Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Франчайзинг и бизнес на продажу. Новости компании DELOSHOP


DELOSHOP.RU - Магазин Готового Бизнеса
Франчайзинговые предложения от компании <<Магазин готового бизнеса - Deloshop>>
рассылка сайта www.frshop.ru

Автор рассылки: Оксана Созинова

Здравствуйте, уважаемые подписчики!

Предлагаю Вашему вниманию статью Евгения Дитковского, генерального директора компании DELOSHOP, опубликованную в журнале "Генеральный Директор" (март, 2009)

ЧТО ПРОИСХОДИТ НА РЫНКЕ КУПЛИ-ПРОДАЖИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА?

На какие вопросы Вы найдете ответы в этой статье

Куда движется рынок слияний и поглощений
Как не прогадать при покупке бизнеса
Что необходимо сделать перед продажей компании

Инициатива на рынке слияний и поглощений сей­час идет от продавца. По сравнению с летом 2008 года количество предприятий, выставленных на продажу, возросло более чем в два раза. Например, если в середине августа к нам поступило около 60 заявок на продажу бизнеса, то в середине января - примерно 140. Примечательно, что и в конце декабря (с 22-го по 29-е) 75 компаний прислали заявки на продажу своего бизнеса. Это уникально для предпразднич­ной недели. Более того, заявки на продажу поступа­ли и в праздники. Так, с 29 декабря по 4 января мы получили 30 предложений о продаже бизнеса. Та­кого раньше не было никогда!

Количество покупателей тоже растет, но этот рост несопоставим со взлетом продаж. Если раньше на одно предложение о покупке приходилось два предложения о продаже, то сегодня пропорция изменилась примерно до одного к трем. Рынок слияний и поглощений уверенно становится рын­ком покупателя.

Меняется отраслевой состав привлекательных компаний. Покупатели бизнеса все больше инте­ресуются пищевой промышленностью (особенно производством хлебобулочных изделий), медици­ной, арендным бизнесом, телекоммуникациями. Сегодня востребованы компании в отраслях, наи­более близких к потребителю. Речь идет о товарах и услугах, необходимость в которых будет оста­ваться (или возрастать) и в кризис.

Что появляется на волне кризиса

1. Сделки «за один рубль». Такие сделки характер­ны для компаний, у которых активы равны сумме долгов. Эти сделки заключаются быстро, так как бизнес продается по цене намного ниже адекват­ной. Руководители построили бизнес на кредитные деньги, но сейчас понимают, что кредиты вернуть не могут, и вынуждены продавать перспективные компании за гроши. В основном это касается пред­приятий строительного сектора или связанных с ним: производство мебели, деревообработка и т. п. Например, в такой ситуации оказалось круп­ное лесоперерабатывающее предприятие из Ом­ской области, у которого было на 500 млн руб. ак­тивов и на такую же сумму - долгов. В подобную ситуацию попадают и компании, у которых основ­ные клиенты - строители.

2. Немонетарные расчеты. Эта тенденция намети­лась еще в сентябре. В целом она закономерна: с од­ной стороны, деньги на рынке вроде бы есть, а с дру­гой - они сконцентрированы там, откуда их трудно достать. Поэтому компании при слияниях и погло­щениях либо рассчитываются друг с другом частич но деньгами, а частично акциями или долями, либо полностью переходят на немонетарный расчет. Это в некотором роде достаточно новая ситуация. Дела­ется оценка компании-продавца и компании-поку­пателя. Исходя из этого определяется соотношение: стоимость одной акции компании покупателя в си­туации до поглощения и в ситуации после поглоще­ния. В итоге продавец получает за проданный биз­нес акции новой компании.

3. Кредитование покупателей. У некоторых бан ков в настоящее время довольно много денег, и их нужно где-то размещать. Поэтому банки заинтере сованы в кредитовании надежных покупателей перспективного бизнеса. Кредиты будут выдавать ся или под залог бизнес активов покупателя, или под залог активов приобретаемого бизнеса, или под смешанный залог. Эта возможность может дать существенный толчок для дальнейшего роста рынка слияний и поглощений в сегменте среднего бизнеса.

Если Вы нашли хороший объект, который продается дешево из-за каких-то временных трудностей, то принимать решение нужно довольно быстро. Не ждите, когда этот бизнес еще подешевеет. Ведь, пока Вы медлите, банк может арестовать имущество предприятия, и придется выплачивать кредит на определенных банком условиях.

Советы покупающим

1. Определитесь, для чего Вы приобретаете но­вый бизнес. Что Вы намерены усилить: произвол ственную часть, клиентскую часть? За счет чего хо­тите выиграть? Может быть, Вам не следует покупать сразу весь бизнес и брать на себя все рис ки, а лучше вступить с кем-то в партнерство? На все эти вопросы Вы должны дать себе четкие отве­ты. Не стоит сегодня покупать бизнес только пото­му, что он продается дешево.

2. Ориентируйтесь на потребительский сектор. Инвестируйте в первую очередь в те компании, ко­торые менее зависят от изменения экономической ситуации, а именно в предприятия, работающие в сферах питания, медицины, телекоммуникаций, недорогих развлечений.

3. Выявите ценность. Если Вы покупаете компа­нию за копейки, в первую очередь проанализируй­те, почему этот бизнес решили «сбросить», и опре­делите, в чем заключается его основная ценность. Например, какой-то завод может находиться в пла­чевном финансовом (экономическом) состоянии, иметь устаревшее оборудование, но располагать подведенными электрическими мощностям в промышленном масштабе. Если именно это Ва нужно, так ли уж важны финансовые коэффици ты предприятия?

4. Выдвигайте адекватные требования. Речь идет о ситуации, когда инициатива исходит от продавца. Скажем, Вы намерены купить предприятие, руководствуясь определенными критериям: завод с участком земли, конкретным объемом производственных площадей, теми или иными комму­никациями. Маловероятно, что среди «сбрасывае­мых» в кризис бизнесов будет именно то, что Вам нужно. Продаваемая компания может быть дей­ствительно ценной, но она необязательно будет со­ответствовать всем заявленным Вами критериям.

5. Не тяните. Если Вы нашли хороший объект, кото­рый продается дешево из-за каких-то временных трудностей (например, предстоящих выплат по кре­дитам), то принимать решение нужно довольно быстро. Не ждите, когда этот бизнес еще подешеве­ет. Ведь, пока Вы медлите, банк может арестовать имущество предприятия, и придется выплачивать кредит на определенных банком условиях; в резуль­тате сумма выплат может превысить заявленную изначально цену. Мы недавно уберегли от подобно­го промаха покупателя одного деревообрабатываю­щего предприятия.

6. Смотрите на капиталоемкость. Выбирайте ме­нее капиталоемкие предприятия, чтобы снизить риски: капиталоемкий бизнес несет в себе гораздо больше рисков.

7. Проверяйте. Проверка состоит из двух частей. Первая - проверка самого бизнеса, то есть клиент­ской части: рынка, выручки (средние чеки, отчеты по кассе, движение по банковским счетам), цен, прибыли. Это необходимо, чтобы не столкнуться с внезапным падением выручки сразу после покуп­ки. Обращайте внимание на косвенные признаки. Например, чтобы проверить, сколько потребляется леса-кругляка в неделю, узнайте, сколько этого сырья было на складе на начало и на конец недели. Уточните, сколько предприятие тратит электричества (если речь идет о производстве), горючесмазочных материалов (для сельхозпроизводителей) и т. д. Если приобретаемое предприятие располагается на арендованных площадях, встретьтесь с арендодателем и обговорите все детали, чтобы обеспечить преемственность хозяев.

Вторая часть - это проверка юридической чистоты активов. Необходимо выяснить, как активы закреп­лены, правильно ли они оформлены, нет ли у ком­пании каких-то неявных или намеренно скрытых от Вас обязательств.

Если раньше на одно предложение о покупке приходилось два предложения о продаже, то сегодня пропорция изменилась до одного к трем. Рынок слияний и поглощений становится рынком покупателя.

Несколько рекомендаций продающим

К продаже бизнеса необходимо готовиться зара­нее. Нужно иметь достаточно прозрачный бухгалтерский, налоговый и управленческий учет, чтобы покупатель мог ознакомиться с данными о работе Вашего предприятия за последние два, а лучше три года. Следует привести в порядок юридические документы. У Вас должно быть подтверждение то­го, какими активами Вы обладаете, действительно ли имеете на них право, правильно ли оно оформ­лено (см. выше: Советы покупающим). Обычно с момента выставления бизнеса на продажу до достижения договоренности о сделке проходит около четырех месяцев.

Если же бизнес изначально был непрозрачен и у Вас просто нет времени, чтобы провести надле­жащую предпродажную подготовку, то можно продавать его по активам: отдельно помещение, отдельно оборудование и т. д. Помочь Вам подгото­вить бизнес к продаже могут профессиональные брокеры, которые работают на рынке купли-про­дажи бизнеса.

Что касается продажи доли компании (если про­давец хочет сохранить за собой контроль над фирмой), то в малом и среднем бизнесе такая схема практически невозможна: как показывает опыт, стороны при такой сделке не доверяют друг другу.

Рассылка консалтинговой группы "Магазин готового бизнеса" Телефон: (095) 730-41-30 Факс: (095) 730-41-30
E-mail: deloshop@deloshop.ru
Internet: www.deloshop.ru, www.frshop.ru

В избранное