Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Женский Журнал" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Согреем детей теплом и заботой;
Материалы газеты ПОБЕДА 16 августа 2008г., суббота, №91 (15179)
Согреем детей теплом и заботойВ нашем городе уже стало доброй традицией ежегодно, накануне Дня независимости Украины, проводить благотворительную акцию милосердия для многодетных семей и малообеспеченных, нуждающихся детей. Напомним, что эта традиция была в своё время заложена ещё Владимиром Александровичем Шайдеровым. В нынешнем году эта акция состоится уже в четвёртый раз. О том, как она пройдёт, мы попросили рассказать одного из организаторов этого мероприятия начальника службы по делам детей В.И.Микитюк. – На этот раз, – говорит Валентина Ивановна, – эта акция будет проводиться немного по-другому, чем в предыдущие годы. Мы немножко отошли от того сценария, который был прежде. Решили внести больше разнообразия, зрелищности и праздничности в это мероприятие, чтобы детям оно запомнилось как яркий и красочный праздник, устроенный именно для них. Благотворительная акция – это проявление щедрости, любви и заботы о наших маленьких гражданах, которые в этом особо нуждаются. Ведь есть категория детей, которые в силу различных жизненных обстоятельств оказались в трудных кризисных условиях. Поэтому им помощь и поддержка особенно нужны. И здесь надо выразить большую благодарность нашему исполнительному комитету, исполняющей обязанности городского головы Т.В.Гришиной, которая поддержала проведение этой акции, при этом были найдены необходимые средства для её подготовки и организации. – Скажите, кто примет участие в этой акции? – Списки детей были заранее подготовлены, проверены и утверждены. Участие примут все дети льготной категории и дети, особо нуждающиеся в помощи. Это дети-сироты, дети, лишённые родительской опеки, проживающие в детских домах семейного типа. Это дети, находящиеся в неблагополучных или многодетных семьях. Понятно, что мы не можем обеспечить одеждой и обувью к новому учебному году всех детей, живущих в многодетных семьях. Выбирались именно те семьи, которые наиболее нуждаются в помощи, где живёт наибольшее количество школьников. Ведь сегодня, чтобы собрать ребёнка в школу, нужны весьма значительные средства. Поэтому и была поставлена задача облегчить как-то этот подготовительный процесс для этих семей. Всего в этой акции примут участие примерно 520-530 детей, возраст – от 5 до 17 лет. Цель одна: чтобы дети пришли в школу 1 сентября нарядные, красивые, с улыбками на лицах. – А какие вещи в качестве подарков получат дети? – Это очень красивые, фирменные стильные костюмы и рубашки для мальчиков-первоклассников, современные очень высокого качества сарафаны и блузки для девочек. Кроме того, дети получат ортопедические ранцы, чтобы у первоклашки не было искривления позвоночника, что сейчас нередко наблюдается даже у младших школьников. Далее в ходе акции дети получат очень хорошие, качественные джинсовые и спортивные костюмы, юбки, около ста пар кроссовок. Совершенно новый стиль пошива вещей, модный покрой, словом, дети и их родители, опекуны, бабушки и дедушки должны быть довольны. – Помимо собственно вручения самих подарков, будет ли к этой акции подготовлена какая-либо концертная программа? – Безусловно. В благотворительной акции примут участие представители городской власти, директор предприятия по обеспечению нефтепродуктами Герой Украины депутат ВР АРК А.В.Бартенев, председатель Благотворительного фонда имени В.Шайдерова Н.Р.Шайдерова, которые также внесут свою весомую лепту в это благородное дело. В этот день для детей и их сопровождающих будет организован настоящий праздник: и фейерверк, и серпантин, и разнообразная концертная программа. В концерте примут участие ансамбль «Веснушки» детской музыкальной школы №2 (руководитель Н.Анненкова), танцевальный ансамбль «Розбишаки» и коллектив эстрадно-народного танца «Феникс» из Щебетовки, а также спортсменки-гимнастки (тренер В.Руденко). Об остальном говорить не буду, чтобы сохранить некоторый секрет. Валерий КРЫМОВ /^| Первые в первом чемпионатеВ Аргентине с 1 по 10 августа проводился I Чемпионат мира по волейболу среди спортсменов с нарушением слуха. 15 мужских и 10 женских команд оспаривали право называться сильнейшими. Большого успеха добились женская и мужская команды Украины, которые стали первыми чемпионами мира, не проиграв ни одной встречи. Места команд-призеров распределились в следующем порядке. У мужчин: первое место – Украина, второе – Россия, третье – Япония, четвертое – Германия; у женщин – Украина, Япония, США, Россия. Семь воспитанников Феодосийской спецшколы-интерната №2 защищали на чемпионате спортивную честь нашей страны. В составе женской сборной это были Лилия Чхун, Юлия Топчиева, Юлия Касицкая, Кристина Задорожняя и Ирина Юрченко, мужской – Александр Прохорчук и Илья Никифоров. Заметим, что К.Задорожней и И.Юрченко всего по 20 лет, И.Никифорову – 21. А в Евпатории с 20 по 31 августа пройдут финальные всеукраинские соревнования среди детей-инвалидов (до 15 лет) по волейболу и пляжному волейболу в зачет спартакиады под девизом «Поверь в себя». В состязаниях по волейболу примет участие команда девочек нашей школы, занявшая в отборочных соревнованиях второе место, и команда мальчиков по пляжному волейболу, завоевавшая первое место. Пожелаем успеха нашим ребятам! В.ПОТРИХАЛКО, учитель физкультуры спецшколы-интерната, заслуженный тренер Украины /^| «Я всё больше становлюсь феодосийцем…»Московское издательство «Новый хронограф» специализируется на академической литературе исторической и общественно-политической тематики. Оставаясь москвичом, учредитель и главный редактор этого издательства Л.С.Янович уже давно знает наш город и с каждым годом всё увереннее и притягательнее ощущает себя феодосийцем, с удовольствием чувствуя это состояние. Недавно известный московский издатель побывал в редакции «Победы». Не сомневаемся, что состоявшийся разговор на разные темы будет очень интересен нашим читателям. – Итак, Леонид Сергеевич, мы уже успели познакомиться, а теперь давайте всё по порядку. Так что же всё-таки привело вас когда-то в нашу богоспасаемую Феодосию, а лучше – в маленькую столицу Киммерии? – Наверное, память детства. Давным-давно оно прошло в Евпатории. А после института я много лет проработал в Сибирском отделении Академии наук, в Новосибирском академгородке. И вот уже в очень зрелом возрасте захотелось в места своего детства. Долго «путешествовали» в Интернете, и выбрали Восточный Крым, Феодосию. Чистая морская вода, ниже влажность, хороший климат. Всё это очень подходило нашему выработанному психофизическому состоянию. Три года подолгу отдыхаем здесь, очень нравится, а главное – ни в чём не разочаровались. – Тогда поделитесь впечатлениями. Принято считать, что со стороны они всегда проникновеннее, глубже и интереснее… – Уже три года мы убеждаемся, что городские власти прилагают немало усилий, чтобы сделать Феодосию более красивой и уютной. Мы хорошо видим эту динамику и её целенаправленность, год за годом отмечаем многочисленные преобразования. Смотрите, как сейчас изменилась набережная! Мы замечаем даже такие мелочи, как уличные урны. Они тоже всякий раз другие, и лучше. Неплохо заметна и культурная жизнь. В первую очередь надо отметить активность музея Грина, который проводит много различных мероприятий. На некоторых мы бывали, и это очень приятно. На мой взгляд, нужно коснуться и двух отрицательных сторон. Во-первых – проблема с мусором. Хотя в целом положение и здесь понемногу меняется в лучшую сторону. Вторая проблема серьёзней. Это низкая бытовая культура и феодосийцев, и приезжих. Она особенно сказывается на состоянии пляжей. Нельзя закапывать в песок окурки и объедки, бить бутылки и мусорить. Очень низка также речевая культура, её «лексика» унижает людей. Нужно ведь понимать, что эта «лексика» в глазах обычных нормальных людей очень унижает, в первую очередь, использующих её в своей «речи», и тех, кто вынужден находиться рядом, невольно слышать и шарахаться подальше. Нельзя разговаривать на языке злобы и ненависти. Это очень грустно! К счастью, радостных впечатлений всегда больше. Можно коснуться и ещё одного вопроса, но он, скорее, связан с экономической ситуацией в стране, с рыночными законами. Цены на мясные продукты в Феодосии ничуть не уступают московским, а чаще превосходят их… В столичных мега-магазинах говядина и свинина намного дешевле. Но, повторюсь, главные впечатления очень хорошие, они-то и зовут в Феодосию. – Ну и как же москвичи становятся феодосийцами? – Сначала приезжают, осматриваются, пытаются понять, что они здесь смогут найти. И если ощущается, я бы сказал, культурно-физиологическая привязка, то устраиваются здесь надолго, а то и навсегда. Даже жильё покупают, дачи… Значит, на перспективу. Знаете, наше единство до сих пор сохраняется в сознании. Смотрите, как объединяется Европа! А мы разъединились с такой нетерпимостью, что вот-вот визовый режим введём. Хочется надеяться, что этот текущий момент народы России и Украины сумеют преодолеть. – Интересно, на какое же время вы лично приезжаете в Феодосию, надолго ли можете позволить себе летне-курортную безмятежность? – К сожалению, пока меньше, чем хочется. Дела не отпускают, но месяца полтора удаётся выхватить. Я ушёл из академической науки. Сейчас занимаюсь культуртрегерской деятельностью. Издаю серьёзную литературу – философскую, историческую, психологическую, архивные документы. Издательство «Новый хронограф» – сравнительно небольшое, но и не маленькое, достаточно известное, с прочными связями с Федеральной архивной службой, с Министерством культуры, с Федеральным агентством по телекоммуникациям и печати, с московским Правительством. Мы издаём солидные некоммерческие книги… – Расскажите, пожалуйста, о последних издательских успехах, может быть, ближайших планов немного коснетесь. Мне кажется, это интересно… – В этом году планируем выпустить большой том документов из архива императрицы Марии Фёдоровны, жены Александра III, «С высоты престола». Она покинула Россию в 1920-м, выезжая, кстати, через Крым. В первую очередь нас интересует «советский век», начиная, правда, чуть раньше – года с 1914-го. Этот век, как «Титаник», не погасив огней, ушёл в глубь вечности, оставив за собой огромное количество тайн… Нужно сказать, что часть народа, старшие поколения, всё ещё продолжает жить прошлым, петь песни Визбора и Окуджавы… Для нового поколения то время уже за горизонтом. Оно совершенно не представляет, что же это было за время. Надо понять, что прощание с советским временем, хотя и было мирным, всё-таки несло в себе его негативную оценку. Один этноним «совок» чего стоит! А ведь нынешние проблемы кроются именно в том времени. Если хотим понять, что с нами происходит сейчас, должны знать – что с нами происходило в советский период… – Леонид Сергеевич, наша «Победа» ориентирована на серьёзных читателей. Так что не стесняйтесь пошире, ваши взгляды им будут интересны. – В этом году мы хотим издать книгу В.А.Невежина «Застолья Сталина». Дело в том, что все его приёмы, в том числе и дружеские застолья для узкого круга единомышленников, так или иначе стенографировались или записывались. Часть этих материалов поступала в газету «Правда» и публиковалась, правда, после редактуры и правки самого Сталина. Он был человеком большой работоспособности! Так вот эти стенограммы и записи в полном виде представляют огромный общеисторический интерес. У нас же немыслимая мифология вокруг имени Сталина. Документально точно удалось опровергнуть известную фальшивку, что якобы в августе 1938 года Сталин встречался с Гитлером. Элементарная документальная проверка показывает, что ничего подобного никогда не было! В это время Сталин был в Кремле. На основе исследования записей его приёмов выяснилось, что, например, простых людей лично он вообще не принимал. Исключение – Герои Советского Союза, да и то лишь во время Великой Отечественной войны. С 1924-го по 1953 год Сталин лично принял около трёх тысяч человек, тогда как зафиксированных посещений приёмной его кремлёвского кабинета насчитывается до сорока тысяч… Огромная мифология существует и вокруг того, где был Сталин с 22 июня 1941 года по первые дни июля, что он испугался, бездействовал. Нет, не испугался! Работал! Более того, судя по записям, не очень понимал, что происходило на фронтах, и был уверен, что немцы будут быстро отброшены. Потрясение пришло 28 июня, когда немцы вошли в Минск. А вот в начале июля на некоторое время Сталин исчезает, уходит в отпуск… Ещё в 1993-м мы начали готовить книжную серию «Архивы Кремля», по документам Политбюро ЦК КПСС. Когда этот архив свезли на Ильинку и создали Архив Президента, работали комиссии, которые рассекречивали документы. Мы рассекретили их по четырём направлениям – «Политбюро и Церковь», «Политбюро и оппозиция», «Политбюро и крестьянство», «Политбюро и интеллигенция». «Политбюро и Церковь» удалось издать большим сборником документов. Огромный корпус документов по теме «Политбюро и крестьянство» мы передали другим. Он выходит в трёх крупных томах – «Крестьянство глазами ВЧК». Первый уже издан. Вообще, следует раз и навсегда понять, что архивы не уничтожались, как это принято считать на обывательском уровне. Да, кое-что сгорело на железнодорожных путях при бомбёжке, когда архивы эвакуировали в 1941-м… Остальное в полной сохранности. Хуже то, что заседания начала 1920-х годов, например, связанные с принятием антицерковных решений и конфискацией церковных ценностей, часто не стенографировались. Так, записочками обменивались… Касаясь украинской тематики в издательстве «Новый хронограф», могу сказать, что в 2009 году мы планируем выпустить очень интересную работу молодого историка из Института всеобщей истории по истории Литовской Руси. Эта монография будет очень интересна и украинцам. В этом же контексте вспоминаю, что мы издавали любопытнейшую крупную работу исследовательницы Марьиной, она работает в Институте славяноведения, «Закарпатская Русь в политике Бенеша и Сталина». Это о 1944-1945 годах. Мне кажется, украинцам может быть очень интересно, что происходило в те годы с западными окраинами страны. А вот работ по крымской тематике в ближних планах издательства пока не просматривается. Авторы ничего не предлагают. Книжно-документальная тема сама по себе бесконечна, а если о конкретных наших книгах говорить, так и вообще не расстанемся. За пятнадцать лет мы многое успели. Однако в гостях нужно чувствовать время… – Да, интересно! Честно говоря, не хочется завершать этот разговор… Вернёмся в наш летний город? Скажите, Леонид Сергеевич, а к здешним историко-культурным памятникам вы уже успели приглядеться? Они ведь тоже очень интересны… – Феодосийские историко-архитектурные памятники действительно очень значительны. История города-то невероятна! Конечно, здешние памятники Средневековья и генуэзского времени требуют гораздо большего внимания и заботы, но это, простите, государственная задача – соответствующее финансирование, реставрация, содержание. Мне интересны и мемориальные памятники. Очень нравятся памятник Н.М.Соковнину, святому Андрею Первозванному, а больше всего – памятник Пушкину. Он просто великолепный! Это произведение искусства! Хорошо также, что и место дома С.М.Броневского не утрачено, что имя Пушкина здесь тоже увековечено. Очень важно и то, что вы поставили памятник Афанасию Никитину, ещё интереснее, что своё путешествие он завершил именно в Феодосии… А феодосийские дворцы вдоль набережной! Какое великолепие! Мне кажется, необходимо было бы поддержать курортно-санаторный комплекс, который существует в Феодосии. Похоже, гастроэнторология, что была создана здесь в советское время, переживает сейчас труднейшее времечко. Поэтому и корпуса санаторные в каком-то запустении. В России эта сфера тоже пребывает в грустном состоянии… Свой выбор мы сделали в пользу Феодосии. Очень нравится! Мне вообще нравятся города, в которых меньше полумиллиона населения. В них же можно жить! А здесь – на берегу моря, с чрезвычайно удобным сообщением… Приехать из Москвы можно прямиком, проехав вдоль моря, прямо в центр, и впитывать всё это великолепие природы и южной зелени, деяний рук человеческих… Очарован просто! Вот через пару лет собираюсь завершать свой послепенсионный рабочий цикл и основное время вообще жить в Феодосии. В Москве уже невозможно: десять миллионов человек, три с половиной миллиона автомобилей! Москва задыхается, как гипертоник. Там психологически трудно жить, а в условиях экспансивной и грохочущей масскультуры – невыносимо! Поэтому вот и не сомневаюсь, что курортологическое и туристическое значение Феодосии будут только возрастать, а москвичи всё чаще становиться феодосийцами, и не только в летние месяцы… – Спасибо, Леонид Сергеевич, мы рады, что теперь уже каждый год в Феодосии бывает интересный человек с таким внимательным и благодарным взглядом на наш город. В следующий приезд будем ждать вас в редакции. И с новыми книгами! Вопросы и запись Игоря ТАТАРИНЦЕВА /^| Альбом портретов крылатых машинЧитателям нашей газеты имя феодосийского авиатора-ветерана В.Д.Горохова известно по публикациям материалов по истории авиации. Он автор книг «Воздушный корабль адмирала» и «Икары крымского неба». В преддверии Дня воздушного флота, 75-летие которого будет традиционно отмечаться 18 августа, Владимир Дмитриевич завершил работу над рукописью своего нового труда – альбома-очерка «Лики небесных машин», который включает 596 «портретов» летательных аппаратов России и СССР (1909-1970). Вниманию читателей предлагаются отрывки из этого альбома – вступление «От автора» и заключение «Вместо послесловия». От автора Перебирая в памяти события и факты из истории авиации, мне вспомнились годы, когда вкусовщина членов Политбюро решала судьбы как народного хозяйства, так и обороноспособности СССР. Вымолвил, например, Н.С.Хрущев, что военная авиация и Военно-Морской флот уже не нужны, поскольку появилось ракетное оружие различного назначения, как подчиненные, «взяв под козырек», стали закрывать КБ, резать самолеты и корабли, сокращать Вооруженные силы, в первую очередь за счет «ненужных» родов войск – авиации и флота. Такая участь подстерегала и НИИ-15 ВВС ВМФ, занимавшийся перспективами развития морской авиации. Юбилейный вечер по случаю 25-летия НИИ, проходивший в начале 1961г., вылился по сути в прощальный – согласно принятому «сверху» решению предстояло расформирование «Фонтанки-10» (так в обиходе называли НИИ – по месту прописки в Ленинграде). Мне в тот сложный период довелось служить как раз на «Фонтанке». Запомнились слова начальника института генерал-полковника авиации В.В.Ермаченкова, в прошлом – летчика, командующего ВВС Черноморского флота, произнесенные в тот юбилейный вечер в самолетном отделе НИИ: – Особенно приятно мне встретиться с вами, самолетчиками. В последнее время принято избегать слово «самолет», в ходу новые, модные слова «система», «комплекс». Мне, как и вам, представителям самой многолюдной категории авиаторов, такая подмена терминов неприемлема. Поэтому прошу поднять бокалы за слово «самолет»! С возгласами «Ура нашему командиру!» – самолетчики поддержали тост Василия Васильевича, начальника смелого и несгибаемого в общении в «верхами». К словам генерала стоит добавить, что происходила не просто подмена терминов – сместились понятия в рядах самих авиаторов: радисты и прибористы начали считать в авиации главными свои профили, а самолет – вроде летающей железки, напичканной их аппаратурой; не остались в долгу и вооруженцы, в свою очередь рассматривающие самолет лишь в качестве носителя оружия… Минуло то время, в корне изменилось отношение государственных мужей к авиации, и хотя остались в ходу и «система», и «комплекс» (применяемые в широком смысле), слово «самолет» вновь стало господствующим в авиации. Восторжествовала справедливость слов Николая Егоровича Жуковского, «отца русской авиации»: «Самолет – величайшее творение разума и рук человеческих, он не подвластен никаким авторитетам, кроме лиц, знающих и уважающих летные законы». Русскому слову «самолет» и посвящается этот альбом-очерк. Мысль о таком альбоме появилась у меня давно, когда в СССР еще не было литературы по истории отечественной авиации и, в частности, по истории самолетостроения. В то же время по библиографическим данным можно было судить о значительном количестве изданий об авиации России и СССР, вышедших за рубежом. О будущих книгах Вадима Борисовича Шаврова, которые явились подлинной энциклопедией отечественного самолетостроения, еще не было слышно. Правда, в журнале «Наука и жизнь» промелькнула информация, что над этой темой он работает и намерен применить личный опыт классификации крылатых жуков к классификации крылатых машин. Вот тогда и зародилось желание создать альбом, в котором, пусть мозаично, показать насколько богата история отечественного самолетостроения (По подсчету того же Шаврова, в 1909-1938гг. в России и СССР было создано 800 оригинальных типов и модификаций самолетов, в среднем по 27 новых конструкций в год!). Альбом был задуман необычным – самолеты изображались в виде графических миниатюр, выполненных пером и тушью. И этому была причина: исходный фактический материал – фотоснимки самолетов – не всегда удавалось найти, приходилось воспроизводить внешний вид некоторых крылатых машин по обнаруженным в том или ином источнике трем проекциям или по памяти (благо, многое запомнилось за долгую жизнь в авиационном мире). Рисованные же портреты самолетов позволили достичь на листах альбома единообразия. На начальной стадии работы велась переписка с конструкторами В.Б.Шавровым и И.В.Четвериковым, летчиком-конструктором А.Н.Грацианским, Центральным домом авиации и космонавтики им.Фрунзе, Научно-мемориальным музеем Н.Е.Жуковского. Работая над альбомом, мне приходилось быть одному во многих лицах: накопив материал как историк, анализировал его как инженер, собственноручно делал репродукции с уникальных фотографий и сам перепечатывал на машинке рукопись, сам же тщательно прорисовывал миниатюры-изображения самолетов, восстанавливая утраченный облик той или иной малоизвестной машины. Графическая миниатюра – дело кропотливое, неспешное и трудоемкое. Когда рисунками были заполнены десять листов ватмана формата А-2, появилось сомнение в нужности затеи, так как наконец-то вышли книги Шаврова: в 1969г. – первый том, в 1978г. – второй том. Для читателя, которому не довелось держать в руках книгу Шаврова, приведем слова писателя М.С.Арлазорова, написанные лет 30 назад: «Книга Шаврова не роман, не воспоминания о жизни, полной разнообразных приключений, и даже не литературные портреты выдающихся людей авиации, с которыми не раз встречался автор. Нет, все гораздо проще, хотя и не менее увлекательно. Шавров составил удивительное по обстоятельности и полноте описание отечественных самолетов. Он написал их портреты. И выстроившись в хронологическом порядке в длиннющий ряд, эти портреты составили увлекательный рассказ об авиации, деле, которому посвятил жизнь этот оригинально мысливший конструктор и историк своей профессии». А вот отзыв о книге Шаврова одного из читателей: «Самым поразительным в этой книге мне кажется то, что будучи задумана как работа чрезвычайно узкого профиля, она в конце концов стала весьма примечательным культурным событием, обрела качества, благодаря которым вызывает большой интерес и вне сферы авиационной техники, и даже техники вообще». В принципе, но более скромнее по масштабам, как раз это было задумано в моем альбоме. Как автор я был удовлетворен тем, что был на правильном пути, но счел благоразумным вовремя сказать: «Пас!» и выйти из игры – работа над альбомом затормозилась. Правда, по инерции (да и жаль было задела) иногда прикладывал свежий лист ватмана к чертежной доске и что-то дополнял к уже сделанному. И вдруг ныне, когда появилось обилие книг об отечественной авиации – подробных, прекрасно иллюстрированных, я решил продолжить работу над альбомом. Вспомнилось, как работая в НИИ ВВС, организовал выставку листов будущего альбома, к которой проявили интерес мои коллеги, люди искушенные в авиации, что и утвердило во мнении: альбом, в котором компактно изображено большинство крылатых машин России и СССР, сопровождаемое лаконичными сведениями о каждой из них и времени их создания, может найти свою нишу в литературе об авиации. Предлагаемое вниманию читателя творение автора, конечно, не полная картина истории отечественного самолетостроения с 1909 по 1970гг., а лишь иллюстрация этой истории – опытные, экспериментальные, серийные, летавшие и нелетавшие, в том числе и недостроенные летательные аппараты, созданные интеллектом и трудом отечественных конструкторов. Намерение продолжить альбом далее 1970г. автор преодолел не без борьбы с самим собой, логично посчитав, что рубеж 1960-1970гг. этапный – появление сверхзвуковых самолетов второго поколения. Все, что после, – самолеты самых последних поколений – любой зрячий может увидеть на авиасалонах, в кинофильмах и телепередачах. Их же крылатые предшественники или позабыты за давностью лет, или жили в другую эпоху – время секретности, закрытости. Впрочем, крылатые летательные аппараты – это не только самолеты, но и близкие к ним мотопланеры (планерлеты), которые послужили толчком к созданию транспортной авиации. Отметим и то, что в корне слова «винтокрылые» (а это и автожир, и вертолет) звучит родное для слуха авиатора – «крыло». Да, подъемную силу у винтокрылых образует несущий винт, лопасти которого по сути есть крыло – по конструкции и по назначению. Ныне авиацию нельзя представить без винтокрылых. В этой связи в альбоме отведено должное место и летательным аппаратам такого рода. При составлении альбома я придерживался, по возможности, периодизации, уже принятой некоторыми историками авиации. Но вместе с тем старался сохранять целостность семейств летательных аппаратов наиболее известных конструкторов. Чтобы более выпукло показать необычность самолетов бесхвостовой схемы, автор счел нужным сгруппировать их вместе – так их портреты не «замылятся» в обилии самолетов классической схемы. Выше я уже упомянул, что прожил долгую жизнь в авиационном мире. Добавлю – не просто прожил, а по сути всю жизнь посвятил и верно служил одному богу – авиации: от полотняно-фанерных до самых современных летательных аппаратов, и альбом-очерк есть логическое выражение личного мировоззрения и желания в доступной для широкого круга читателей форме отобразить историю отечественного самолетостроения. Вместо послесловия Перевернут последний лист альбома. Перед глазами промелькнули 596 рисунков крылатых и винтокрылых машин, в большинстве своем, можно полагать, мало или совсем неизвестных читателю. Обратите еще раз внимание хотя бы на рис. 2 и рис. 502. На первом из них – Гаккель-III, первый самолет русской конструкции, совершивший зарегистрированный полет протяженностью 200 м со скоростью 80 км/ч. На втором – Миг-25, первый в мире серийный истребитель-перехватчик, достигший рубежа скорости 3000 км/ч. Как разнятся они внешним видом и летными данными! Уже не говоря о том, что Гаккель-III с двигателем в 35 л.с. при полетной массе 560 кг почти не имел приборного оборудования, а Миг-25 с двумя реактивными двигателями с тягой на полном форсаже по11200 кгс, максимальной взлетной массой 41 т, буквально нашпигован самым современным вооружением и оборудованием. А ведь их разделяет лишь 55 календарных лет, что примерно соответствует сознательной творческой жизни одного человека! Не только на этом примере можно показать, как изумительно преобразилось «величайшее творение разума и рук человеческих» за столь короткий в жизни человечества срок. И это уже прошедший период! Минуло не так много времени, как на смену Миг-25 и его поколению в небо взлетели новые отечественные самолеты и вертолеты, каких еще не знал авиационный мир. Очевидцами этого, дорогие читатели, вам суждено было стать самим. В.Горохов /^| День авиации – праздник нашего города(Окончание. Начало в №90 от 14 августа 2008г.) Феодосия также приобщается и к освоению космоса. Здесь тренируются космонавты, в том числе и зарубежные. Одновременно начинаются испытания посадочных систем межпланетных станций и спускаемых аппаратов космических кораблей. На 2007 год пришлись 2 крупные даты в истории космонавтики. 12 января исполнилось 100 лет со дня рождения С.П.Королева – выдающегося практика космонавтики, воплотившего идею полета в космос в жизнь. А в октябре отмечали 50-летие космической эры, начало которой положил запуск первого искусственного спутника Земли. В ряду городов, отметивших 100-летие Королева, Феодосия стояла одной из первых. Молодость выдающегося конструктора прошла на горе Клементьева. В годы расцвета космической эры половина предприятий города работало на авиацию и космонавтику. Космическими исследованиями и испытаниями в Феодосии занималось более 30 филиалов московских, ленинградских, куйбышевских (Самара) КБ и НИИ. Сам СП, как называли Королева, бывал в Феодосии чаще, чем на своей московской квартире. Москву – Феодосию – Байконур называли «Королевским треугольником» Одновременно создаются местные предприятия авиационной промышленности. Это в первую очередь филиалы ОКБ им.М.Миля и Н.Камова, НИИ аэроупругих систем. На аэродроме в Кировском создаются представительства ОКБ Туполева, Бериева, Сухого, Микояна, Яковлева, Гризодубовой и других научных организаций. Таким образом, к середине 70-х годов более 50 процентов феодосийцев работали в аэрокосмической отрасли. О многих феодосийцах можно сказать, что они были первыми. Это первое десантирование спасательного катера «Ёрш» с экипажем с самолета «Ан-12 ПС», первая посадка и взлет с водной поверхности вертолета «Ми-14», первый трамплинный взлет и посадка самолетов «Су-27» , «МиГ-29» и «Су-25» на авианосец. Это не имеющие аналогов в мировой практике испытания самолетов вертикального взлета и посадки «Як-38» и вертолетов «К-27» в реальных условиях Индийского океана в процессе боевого похода авианосного крейсера «Новороссийск». Проведены испытания авианесущих кораблей ВМФ «Москва», «Ленинград», «Киев», «Минск», «Новороссийск», «Баку», авианосца «Адмирал Н.Г.Кузнецов». Из рук феодосийцев получили аттестаты летной и боевой зрелости противолодочные самолеты «Бе-12», «Ил-38», «Ту-142», базовые вертолеты «Ми-4М» и «Ми-14», корабельные вертолеты «К-10», «К-15», «К-25» и «К-27». В Феодосии испытывали и доводили «до ума» средства поиска, слежения за атомными подводными лодками противника и уничтожения их в случае военного конфликт. Все работы проходили под грифом строгой секретности, поэтому мало кто до сих пор имеет объективное представление о масштабах испытаний в Феодосии. И надо сказать, многие работы, проведенные в нашем городе, так и остались за семью печатями, и еще не скоро мы о них узнаем, если узнаем вообще. Бетонные плиты испытательного аэродрома Северный в пгт Кировское помнят уходивших в полет корифеев-испытателей – Ю.Гарнаева, Амет-Хана Султана, И.Сухомлина и 18 других героев СССР, России и Украины. В Феодосии работали кавалеры Золотой Звезды, Герои Советского Союза: №1 – А.В.Ляпидевский, № 2 – Н.П.Каманин, В.С.Гризодубова... С аэродрома Северный ушли в свой последний полет 17 летчиков-испытателей: И.Волынкин, Г.Борисов, Ю.Лапин, П.Федоров, А.Буданов, Н.Белокопытов, С.Дудкин, В.Савчук, А.Матюшкин, В.Стрельников, В.Кулешов, В.Непочатых, А.Положенцев, Ф.Макарихин, Р.Казарян, В.Ворошилов и Н.Коровин. Вечная память первопроходцам пятого океана! Шесть феодосийцев стали лауреатами Государственной премии СССР, 28-и присвоены звания заслуженных летчиков- и штурманов-испытателей, 38 стали рекордсменами мира по авиационному спорту. Из-за ликвидации СССР все работы в 3 управлении 8 ГНИКИ ВВС были свернуты. Преемником его на территории Украины стал Государственный научно-испытательный центр ВС Украины. ГНИЦ в настоящий момент занимается работами по модернизации и продлению ресурса существующего парка летательных аппаратов и участвует в испытаниях транспортного самолета «Ан-70». 25 мая 2007 года была отмечена юбилейная дата – 75 лет ГНИЦ ВС (3 управления 8 ГНИКИ ВВС). Из них 60 лет – в Феодосии. Из филиалов ВПК СССР в настоящее время функционируют Государственный НИИ авиационной техники, НИИ аэроупругих систем, Государственное научно-испытательное предприятие, НИЦ «Вертолет». Из краткого обзора вклада нашего региона в аэрокосмонавтику можно сделать вывод, что труд живших и работавших в нем людей заслуживает увековечения созданием мемориального комплекса «Феодосия – аэрокосмонавтика». По нашему мнению, его основу должны составить памятник, увековечивающий наиболее выдающихся деятелей в области авиации и космонавтики – ученых, конструкторов, летчиков, штурманов и инженеров, которые непосредственно работали в Феодосийском регионе, а также музей, демонстрирующий вклад Феодосийского региона в развитие авиации и космонавтики, создание соответствующих туристических маршрутов. В настоящее время в Феодосии уже существуют некоторые элементы будущего мемориального комплекса. К ним относятся памятник адмиралу Н.М.Соковнину; памятная доска в честь 40-летия полета в космос Ю.Гагарина, космонавтов и творцов космической техники, живших и работавших в Феодосии; музей истории ГНИЦ ВС Украины, центр планерного спорта, музей Ю.Гарнаева в школе №3, личный музей Е.А.Бойко в селе Береговое, экспозиция в музее ФСК «Море», улицы, носящие имена летчиков-героев Н.В.Челнокова, Н.Г.Степаняна, Ю.Г.Гарнаева, В.П.Чкалова, первого космонавта Ю.А.Гагарина. Сбор материалов по теме «Феодосия и феодосийцы в авиации и космонавтике» ведется и в Феодосийском краеведческом музее. Периодически в залах этого музея экспонируются выставки, проходят презентации новых книг об авиации и космонавтике. По мере комплектации фондов материалами и при соответствующем финансировании в дальнейшем возможно создание постоянно-действующей экспозиции по данной тематике в городском краеведческом музее. Со временем на базе авиационной экспозиции музея может быть создан отдельный музей авиации и космонавтики в нашем городе как филиал Феодосийского краеведческого музея, либо же как самостоятельный музей. Поэтому мы обращаемся к предприятиям и ветеранам аэрокосмической отрасли и жителям города с просьбой сдавать в фонды Феодосийского краеведческого музея экспонаты. Это могут быть исторические справки, воспоминания, фотографии, открытки, письма, книги, приборы, награды и личные вещи. Факт передачи экспонатов в фонды музея на постоянное хранение оформляется официальным актом приема. В понедельник, 18 августа 2008 года, в честь Дня воздушного флота Феодосийский краеведческий музей открывает небольшую книжную выставку, посвященную истории авиации и космонавтики. Презентация новой выставки – в 12.00 по адресу: пр.Айвазовского,11. Вход свободный. А.К.Кирюхин, кандидат технических наук, лауреат Государственной премии СССР, полковник в отставке А.А.Евсеев, директор Феодосийского краеведческого музея Также читайте в этом номереМои года - мое богатство Тематическая страница "Шесть соток" Тематическая страница "Эскулап" Частные объявления
Обращаю ваше внимание на следующие электронные издания:
Выпуск рассылки осуществляется при поддержке сайта "Крым - наш дом" |
В избранное | ||