* Диалог затягивается: Россия и ЕС подписали доклад по сотрудничеству в энергетике, но не осуществили ни одного инвестиционного проекта.
Очередная попытка наладить энергодиалог между Россией и ЕС больше похожа на декларацию. Стороны подписали четвертый обобщающий доклад по сотрудничеству в энергетике, но не осуществили ни одного инвестпроекта. По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что реальные интересы России и ЕС не всегда совпадают с заявленными целями.
Сегодня в Риме открывается двухдневный саммит Россия - ЕС. В его рамках будет представлен подписанный вчера четвертый обобщающий доклад по энергодиалогу.
Идею энергодиалога обнародовал весной 2001 г. глава ЕС Романо Проди. Замысел проекта в том, что в обмен на европейские инвестиции Россия выступит гарантом быстро растущих потребностей ЕС в энергоносителях. За прошедшее время стороны не раз собирались перейти от деклараций к действиям. Например, второй обобщающий доклад мая 2002 г. предполагал реализацию пилотных проектов в сфере энергосбережения в Астраханской и Архангельской областях.
Те же проекты упоминаются и в четвертом докладе. Из инфраструктурных проектов в докладе упомянут лишь Северо-Европейский газопровод, на ТЭО которого ЕС готов дать грант в $3 млн. Однако "Газпром" уже выделил на проект $30 млн, а "грант оговорен условиями, поэтому мы подумаем, насколько он нам нужен", говорит руководитель департамента "Газпрома" Станислав Цыганков.
Начальник департамента Института финансовых исследований Григорий Выгон вообще сомневается, что крупные российские компании нуждаются в инвестициях ЕС. "Газпром", "Транснефть" и нефтяные компании способны, по его мнению, привлекать займы вне рамок энергодиалога. По словам вице-президента "ЛУКОЙЛа" Анатолия Баркова, "пятерка" крупнейших российских нефтяных компаний не нуждается в европейцах, чтобы реализовать трубопроводный проект Западная Сибирь - Мурманск стоимостью $4 млрд, если государство предоставит гарантии стабильности тарифов на прокачку нефти.
Вместе с тем ЕС стремится застраховать и предполагаемые инвестиции - в частности, от некоммерческих рисков. В докладе предполагается учредить при Европейском инвестиционном банке специальный фонд обеспечения арбитражных решений. В случае если российский участник проекта не возвратит инвестору кредит, а правительство России откажется исполнять решение арбитража, то потери инвестора компенсирует фонд. "Это (идея создания фонда) выставляет нас недостаточно созревшими для рынка и слишком рискованными политически", - говорит источник в одном из ведомств, готовивших доклад.