На прошлой неделе в российско-иранских отношениях произошли два события, которые, на первый взгляд, плохо сочетаются друг с другом. Двенадцатого июля в ходе встречи с российскими дипломатами президент Дмитрий Медведев говорил об иранской угрозе. "Иран, - сказал он, - близок к обладанию потенциала, который в принципе может быть использован для создания атомного оружия". И поскольку Иран "ведет себя не лучшим образом", то и с ним надо проявлять осторожность, продолжая переговоры. Эти слова стали продолжением жесткого
(по российским меркам) курса, который Москва избрала чуть более месяца назад, проголосовав в Совбезе ООН за резолюцию, ужесточающую санкции в отношении Ирана.
Но всего через два дня после выступления Дмитрия Медведева министр энергетики РФ Сергей Шматко и министр нефти Ирана Сайед Масуд Мирказеми подписали в Москве совместное заявление о расширении сотрудничества двух стран в сфере энергетики. Этим документом утверждена "дорожная карта" реализации совместных перспективных проектов в области добычи и переработки нефти и газа. Предусмотрена разработка плана сотрудничества и в других сферах: генерации электричества, ядерной энергетики и возобновляемых источников энергии.
Россия и Иран вознамерились также создать совместный банк для финансирования проектов в нефтегазовой сфере и разработать механизмы использования в этих целях национальных валют. Кроме того, Россия и Иран изучат возможности реализации на своих нефтяных биржах части сырой нефти, добытой как в одной, так и в другой стране.
Из заявлений министров, сделанных ими в ходе совместной пресс-конференции, следовало, что Россия активизирует сотрудничество с Ираном не в ущерб санкциям ООН, но во многом вопреки тем санкциям, которые ввели в одностороннем порядке США и Евросоюз. В частности, РФ будет поставлять Ирану продукты нефтепереработки и поможет в развитии ядерной энергетики.
Как понимать эту видимую непоследовательность в российской политике? Может, наши власти вдруг решили, что перегнули "антииранскую" палку и тут же постарались задобрить своего традиционного азиатского партнера? Дескать, санкции – санкциями, но сотрудничество будем развивать, как и прежде. Так полагают некоторые эксперты, в частности, генеральный директор Центра изучения современного Ирана Раджаб Сафаров. По его мнению, Россия зашла слишком далеко в своем стремлении "перезагрузить" отношения с США, и теперь
старается восстановить пошатнувшиеся из-за этого связи с другими партнерами. Впрочем, трудно представить себе, что неодобрительная реакция Тегерана на слова Медведева подтолкнула Россию к тому, чтобы уже через два дня подписать с иранской стороной, по сути, программный документ. Безусловно, он возник не в одночасье, а разрабатывался давно. Даже тогда, когда Россия подписывалась под антииранской резолюцией ООН.
Выходит, с российской стороны это была просчитанная комбинация. И расчет очевиден: отделить проблему "ядерного досье" от экономического сотрудничества с Ираном. Есть санкции ООН: они запрещают в отношениях с Ираном только те операции, которые могут способствовать созданию Тегераном ядерного оружия и средств его доставки. Все остальное можно. Что бы там ни говорили в Вашингтоне. Значит, Россия имеет полное право поддерживать и расширять экономические контакты с Ираном, даже в энергетике и даже в щекотливой сфере
мирного атома.
Впрочем, тут возникает другой вопрос: а стоит ли игра свеч? Ведь очевидно, что российско-иранские "дорожные карты" будут крайне неодобрительно восприняты нашими западными партнерами. Более того, отношения с Западом могут из-за этого ухудшиться. А что мы получим взамен? Дружбу с Ираном, которая, увы, немного стоит (в прямом смысле). Ведь для России Иран – далеко не приоритетный партнер, как и Россия для Ирана. Наш товарооборот, конечно, растет, но до сих пор колеблется где-то между $2 млрд и $3 миллиардами.
Для сравнения: наш товарооборот с США составляет $20 млрд, а с Евросоюзом – более $200 миллиардов. Даже для Ирана наши отношения не слишком-то важны: Россия не входит в десятку его крупнейших торговых партнеров. Например, объемы торговли Ирана с Индией куда солиднее: они составляют $15 млрд, причем, за последние три года они выросли на 60% и, как ожидается, еще удвоятся к 2015 году. С Японией Иран наторговал в прошлом году на $14 миллиардов. Ну, а иранско-китайский товарооборот уже перевалил за $30 миллиардов.
Конечно, это что касается "мирной" торговли, то есть без учета поставок вооружений и военной техники. Некогда Иран закупал у РФ истребители МиГ-29, бомбардировщики Су-24, зенитные комплексы "Тор-М1", танки и другое вооружение. К ним, соответственно, затем докупались запчасти и новое оборудование. Таким образом, набегало еще порядка $1 млрд в год. Но теперь отношения в военной сфере пошли на спад. Российская сторона долго решала, продавать ли Ирану зенитные ракетные комплексы С-300, и, похоже, в конечном итоге
решила этот вопрос отрицательно. Чем заслужила одобрение Запада и негодование Тегерана. Но в итоге можно смело утверждать: Россия практически ничего не потеряет от сворачивания отношений с Ираном.
Тогда в чем же причина столь несвоевременного, казалось бы, озвучения планов стратегического сотрудничества России с Ираном? Видимо, это сигнал Западу: Россия, хоть и поддержала санкции, но продолжает вести свою игру. С ней еще есть о чем поторговаться. Например, о судьбе иранского газа. Ведь российско-иранское сотрудничество в области энергетики может привести к тому, что Иран, разделив сферы влияния с Россией, не захочет (даже если его попросят) участвовать в наполнении газопровода Nabucco. Да и вообще, не
будет поставлять газ в Европу, сосредоточившись на удовлетворении нужд азиатских потребителей.
Но особенно насторожить Америку должны планы России и Ирана по организации торговли нефтью на своих биржах и допущение в нефтяную сферу национальных валют. Ведь выведение нефти из "компетенции" доллара – это именно то, чего больше всего боятся США. А уж если об отказе от доллара договорятся два ведущих игрока нефтяного рынка, то прецедент будет хоть куда! Одним словом, российско-иранские отношения, незначительные по объему, имеют серьезный геополитический подтекст. Поэтому они сохранятся, несмотря ни на
какие санкции.
Торгово-промышленная палата России во главе с Евгением Примаковым в последнее время практически мгновенно реагирует на изменения государственной политики
Стоило Кремлю и Белому дому заявить о стратегии развития российского Кавказа, как в ТПП была создана соответствующая структура. Там убеждены, что смогут внести свой вклад в развитие экономики региона.
Подразделение, созданное в ТПП, получило название подкомитета по развитию нефтегазового комплекса Северокавказского региона. Очевидно, что создание новой структуры лежит в русле тренда, обозначенного, в частности, «Стратегией развития Северного Кавказа» - она подготовлена полпредом президента в СКФО и вице-премьером Александром Хлопониным. Суть стратегии, которую еще предстоит утвердить правительству, - в запуске естественных механизмов функционирования экономики региона.
По словам председателя комитета ТПП по энергетической политике и развитию топливно-энергетического комплекса Юрия Шафраника, нефтегазодобыча и переработка на Северном Кавказе - одно из тех направлений, которое поможет решить эту задачу, но которому до сих пор уделялось недостаточно много внимания.
«Понятно, что нефть и газ можно добывать и в ХМАО, и на Ямале - там их значительно больше, однако не менее понятно, что надо развивать и Северо-Кавказский регион: обеспечивать людям рабочие места и поступление налогов в бюджет», - говорит Юрий Шафраник, долгое время возглавлявший Минтопэнерго России и знающий проблемы отрасли не понаслышке.
По словам Шафраника, проблемой развития нефтегазодобычи на Северном Кавказе с разной степенью успешности занимались как коммерческие, так и общественные организации вроде возглавляемого им Высшего горного совета - структуры, объединяющей добытчиков полезных ископаемых. «Однако сейчас стало очевидно, что политическое руководство страны уделяет Северном Кавказу особое внимание, делая упор прежде всего на экономику, поэтому мы решили, что эта работа может идти более интенсивно», - отметил Шафраник.
Особую уверенность в успехе северокавказского проекта в экс-министра вселяет то, что соответствующее подразделение ТПП возглавил «человек, хорошо известный как в нефтяных кругах, так и на Северном Кавказе» - глава дочерней структуры «Роснефти» - «Кабардино-Балкарской топливной компании» Валерий Карданов.
«Еще в бытность федеральным министром, - вспоминает Юрий Шафраник, - я видел, как он работает, как выводит нефтегазовую отрасль республики на совершенно новый качественный уровень. Это современный человек и высококлассный эффективный менеджер». В беседе с корреспондентом «КП» Юрий Шафраник попросил особо отметить тот факт, что кандидатура Карданова была позитивно воспринята во всех северокавказских республиках.
Что же касается самого Валерия Карданова, то своей основной задачей в Торгово-промышленной палате он видит выработку рекомендаций и координацию действий по развитию нефтегазового комплекса Северного Кавказа: «Необходимы просто согласованные действия, направленные на развитие как отрасли, так и региона». По мнению Валерия Карданова, Торгово-промышленная палата - как раз одна из тех структур, которая призвана свести воедино и учесть интересы всех: и бизнеса, и федерального правительства, и региональных
властей. «Президент поставил задачу к 2025 году превратить российский Кавказ в процветающий регион - значит, будем выполнять», - уверен Карданов.