Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Феодосия, Крым - новости

  Все выпуски  

«Резать будут все!»


Нам скоро 90 лет

Материалы газеты ПОБЕДА
16 февраля 2008г., суббота, № 18 (15106)
Уважаемые феодосийцы!

Приглашаем вас оформить подписку на газету «Победа» на 2008 год

Трижды в неделю - полный спектр новостей города; проблемы, о которых спорят; тематические страницы; официальные документы местного самоуправления.
«Победу» делают профессионалы!


Подписаться на газету «Победа» можно в любом почтовом отделении Феодосии, а также в редакции - ул.Земская, 8.

Подписной индекс для трех номеров - 09906

Подписной индекс для субботнего номера - 30524
  •  1 мес. -  5 грн. 50 коп.
  •  3 мес. - 16 грн. 50 коп.
  •  6 мес. - 33 грн. 00 коп.
  • 10 мес. - 55 грн. 00 коп
  •  1 мес. -  2 грн. 80 коп.
  •  3 мес. -  8 грн. 40 коп.
  •  6 мес. - 16 грн. 80 коп.
  • 10 мес. - 28 грн. 00 коп.

По жизни - с «Победой»!


/^|

«Резать будут все!»


     В этом году конкурс на лучшую обрезку виноградной лозы проходит на Феодосийском заводе коньяков и вин с небывалым размахом. В четверг выявили лучших среди рабочих. А теперь показать мастерство обрезки предстоит управляющим отделениями, агрономам-бригадирам. Это новшество вызвало большое оживление в коллективе.

     Соревнование рабочих – дело привычное. А то, что «взялись» за управленцев, предложив им подтвердить квалификацию не на словах, а на деле, – момент непривычный. Хоть мы и живём второй десяток лет в рыночной экономике, но руководствуемся во многом чиновничьим подходом. Занял место повыше и успокоился. А какими умениями владеешь сам, подчинённых не касается. Эффективно же работающее производство основывается на другом принципе. Руководитель любого звена должен быть не просто назначенной единицей, а действительным лидером, профессионалом. То, что в ЗАО «Феодосийский завод коньяков и вин» внедряют такой подход, – признак хороший.
     Прежде чем выявить лучшего среди рабочих, провели соревнования в каждой из 8-ми бригад. А затем всех победителей и призеров пригласили на общезаводской конкурс.
     В четверг утром на окраине села Ближнего, где находятся виноградники бригады №1, собрались 23 участника итогового конкурса. Для них были приготовлены пронумерованные ряды лоз. Провели жеребьёвку. Рабочие заняли стартовые позиции в соответствии с вытянутыми номерками. Каждому предстояло за час обрезать 17 виноградных лоз.
     Жюри приступило к работе лишь после того, как последний обрезчик покинул территорию соревнований. Судьи не знали, кто на каком ряду работал, фигурировали лишь номера участников.
     Жюри в составе управляющих отделениями, агрономов, бригадира вооружилось таблицами и отправилось по рядам. Обрезку каждого куста оценивали по трём параметрам: нагрузка, формировка, чистота обрезки.
     Пока жюри работало, бригадиры обменивались впечатлениями.
     – Обрезано чистенько! Профессионально, – оценила работу виноградарей бригадир пятой бригады Наталья Шебаниц – героиня ноябрьской публикации в «Победе».
     Наталья Павловна пояснила:
     – На кусте должно быть не менее 4-х «рукавов». На каждом рукаве формируется плодовое звено из сучка замещения и лозы плодоношения. Лозу, давшую урожай, на следующий год удалят, чтобы не удлинялся рукав. А из сучка замещения опять пойдут две лозы. Одну оставят на плодоношение, другую – на сучок.
     Этот цикл повторяется каждый год. Поэтому обрезка считается одной из самых важных операций. От её качества зависит, как будет развиваться лоза, принесёт ли плоды. Вот почему мастерству обрезки уделяют в виноградарстве особое внимание.
     Несмотря на морозец и пронизывающий ветер, жюри продолжало кропотливо оценивать работу конкурсантов. Дилетант мог только поражаться, как они различают малейшие оттенки качества работы. Где-то, по их мнению, был менее чистый срез, где-то – слишком высокие «пенёчки» или неправильно выбранный сучок замещения.
     Закончив осмотр лоз и подсчёты баллов, судьи приступили к совещанию. Где вы ещё увидите жюри в тёплых куртках и полушубках, жарко спорящее на краю виноградного поля?
     Председатель жюри агроном по многолетним насаждениям Александр Владимирович Голованов огласил итоги и вручил цветы победителям. Жюри присудило одно первое, два вторых и три третьих места. Чемпионкой стала жительница Золотого Поля Лидия Анатольевна Кудинова из четвёртой бригады.
     – В бригаде она лидирует не только по качеству, но и количеству кустов, – рассказала её бригадир Елена Александровна Гулякова.
     Второе место в конкурсе заняли Валентина Анатольевна Петухова из бригады № 8 и Наталья Васильевна Першина из бригады № 3. На третьем – Наталья Николаевна Козачук из бригады № 2, Татьяна Васильевна Глушкова и Вера Петровна Дубинина – из бригады № 5.
     Чемпиону обрезки завод перечислит на карточку тысячу гривен. Обладатели вторых мест получат по 700, третьих – по 500 гривен.
     Жюри отметило, что все участники были практически на одном уровне и выполнили работу с незначительной разницей в качестве. Да что там говорить, если обладатель первого места набрала 101 балл, а второго – 100,9!
     Организатор конкурса – энергичная начальник планового отдела Галина Евгеньевна Воронина добавила, что победителями оказались не те, на кого делали ставку, а более молодые виноградари. Очевидно, в признанных лидерах оставаться опасно: перестаешь стремиться к совершенству.
     Но главная интрига конкурса впереди. Как покажут себя бригадиры, управляющие отделениями, агрономы? Когда один из них обмолвился, что не хочет участвовать в соревновании, Александр Голованов категорично заявил: «Резать будут все!» По его мнению, в жюри «управленческого» конкурса надо включить больше рабочих, чтобы «они оценивали нас».
     В число соревнующихся пригрозили включить даже корреспондента, который берётся писать о виноградарстве. С удовольствием бы, да жаль 17-ти виноградных лоз…
Лариса СЕМЁНОВА


/^|

Портретная галерея пополняется


Игорь ТАТАРИНЦЕВ

     Преемственность власти – основа её незыблемости. Кажется, мы потихоньку начинаем понимать эту простую истину. Раньше-то всё на революционность момента списывали, потом, в 1930-е, – на «врагов народа», в период оккупации Феодосии в 1941-1944 годах – на изменников Родины… Незаменимых тогда не было! Вдумайтесь только: за семьдесят советских лет не найти половины фотопортретов первых лиц Феодосии – председателей совета... Вот вам и отношение к своей истории!

     Слава Богу, времена меняются. Пять лет назад в исполкоме горсовета появился отличный исторический стенд, где представлены фамилии и имена всех первых лиц города с 1783 года, да и генуэзский период нашей истории тоже не забыт. Год назад появилась портретная галерея тех, кто возглавлял городской совет с 1918-го, значит – после революции. Среди тридцати семи имен, составивших этот ряд, в половине рамок чернели лишь буквы инициалов и фамилий. Фотографий просто не было. Да что там 1918-й, недавние 1960-е тоже выразительно белели в этом ряду, подчёркивая наше беспамятство…
     Две недели назад портретная галерея в исполкоме существенно пополнилась. Государственный архив в Автономной Республике Крым прислал плохонькие ксерокопии портретов сразу восьми персон, в основном – 1918-1920 годов. Больше даже там не нашли. Но и это немало, потому что архивные поиски, инициированные руководством Феодосии, будут продолжены дальше. Ну а присланные изображения компьютерщики вытянули во вполне приличные портреты, пополнившие лицевой ряд.
     Памятник И.А.Назукину в Феодосии знает каждый. Однако фотопортрет этого матроса видели немногие. Теперь он есть в портретной галерее председателей городского совета. Семь других имён – И.Ф. Федько, В.С.Козлов, И.М.Полонский, В.Г.Будницкий, И.Г. Хмельницкий (Хмелько) и Софья Михайловна Юткевич, а также Никифор Кузьмич Нескородов, который возглавлял Феодосийский городской совет накануне войны, в 1941 году, и сразу после освобождения города – в 1944-м… По четырём, кстати, теперь нужно выяснить имена, потому что пока они известны лишь своими инициалами...
     К сведению читателей сообщим, что орготдел исполкома весьма заинтересован в получении фотопортретов председателей исполкома Феодосийского городского совета В.И.Бражникова (1961-1965 гг.) и Д.Д.Вершкова (1965-1971 гг.). Как говорится, вся надежда на потомков и тех горожан, у кого сохранились хотя бы групповые фотографии…


/^|

Семинар-практикум избрал Феодосию


Игорь ТАТАРИНЦЕВ
     Этот практический семинар, призванный реально научить профильных специалистов, прошёл в Феодосии 14-15 февраля. Местом его проведения стала наша школа-гимназия №5, а целью – ознакомиться с системой работы методического кабинета и общеобразовательных учебных заведений современной Феодосии по созданию компьютерной базы данных учебников и учебной литературы. Задача тоже понятная: научить школьных библиотекарей перенести учебные книги в электронные носители, чтобы предельно расширить возможности доступа пользователей. Вокруг этого вопроса – навыки обработки информации в реальной программе, инновационные возможности учащихся при пользовании электронными каталогами. Иначе говоря, сел за компьютер – и всё перед глазами...

     Семинар-практикум «Создание базы данных учебников и учебной литературы с внедрением компьютерных технологий» собрал в наш город весь Крым, потому что сюда прибыли профильные специалисты из двадцати одного региона автономии. Семинар прошёл под эгидой Министерства образования и науки АРК и управления образования Феодосийского городского совета. Работу семинара направляли главный специалист отдела общего и среднего образования Министерства образования и науки АРК Анна Валериевна Маханова, методист центра проблем образования этого министерства Екатерина Эдуардовна Рысева, начальник управления образования Феодосийского горсовета А.А.Секирко.
     Чтобы было более понятно содержание всей работы семинара, обозначим некоторые темы докладов и практических разработок: «Создание мобильных данных учебников и учебной литературы», «Обучение навыкам работы в программе ЕXCEL для приведения документации к единой форме», «Опыт работы при использовании инновационных форм работы при знакомстве учащихся с каталогами школьной библиотеки» и широкий ряд других. Кроме того – два «круглых стола» по практическим вопросам, экскурсия по школьным кабинетам, каждый из которых включён в общешкольную компьютерную сеть, подведение итогов обучения.
     Как подчеркнула А.В.Маханова, «Феодосия – не просто очень гостеприимное место, но школы Феодосии – самые подготовленные во всём Крыму для проведения соответствующего практического учебного семинара», ну а место проведения, отметила Алла Секирко, тоже выбрано закономерно, потому что библиотека Феодосийского УВК «Школа-гимназия №5» стала победительницей в общекрымском конкурсе компьютеризированных школьных библиотек. Так вот шаг за шагом город и пробивается через свой прежний централизованный провинциализм к ярким звёздам, что раньше для Феодосии как бы и вообще не сияли на общем небосклоне…


/^|

В посёлке Северном готовы к «автономии»

Если к единственной многоэтажке подведут газ


     Жители единственного многоквартирного дома посёлка Северный вновь обратились в редакцию «Победы» по поводу газификации их дома.
     В конце ноября 2007 года наша газета опубликовала подробный материал о проблемах Северного. Некоторые феодосийцы даже не знают, что в черте города есть такой посёлок. Сегодня Северный – практически опустевшая территория некогда благополучной железнодорожной станции. Отдельная железнодорожная ветка обслуживала сверхсекретный объект союзного значения, который располагался поблизости, в посёлке Кизилташ. С развалом ВПК начались муки жителей посёлка. Военное ведомство бросило инфраструктуру на произвол судьбы. Сейчас в посёлке, который находится в районе бывшего мясокомбината, осталось 14 одноэтажных жилых домов с печным отоплением и один 3-этажный, который в предыдущие годы отапливали лишь периодически.
     – Мы устали жить в холоде, – обратились в редакцию жильцы этого дома накануне зимы. – Готовы установить автономное отопление, если к нам подведут газовую трубу.
     От ближайшей газовой трубы до этого дома – около двухсот метров. Городской голова дал поручение директору газоснабжающего предприятия «Теодосия» просчитать, во сколько обойдётся прокладка газа, и пообещал рассмотреть вопрос о финансировании этих работ. Тем временем город готовил к работе котельную, отапливающую трёхэтажку. Приезжали специалисты из Симферополя, чтобы отремонтировать теплотрассу, которая, как и котельная, была в ужасном состоянии. В ремонте теплотрассы помогали жильцы дома.
     По их информации, тепло поступает в квартиры с 9 января.
     – Спасибо, что город постарался запустить котельную, – говорят они. – У нас тепло, котельную исправно топят дровами: спиленными деревьями и новогодними ёлками, которые свезли со всего города. Спасибо жэку № 3 и его директору Михаилу Михайловичу Черникову.
     Тем не менее вопрос газификации дома по-прежнему волнует его жителей. Они понимают, что захудалая котельная – дело не очень надёжное, и больше надеются на «автономку», которую намерены установить с приходом газа.
     – Многие из нас получили компенсацию вкладов, собрали деньги, чтобы установить котёл или газовый обогреватель. Но в «Теодосии» не дают никакой информации, будут ли тянуть к нам газовую трубу, – посетовал житель дома Пётр Максимович Ковальчук.
     Городской голова Феодосии пояснил, что к этому вопросу город вернётся по окончании отопительного сезона.
     – Сейчас дом отапливается, в квартирах тепло. Автономным отоплением будем, как и положено, заниматься после сезона, – сказал он.
     Жильцы трёхэтажки считают, что дешевле пробросить к дому газовую трубу, чем содержать котельную. Возможно, в таком небольшом доме из двух подъездов нет необходимости устанавливать автономное отопление в каждой квартире. В таком случае достаточно одного котла на весь подъезд.
Лариса СЕМЁНОВА


/^|

В Кизилташ – своим маршрутом


     Этот пригородный автобус знают многие, кто добирается в юго-западный край Феодосийского региона. Он замаскирован безликим названием «Урочище», что появилось ещё в начале 1990-х да так и держится доныне. Тогда это обосновывалось полузакрытостью населённого пункта Краснокаменка, только-только призрачно обозначившегося в транспортном обиходе. Потом до переименования названия автобусного трафарета руки не доходили. Теперь вот, похоже, дошли…

     В кругу вопросов, рассмотренных на очередном заседании комиссии исполкома горсовета по транспорту и безопасности движения, что состоялось 12 февраля, значился и такой: о проведении конкурса на маршрут «Феодосия-Краснокаменка». Председатель комиссии А.В.Кызылов, помощник городского головы, проинформировал о том, что назрела необходимость выделить указанный автобусный маршрут в отдельный, выведя его из чередования в общем потоке маршрута «Феодосия-Биостанция», в посёлок Курортное, значит.
     Автобус на Краснокаменку, иначе говоря – в Кизилташ, скоро будет ходить отдельно. Зимой, видимо, хватит одной машины, летом понадобится две. Ситуация быстро откорректируется реальной потребностью, а главное – будет точное расписание движения автобуса на этом маршруте, когда не придётся ждать, будет он пятым, четвёртым или третьим по счёту автобусом в общем потоке маршрута на Биостанцию. Не будет обойдена в своих правах и льготная категория пассажиров.
     Члены транспортной комиссии единодушно поддержали предложение о создании отдельного автобусного маршрута в Кизилташ. Принято решение о проведении соответствующего конкурса среди потенциальных перевозчиков. Условия конкурса и требования к перевозчикам на новом маршруте вскоре будут опубликованы в газете «Победа», ну а поступившие предложения на конкурсной основе рассмотрят в конце марта, числа 24 или 26-го. Так что с апреля, наверное, трафарет «Урочище» сменится более внятным – «Феодосия-Краснокаменка», а может, и более романтичным: «Феодосия-Кизилташ».
Игорь ТАТАРИНЦЕВ


/^|

Наследие доктора Вяземского


     Зимний Карадаг наиболее величествен. Небо опускается на его вершины облаками и серой дымкой, сливаясь с горами в первозданном единстве. Скалы и хребты дышат исполинской силой Творца, чьей волей сокрушалась земная твердь и разливались моря раскалённой лавы. По оценкам учёных, это было 150 миллионов лет назад. Третью часть этого невероятно громадного отрезка Карадаг прожил как потухший вулкан. Человек, появившийся на свет лишь два миллиона лет назад – в последние мгновения спокойной жизни Карадага, сохранил в генетической памяти священный трепет перед мощью этих мест. Дошедшие до нас названия вулкана были именами божеств – их самых свирепых и сильных ипостасей.
     Сегодня Карадаг – главная достопримечательность Юго-Восточного Крыма. Рукотворные памятники меркнут на фоне его могучей природной красоты. Магнитные аномалии создают особую энергетику, которую обожествляли древние и которая так манит современных исследователей, окутывая потухший вулкан атмосферой неразгаданных тайн.
     В минувшем году исполнилось 100 лет с начала строительства на Карадаге научной станции. Его затеял «чудной доктор», московский врач-невропатолог Терентий Вяземский. В ушедшем году научная общественность отметила 150-летие этого замечательного человека. Исполнилось 30 лет первой в бывшем Союзе научной лаборатории по изучению дельфинов. Кроме того, 2007-й был объявлен ЮНЕСКО Международным годом дельфина.
     Как провела карадагская биостанция этот наполненный юбилеями год, над чем собирается работать сегодня? Об этом мы попросили рассказать директора Карадагского природного заповедника Национальной Академии наук Украины кандидата биологических наук Аллу Леонтьевну МОРОЗОВУ.
     Официального названия «биостанция» не существует уже с 1963 года, когда этому научному учреждению дали статус Карадагского филиала Института биологии южных морей Академии наук УССР. Заповедник, созданный в 1979 году, существовал в филиале как отдел. В конце 90-х годов филиал получил самостоятельность и название «Карадагский природный заповедник». Однако широкие массы до сих пор называют его биостанцией. Так называется и автобусный маршрут до Курортного.

     Заветы основателя выполнены

     – Минувший год прошёл на биостанции под знаком 150-летия её основателя и 100-летия с начала строительства?
     – Официальным днём рождения биостанции мы считаем не 1907-й год, когда началось её строительство, а 23 сентября 1914 года, когда в Москве была рассмотрена дарственная Вяземского и принято решение передать станцию в дар науке. На свои небольшие средства приват-доцент Московского университета Терентий Иванович Вяземский основал на Карадаге научную биологическую станцию и передал её вместе со своей библиотекой Обществу содействия успехам опытных наук при Московском университете.
     Его бескорыстный поступок даже тогда большинству казался удивительным, не говоря уж о сегодняшнем дне. Современники говорили о нём: «Чудной доктор с развевающимися волосами». Люди немеркантильные всегда слывут чудаками. Вяземский был бесконечно предан своим научным идеям, вкладывал в их осуществление всё, что имел, и оставил это наследие науке.
     Конечно, не будь Вяземского, этот уголок всё равно не остался бы незамеченным. Карадаг – единственный в Европе потухший вулкан юрского периода. Больше таких геологических образований на европейской территории нет. Но нужно благодарить судьбу за то, что здесь обосновались не частные усадьбы и туристические комплексы, а именно наука, сохранившая этот уголок в его природной целостности.
     Биостанции присвоено имя Вяземского, его бюст установлен у входа в главное здание.
     В минувшем году у нас побывали известные ученые, представители научной общественности. Встречи и конференции были посвящены 150-летию Терентия Вяземского и 100-летию его библиотеки, которую наше научное учреждение бережно сохраняет.
     В конце апреля на биостанции прошло выездное заседание бюро отделения общей биологии президиума Академии наук Украины. Это было первое в истории выездное заседание бюро, которые обычно проходят в Киеве, в здании президиума. К нам прибыла группа учёных во главе с секретарём отделения общей биологии академиком Дмитрием Михайловичем Гродзинским. Они познакомились с нашим учреждением, его научными результатами, состоянием территории. Началась встреча докладами к 150-летнему юбилею Терентия Ивановича Вяземского.
     В первых числах мая прошло ещё одно мероприятие памяти Вяземского в рамках ХII Международной конференции «Библиотеки и информационные ресурсы в современном мире науки, культуры, образования, бизнеса». У нас на биостанции работала секция «От сокровищ морей к сокровищам библиотек» с участием специалистов 10 стран. Насколько я знаю, им у нас очень понравилось. Это было связано со 100-летием библиотеки Вяземского. Ещё студентом он начал собирать книги и вскоре стал одним из самых страстных в России библиофилов. Его библиотека была одним из лучших научных собраний книг того времени. Вот таким сокровищем мы владеем. К 100-летию библиотеки выпущен конверт и проведено спецгашение.
     Терентий Иванович Вяземский видел биостанцию научным центром, где проводят многоплановую исследовательскую деятельность. Сегодня заповедник продолжает работать как комплексное научное учреждение, где ведут исследования в области геологи, биологии, изучения моря. Карадаг – один из немногих заповедников, где сильна научная часть. В большинстве она ограничивается лишь двумя-тремя научными сотрудниками. А у нас работает 5 научных лабораторий – ботаники, зоологии, физиологии и биологии морских животных, водорослей и микробиоты, морских млекопитающих, действует фоновая станция экологического мониторинга. Мы развиваем контакты с ведущими институтами Академии наук Украины, ближнего и дальнего зарубежья.
     Вяземский очень хотел, чтобы на биостанции звучали молодые голоса, чтобы этот уголок стал местом общения учёных и студентов. Этот его завет тоже выполнен – заповедник стал полигоном для подготовки кадров по всем направлениям науки. К нам приезжают в командировки и на практику множество учёных и студентов.
     Наряду с научными исследованиями и подготовкой кадров Вяземский ставил задачу сохранить сам Карадаг как целостный природный комплекс. И это тоже удалось сделать: в 1979 году создан заповедник, охватывающий территорию более трёх тысяч гектаров.
     Поэтому, отмечая 150-летие Терентия Ивановича Вяземского, мы могли доложить, что его заветы выполнены. Наша главная задача – сохранить Карадаг как научный центр в тех условиях, когда земли на юге крымского побережья привлекают всеобщее внимание. Именно наука бережёт этот уникальный уголок Крыма и занимается исследованиями, которые интересны и полезны всем.
     Первая станция по изучению дельфинов

     – 2007-й был объявлен ЮНЕСКО Международным годом дельфина. Как и почему на биостанции стали изучать этих животных?
     – Карадагская биостанция, а потом Карадагский филиал севастопольского Института биологии южных морей одними из первых учреждений Академии наук начали изучать этих животных в 60-е годы.
     Это было время, когда научная общественность обратила внимание на дельфинов и всколыхнула всех остальных. Начали изучать язык этих млекопитающих, который по уровню организации считали близким к языку человека. Искали, в чём секрет их высокой скорости плавания, чтобы использовать этот механизм при создании искусственных объектов.
     И американцы, и наши учёные говорили о необычайной способности дельфина выполнять команды по заданию человека – что-то поднимать, транспортировать и служить помощником в работах под водой. В спектре этих исследований звучало даже то, что дельфин может быть подрывником, то есть предполагали использовать его как диверсанта. Потом это было отнесено и к другим морским млекопитающим, учитывая их способность долго находиться под водой, быстро перемещаться и выполнять команды.
     Таких направлений было достаточно много. Позже появилось ещё одно: использование дельфина как целителя – дельфинотерапия. В этом ничего нового нет, так как давно известно, что животные при нормальном контакте с человеком оказывают на него положительное воздействие. Я считаю, у дельфинов оно наиболее сильно потому, что это не собака и кошка, с которыми мы постоянно контактируем в жизни, а житель необычной для человека среды, которого видишь очень редко. Плюс ко всему – это животное обладает уникальными возможностями создавать вокруг себя биополе, связанное с особенностями его акустического поля.
     До сих пор я очень осторожно отношусь к тому, что дельфин может излечить аутизм, церебральный паралич и так далее, потому что сама не могу понять этого механизма. Но когда ко мне приходят родители с ребёнком и со слезами на глазах просят разрешить хотя бы погладить дельфина, потому что в каком-то городе проходили курсы и малышу это очень помогло, я не могу им не верить. Как учёный я всё ещё отношу эти вещи к области чего-то ненаучного. Есть попытки объяснить воздействие дельфина на состояние человека, в частности, этим занимаются врачи, но, мне кажется, их объяснения ещё слабы. Механизм всё равно не нащупан.
     – Лет шесть-семь назад в интервью «Крымской правде» главный врач евпаторийского санатория «Смена» Владимир Прочан тоже говорил о том, что каждый день видит благотворные результаты дельфинотерапии, но не может объяснить этого механизма. Он предполагает, что воздействие происходит на энергетическом, электромагнитном уровнях.
     – Механизма нет, а результат есть, вот что я могу сказать. Одна из моих учениц, занимающаяся этими исследованиями, тоже рассказывала, что получает потрясающие данные.
     Итак, когда начался бум в изучении дельфинов, мы стали первым учреждением в Союзе, которое поместило дельфинов в условия бассейна. Оказалось, нигде в стране нет бассейна для содержания этих животных. Никто не знал, как за ними ухаживать, как кормить. Это направление было поручено Минобороны, точнее – ленинградским военным морякам. Им сказали: поезжайте на Чёрное море, поищите, где можно начать работы.
     К нам приехали специалисты в рангах полковников. Они ездили по Крыму, искали, где есть бассейны. И вот наш старый бассейн, который построил ещё Вяземский, оказался, на их взгляд, пригоден для того, чтобы запустить дельфинов.
     Мы начали работать в старом бассейне – неудобном, неприспособленном, получая первый опыт содержания животных. Сначала были пойманы самые мелкие, азовки, были попытки посадить белобочку – среднего по размерам дельфина. Возникала масса вопросов и проблем, ведь в то время не было ни фильмов, ни литературы об этих редких животных.
     Кроме общебиологических наблюдений, у нас разрабатывали направления, о которых я уже говорила. На биостанции работали сотрудники МГУ, Киевского института гидромеханики. А нашим коньком, совместно с московским Акустическим институтом, было изучение акустических сигналов, с помощью которых дельфин ощупывает окружающую среду. У него абсолютно уникальный сонар. Дельфин различает одинаковые до микрона мишени, выполненные из разных материалов, например, медный и латунный.
     Когда мы обнародовали в научных кругах первые данные, ими, конечно, заинтересовались, и нам выделили деньги на проектирование и строительство гидробионического комплекса для работы с морскими млекопитающими. Практически в одно время, 30 лет назад, в Севастополе построили океанариум, а у нас – этот комплекс. Это были две первых в Союзе научных лаборатории для работы с морскими млекопитающими.
     В августе 1977 года комплекс был официально открыт. Присутствовали президент Академии наук Борис Евгеньевич Патон, партийное руководство из ЦК Украины. Помимо самого здания с бассейном, в комплекс вошли пирс, котельная, все коммуникации, 50-квартирный жилой дом в Щебетовке. Появилась возможность принимать на работу специалистов. Штат биостанции вырос с 45 до 120 сотрудников и сейчас держится на этом уровне.
     Опыта строительства подобных комплексов в Союзе не было, тем более – у военных, поэтому оба они: и у нас, и в Севастополе – неудобные. Я уж не говорю о том, что это просто некрасиво. Но тогда никто не собирался показывать дельфинов публике.
Беседовала Лариса СЕМЁНОВА

(Окончание следует)


/^|

Вступительная кампания-2008


     В декабре 2007 года Министерством образования и науки Украины издан приказ об утверждении новых условий приема в высшие учебные заведения Украины. На основании этих условий вузы Украины в 2008 году не проводят собственных вступительных экзаменов. Конкурсный отбор поступающих будет осуществляться по сертификатам Украинского центра оценивания качества образования.

     Каждый выпускник, желающий продолжать обучение в высшем учебном заведении, должен до 20 февраля 2008 года зарегистрироваться для прохождения тестирования в специально созданных пунктах регистрации.
     Для прохождения тестирования выпускник школы имеет право выбрать не более трех предметов из 11, предложенных Министерством образования и науки Украины.
     Условиями приема определены следующие предметы, по которым будут приниматься сертификаты: украинский язык и литература, зарубежная литература, история Украины, всемирная история, математика, биология, физика, химия, география, основы экономики и основы правоведения.
     Для конкурсного отбора поступающих засчитываются результаты внешнего оценивания учебных достижений выпускников школ, подтвержденные сертификатами Украинского центра оценивания качества образования в текущем году. Причем в сертификате должно быть количество баллов не ниже 4-х по 12-бальной системе оценивания знаний студентов.
     Вводимая система имеет определенные преимущества.
     С одной стороны, это безусловно создает одинаковые условия поступления для абитуриентов, исключая возможности субъективного отношения к поступающему, коррупционных действий со стороны приемных комиссий вузов. Вводимая система способствует объективности, открытости, прозрачности, демократичности проведения вступительной компании.
     Явным преимуществом является то, что потенциальный абитуриент, пройдя тестирование в школе, может сэкономить время, и летний период, который ранее отводился на подготовку и сдачу вступительных экзаменов в вузы, использовать по своему усмотрению.
     Кроме того, расширены возможности абитуриента. В настоящее время он имеет право подать документы сразу в несколько вузов Украины. Количество высших учебных заведений и направлений, на которые поступающий может подать соответствующий комплект документов, не ограничено.
     Сотрудники Министерства образования и науки Украины утверждают, что независимое тестирование – весьма прогрессивный шаг в развитии украинской системы образования.
     Наряду с теми преимуществами, о которых много говорят представители Министерства образования и науки Украины, нововведенная система имеет явные, достаточно принципиальные, недостатки.
     В первую очередь – это неподготовленность общества к данным коренным изменениям. Независимое тестирование в качестве эксперимента было проведено лишь на протяжении 2-х лет, что явно недостаточно для того, чтобы распространить данную систему на всю Украину в принудительном порядке. Вообще же, как показывает зарубежный опыт, процесс становления аналогичных систем внешнего оценивания занимает пять лет. Поэтому разумнее было бы в Украине оставить еще как минимум на несколько лет смешанную систему, которая предполагала бы и признание предоставленных абитуриентами сертификатов в качестве вступительных экзаменов и проведение самих вступительных экзаменов по желанию поступающего. Опыт прошлых лет свидетельствует о том, что лишь около 10% от общего количества выпускников школ изъявили желание участвовать в эксперименте.
     Второй момент, на который хотелось бы обратить внимание, это то, что тестовые технологии, применяемые в качестве формы проведения независимого оценивания знаний будущего абитуриента, не так давно нашли свое отражение в национальной системе образования. Многие педагоги, особенно той «старой системы», предпочитают традиционные формы контроля знаний, считая, что тестирование уничтожит все, что было достигнуто в нашей системе образования. Апробированная форма тестирования неэффективна, поскольку не выявляет настоящие способности ученика. Ребенок должен на экзамене показывать знания, а не угадывать ответы. Школьное образование не должно сводиться исключительно к подготовке к тестированию. Кроме того, у школьника возникает чувство страха перед тестированием, так как нет соответствующего опыта (школы тестированием практически не занимались). Несмотря на инициативу Министерства образования и науки Украины провести пробное тестирование с целью получения выпускниками школ определенного опыта прохождения независимого тестирования, вызывает удивление взимание оплаты за эту «процедуру».
     Возникает вопрос: почему тестовые задания строго засекречены? Было бы логичнее создать банк данных, состоящий пусть даже из тысячи тестов в рамках школьных программ, с которыми предварительно мог бы ознакомиться тестирующийся.
     Одним из объективных факторов, снижающим результаты тестирования, является сложная психологическая обстановка, в которую попадает потенциальный абитуриент, – за его работой наблюдают два инструктора, член наблюдательного совета, представители прессы и общественности; в аудитории находятся выпускники разных школ. Можно представить морально-психологическое состояние абитуриента в такой ситуации.
     Одним из самых существенных недостатков, по моему мнению, является плохая информированность населения о необходимости прохождения независимого оценивания. Я не имею в виду выпускников школ этого года – там достаточно серьезную работу проводит сама школа. Что же касается молодых людей, которые получили общее среднее образование ранее – год, два, … десять лет назад, многие из них, работая на производстве, занимаясь семейными проблемами, даже и не слышали о такой необходимости. И это неудивительно – большая часть информации о независимом тестировании расположена в Интернете. В периодической же печати, по радио и телевидению мы имеем очень скудную информацию. Поэтому, если учесть, что в Украине Интернетом пользуется лишь каждый 10 житель, – сложившуюся ситуацию позвольте назвать «информационным вакуумом». Кроме того, те, кто закончил школы достаточно давно, вряд ли имеют возможность подготовиться к тестированию по новым школьным учебным программам. Для этого явно недостаточно ни времени, ни учебной литературы. В результате высшее образование смогут получать лишь те, кто имеет возможность нанять репетитора. Это ограничивает доступ к получению высшего образования. Такая постановка вопроса явно противоречит статье 53 Конституции Украины, в которой провозглашается одна из основополагающих норм права: «Каждый человек имеет право на образование». А один из важнейших принципов государственной политики в сфере высшего образования гласит: «Создание и обеспечение равных условий доступа к высшему образованию».
     На самом деле проблем с внедрением системы внешнего оценивания намного больше, чем кажется на первый взгляд. Ведь это не просто смена одной формы проведения экзамена на другую — это, по сути, переход на принципиально новую систему оценивания знаний и отношения к полученной оценке.
     Имея определенный опыт по приему абитуриентов в академию, хотелось бы обратить внимание выпускников школ и их родителей на следующие моменты.
     Во-первых, 20 февраля 2008 года заканчивается срок регистрации участников внешнего независимого оценивания. Каждый зарегистрированный участник может пройти тестирование по трем предметам: украинский язык и литература – обязательно и одного или двух предметов по выбору, которые необходимы для поступления в выбранное учебное заведение.
     Во-вторых, лицо, которое не зарегистрировалось в установленные срок, не сможет принять участие во внешнем оценивании 2008 года, а соответственно и в конкурентном отборе на обучение в высших учебных заведениях.
     В-третьих, в пределах установленного срока регистрации можно внести изменения в регистрационные данные. Для этого нужно лично обратиться в пункт первичной регистрации, предоставив паспорт и второй экземпляр заявления-регистрационной карточки.
     Обращаю внимание выпускников учебных заведений на график проведения внешнего независимого оценивания. Он включает две сессии: основная сессия с 22 апреля по 4 июня; дополнительная сессия с 26 июня по 4 июля. Право на участие в дополнительной сессии внешнего оценивания имеют лица, которые по объективным причинам не смогли зарегистрироваться и пройти тестирование в сроки основной сессии, что должно быть подтверждено документально.
     Вопросов по проведению внешнего оценивания учебных достижений системы общего среднего образования возникает много и на все их ответить в одной статье не представляется возможным.
     Выяснить возникающие вопросы можно в Феодосийской финансово-экономической академии, где в рабочие дни работает консультационный пункт, по телефонам 3-25-43, 3-48-47 или по адресу: бульв. Адмиральский, д.34, каб. № 23 (консультации бесплатны).
Е.УЛЬМАН, заместитель директора ФФЭА, к.ф.н., доцент


/^|

В отзвуках зимних фантазий


Лариса КРАЮШКИНА

     У Феодосии музыкальной есть палитра тональностей и лейтмотивов для каждого времени года: лето - Международный музыкальный фестиваль «В гостях у Айвазовского»; осень - Международный музыкальный фестиваль «Музыка народов Крыма»; зима – Рождественский музыкальный фестиваль, история которого отмерила первое пятилетие и ознаменовала этот скромный юбилей фейерверком концертов, среди которых шесть уютных вечеров в переполненном Большом концертном зале детской музыкальной школы №1, где слушатели стали свидетелями удивительного явления. Фестиваль зимних музыкальных фантазий в рамках общегородского праздничного марафона подготовили солисты и творческие коллективы ДМШ №1, как всегда, виртуозно и с достоинством сыграв партию первой скрипки в деле общем.

     Нет необходимости говорить о творческих исканиях и достижениях заслуженного и высокопрофессионального коллектива ДМШ №1. Подтверждений тому - устных и письменных - не счесть. Может быть, поэтому в поисках новых форм и выразительных средств преподаватели и их питомцы решили подарить свой мини-фестиваль, свои неординарные подходы к решению традиционных концертных форм и были вознаграждены слушателями сполна.
     Шесть музыкальных моментов, составивших цикл зимних фантазий, остались в памяти феодосийских меломанов подобно морозным узорам звуковой росписи и увлекли, прежде всего, театральностью. Каждый имел свой неповторимый сюжет. Музыкальная сказка «Мы встречаем Новый год», подготовленная руководителем детской филармонии Ольгой Севостьяновой и юными исполнителями, заставила слушателей переживать о судьбе прекрасной принцессы, конечно же, дождавшейся своего принца.
     Самые маленькие воспитанники ДМШ №1 из группы эстетического воспитания «Солнышко» (руководитель Елена Упилкова, концертмейстер Татьяна Зырянова) поведали свою музыкальную историю, где добрая Фея музыки (Ольга Воронцова) перевоспитала Бабу Ягу (Ольга Коткова) и спасла потерявшиеся нотки, без которых не прозвучала бы прекрасная новогодняя песня. Кстати, группа «Солнышко» существует уже почти два десятилетия, но нынешний дебют трехлетних артистов на большой сцене заставил многих родителей задуматься: а не упускают ли они драгоценное время в эстетическом и общечеловеческом воспитании своих ненаглядных малышей? Подтверждением тому – солидное количество заявлений с просьбой принять новых помощников Феи музыки в ряды «солнышкинцев». Таким образом, учебная и методическая работа ДМШ №1 вплотную подошла к требованиям крупнейших музыкальных методистов всего мира: «На концерт – в ползунках!». Ведь чем раньше соприкоснётся человек с миром звуков, тем богаче станет его душа.
     Искрящимся радостным аккордом зимней сюиты стало выступление участников вокальных ансамблей «Кнопочки», «Непоседы», «Фантазёры» (руководитель заслуженный работник культуры АРК Бинуэлла Оксман, концертмейстер Галина Кривенко). Эстрадные мелодии, звучавшие в их исполнении раньше на разных сценах, в том числе и в Харькове, в тот зимний вечер поддерживали аплодисментами все собравшиеся слушатели, даже те, которым не хватило места в переполненном зале и они мужественно слушали концерт стоя.
     Пожалуй, самым необычным с точки зрения драматургии стал концерт, подготовленный участниками ансамбля духовной музыки «Лествица» и их руководителем Татьяной Зыряновой. Существующая уже пять лет, принимающая участие в рождественских и пасхальных концертах, отмеченная за свою работу митрополитом Симферопольским и Крымским Лазарем, «Лествица» впервые подготовила настоящий театральный спектакль. Звучали не только веками выверенные музыкальные сакральные формулы – распевы, колядки, щедривки, – на сцене развивалось действо в соответствии с законами театра. Благодарные свидетели происходившего в зале просили артистов-певцов продолжать работу в найденном направлении.
     Трудно обозначить кульминацию в концертной зимней фантазии ДМШ №1, которая, подобно калейдоскопическим картинкам, удивляла своей прихотливостью и изяществом. И всё-таки самым главным украшением на новогодней музыкальной ёлке первой школы стал концерт «Музыкальный вернисаж». Запомнились выступления всех участников, но особенно тепло встречал зал лауреатов международных и республиканских конкурсов Татьяну Криворотько (преподаватель – заслуженный работник культуры АРК Галина Веселова), Ольгу Воронцову (преподаватели Галина Веселова, Евгения Коренева), Сабину Велиеву (преподаватель Галина Кузнецова), Липарита Аветисяна (преподаватель Вера Рыбалко). Интересным было и коллективное музицирование: выступление струнных ансамблей «Светлячок» (руководитель Алёна Степанова, концертмейстер Валентина Чигидина), «Аллегретто» (руководитель – заслуженный работник культуры Украины Людмила Андреева, концертмейстер Ирина Неграш), ансамбля народных инструментов (руководитель Ирина Мовлик), ансамбля гитаристов (руководитель Марина Захарьева), инструментального трио (руководитель Людмила Трубенкова).
     В этом концерте дебютировал духовой оркестр (руководитель Сулейман Кадыров). Ведущая концерта Лариса Серикова не только представляла «достопримечательности» «Музыкального вернисажа», но покорила зал своим пением.
     Может быть, самой трогательной была заключительная встреча, где бывшие выпускники школы, теперь уже студенты консерваторий и музыкальных училищ Украины и России, приехали из разных городов в Феодосию, чтобы поздравить своих наставников и преподнести музыкальные новогодние подарки. Среди участников этого концерта были Михаил Макунц, ныне ученик Киевской средней специальной музыкальной школы, Алёна Бровкова, ученица Харьковской средней специальной музыкальной школы, Марианна Стороженко, студентка музыкального училища при Московской государственной консерватории, Илона Радчук и Виктор Карпун, студенты Луганского музыкального колледжа. Масштабным стало выступление любимца феодосийской публики Антона Коршакова, студента Харьковского государственного университета искусств. Порадовали и молодые преподаватели школы Анна Матвеева, Ольга Коткова, Татьяна Партыкина, выйдя на сцену, ставшую родной ещё со школьных лет. Кстати, Ольга Коткова и Татьяна Партыкина успешно совмещают работу с учёбой в Донецком институте искусств. А каким изящным был последний сюжетный поворот зимних фантазий, в котором импровизированный ансамбль – Людмила Трубенкова, Ольга Коткова, Татьяна Партыкина, Илона Радчук и Алёна Бровкова – исполнили остроумную музыкальную шутку Андерсена «Пустячок».
     Подводя общий итог многоплановой высокопрофессиональной концертной работы ДМШ №1 в праздничные зимние дни, нельзя обойтись и без статистики. В шести концертах число участников превысило 400 человек. Помимо солистов-инструменталистов и вокалистов, струнных и вокальных ансамблей, выступали три хоровых коллектива и духовой оркестр. Возможно, в следующем году зимние концерты ДМШ №1 преобразуются ещё в более неожиданную форму и мы станем свидетелями эксклюзивных творческих находок, но неизменным сохранится девиз, ставший названием заключительного концерта: «Мы желаем счастья вам!». Ведь музыка – это посыл чистейшей энергии от сердца к сердцу, это диалог без посредников.


/^|

«Но сердцу неизменно близки феодосийские холмы»

К 65-летию со дня гибели К.Ф.Богаевского (1872 -1943)


Елена Огурцова, научный сотрудник НКГА
     В Национальной картинной галерее им.И.Айвазовского открылась выставка графических работ К.Ф.Богаевского, известного русского художника, заслуженного деятеля искусств, создателя уникальных героико-романтических пейзажей, посвященных преимущественно Восточному Крыму – Киммерии, как называл сам художник эту землю вслед за древними греками. Выставка названа строкой из стихотворения М.А.Волошина «Но сердцу безысходно близки феодосийские холмы». На ней представлено 6 графических работ Константина Федоровича, посвященных родному городу.

     Горячо любя свой город, К.Ф.Богаевский много раз писал Феодосию. Сейчас мы дорожим отдельными, очень малочисленными старинными рисунками М.Иванова, К.Кюгельгена, Н.Чернецова, И.Айвазовского, показывавших нам внешний облик Феодосии ХVIII-ХIХ веков. То, что сделал К.Ф.Богаевский для истории родного города и Крыма, теперь можно оценить, каждое его произведение помимо художественной ценности приобрело еще и ценность подлинного исторического документа.
     Особое значение имеют многочисленные прекрасно выполненные рисунки карандашом. На выставке их два – «Карантин. Башни и крепостная стена»(1920-е годы), «Феодосия. Доковая башня» (1920-е годы). Графитным карандашом на больших листах бумаги Богаевский без всякого напряжения рисовал виды Феодосии, памятники старины, городские улицы с перспективой на холмистые дали.
     Легким свободным штрихом, острой линией или плоским «мазком» он передавал не только формы зданий, но, что гораздо сложнее, своеобразную прелесть воздушной среды, свойственную берегам Восточного Крыма, ее напоённость солнцем. Под его карандашом возникали сложные нагромождения городских построек, лепящихся вдоль извилистых улиц, идущих по склонам холмов. В этих рисунках всегда отчетливо виден общий силуэт формы, в меру насыщенный деталями.
     В начале 1920-х годов Богаевский получил от Крымского комитета по охране памятников искусства и старины задание зарисовать исторические памятники Феодосии, Судака, Ялты, Бахчисарая. Эта работа заняла многие годы и дала художнику возможность систематически писать на натуре, к чему он стремился уже давно. Три акварели, представленные на выставке «Карантин. Башня Доковая»(1924), «Древняя армянская церковь в Феодосии» (1924) и «Феодосия. Церковь Иоанна Богослова» (20-е–30-е годы) написаны Константином Федоровичем именно для Крымохриса.
     Очень добросовестно подходил художник к этой работе, тщательно запечатляя все детали памятников старины, считая педантичность самой высокой добродетелью историка. Зарисовывая, например, карантинную башню в Феодосии, он взбирался на нее, никому не доверяя обмеры, хотя обладал «абсолютным зрением». Однажды, будучи в Кенегезе, он в первый и единственный раз принял участие в охоте – поехал в степь за зайцами. Ему дали какое-то старое ружье, и к общему стыду он настрелял больше всех. Эта «прицельность» глаза, это умение подчинять глазу руку сказывались в его работах, выполненных с натуры, и в которых несмотря на документальность чувствовалась рука настоящего живописца. Сохраняя прозрачность акварельной краски, он в то же время создавал этюды, не уступающие по силе звучания и плотности цвета масляной живописи.
     Работа с натуры послужила для К.Ф.Богаевского хорошей штудией, на основе которой он создавал затем свои пейзажные композиции, посвященные Феодосии. Художник отдал немало сил и энергии этим полотнам. Феодосия – это не только постройки, но и земля, камни и горы. К.Ф.Богаевский видел в этом особую трудность: «Чтобы сделать Феодосию в живописи, нужно изучить каждую трубу на крыше. Это вам не Сокольники, где цветовым пятнышком отделаться можно. Не на цветовых отношениях – на безупречном рисунке должна держаться картина».
     Сначала рисунок – огромный, в размер будущего холста. Потом акварель, в которой решались световые отношения. И только после этого работа над полотном - неисчислимое количество вариантов, которые отставлялись в угол, записывались, счищались. «Искусство живо живою кровью принесенных жертв»,- повторял К.Ф.Богаевский строки М.А. Волошина.
     К полотнам о Феодосии он подходил взыскательно – хотел, чтобы в них был не только облик, но и характер, и судьба города. Он написал их много, но наиболее серьезными считал два. Одно было написано в 1926-м году, другое четыре года спустя. Оба произведения находятся в постоянной экспозиции НКГА.
     В полотне 1926-го года городские постройки лепятся по склонам холмов, словно поднимаясь к горе Митридат, на которой высится классическое здание Музея древностей. Над холмами клубятся, нависают тучи, лишь кое-где размываемые солнечными лучами. Самый яркий свет падает на центральную часть картины, благодаря этому все в ней кажется сосредоточенно-напряженным - город замер перед грозой.
     Полотно 1930-го года очень реалистично. На нем Феодосия – живой город живых людей. Это они населяют невысокие белые дома под красными черепичными крышами, это они протоптали дорожки, засадили чахлые, сожженные ослепительным крымским солнцем садики. Но вместе с тем в этой картине есть то, чем волновали ранние сказочные города К.Ф.Богаевского: ощущение долгих веков, прошедших над этими холмами, древность города, богатство его истории, создающее лицо и душу города.
     Преследуя в своей работе цель «не утратить ощущения правдоподобия», К.Ф.Богаевский обратился к традициям русской реалистической живописи. Он использовал в известной мере прием, основанный на трехплановом светотеневом построении картины (затемненный передний план, освещенный средний и завуалированный дальний).
     Невысокие феодосийские холмы, залив, силуэт Лысой горы, низенькие домики - все это, плавно чередуясь, расположилось на длинном холсте, воспроизводящем панораму города и его окрестностей. Пейзажу присуща повествовательность, так как Богаевский стремился сохранить достоверность планировки и облика Феодосии. Но автор использовал при этом выразительные способности изобразительных средств не просто на писание натурного вида, а на создание картины, обладающей своеобразной оригинальностью. Ее композиции свойственна внутренняя динамика: застылость архитектурных форм оживляет движение разбросанных в небе облаков и ритмичное чередование жилых построек, желтых холмов и невысоких гор. В однообразии приземистых каменных домиков врывается генуэзская цитадель, гордо возвышаясь над горизонтом.
     Эта же цитадель является центром другого, не менее знаменитого произведения К.Ф.Богаевского «Феодосия зимой» (1940-е годы), написанного художником за несколько месяцев до трагической гибели 17 февраля 1943-го года. Строгое композиционное построение этой картины, тщательный отбор самых выразительных для феодосийского пейзажа деталей, конструктивность цветовых линейных ритмов говорят о своеобразном преломлении увиденного в сознании художника.
     Это очень редкий для К.Ф.Богаевского зимний пейзаж: генуэзская крепость, жилые постройки, холмы – все запорошено снегом, а небо серое и хмурое, затянутое клубящимися облаками, которые низко опускаются над городом, словно прижимая его к земле, пронизывая мокрым снегом. С присущей ему проникновенностью в окружающую жизнь художник отразил в этом, может быть, последнем своем произведении великую трагедию, переживаемую тогда всем народом. В то же время можно сказать, что акварель «Феодосия зимой» звучит как реквием самому ее автору.


/^|

Записки вашего современника


     «Нет, ну что за редиска? Он тут самый умный, что ли?..» Дело было в 1996 году в большом зале картинной галереи. Шло открытие традиционного музыкального конкурса «В гостях у Айвазовского». Я снимал сюжет для Черноморской телерадиокомпании. Старался, поэтому часто менял точки съемок. Но куда бы не ставил свой штатив с видеокамерой, везде был уже он со своим фотоаппаратом.

     В зале было много народа, передвигаться поэтому сложно, а здесь еще он заслонял собой сцену. Но ничего не поделаешь, как говорится, кто успел, тот и съел. Так я и бегал за ним часа два, а когда в конце мероприятия решительно подошел к нему, чтобы высказать претензии, он улыбнулся и, протягивая руку, представился: «Миша». В дальнейшем мы часто встречались на городских мероприятиях, так и познакомились. Встречи всегда приносили радость и желание сделать приятное друг другу. Он приглашал на свои фотовыставки, показывал новые работы. Когда заработал пресс-клуб, стал его активным участником. Выглядел он старше своих лет, все делал не спеша. Не торопясь двигался по городу, обстоятельно выбирал объект съемки, долго прицеливался, нажимал на кнопку с чувством человека, принявшего отвественное решение. Миша Горшков был фотохудожником. Сегодня могу сказать – лучшим в Феодосии.
     В фотографии он знал и умел все. Это сегодня компьютер и цифровой фотоаппарат превратили фотопроцесс в легкую забаву, а раньше, чтобы сделать приличную фотографию, надо было уметь многое: правильно выбрать фотопленку, технически грамотно отснять, правильно проявить ее, а печать – это как свидание с любовницей: уходишь на всю ночь, как говорила моя маленькая дочь, мудрить (при этом она на радость теще не выговаривала букву «р»). Короче, кто это знает, тот знает, а кто это не проходил – уже не поймет. Но все эти знания и усилия будут выброшены на ветер, если нет таланта. Вот такой пустячок необходим, чтобы во всем, что ты делаешь, в твоем творчестве появился смысл и интерес для других. Фотография – популярный вид творчества, но настоящих фотохудожников немного. Михаил Горшков – один из них. Фотография для него была всем: и работой, и творчеством.
     Это не лучший вариант, но, имея двух дочерей, как говорится, на выданье, в последние годы Михаил вынужден был больше зарабатывать деньги, чем заниматься творчеством. Давалось это ему тяжело. Скромный, застенчивый, ему неловко было говорить о деньгах. Была у нас с ним одна шутка. Столкнувшись где-то на улице, он мне всегда говорил: «Юра, а ты мой должник». «Как, с чего ради?» – поначалу удивлялся я. Он, улыбаясь, рылся в своей большой холщовой сумке и доставал стопку фотографий, среди которых был я или мои родственники. Я старался выкупать у него эти снимки. Иногда он брал деньги, иногда нет. Благодаря ему в семейном альбоме есть хоть какие-то фотографии, где я снят за работой. В пресс-клуб Миша приходил самый последний, а уходил раньше всех: все решал какие-то проблемы. Но однажды он пришел одним из первых, принес бутылку сухого вина и поднял тему «О смысле жизни». Я не люблю полемизировать на эту тему. Молчал, слушал его. Ему в этот день по-видимому нужно было выговориться. Говорил он долго и о многом. Пару раз убегал на пять минут за очередной бутылкой вина. Уже далеко за полночь, выйдя на пустынную набережную, постояв и помолчав, Миша, глядя на ночной порт, обронил: «А я ведь для Феодосии сделал немало. Хотелось бы, чтоб как-то не зря все это было». И я в этот момент подумал, что внимание и ласка нужны всем. Сегодня она была нужна и Мише...
     Как-то он показал свою долговую тетрадь. Должников было полгорода, многие из них люди небедные. Увидев свою фамилию, я попросил вычеркнуть: «Миша, не дай бог помрешь, а мне краснеть всю оставшуюся жизнь». Вычеркивая, он сказал: «Дарю, но помни, если помру, что был такой Михаил Иванович Горшков...» Я вначале привычно захихикал, но он как-то внимательно посмотрел на меня... Он действительно вскоре умер. Сгорел за несколько дней. Несправедливость ужасная. После него остался уникальный фотоархив – история Феодосии за несколько десятилетий. Но, похоже, никому он не нужен.И это тоже несправедливо.
Ю.Водяницкий


/^|

Также читайте в этом номере


     Лилия Хамитова: Чаще обращайтесь к окулистам
     Глазное отделение 1-й городской больницы основано в 1966 году. У его истоков стояли настоящие корифеи офтальмологии – не только коллектив, но и феодосийцы старшего поколения помнят имена Варвары Гурьевны Спиридоновой, Аллы Александровны Павловой. Они создали свою школу, заложили добрые традиции, которые живы и ныне, которые развиваются. О сегодняшнем дне глазного отделения мы беседуем с его заведующей городским офтальмологом Лилией Хамитовой.
     
     Как Волгоград отмечал юбилей

     Председатель секции ветеранов участников обороны Сталинграда В.Д.Сердюк попросил меня через газету «Победа» поделиться впечатлениями о поездке в Волгоград на празднование 65-летия разгрома немецко-фашистских войск под Сталинградом.
     
     Мерка одна - километраж

     
     Самбо закаляет волю
     
     Частные объявления

Обращаю ваше внимание на следующие электронные издания:

Рассылки Subscribe.Ru
Новости Крыма
Погода. Крым

Выпуск рассылки осуществляется при поддержке сайта "Крым - наш дом"
www.crimeanhome.com Путешествия, туризм, отдых в частном секторе на Черном море


В избранное