Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Распад еврозоны начнется с Финляндии


Распад еврозоны начнется с Финляндии


Достаточно легко проанализировать и выявить причины текущего кризиса в Европе, однако эксперты все еще ломают голову над тем, каким образом экономика региона выйдет из кризиса.

Никто из экспертов не может точно спрогнозировать события, которыми завершится долговой кризис в еврозоне. Это связано с тем, что существует слишком много факторов, которые могут повлиять на ход событий. На этом фоне аналитики боятся делать точные прогнозы: слишком высок риск репутационных потерь.

Но теперь, на взгляд экономиста Мэтью Линна, ситуация проясняется. Линн считает, что отказ Финляндии от евро мог бы поставить твердую точку в истории кризиса еврозоны. Согласно сценарию Линна этим летом произойдут три ключевых события – фазы :

Первая фаза — Spanic
Spanic - это анаграмма, составленная из spanish panic (испанская паника). Как предсказывает Линн, Spanic не закончится выделением 100 млрд евро для рекапитализации испанских банков, поскольку обещание правительства страны реализовать более жесткие меры по сокращению расходов еще более усугубят положение Испании. Согласно официальным прогнозам экономика страны сократится на 1,7% в этом году, а фактические результаты могут быть гораздо хуже. Во время экономического спада компании разоряются, растет безработица и кредиты невозможно получить. Все это не очень хорошо сказывается банковской системе. Однако самое худшее - никто не знает точно, откуда взять средства на спасение финансового сектора и сколько на самом деле для этого необходимо. Единственное, что можно сказать точно, - все не так плохо, как казалось сначала, а еще хуже.

Вторая фаза — Quitaly
Quitaly - Italy Quitting, выход Италии. После того как Испания получит средства на 15 лет под 3% годовых с отсрочкой платежа на пять лет, необходимые для спасения банков, Италия, параллельно с поиском средств для рекапитализации своих банков, будет вынуждена искать средства и для спасения соседей по PIIGS. На взгляд Линна, это крайне негативно скажется на экономике Италии, в результате чего она может оказаться следующей "жертвой" кризиса.

Завершающая фаза — Fixit
Fixit, или Finnish exit, - выход Финляндии из валютного союза. Линн считает, что долговой кризис в еврозоне завершится только тогда, когда одно из государств-членов валютного союза решит покинуть его – "вырваться из замкнутого круга". На его взгляд, этим государством будет Финляндия, так как речь идет о небольшой стране с сильной экономикой.

При этом он отмечает, что ситуация в Финляндии начнет улучшаться с первых дней после выхода из еврозоны, также как и в ситуации выхода Эстонии из рублевой зоны. В то же время выход Германии из валютного союза похоронит его, однако выход Финляндии из зоны евро не окажет существенного влияния на ситуацию в Евросоюзе в целом.

А вероятность этого события как никогда велика, так как к власти в стране пришли жесткие противники евро и Финляндия уже на данном этапе требует для себя гарантий в случае предоставление помощи Испании. Причем эти требования выдвигаются в ультимативной форме: "Нет гарантий, мы в сделке не участвуем".

Линн считает, что выход Финляндии из еврозоны может спровоцировать ее развал или способствовать формированию нового валютного союза с меньшим количеством участников и с более жесткими требованиями к участникам.

Автор - ВЕСТИ - ЭКОНОМИКА

Испания - главная проблема единой Европы


Испанская экономика находится в шаге от того, чтобы погрузиться в полномасштабную рецессию. У правительства нет денег на спасение банковской системы, нет ресурсов для стимулирования роста экономики, нет у него и доверия со стороны рынков.

Хотя Испании и одобрили помощь на 100 млрд евро, до сих пор нет ясности - в какой форме будет оформлена эта помощь: единовременный транш, открытая кредитная линия или возможность для прямого фондирования со стороны самих банков. В любом случае, взяв кредиты ЕС, страна нарастит свой госдолг, так что до "хэппи энда" в испанской истории все еще слишком далеко.

Как известно, Испания формально обратилась за финансированием к европейским структурам, хотя не вполне понятно, в какой форме будет оформлена эта помощь: единовременный транш, открытая кредитная линия или возможность для прямого фондирования со стороны самих банков.

Иными словами, пока так и не появилось точных деталей и существуют только вроде бы политическое решение и принципиальное согласие от испанского правительства принять помощь. В прошлый раз мы обсуждали подобные варианты и пришли к выводу, что, для решения проблем в банковском секторе, для Испании было бы лучше обращаться за фондированием к европейским фондам, так как финансирование банковской рекапитализации за счет внешних ресурсов - самый удобный способ избежать увеличения бюджетной нагрузки.

Приняв (пока формально) помощь от Евросоюза, Испания не увеличит свой бюджетный дефицит, однако нарастит свой государственный долг, и, несмотря на вроде бы положительную реакцию рынка и "радостные" комментарии со стороны европейских политиков и финансовых чиновников, вряд ли можно говорить о том, что испанская история благополучно завершается.

К сожалению, европейские власти, и прежде всего немецкое правительство, пока не удивили рынок, и, скорее, речь идет о временном успокоении, поскольку, услышав от евробюрократов "А", мы до сих пор не слышим "Б". Как сейчас выяснилось, на телеконференции Еврогруппы в минувшую субботу обсуждался вопрос по поводу возможности для испанских банков получить доступ к прямому финансированию из фондов ESM и EFSF, и этот вариант мог бы стать наилучшим выходом из сложной ситуации. Однако представители Германии, Финляндии и Австрии настояли на том, чтобы в итоговом протоколе по результатам совещания звучала "суверенная" формулировка, то есть предоставление кредитной линии на 100 млрд евро именно для правительства Испании.

Таким образом, если формулировка в будущем не изменится, Испания берет на себя новый долг, который не предполагает сиюминутного увеличения бюджетной нагрузки, однако увеличивает объем государственного долга на величину взятых кредитов.

Из двух зол надо выбрать наименьшее, поскольку затягивание решения вопроса с банками создавало реальную угрозу для правительства Испании с точки зрения потери доступа на открытый рынок капитала и соответствующий паралич местного долгового рынка. Вполне логично, что в отсутствии иной альтернативы наличие необходимых денежных ресурсов - это гораздо лучше, чем истощенная государственная казна, если бы испанские власти решали вопросы своими силами. Однако принятое решение не исключает сохранения рисков для местного долгового рынка и не снимает угрозы новой волны падения стоимости испанских бумаг.

Решение испанского вопроса можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, отсутствие необходимости нагружать бюджет для расчищения банковских балансов можно считать положительным, поскольку более-менее "чистые" испанские банки смогут снизить зависимость от кредитов со стороны ЕЦБ и косвенно снять напряженность с испанского долгового рынка.

С другой стороны, приняв внешнее фондирование на суверенном уровне, Испания не только увеличивает свой государственный долг, но и создает не вполне комфортную инвестиционую привлекательность своих долговых бумаг. Рынок может задуматься, каким образом станут распределяться потенциальные риски между различными категориями держателей испанского долга. Речь идет о том, не станут ли фонд ESM или иные официальные финансовые органы Евросоюза кредиторами первой очереди, которые будут иметь все основные привилегии при выплате долгов.

Учитывая "опыт", связанный с Грецией, инвестиционные настроения могут развернуться против испанского долгового рынка, и в таком случае снова встанет вопрос, по какой цене испанские власти смогут проводить рефинасирование. В таком случае надо учитывать и дополнительные риски: рейтинговые агентства формально имеют право пересмотреть параметры кредитного качества правительства Испании, принимая во внимание увеличение объема государственного долга, и есть вероятность, что рейтинг Испании снова будет понижен.

Другой риск состоит в том, что могут быть пересмотрены размеры дисконта и маржи по суверенным долговым бумагам Испании со стороны Лондонской клиринговой палаты (LCH), что в таком случае спровоцирует давление на испанский долговой рынок. Помимо всего прочего, так и нет никакой определенности по поводу итогов выборов в Греции. Мы по-прежнему полагаем, что греческая история при любом исходе (выход - невыход из состава валютного союза) не станет "идеальным штормом" для европейского финансового рынка, но может стать поводом для создания "нужных" рыночных настроений. В зависимости от силы "информационного поля".

Даже расчистив банковские балансы за счет привлечения внешнего финансирования, Испания может столкнуться с трудностями при обслуживании своих долговых обязательств. Далеко не факт, что, даже при локализации кризиса в испанской банковской системе, правительству страны удастся привлечь новые инвестиционные потоки на местный долговой рынок. Получив кредитную линию, Испания увеличивает свой государственный долг, и рано или поздно рынок станет учитывать этот фактор. В таком случае начнется постепенный рост процентной доходности долговых бумаг, и история повторится. Наилучшим сценарием мог бы стать вариант с прямым финансированием банков из фондов ESM и EFSF, так как это не приведет к наращиванию государственного долга.

Автор - ВЕСТИ - ЭКОНОМИКА

Страхи вокруг Греции - пляски на костях


Греческая драма близится к своей развязке. 17 июня в стране пройдут повторные парламентские выборы, которые должны поставить точку в вопросе экономической политики Греции и ее членства в еврозоне. До тех пор все гадают, что же ждет пока еще единую Европу.

Международное рейтинговое агентство Moody's предупредило в пятницу, что выход Греции из Евросоюза может быть угрозой для существования единой валюты. В случае развития такого сценария событий агентство пересмотрит рейтинги для всех стран еврозоны.

"Если Греция покинет зону евро, создав угрозу дальнейшему существованию евро, мы будем вынуждены пересмотреть рейтинги всех стран валютного блока, включая те страны, которые находятся в категории "АAA", - сообщает агентство.

В первую очередь выход Греции из зоны евро повлияет на рейтинги стран периферии: Кипра, Португалии, Ирландии, Италии и Испании, сообщает Moody's. Впрочем, рейтинг Испании висит на волоске и без "помощи" Греции. Проблемы банковского сектора Испании, решение которых может потребовать значительной финансовой помощи, оказывают негативное влияние на суверенный кредитный рейтинг страны, заявило агентство.

В четверг рейтинговое агентство Fitch сократило оценку Испании сразу на три ступени: с "A" до "BBB". При этом аналитики не исключают дальнейшего понижения: прогноз "негативный".

"Ряд (других) членов Европейского союза также могут оказаться затронутыми, учитывая сильные финансовые и торговые связи, существующие между членами валютного блока и Европейского союза", - подчеркнул аналитик Moody's Ив Лёмэй.

Греция проведет повторные парламентские выборы 17 июня. В случае если к власти придут левые партии, они могут отвергнуть дальнейшую политику жесткой экономии взамен на кредитование со стороны ЕС. В этом случае в стране произойдет дефолт и Греция покинет Евросоюз. Вероятность такого поворота событий агентство Standard & Poor's оценило в 33%.

В случае если новому правительству Греции и международным кредиторам удастся договориться, рейтинги стран зоны евро останутся на текущих уровнях, сообщило Moody's.

Рейтинг Греции, по версии Moody's, находится на преддефолтном уровне "С", в то время как S&P и Fitch оценивают кредитоспособность страны на уровне "ССС".

Автор - ВЕСТИ - ЭКОНОМИКА

Саудовская Аравия готовит обвал нефтяного рынка


Саудовская Аравия хочет разорить Ирак и Иран, обрушив цены на нефть. Об этом рассказал бывший главный стратег Morgan Stanley, теперь управляющий хедж-фондом Traxis Partners Бартон Биггс. Эту информацию он узнал из разговора с крупным бизнесменом из Саудовской Аравии.

По словам Биггса, бизнесмен объяснил ему реальные мотивы резкого увеличения Саудовской Аравией объемов добычи нефти, цены на которую продолжат снижение в течение длительного периода. Биггс попросил бизнесмена дать ему прогноз относительно действий Саудовской Аравии и цен на нефть в среднесрочной и долгосрочной перспективах. Прогноз оказался негативным, несмотря на огромные запасы нефти, которыми обладает страна. Собеседник отметил, что это является частью стратегии королевской семьи Саудовской Аравии.

Биггс привел слова бизнесмена в своей аналитической записке.

Вы должны понимать, что мы находимся в крайне уязвимом геополитическом положении. Две наиболее недружественные нам страны - Иран и Ирак, где власть сконцентрирована в руках шиитов. Они пытаются дестабилизировать обстановку в арабском регионе и, в первую очередь, в нашем королевстве, финансируя террористические организации, которые борются против официальной власти. Наше единственная возможность эффективно противостоять этому - использовать финансовые ресурсы и нефть для манипуляций на рынке энергоресурсов. На данный момент Иран и Ирак испытывают экономические трудности, их финансовые резервы составляют лишь незначительную часть от тех, которыми обладаем мы, они отчаянно нуждаются в средствах для поддержки своей экономики.

Правящая династия решила, что в ближайшие два года у нас есть "окно возможностей" для серьезного ослабления экономик этих стран путем поддержки низких цен на нефть. Ирану и Ираку необходимо, чтобы нефть оставалась выше $100 за баррель, но мы в течение следующих 24 месяцев будем постепенно увеличивать объем добычи нефти с целью снижения цен до $60 за баррель.

Бизнесмен также объяснил Биггсу, что сейчас один из самых удобных моментов для реализации этой стратегии.

Ветер дует нам в спину. На фоне усиления кризиса в Европе и замедления мировой экономики дестабилизировать рынок нефти будет гораздо проще. В стандартной ситуации в условиях кризиса мы бы снижали добычу для сохранения высоких цен на нефть. Однако вместо этого мы будет наводнять нефтью рынок, у которого уже проблемы с "пищеварением". Вы должны также понимать, что нас поддержат королевские семьи Кувейта и Объединенных Арабских Эмиратов.

Биггс пришел к выводу, что эта информация соответствует действительности, поскольку описанный им человек был "очень богатым и, вероятно, с хорошими связями", но при этом не являлся членом королевской семьи Саудовской Аравии. Он также отмечает, что реализация "саудовского плана" может быть затруднена рядом обстоятельств, таких как изменение политической ситуации, а также слишком большим количеством обстоятельств.

Тем не менее Биггс считает, что, в случае удачной реализации этой стратегии, у "старого мира" появится возможность передохнуть от высоких цен на нефть, которые душили экономики развитых стран. Биггс заканчивает свое повествование интересным замечанием:

При этом Саудовская Аравия совершенно разумно хеджирует свои риски. На прошлой неделе Саудовская Аравия и британская компания British Aerospace заключили контракт на поставку учебно-тренировочных самолетов, сумма сделки составила $3 млрд. Конечно, даже лучшие самолеты не смогут защитить вас от террористов-смертников. Но, очевидно, они могут быть удобны для предотвращения атак "плохими парнями" ваших нефтяных вышек или в случае начала боевых действий в Персидском заливе.

Необходимо отметить, что Саудовская Аравия в марте впервые за шесть лет вновь стала крупнейшим в мире производителем нефти, отодвинув Россию на вторую строчку. Объем добычи в марте составил 9,923 млн баррелей в сутки против 9,853 млн в феврале.

Автор - ВЕСТИ - ЭКОНОМИКА


В избранное