Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: интернет-интервью Выпуск от 29.12.2007


КонсультантПлюс

Интернет-интервью

Выпуск от 29.12.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


Интернет-интервью с Л.В. Пантелеевой,
начальником Управления правового обеспечения ГУВД по г. Москве:
"Правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел системы ГУВД по г. Москве"

26 декабря  состоялось интервью с начальником Управления правового обеспечения ГУВД по г. Москве Л.В. Пантелеевой. 

Тема интервью: "Правовое обеспечение деятельности органов внутренних дел системы ГУВД по г. Москве". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.

КонсультантПлюс: Управлению правового обеспечения ГУВД по городу Москве со дня его создания  исполняется 15 лет. Какой опыт работы накоплен за это время?

Пантелеева Лариса Владимировна: В системе органов внутренних дел правовая служба существует уже давно. Если вспомнить историю создания юридической службы ГУВД города Москвы, то стоит рассказать о том, что в октябре 1982 года приказом ГУВД Мосгорисполкома N 746 было утверждено Положение о старшем юрисконсульте, юрисконсульте Секретариата ГУВД Мосгорисполкома, должности которых были введены в штат ГУВД. В этом же году было создано Юридическое бюро Секретариата ГУВД Мосгорисполкома, основными задачами которого являлись в том числе: укрепление законности в деятельности служб и подразделений ГУВД; использование применения правовых средств для укрепления хозяйственного расчета, борьбы с бесхозяйственностью, улучшения экономических показателей ГУВД и его структурных подразделений; обеспечение правовыми средствами сохранности собственности, выполнения заданий, обязательств по поставкам, по договорам подряда на капитальное строительство; защита прав и законных интересов ГУВД. Начальником Секретариата ГУВД Мосгорисполкома стал полковник внутренней службы В.И. Путов, заведующим юридическим бюро - полковник милиции Владимир Анатольевич Абрамов. В состав юридического бюро, помимо заведующего, входили два юрисконсульта и один старший юрисконсульт.

В начале 1993 года из состава Секретариата ГУВД Мосгорисполкома вышло  юридическое бюро ГУВД г. Москвы как самостоятельное подразделение. Возглавил вновь созданное подразделение прежний заведующий юридического бюро Секретариата ГУВД Мосгорисполкома Владимир Анатольевич Абрамов. В штат входило только пять должностей. 16 февраля 1993 года приказом ГУВД г. Москвы утверждено Положение о юридическом бюро ГУВД г. Москвы, подразделение организовывало и непосредственно осуществляло правовую работу в интересах всех служб и подразделений главка, а также выполняло функции головной юридической службы. В его основные задачи  входило: участие в разработке нормативных актов по основным направлениям деятельности ГУВД; защита правовыми средствами законных прав и интересов служб и подразделений ГУВД, а также закрепленных за ними объектов государственной собственности; осуществление контроля за соответствием действующему законодательству проектов нормативных актов и других правовых документов, представляемых на подпись руководству ГУВД г. Москвы. Кроме того, оно занималось ведением систематизированного учета нормативных актов, поддержанием их в контрольном состоянии,  осуществляло методическое руководство правовой работы в системе ГУВД и пропаганду действующего законодательства, оказывало юридическую помощь службам, подразделениям и личному составу, занималось подготовкой рекомендаций и других материалов по этим вопросам. Затем, начиная с февраля 1994 года, юридическая служба ГУВД несколько раз меняла свое название, но суть работы оставалась прежней . правовое обеспечение деятельности ГУВД.

На базе этих юридических служб и было создано в 2003 году приказом ГУВД г. Москвы от 11 апреля 2003 года N 149 Управление правового обеспечения ГУВД г. Москвы, в котором  сегодня работают 36 сотрудников.  Основные  функции Управления . это прежде всего определение приоритетных направлений правового обеспечения организации и деятельности ГУВД г. Москвы, организация обеспечения на этой основе разработки проектов нормативных правовых актов по направлениям деятельности аппарата ГУВД г. Москвы, осуществление контроля за соответствием проектов разрабатываемых нормативных правовых актов и других правовых документов Конституции Российской Федерации, действующим законодательным, иным нормативным правовым актам и международным договорам Российской Федерации, нормативным актам МВД России, законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, изданным в пределах их компетенции. Сотрудники Управления занимаются защитой прав и законных интересов ГУВД г. Москвы в судах, ведением систематизированного учета нормативных правовых актов и международных договоров, хранением и поддержанием их в контрольном состоянии, информированием личного состава ГУВД г. Москвы по правовым вопросам, связанным с исполнением ими служебных обязанностей, осуществляют пропаганду действующего законодательства, а также консультируют работников по правовым вопросам, связанным с исполнением служебных обязанностей.

 В структуру Управления входят 3 отдела. 1-й отдел - информационно-аналитического и методического обеспечения - возглавляет капитан милиции Шульцев Владимир Анатольевич. Одной из главных задач этого отдела является осуществление организационно-методического руководства правовой работы в системе ГУВД г. Москвы. С этой целью его сотрудники  участвуют в контрольных выездах и инспекторских проверках деятельности подразделений системы ГУВД г. Москвы. Главной целью проверок является оказание практической и методической помощи подразделениям в осуществлении правовой работы. Помимо этого юрисконсульты ежедневно консультируют и оказывают юридическую помощь сотрудникам и работникам по правовым вопросам, связанным с исполнением служебных обязанностей. Также на  отдел возложена обязанность по правовой пропаганде. Так, силами сотрудников 1 отдела ведется подшивка периодических изданий, выписываемых Управлением, укомплектование уголков правовых знаний юридической литературой, оформление стенда правового информирования. Ежемесячно выпускается Информационно-правовой бюллетень ГУВД г. Москвы.

2-й отдел - претензионно-исковой и договорной работы - возглавляет полковник милиции Астахова Марина Викторовна, она же заместитель начальника Управления. На 2-й отдел возложена важнейшая задача по защите имущественных интересов ГУВД г. Москвы. Сотрудники отдела ежедневно принимают участие в судебных разбирательствах в судах общей юрисдикции и Арбитражном суде города Москвы, проводят правовую экспертизу договоров, заключаемых в интересах подразделений системы ГУВД г. Москвы. Помимо этого на них возложена обязанность по регистрации заключенных договоров в автоматизированной информационной системе Единого реестра контрактов и торгов города Москвы. Также ими проводится правовая экспертиза конкурсной документации и материалов на списание денежных средств.

3-й отдел - нормотворческой деятельности и правовой экспертизы - возглавляет полковник милиции Моровая Татьяна Михайловна, она же заместитель начальника Управления. Приоритетными задачами этого отдела являются проведение правовой экспертизы правовых актов ГУВД г. Москвы, а также осуществление нормотворческой деятельности. Каждый день сотрудники 3 отдела проводят правовую экспертизу проектов приказов ГУВД г. Москвы, в том числе о привлечении к дисциплинарной ответственности и увольнению по отрицательным мотивам. Они принимают участие в заседаниях рабочих групп Московской городской и Государственной Думы, рассматривают проекты федеральных законов, законов города Москвы, постановлений Правительства Российской Федерации и Москвы, а также всех нормативных правовых актов, затрагивающих сферу деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. Нельзя не отметить, что, несмотря на четкое разграничение обязанностей, сотрудники Управления специализируются в разных областях правовой работы, рассмотренных выше.

КонсультантПлюс: Как  совершенствуются методы, формы и технологии правовой работы в Управлении?

Л.В.: Наши основные усилия в 2007 году в области правового обеспечения ГУВД по г. Москве были сконцентрированы на реализации Посланий Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 10 мая 2006 года и от 26 апреля 2007 года, выполнении задач, поставленных в Директиве Министра внутренних дел Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 3дсп "О приоритетных направлениях деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, ФМС России в 2007 году", Приказе МВД России от 5 января 2007 года N 5 "Об утверждении Основных направлений совершенствования правового обеспечения организации деятельности системы Министерства внутренних дел России на 2007-2017 годы", приказе МВД России  от 5 января 2007 года N 6 "Об утверждении наставлений по организации правовой работы в системе МВД России", которые определяют дальнейшее развитие правового обеспечения оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации на долгосрочный период.

Очень важно, что были утверждены Основные направления совершенствования правового обеспечения организации деятельности системы МВД. Надо повернуть правовое обеспечение в сторону новых стандартов работы. Вот у меня два компьютера в кабинете. Один из них  поставлен  Министерством внутренних дел, для того чтобы обеспечить сотрудников автоматизированным рабочим местом "Юрист". Это заслуга нашего руководства . Правового департамента министерства, которое решило изменить имидж  правовой службы. Безусловно, сейчас работать со старыми пыльными справочниками по законодательству уже нет смысла, потому что оно  интенсивно меняется по всем направлениям и  отследить все сразу невозможно. Юрист должен пользоваться информационно-справочными системами. За один год решить вопрос и финансирования, и материально-технического обеспечения,  и приобретения программных продуктов, которые бы давали нам возможность подключения к каким-либо базам, нереально, но перспектива нужна.

Более того, правовая работа . это не узкая работа одного подразделения. Я всегда говорю: есть такое понятие, как служебная дисциплина. Ее поддержание  - одна из задач всех подразделений. То же можно сказать об индивидуальной воспитательной работе. Действия и деятельность сотрудников милиции должны быть строго регламентированы и соответствовать законодательству. Чтобы научить всех правильно работать, необходимы правовое информирование, профилактика нарушений наших договорных обязательств и улучшение правоприменительной деятельности в соответствии с законодательством. Для того чтобы мы могли это обеспечить, надо запланировать работу на многие годы вперед.  И я, как руководитель управления правового обеспечения, рада,  что наше руководство министерства это понимает. У нас была  уже одна Концепция, которая в корне перевернула отношение к правовым подразделениям в системе МВД. Наш статус сегодня вырос. Приняты новые направления в развитие Концепции на следующие десять лет. Конечно, существуют ежедневные задачи, которые мы решаем сегодня. Каждый год отчитываемся о том, как выполняем эту программу. И видим, что правовые подразделения все более и более оказывают влияние на деятельность органов внутренних дел. Именно в этом направлении и будет двигаться наша система дальше.

Сейчас, помимо направлений, о которых мы уже говорили, - это правовая экспертиза, представление интересов ГУВД, МВД в судах, правовое информирование -  идет внедрение разных информационных программ. Мы также занимаемся консультированием, выдачей заключений по вопросам оперативно-розыскной и процессуальной деятельности, соответствия законодательству. Очень часто руководители наших управлений обращаются к нам с возникающими вопросами - это тоже новое направление в нашей работе. На уровне оперативно-розыскной деятельности мы также отслеживаем соответствие определенных моментов в действующем законодательстве нормативно-правовым актам министерства, федеральному законодательству.

Все правовые акты, издаваемые ГУВД по г. Москве, приказы об увольнении сотрудников и работников по отрицательным мотивам и привлечении к дисциплинарной ответственности, а также государственные контракты, заключаемые в интересах ГУВД по г. Москве, проходят обязательное согласование с заинтересованными подразделениями и правовую экспертизу в Управлении и подразделениях правового обеспечения системы ГУВД по г. Москве. Управлением в соответствии с графиком командировок осуществляются целевые выезды, комплексные и инспекторские проверки в подразделения правового обеспечения системы ГУВД по г. Москве, целью которых помимо оказания практической помощи является контроль за законностью подготавливаемых и издаваемых в системе ГУВД по г. Москве правовых актов и заключаемых гражданско-правовых договоров.

Управлением уделяется внимание повышению правовой культуры руководящих кадров органов внутренних дел. Так, за 9 месяцев текущего года при участии сотрудников Управления совместно с представителями Правового департамента МВД России проведено 4 служебных занятия с начальниками управлений и самостоятельных отделов ГУВД по г. Москве, УВД по административным округам и ОВД по районам города Москвы, УВД и отделов милиции на Московском метрополитене и их заместителями по темам:

"Правовые основы проведения служебных проверок, временного отстранения от должности сотрудников ОВД, увольнения в связи со вступлением в силу обвинительного приговора суда, привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудников, совершивших административное правонарушение при исполнении служебных обязанностей и в свободное от службы время";
"Правовое регулирование вопросов, связанных с возмещением ущерба в случае причинения вреда здоровью сотрудникам органов внутренних дел";
"Порядок определения одноименных товаров, работ и услуг при размещении заказов в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ";
"Правовые аспекты проведения организационно-штатных мероприятий, гарантии и льготы сотрудникам при проведении организационно-штатных мероприятий".

В сентябре 2007 года совместно с НИИ МВД России провели "круглый стол" по теме "Правовые и организационные проблемы, связанные с причинением ущерба при осуществлении деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел". Подразделения правового обеспечения системы ГУВД по г. Москве оснащены необходимыми техническими и информационными средствами для проведения правовой экспертизы. В 2006-2007 году для нужд правовых подразделений системы ГУВД по г. Москве МВД России было выделено 151 автоматизированное рабочее место Юрист. Всего в подразделениях правового обеспечения системы ГУВД по г. Москве оборудовано 165 автоматизированных рабочих мест с доступом к электронным банкам данных правовой информации при фактической численности 264.

Управление правового обеспечения ГУВД по г. Москве тесно взаимодействует с правовыми подразделениями органов внутренних дел других регионов, таких как Ставрополь, Краснодар, Самара, Санкт-Петербург, Владивосток, Волгоград, Ростов-на-Дону, мы обмениваемся опытом. Наши специалисты совместно с сотрудниками ГУВД Московской области читают лекции на курсах повышения квалификации в Академии управления МВД России. Идет плодотворный обмен практикой, обмен мнениями. Очень плотно работаем с Правовым департаментом МВД России. Сейчас хотим наладить сотрудничество со смежными силовыми ведомствами - разослали свои письменные предложения в прокуратуру по городу Москве, ФСБ, ФСКН, в их правовые подразделения, написали, что хотим взаимодействовать, сотрудничать, хотели бы провести совместную конференцию.

Мы также постоянно ведем статистику исковых требований, предъявляемых к подразделениям системы ГУВД по г. Москве. Вот, например, проанализировав ее за 9 месяцев 2007 года, выяснили, что наибольшее количество исков, предъявляемых к подразделениям системы ГУВД по г. Москве, составляют иски: о возмещении морального вреда, которых было предъявлено на сумму 14789 тыс. руб., что в 2,3 раза больше по сравнению с предыдущим периодом; о восстановлении на службе . предъявлено исков на сумму 1873 тыс. руб., что в 5,1 раза меньше, чем ранее; об обжаловании действий должностных лиц . на сумму 81354 тыс. руб., что в 6,6 раза больше по тем же периодам; по обязательным платежам (об исполнении договорных обязательств) . на сумму 791 тыс. руб., что в 8,4 раза меньше, чем ранее; о снятии дисциплинарного взыскания. За 9 месяцев 2007 года в интересах подразделений системы ГУВД по г. Москве  было предъявлено 682 иска.

КонсультантПлюс: Одна из поставленных перед Вашей структурой задач . активизировать досудебный порядок разрешения споров. Как это реализуется на практике?

Л.В.: Да, у нас существуют споры, которые  вытекают из договоров и обязательств ГУВД и по которым предусмотрен претензионно-исковой порядок рассмотрения. Допустим, мы получаем претензию, в которой написано, что по такому-то гражданско-правовому договору наши подразделения не совсем четко провели алгоритм взаимодействия с  контрагентом, не произвели оплату, не выполнили свои обязательства. Например,  речь может идти о платежах за коммунальные услуги. Наши специалисты сразу связываются с подразделением, с финансово-экономическим управлением, выясняют, почему по такому-то счету не прошла оплата, кто должен был финансировать эти расходы. Стараемся исполнить свои обязательства до суда. К нам могут предъявлять различные исковые требования как к стороне, не исполнившей свои договорные обязательства, но точно так же и мы подаём претензии. Но не сразу идем с иском в суд,  если наши контрагенты не выполняют свои обязательства, а делаем все возможное, чтобы урегулировать все вопросы в досудебном порядке. Например, нам не изготовили определенное количество спецпродукции - сделали только половину. Претензий с нашей стороны на  миллион рублей. Подали претензионное письмо. В суде, конечно, можно решить многие вопросы, но лучше в претензионном порядке.

Конечно, есть и необоснованные иски, во многих случаях суды отказывают в удовлетворении заявленных требований. А бывают и так, что в суде приходится отстаивать не только интересы ГУВД как юридического лица, но и защищать честь и достоинство его сотрудников. Нашим юристам поручали в суде выступать по доверенности от физических лиц. Есть один всем известный в Москве показательный случай, когда начальник УВД Северо-Западного округа генерал-майор Басов был обвинен в том, что получил взятку и был задержан с поличным. На самом деле он находился в отпуске . отдыхал на даче в кругу своей семьи, смотрел телевизор и вдруг увидел  телерепортаж про себя. Эту информацию, якобы полученную официальным путем из МВД, выдал Интерфакс. Вслед за этим десять средств массовой информации тут же распространили это сообщение. И электронные СМИ, и телевидение, и газеты. Интересы Басова в суде представлял начальник правового отдела УВД по Северо-Западному округу Сергей Корнилов и все иски выиграл. Были удовлетворены требования об опубликовании извинений, о подаче опровержения, о возмещении морального ущерба. С каждого средства массовой информации взыскали определенную сумму.

Что касается защиты деловой репутации ГУВД как органа внутренних дел, как юридического лица,  то  таких исков мы пока не подавали. Потому что для этого публикация или сообщение должны содержать серьезное обвинение, затрагивающее нашу деловую репутацию. Мы считаем, что когда "желтая пресса" необоснованно выливает на нас ушат грязи, то она просто хочет привлечь к себе внимание, так сказать повысить свой рейтинг в глазах слушателей, зрителей и читателей. Как говорится, сейчас только ленивый не хочет опорочить работу милиции. Серьезные и уважающие себя СМИ рассматривают работу милиции в другом ракурсе - они рассказывают о подвигах сотрудников милиции, о том, что даже женщины - сотрудницы внутренних дел награждаются указами Президента РФ орденами Мужества. Поэтому не считаем нужным реагировать на несерьезную информацию. Такой позиции придерживается начальник ГУВД Пронин. Конечно, если есть сообщение, которое требует какой-то проработки, мы действительно его внимательно изучаем. И если там есть объективная информация, мы никогда в суд не идем, объективно . значит объективно. Поругали за дело .  значит, надо исправлять.

Ведется нашим подразделением и исковая работа по обращениям граждан, которым согласно статьям 1069, 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации предоставлено право возмещения ущерба, причиненного незаконными действиями должностных лиц. И, кстати, я считаю, что люди не в полной мере этим правом пользуются, потому что не привыкли идти защищать в суд свои права. А ведь есть  обоснованные иски, которые суд признает.

КонсультантПлюс: У нас есть вопрос, касающийся правоприменения нового Кодекса об административных правонарушениях (столичный КоАП), который вступит в силу 1 января 2008 года. Ведь составлять акты на нарушителей должны будут милиционеры (например, за запуски фейерверков, громкое прослушивание музыки в метро, за выгул собаки на территории школы или детсада), а решение о размерах штрафа в зависимости от тяжести проступка будут принимать специальные комиссии при управах и префектурах, а также мировые судьи. Ольга из Москвы спрашивает, не повлечет ли это "известные злоупотребления" со стороны работников внутренних органов? Будет ли проводиться разъяснительная работа среди сотрудников?

Л.В.: Кодекс города Москвы об административных правонарушениях, разработанный с участием всех заинтересованных городских структур, в том числе и ГУВД по г. Москве, систематизировал разрозненные нормы действовавшего городского законодательства по вопросам административной ответственности.

Полагаю, что принятие Кодекса окажет положительное влияние на административную практику органов внутренних дел, укрепление законности и правопорядка в городе Москве. С Кодексом в виде единого документа будет легко ознакомиться широкому кругу населения города Москвы и гостей столицы.

Полномочия должностных лиц органов внутренних дел по составлению административных протоколов за нарушение нормативных правовых актов города Москвы не являются нововведением, - данная функция была предусмотрена и в ранее действовавшем законодательстве города. Поэтому наработанная правоприменительная практика будет использована и в условиях действия нового Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.

При этом следует отметить, что производство по делам об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП Москвы, осуществляется в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок и сроки составления протоколов, рассмотрения дел об административных правонарушениях, обжалования принятых решений определяются только федеральным законодательством.

Таким образом, вступление в силу КоАП Москвы не повлечет за собой  дополнительных затруднений или злоупотреблений в применении административного законодательства органами внутренних дел. Правовыми подразделениями системы ГУВД по г. Москве при необходимости будет проведена необходимая нормативно-методическая и разъяснительная работа.

В каком нормативном акте впервые появилось следственное действие - выемка предметов и документов? - Софико (Санкт-Петербург)

Л.В.: В каком нормативном акте впервые предусматривалось следственное действие "выемка предметов и документов", определить невозможно, однако понятие "выемка" уже употреблялось в первом Уголовно-процессуальном кодексе, а именно в главе XIV Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, утвержденного постановлением Всероссийского центрального исполнительного комитета от 25 мая 1922 года.

На нашем предприятии сотрудниками РУВД было безосновательно изъято для экспертизы 1,3 кг золота, приобретенного в банке, на что имеются документы. Однако сотрудники РУВД заявили, что они не могут быть уверены, что это именно то золото, которое мы купили в банке, и оно было  изъято, причем накануне ювелирной выставки. "Экспертиза" длилась больше 2-х месяцев -  в результате мы не смогли произвести товар для выставки и понесли значительные убытки. Мы считаем, что это была спланированная акция, "проплаченная" конкурентами. Можем ли мы получить компенсацию? Когда прекратится этот "узаконенный рэкет"? - Максим (Санкт-Петербург)

Л.В.: Да, вы можете требовать получения компенсации путем подачи искового заявления в суд на основании ст.ст. 1069 и 1070 главы 59 Гражданского кодекса Российской Федерации.

04.09.2007 в офисе нашей компании, расположенной в ЦАО г. Москвы, сотрудниками ЛОВД "Москва-Ленинградская" был произведен обыск и выемка оргтехники, учредительных и финансовых документов в связи с расследованием какого-то уголовного дела. Сотрудникам при проведении этих мероприятий было запрещено звонить директору и адвокату нашей компании.

На сегодняшний день нашей компании не предъявлено никаких обвинений, наше имущество и документы не возвращены. Я, как директор, не имею на руках акта изъятого имущества. Мною было подано 2 ходатайства с просьбой выдать 2-й экз. акта изъятого или хотя бы ксерокопию, однако ответов не получено. Также были изъяты оригиналы учредительных документов и печать нашей организации, что полностью парализовало работу юридического лица.

Скажите, пожалуйста, на каком основании нам не дают 2-й акт изъятого имущества и документов? Почему органы МВД не отвечают на наши ходатайства? Как долго сотрудники транспортной милиции могут удерживать изъятое? Какое отношение сотрудники милиции на железнодорожном транспорте имеют к нашему юридическому лицу? Что делать в таких случаях? - Татьяна (Москва)

Л.В.: В соответствии с частью 15 статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации после обыска в помещении организации копия протокола обыска вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации. Если данное действие не было выполнено, то обыск  произведен с нарушением уголовно-процессуального законодательства.

В соответствии с приказом МВД от 22 сентября 2006 года N 750 "Об утверждении Инструкции по работе с обращениями граждан в системе МВД России" обращение, поступившее в подразделение системы МВД России в соответствии с его компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению в течение 30 суток с момента даты его регистрации до даты направления окончательного ответа автору. Если обращение направлено не по подведомственности, то оно направляется для рассмотрения в подчиненное подразделение по подведомственности или территориальности, о чем уведомляется автор обращения. Если же ходатайство было направлено следователю, в производстве которого находится уголовное дело, то в соответствии со статьей 121 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации ходатайство подлежит рассмотрению и разрешению непосредственно после его заявления. В случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, оно должно быть разрешено не позднее 3 суток со дня его заявления.

В соответствии со статьей 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора в законную силу либо до истечения срока обжалования постановления или определения о прекращении уголовного дела и передаваться вместе с уголовным делом, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей. В случае когда спор о праве на имущество, являющееся вещественным доказательством, подлежит разрешению в порядке  гражданского судопроизводства, вещественное доказательство хранится до вступления в силу решения суда. В данном случае более конкретно дать ответ не представляется возможным, так как неизвестно, признаны ли изъятое имущество и документы вещественным доказательством.

Органы внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте входят в систему МВД России и  выполняют те же задачи, которые возложены на милицию в целом. Из-за недостатка представленных данных более полный ответ автору вопроса дать невозможно.

Действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя, руководителя следственного органа, прокурора и суда могут быть обжалованы в установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации порядке участниками уголовного судопроизводства, а также иными лицами в той части, в которой производимые процессуальные действия и процессуальные решения затрагивают их интересы (статья 123 УПК РФ).

По результатам рассмотрения жалобы прокурор, руководитель следственного органа выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо отказе в ее удовлетворении. Заявитель должен быть незамедлительно уведомлен о решении, принятом по его жалобе, и дальнейшем порядке его обжалования.

Решения и действия (бездействие) дознавателя, следователя и прокурора, которые способны причинить ущерб конституционным правам и свободам участников уголовного судопроизводства либо затруднить доступ граждан к правосудию, могут быть обжалованы в районный суд по месту предварительного расследования (статья 125 указанного Кодекса). Жалоба может быть подана в суд заявителем, его защитником, законным представителем или представителем непосредственно либо через дознавателя, следователя, руководителя следственного органа или прокурора.

Когда в системе МВД РФ на правовом уровне будет урегулирован вопрос оплаты работы в выходные и праздничные дни? - Ольга (Ростов)

Л.В.: Вопрос оплаты работы в выходные и праздничные дни регулируется Положением о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел, утвержденным приказом МВД России от 30 сентября 1999 года N 750.

Прошли выборы в Госдуму. Сотрудники милиции, как всегда, работали в усиленном режиме. Почему руководство подразделений нарушает Закон по вопросу компенсации за переработанные часы на службе, не оплачивает переработку и не предоставляет выходные дни? - Владимир (Москва)

Л.В.: В соответствии со статьей 44 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" на сотрудников органов внутренних дел распространяется установленная законодательством Российской Федерации о труде продолжительность рабочего времени.

В случаях необходимости сотрудники органов внутренних дел могут привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленного времени, а также в ночное время, в выходные и праздничные дни. В этих случаях им предоставляется компенсация в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о труде.

В соответствии со статьей 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере:

- работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

Исходя из вышеизложенного, невыполнение указанных условий работодателем считается нарушением трудового законодательства.

Как известно, в прошлом году была изменена ч. 17 ст. 10 Закона "О милиции", и теперь сотрудники органов внутренних дел обязаны контролировать соблюдение гражданами правил регистрационного учета во взаимодействии с сотрудниками ФМС. Каким образом на практике организовывается это взаимодействие? Вправе ли сотрудники милиции самостоятельно останавливать иногородних граждан на улицах Москвы и требовать свидетельство о регистрации по месту пребывания?  - Андрей Серегин (Москва)

Л.В.: На основании  пункта 17 статьи 10 Закона Российской Федерации "О милиции" сотрудники органов внутренних дел обязаны осуществлять контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации, пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами.

На каком основании сотрудники ППС останавливают с целью досмотра без протокола, без понятых, без сотрудников ГИБДД? Нет правонарушения - нет досмотра. - Куликов Владимир Николаевич (Москва)

Л.В.: На основании пункта 2 статьи 11 Закона Российской Федерации "О милиции" сотрудники ОВД имеют право осуществлять в порядке, установленном в соответствии со статьей 27.7 КоАП РФ, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей при наличии достаточных данных полагать, что граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества.

Возможно ли (и при каких условиях) выделение жилья сотрудникам ОВД по договорам социального найма в соответствии со ст. 30 ФЗ "О милиции", если они стояли в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года только по месту службы? Как обязать муниципальные органы власти в этом случае выделить квартиру? - Приймак Анна (Мурманск)

Л.В.: Полагаю, что выделение муниципального жилья сотрудникам ОВД по договорам социального найма, если они стояли в очереди в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года только по месту службы, не представляется возможным, так как cогласно статье 19 Основ жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик от 24 июня 1981 года N 5150-Х (с изменениями от 26 марта, 8 июня 1984 г., 27 ноября 1985 г., 21 апреля 1986 г., 14 декабря 1988 г., 10 мая 1989 г., 22 мая 1990 г.), действовавших до 1 марта 2005 года,  учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма.

В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, вступившего в силу с 1 марта 2005 года (далее . ЖК РФ), предоставление жилого помещения по договору социального найма осуществляется:

- малоимущим гражданам, признанным по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Малоимущими являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

- иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.

Что Вы думаете о легализации легких наркотиков? - Александр (Нововоронеж)

Л.В.: Как известно, в уголовном законодательстве Российской Федерации предусмотрена ответственность за незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества. Глава 25 Уголовного кодекса Российской Федерации непосредственно посвящена данной теме.

Все наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры подлежат непосредственному контролю на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 1998 года N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации". Однако заметим, что различными "либеральными" организациями выдвигались предложения о легализации так называемых "легких" наркотиков, подкрепляя их тем, что в большинстве европейских стран разрешено употребление указанных средств. К числу таких стран, к примеру,  относится Голландия, где разрешено употребление каннабиса (марихуаны).

Теперь перейдем к данной проблеме касаемо Российской Федерации. Как известно, ведутся споры по поводу легализации "легких" наркотиков. Однако противников такой "легализации" больше, чем сторонников. Также отметим, что на данном этапе развития России как демократического государства остро поставлен вопрос национальной программы оздоровления россиян. Такая программа поддерживается Президентом Российской Федерации и руководящими лицами  государства.  Цель программы . избавление граждан от действий, которые наносят вред здоровью, и пропаганда здорового образа жизни. К ним относятся злоупотребление спиртными напитками, курение. Программа поддерживается и на законодательном уровне (создание проектов федеральных законов, внесение изменений в законодательство Российской Федерации).

На наш взгляд,  легализация "легких" наркотиков приведет к ухудшению криминогенной обстановки в стране. Известно, что совершают люди под воздействием алкоголя, а теперь присовокупите к этому действие наркотических средств, пусть даже и "легких". Ответ очевиден. Мы за поддержку президентской программы, за здоровое общество и государство. Мы против наркотиков в любых их классификационных проявлениях.

Правда ли, что в РФ газон является газоном только с апреля по ноябрь, а  в остальное время - нет, и если это так, то где это прописано? Меня оштрафовали за парковку на газоне в декабре, знакомый уверил, что это было незаконно (см. выше), но ссылку на источник информации и подтверждение этому я не получила. - Лена Подлесных (Приморский край, г. Арсеньев)

Л.В.: В соответствии с приказом Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 15 декабря 1999 года N 153 "Об утверждении правил создания, охраны и содержания зеленых насаждений в городах Российской Федерации" газон входит в озелененные территории. При подготовке проектной документации, по которой производятся работы по строительству новых объектов озеленения, проектируется газон. Создается он при посеве газонных трав в начале вегетационного сезона . в начале мая или осенью с началом устойчивых заморозков. Таким образом, спроектированный  при планировке территории газон является газоном в любое время года.

Следует отметить, что вопросы привлечения к ответственности "за стоянку или парковку транспортных средств на газонах" к ведению Российской Федерации не относятся и их правовое регулирование может быть осуществлено субъектом Российской Федерации.

Недавно услышал, что запретили травматическое оружие, правда ли это? На какие виды оружия для самообороны в настоящее время необходима лицензия? - Константин (Калининград)

Л.В.: Основным нормативным правовым актом, регламентирующим оборот оружия на территории Российской Федерации, является Федеральный закон от 13 декабря 1996 года N 150-ФЗ "Об оружии" (ред. 24.07.2007 N 222-ФЗ). Указанный Закон не устанавливает запрета на хранение и ношение, а в отдельных случаях только хранение оружия самообороны.

В соответствии со статьей 13 Закона граждане имеют право приобретать на основании лицензии с последующей регистрацией в органах внутренних дел по месту жительства следующие виды оружия самообороны:

- газовое оружие: газовые пистолеты и револьверы, в том числе патроны к ним;
- огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства, в том числе с патронами травматического, газового и светозвукового действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации;
- огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия, соответствующими нормам Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие самообороны граждане Российской Федерации имеют право приобретать в целях самообороны также по лицензии, но без права ношения.

КонсультантПлюс: Лариса Владимировна, благодарим Вас за интервью и поздравляем Вас с наступающим Новым годом!


Подпишитесь: рассылки от КонсультантПлюс

Получайте самую свежую и актуальную информацию, которая идеально соответствует вашим интересам!

Выбрать материалы, нужные именно вам, можно в каталоге рассылок.

Перейти в каталог рассылок



Все права защищены © 2007 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное