взаимодействия с другими культурами, в-третьих, выявить основные результаты этого взаимодействия, в-четвертых, определить ценности переходного периода, в-пятых, наметить конкретное направление движения и фундаментальные ценности, необходимые для успешного преодоления этого пути. Лишь проделав весь этот путь, можно сделать первые обобщающие выводы. На первый взгляд, такая стратегическая программа не может заниматься тактическими вопросами женского движения и гендера и феминизма в Азербайджане, но если обратить внимание на то положение, которое занимают женщины постсоветского Азербайджана в обществе, на те заметные изменения, практически приведшие к изменению их социокультурной роли, то становится понятным, что эти вопросы всегда будут находится в центре как самой социальной жизни республики, так и в центре исследовательских интересов гуманитариев страны.

     Это обусловлено и тем, что любое общество всегда будет заниматься проблемами права, экономических отношений, здравоохранения, семейных взаимоотношений, образования и воспитания, развития культуры. Причем эти проблемы будут развиваться в русле гендерных отношений, требующих равноправия между полами, поэтому это проблемы не только  женщин, но и всего общества. Не случайно, в последние время наряду с изучением положения женщин появляются работы, направленные на исследование мужских проблем, различных социальных и возрастных групп общества. Переходный период со своими социально-экономическими проблемами требуют изучения таких необычных в прошлом тем, как безработица, нищета, сокращение продолжительности жизни, ухудшение здоровья населения, рост преступности и т. д.

     Кроме того, каждая страна в силу сложившихся обстоятельств имеет свои специфические гендерные проблемы – для Азербайджана это проблема нарушения демографического баланса между мужчинами и женщинами, вызванного войной и экономической миграцией. Уже из одной этой проблемы вырастают десятки новых проблем, решение которых невозможно без привлечения методологии гендерных исследований.

Как видно, гендерные исследования носят системный характер и выступают практически против всего контекста современного мировоззрения. Указывая на ошибки старого типа познания, они предлагают новые подходы по широкому кругу современных проблем.

     Гендерные исследования показали, что мужские и женские роли всегда конструировались и определялись социокультурными нормами общества. Причем эти нормы традиционно отдавали предпочтение мужчинам перед женщинами. Поэтому сегодня встала необходимость изменить систему распределения ресурсов и доходов, прав и обязанностей для утверждения социальной справедливости, достижения гендерного равноправия и баланса. С учетом того, что гендерные отношения пронизывают всю культуру, общественное устройство, государственные институты, методы принятия решений и стиль мышления, такая задача  достаточно сложна, а ее достижение и реализация займет длительный период времени. Важно, однако, что гендерные исследования объединяют в себе анализ  женских и мужских проблем, что снимает с них односторонность и субъективность феминизма. Поэтому процесс развития гендерных отношений должен рассматриваться составной частью современного мирового демократического процесса, преодолевающего все формы неравенства и нарушения прав человека.     И, наконец, нельзя не отметить плюрализм гендерных исследований, их синтетический характер и подход к решению современных проблем общества, что превращает это направление в действенный инструмент познания социальных и гуманитарных наук.

Азербайджан широко раскрыл двери навстречу демократическим и либеральным изменениям, но вместе с ними в страну проникают и новые социокультурные и политико-экономические модели, которые не всегда находят свое практическое и теоретическое осмысление. Что можно и что нужно взять на вооружение, от чего следует отказаться, чтобы сохранить ядро национальной самоидентификации азербайджанского народа? Эти вопросы не найдут своего ответа до тех пор, пока в самой жизни, в практике исследований не будут объектом постоянного внимания и осмысления.

Приходится говорить о стратегическом планировании в республике гендерной политики, которая возможна лишь в том случае, если она станет предметом исследования ученых самого различного профиля, в том числе и философов, способных придать ей методологически верное направление. Современная отечественная социальная философия должна практически обслуживать азербайджанское общество, предсказывая уже сегодня грядущие проблемы и намечая пути их решения. Опыт мирового женского движения, гендерных и феминистических теорий на Западе должны стать объектом исследования азербайджанских гуманитариев, так как именно с этими теориями будут непосредственно связаны темпы и направление развития независимого Азербайджана.

  Женское движение, практика современных гендерных исследований, как мы показали ранее, напрямую связаны с современной трансформацией мира, они уже оказывают свое влияние на такие страны как Азербайджан. Поэтому опыт женского движения, феминистические исследования, гендерные подходы должны войти в повседневную проблематику азербайджанской социо-гуманитарной мысли. Это верно и потому, что сами по себе эти вопросы относятся к числу так называемых «вечных проблем», которые изменяются, развиваются, но никогда не достигают конечной точки, как и само человеческое общество.

 


http://subscribe.ru/
http://subscribe.ru/feedback/
Подписан адрес:
Код этой рассылки: economics.news.newssc
Отписаться

В избранное