* Роспром и Минпромэнерго предлагают ввести квоты на беспошлинный ввоз иностранных самолетов в обмен на технологии и инвестиции западных авиастроителей
Пошлины на ввоз самолетов введены с 1993 г. Вместе с НДС они доходят до 40 проц. от стоимости судов. Беспошлинно за это время смогли ввезти лайнеры по соглашению с правительством только "Аэрофлот" (27 самолетов) и "Трансаэро" (14). "Аэрофлот", по оценке Счетной палаты, сэкономил на этом 140 млн долл., "Трансаэро", по расчетам Минэкономразвития, - около 120 млн долл.
О новой инициативе Роспрома "Ведомостям" рассказал руководитель агентства Борис Алешин. По его словам, пока это идея, но ее поддерживают все производители. Квоты будут получать конкретные авиастроители на конкурсной основе. В обмен они возьмут обязательства принести нашему авиапрому недостающие инвестиции, новые технологии и заказы на комплектующие, говорит Алешин. С идеей согласны и в Минпромэнерго, заявил "Ведомостям" глава министерства Виктор Христенко. Поддерживают ее и отечественные авиапредприятия, говорит
гендиректор АК "Ильюшин" Виктор Ливанов.
Но Минэкономразвития смущает слово "квота". "Сама схема - льготы в обмен на инвестиции - очень удачна, - говорит чиновник министерства. - Но квотирование мы вряд ли поддержим". Впрочем, квота ограничит желающих купить иностранные лайнеры и даст шанс нашим предприятиям, оправдывает он Роспром. Об этом пишут "Ведомости".
Однако авиаперевозчики не хотят таких ограничений, потому что непонятно, как эти квоты будут делиться. В Минтрансе от комментариев воздержались. Но на недавнем заседании правительства министр Игорь Левитин дал понять, что он не против отмены пошлин - хотя бы на те самолеты, аналоги которых даже не разрабатываются в России. Как, например, западные новинки Boeing-787 и Airbus-350, продажи которых начнутся в 2008-2010 гг.