Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Информационная поддержка организаций коммунального комплекса. Договор аренды. Часть 2


Добрый день!

Сегодня мы продолжим разговор о договорах аренды муниципального и государственного имущества: необходимости проведения торгов на право заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества.

Мы имеем два основных федеральных закона, регулирующих проведение таких торгов: "О защите конкуренции" от 26.07.2006 № 135-ФЗ и "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Закон № 94-ФЗ регламентирует процедуры проведения закупочных процедур по отношению ко всем закупкам, совершаемым для государственных нужд. В Законе о защите конкуренции нас пока интересует только глава 4 "Антимонопольные требования к торгам, особенности отбора финансовых организаций и порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества", и, в частности, статья 17.1.

Цитирую:

Статья 17.1. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества

1. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением:

1) предоставления указанных прав на это имущество на основании международных договоров Российской Федерации (в том числе межправительственных соглашений), федеральных законов, устанавливающих иной порядок распоряжения этим имуществом, актов Президента Российской Федерации, решений Правительства Российской Федерации, решений суда, вступивших в законную силу;

2) передачи религиозным организациям в безвозмездное пользование культовых зданий и сооружений и иного имущества религиозного назначения;

3) предоставления указанных прав на это имущество государственным органам, органам местного самоуправления, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации;

4) предоставления указанных прав на это имущество на срок не более чем тридцать календарных дней (предоставление указанных прав на это имущество одному лицу на совокупный срок более чем тридцать календарных дней в течение шести последовательных календарных месяцев без проведения конкурсов или аукционов запрещается).

2. Указанный в части 1 настоящей статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах.

3. Заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое закреплено на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными бюджетными учреждениями и которым они могут распоряжаться только с согласия собственника, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения таких договоров, за исключением: …» повторяются исключения, указанные в части 1 данной статьи, и далее

«..4. Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров, указанных в частях 1 и 3 настоящей статьи, и перечень случаев заключения указанных договоров путем проведения торгов в форме конкурса устанавливаются Правительством Российской Федерации.»

При этом статья 53 закона о защите конкуренции разрешает до 1 июля 2010 года перезаключать на новый срок без проведения торгов договоры аренды, заключенные до 1 июля 2008 года с субъектами малого и среднего предпринимательства.

Расшифруем, какие предприятия относятся к малым и средним.

В соответствии с федеральным законом от 27.07.2007 № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к малым и средним предприятиям относятся организации, если:

1. суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капиталене должна превышать двадцать пять процентов …, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2. значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов за предшествующий год без учета налога на добавленную стоимость определены Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 556 "О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и не должны превышать:
         микропредприятия - 60 млн. рублей;
         малые предприятия - 400 млн. рублей;
        
средние предприятия - 1000 млн. рублей.

3. средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:
         сто человек (включительно) для малых предприятий;
         от ста одного до двухсот пятидесяти человек (включительно) для средних предприятий.
        Средняя численность работников определяется с учетом всех его работников, в том числе работников, работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

То есть, если организация является субъектом малого или среднего предпринимательства и уже имеет договор аренды, заключенный (перезаключенный) до 1 июля 2008 года, она имеет право продлить договор аренды до 01.07.2010 без проведения конкурса.

Проблема тут заключается в том, что в большинстве случаев договоры аренды заключаются на срок менее одного года. Это связано, я полагаю, с попытками уйти от необходимости регистрации договоров. Так, например, в Томской области, у 99% организаций коммунального комплекса договоры аренды имущества заключены на срок 11 месяцев 29 дней. По истечении срока, указанного в договоре, договор обычно продляется. Следует иметь ввиду что Высший Арбитражный суд РФ придерживается позиции, что заключение договора аренды на новый срок является заключением нового договора (информационное письма Президиума ВАС РФ  от 11.01.2002 № 66).
         О негативных последствиях для организаций, заключающих такие договоры, мы поговорим в следующих выпусках.

Еще один вариант получения недвижимого имущества от государства или муниципалитета без проведения торгов – в порядке предоставления государственной или муниципальной помощи (глава 5 закона о защите конкуренции).  К нему могут прибегнуть организации, оказывающие коммунальные услуги населению в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (абзац 1 части 1 статьи 19 закона о защите конкуренции).
        В данном случае необходимо обязательное предварительное согласие антимонопольного ведомства.
       Использовать данную возможность следует с осторожностью, тщательно подготовив все необходимые документы.

Заканчивая сегодняшний выпуск, я хотела бы обратить Ваше внимание на еще один закон, с которым следует ознакомиться: Федеральный закон от 30.12.2008 № 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", который внес значительные изменения в закон «Об обществах с ограниченной ответственностью». Об этих изменениях написано достаточно много статей и разъяснений, но я хотела бы еще раз напомнить, что до 1.01.2010 года необходимо привести уставы обществ с ограниченной ответственностью в соответствие с данным законом. Это довольно кропотливая работа, которую лучше проделать, не дожидаясь последней недели декабря.

Следующий выпуск рассылки я планирую посвятить процедуре проведения торгов. Если у Вас есть другие предложения или замечания, - пишите ifaia@inbox.ru.

Если Вам необходима консультация по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, трудового и гражданского права, - пишите ifaia@mail.tomsknet.ru, наши специалисты всегда на связи и готовы помочь.

Подробнее о правилах проведения консультаций на сайте Института


В избранное