Спешите подписаться на электронный журнал «Экономика современного предприятия» на 2011 год по цене 2010!!!
Льготная цена на подписку будет действовать до 30 ноября 2010г.
Подписка на 3 мес. – 1560 руб. (новая цена 1800 руб.)
Подписка на 6 мес. – 3120 руб. (новая цена 3600 руб.)
Подписка на 12 мес. – 5720 руб. (новая цена 6600 руб.)
Подписка >>
ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ ВЫПУСК РАССЫЛКИ - СТАТЬЯ ИЗ НОЯБРЬСКОГО ВЫПУСКА ЖУРНАЛА "ЭКОНОМИКА СОВРЕМЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ":
МОДЕЛИРОВАНИЕ ЗАКОНОВ КИБЕРНЕТИКИ С ПОМОЩЬЮ ДЕЛОВОЙ ИГРЫ «КИНГ»
Профессор кафедры менеджмента Краматорского экономико-гуманитарного института (Украина)
Организация
Краматорский экономико-гуманитарный институт (КЭГИ)
Краткое описание компании
КЭГИ готовит студентов в области экономики и управления. Функционирует "Научная школа профессора А.Румянцева" (kegi.com.ua)
Краткая биография
В 1962 году с отличием закончил Костромской технологический институт, затем аспирантуру в Воронеже и докторантуру в Мордовском государственном университете. Во время работы над докторской диссертацией сделал открытие в области общей теории систем: разработал алгоритм достижения системного эффекта. Впоследствии эта идея трансформирована в теорию структурно-субстратной оптимизации управления. Автор 4 книг, более 100 статей, участник 6 международных конференций по проблеме
структурной оптимизации в управлении и экономике.
Наука об управлении организацией, которая называется менеджмент, может рассматриваться как раздел более широкой науки об управлении, которая называется кибернетикой. Такое расширение понимания прикладного менеджмента приводит к принципиально новым результатам в этой области знания.
В теории субстратного подхода сформулирована идея структурно-субстратной оптимизации планов с помощью выявления ключевых моментов эффективности (субстратов) в специально выделенных значимых классах управленческого информационного контекста [1-3].
С целью имитационного моделирования процессов построения оптимальных стратегий конкурентной борьбы и была разработана деловая игра «Кинг». Суть этой деловой и обучающей игры заключается в следующем:
В ней могут принимать участие практически любое количество игроков. Все ограничивается только временным ресурсом, которым вы располагаете. Игровое поле можно проектировать на экран и тогда в игре может принимать участие весь зал. Для каждого игрока выделяется строка в базе данных, где регистрируется его капитал, количество сделанных/принятых управленческих решений, количество удачных управленческих решений и другая информация.
В игре разыгрывается личное и командное первенство по умению строить оптимальные стратегии конкурентной борьбы.
Перед входом в информационное игровое поле каждый игрок получает первоначальный капитал в размере 1000 долларов и возможность создавать инвестиционные проекты стоимостью от 1 до 9 долларов.
Деловая игра моделирует, в частности, принцип любого управления, который в кибернетике называется принципом «черного ящика». Этот принцип заключается в том, что при любом управлении всегда существует возможность возникновения непредвиденных ситуаций. Кроме того, в реальной практике отсутствует такое учебное понятие, как постановка задачи, под которой здесь подразумевается набор необходимых данных для решения задачи. В жизни мы всегда имеем избыток ненужной
информации, которая носит вероятностный характер и поэтому иногда называется шумом, и недостаток нужной информации, которая часто называется релевантной.
Деловая игра моделирует принцип необходимого разнообразия информации. Этот принцип разработан английским кибернетиком Эшби и заключается в следующем. Все информационное поле мы делим на управляющую область и управляемую. Суть принципа заключается в том, что мы должны по возможности расширять разнообразие управляющей области и сужать разнообразие управляемой. Другими словами, чем шире диапазон применяемых нами управляющих воздействий и чем уже диапазон результатов
управления, тем лучше. В предельном случае, уменьшая до предела разнообразие результатов управления, мы подходим к пониманию структурно-субстратной оптимизации. Но здесь есть и другая сторона этого феномена. При структурно-субстратной оптимизации мы соединяем имеющиеся у нас элементы в такую систему, при функционировании которой целевая функция будет максимизирована или минимизирована при заданных ограничениях. Факт достижения подобного оптимума рассматривается как проявление
принципа эмерджентности, который проявляется в том, что система получает новые свойства, отсутствовавшие ранее у составляющих систему элементов. Субстратный подход дает эвристический итерационный алгоритм достижения состояния эмерджентности [2,3].
Еще одним принципом кибернетики, который моделируется с помощью описываемой деловой игры, является принцип обратной связи. Этот принцип выражает важнейшую функцию управления, которая называется контролем. После принятия каждого управленческого решения игрок получает отклик системы искусственного интеллекта продукционного типа о реакции системы на принятое решение. Если принятое решение вписывается в оптимальную стратегию игры при заданных условиях, то инвестиционный
взнос прибавляется к капиталу, если нет – то вычитается. Таким образом, все игроки мгновенно ранжируются по величине своего капитала и, следовательно, по эффективности принимаемых управленческих решений. При этом, если необходимого разнообразия в принимаемых управленческих решениях игроку не хватает, его капитал имеет тренд к уменьшению. Это может привести к банкротству. Анализ эффективности принимаемых управленческих решений проводится методом контрольных карт [4]. Это позволяет
фиксировать как состояние банкротства, так и состояние экономического процветания фирмы, представляемой данным участником деловой игры.
На рис.1 приведена обобщенная схема применяемого метода контрольных карт. Игра длилась 50 минут, каждым игроком был сделано по 71 ходу, в игре участвовало 4 человека, разделенных на 2 команды.
На рис. 2 показана база данных для участников деловой игры, в которой приведены фамилии участников, их капиталы, количество сделанных ходов. На рис. 3 приведена кривая суммарного капитала всех игроков. Это некоторый обобщенный итог игры. На рис. 4 приведена кривая эволюции капитала лучшего игрока, а на рис. 5 – самого неуспешного. На рис. 6 приведена база данных для отображения командных результатов.
Рис. 1. Обобщенная схема, демонстрирующая эволюцию суммарного капитала всех участников деловой игры.
Рис. 2. База данных и игровой стенд деловой игры «Кинг». Результаты игры. Длилась 50 минут, 71 ход, 4 игрока.
Рис. 3. Кривая суммарного капитала всех игроков. Видна тенденция к понижению экономической эффективности.
Рис. 4. Кривая капитала лучшего игрока. В конце игры, после того, как игроком был выявлен субстрат, наблюдается резкое увеличение капитала.
Рис. 5. Кривая эволюции капитала самого слабого игрока. Из графика видно, что управляемая им фирма попала в область банкротства.
Рис. 6. База данных для командных результатов. Команда «Творцы» заняла первое место при суммарном капитале в 1916 долларов. При этом было принято 142 управленческих решений.
ЛИТЕРАТУРА
Румянцев А.А. Эффективное управление: принятие обоснованных и оптимальных решений, интеллект и логика. Часть 1. Тесты – ООО «Контраст», Краматорск: 2003.-32 с.
Философия управления обществом, провинцией, фирмой в этнокультурном и реформационном аспектах в теории и методологии субстратного подхода: Учеб. пособие/ ред.: А.А. Гагаев, А.А. Румянцев. - Саранск, 2009. - 696 с.
Румянцев А.А. Оптимизирующий менеджмент: руководство по обучению и практическому применению.- Донецк.: Технопарк ДонНТУ УНИТЕХ, 2010, - 124 с.
Гэлловэй Л. Операционный менеджмент.- СПб: Питер, 2002.-320 с.