Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

КонсультантПлюс: интернет-интервью Выпуск от 12.07.2007


КонсультантПлюс

Интернет-интервью

Выпуск от 12.07.2007


Обзоры законодательства | Интернет-версия КонсультантПлюс | Финансовые консультации | Подписаться


Новости КонсультантПлюс

Новая ежедневная рассылка: "Лента новостей Минфина РФ"
В ней представлены все последние письма Минфина РФ и налоговых органов, которые помогают разобраться в сложных вопросах применения налогового законодательства и бухучета.
Подписаться на рассылку...


Интернет-интервью с С.О. Шохиным,
cтатс-секретарем - заместителем руководителя Федеральной таможенной службы России:
"Изменение таможенного законодательства"

7 июля состоялось интервью cо cтатс-секретарем - заместителем руководителя Федеральной таможенной службы России Сергеем Олеговичем Шохиным.

Тема интервью: "Изменение таможенного законодательства". Благодарим всех посетителей сервера, приславших свои вопросы.

Сегодня активно идут процессы интеграции России в мировое экономическое сообщество. В связи с этим предполагается дальнейшее развитие таможенного законодательства с учетом создания баланса интересов государства и бизнеса. На вопросы, касающиеся данной темы, ответил в ходе беседы Сергей Олегович Шохин.

КонсультантПлюс: Сергей Олегович, вступление России в ВТО предполагает желание и готовность нашей страны применять на практике рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли. Предполагается ли рассматривать таможенных брокеров в качестве уполномоченных экономических операторов (УЭО) с предоставлением соответствующих льгот и упрощенных процедур таможенного оформления?

Сергей Олегович Шохин: В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации МФ-П13-5736 (вх. N 3604п от 04.12.2006) по предложениям и рекомендациям, выдвинутым в ходе XX заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России, Федеральной таможенной службой в 2006 - 2007 гг. проводилась работа по подготовке предложений о внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации, касающихся введения института уполномоченного грузополучателя.

Кроме того, данный вопрос обсуждался на заседаниях рабочей группы, созданной в ФТС России под моим руководством в целях подготовки законопроекта, предусматривающего включение в таможенное законодательство института уполномоченного грузополучателя.

По итогам данной работы был подготовлен проект доклада  для Правительства Российской Федерации о преждевременности разработки данного законопроекта в текущем году в связи с необходимостью комплексного подхода к анализу российского таможенного законодательства в целях его унификации с международными конвенциями с учетом возможных финансовых потерь и политических последствий.

Таким образом, в ближайшей перспективе ФТС России не планирует рассматривать таможенных брокеров в качества уполномоченных экономических операторов с предоставлением каких-либо льгот и упрощенных процедур таможенного оформления в связи с отсутствием данного института в таможенном законодательстве.

КонсультантПлюс: Концепция предварительного информирования содержит понятие коэффициента таможенной устойчивости, которое пока не получило нормативного регулирования. Когда и на каком уровне планируется ввести нормативно указанное понятие? Будет ли уровень такого коэффициента учитываться в системе управления рисками и каким образом?

Сергей Олегович: Прежде всего следует сказать, что концепция системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации, утвержденная приказом ФТС России от 10.03.2006 N 192, (далее - Концепция) разработана с целью обеспечения единообразного подхода к формированию, передаче информации о товарах и транспортных средствах до пересечения ими таможенной границы (далее - предварительной информации) и ее использованию таможенными органами при осуществлении таможенных операций.

Концепция представляет собой совокупность взглядов на правовые, технологические и информационно-технические вопросы, связанные с организацией представления предварительной информации и с ее использованием таможенными органами.

На данном этапе развития в России системы предварительного информирования понятие коэффициента таможенной устойчивости, упомянутое в Концепции, не имеет практической реализации.

КонсультантПлюс: В настоящий момент в соответствии с п. 21 Инструкции о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме (приказ ГТК РФ от 30 марта 2004 года N 395) таможенные органы оформления отказывают в применении электронной формы декларирования при срабатывании рисков даже в отношении добросовестных участников ВЭД, осуществляющих предварительное информирование, в том числе с использованием системы "Зеленый коридор". Предполагается ли использование в отношении добросовестных участников ВЭД, получивших разрешение на электронное декларирование, в большей степени таможенного контроля после выпуска и внесения соответствующих поправок в действующие профили рисков?

Сергей Олегович: Инструкцией о совершении таможенных операций при декларировании товаров в электронной форме, утвержденной приказом ГТК России от 30.03.2004 N 395, определены случаи, когда таможенное оформление товаров, декларируемых в электронной форме, переводится на бумажные носители.

Пунктом 15 Инструкции установлено, что, если в результате таможенного досмотра или таможенного осмотра выявлено несоответствие сведений, заявленных в электронной декларации, и сведений, полученных в результате применения указанных форм таможенного контроля, данная декларация распечатывается таможенным органом на бумажном носителе, а лицу, декларирующему товары, направляется авторизованное сообщение, содержащее данную информацию и требование о предоставлении документов на бумажных носителях.

Дальнейшее таможенное оформление товаров должно производиться в общеустановленном порядке с использованием таможенной декларации и документов на бумажных носителях.

Кроме того, в соответствии с п. 6 данной Инструкции бумажные экземпляры документов, подтверждающих заявленные в электронной декларации сведения, а также документов, необходимых для помещения декларируемых товаров под заявленный таможенный режим на бумажных носителях, могут быть потребованы таможенным органом в случае выявления рисков, по которым в качестве меры реагирования предусмотрена проверка бумажных носителей информации.

Иных случаев отказа в применении электронной формы декларирования Инструкцией не предусмотрено. Так как электронная форма декларирования является не упрощенной процедурой таможенного оформления, а одной из форм декларирования товаров, применяемой наряду с письменной формой декларирования, то к лицам, декларирующим товары в электронной форме, любые формы таможенного контроля применяются в общеустановленном порядке.

КонсультантПлюс: В настоящее время все таможенные службы мира переходят на новые стандарты Всемирной таможенной организации. Эти стандарты облегчают и ускоряют таможенное оформление товаров, помогают выявлять таможенные правонарушения, эффективно бороться с коррупцией. Так, например, таможня Казахстана участвует в специальной международной программе по переходу на новые стандарты. Через год эти же стандарты будут введены странами ЕС. Это очень важно не только для таможни, но в первую очередь для всего российского бизнеса, для всей экономики страны, поскольку речь может идти о новых правилах внешней торговли. Что предпринимается у нас в стране в этом направлении?

Сергей Олегович: Прежде всего скажу, что при разработке стратегии таможенного контроля (в соответствии с пунктом 4 статьи 358 Таможенного кодекса Российской Федерации) Федеральная таможенная служба за основу принимает Рамочные стандарты безопасности и облегчения мировой торговли.

Кроме того, по мнению Всемирной таможенной организации, показателем высокого уровня развития таможенной службы является использование в ее работе предварительной информации. Для нас предварительное декларирование и предварительное информирование являются основой для внедрения Рамочных стандартов безопасности и облегчения торговли, внедрения управления интегрированной цепочкой поставок.

Так, необходимым шагом на пути внедрения в Российской Федерации системы предварительного информирования стала разработка Концепции системы предварительного информирования таможенных органов Российской Федерации (СПрИнТ), которая утверждена приказом ФТС России от 10.03.2006 N 192 (далее - Концепция).

Уже сделаны отдельные шаги на пути ее практической реализации. Чтобы данная Концепция была реализована, необходимо внесение изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации, обязывающих лиц при ввозе товаров в Россию представлять таможенным органам предварительную информацию об этих товарах, по аналогии с опытом зарубежных стран. В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 29.11.2006 N МФ-П13-5736 ФТС России был подготовлен проект Федерального закона "О внесении дополнений в Таможенный кодекс Российской Федерации", в котором предусмотрены данные положения.

КонсультантПлюс: В связи с будущим вступлением в ВТО Президент объявил о конвертации рубля и отмене большинства валютных ограничений. Почему на таможнях до сих пор активно действуют подразделения валютного контроля, как будто на дворе какой-нибудь 1996 год? Можно ли передать оставшиеся функции ОВК таможенной инспекции, чтобы реже беспокоить участников ВЭД проверками?

Сергей Олегович: В настоящее время в соответствии с п. 7 ст. 403 Таможенного кодекса Российской Федерации и ст. 23 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N 173-ФЗ таможенные органы, являясь агентами валютного контроля, осуществляют валютный контроль операций, связанных с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу.

В 2006 году в данный закон были внесены изменения, отменившие ряд действовавших ограничений на проведение валютных операций. Из Закона были исключены: требование о резервировании денежных средств при совершении валютных операций, связанных с движением капитала, требование об осуществлении некоторых категорий валютных операций через специальные счета; отменена обязательная продажа части валютной выручки, предоставлены более широкие возможности транспортным организациям для проведения расчетов за рубежом.

Однако все валютные ограничения не сняты, часть требований к проведению валютных операций сохранилась, и валютный контроль за некоторыми из них возложен на таможенные органы. Это, в частности, ограничения по вывозу из России наличной валюты Российской Федерации и иностранной валюты, требования по обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках в Российской Федерации доходов от внешнеторговой деятельности и обоснованности перечислений денежных средств за рубеж при импорте товаров. При контроле исполнения упомянутых требований используются паспорта сделок, также предусмотренные Законом.

Контроль соблюдения действующих требований валютного законодательства Российской Федерации в таможенных органах обеспечивают подразделения валютного контроля. Их основными функциями являются контроль над предоставлением паспортов сделок при таможенном оформлении товаров и проведение документальных проверок валютных операций экспортеров и импортеров товаров. Основанием для данной работы таможенных органов, имеющих статус агентов валютного контроля, являются Закон, изданные в целях его исполнения Постановления Правительства Российской Федерации от 11.09.2006 N 560 и от 17.02.2007 N 98 и Инструкция Банка России от 15.06.2004 N 117-И.

Деятельность таможенной инспекции имеет другую правовую основу - Таможенный кодекс Российской Федерации. Таможенной инспекцией используются другие формы и методы работы, их проверки преследуют другие цели.

Так, в частности, подразделения таможенной инспекции осуществляют контроль после выпуска товаров над соблюдением участниками внешнеэкономической деятельности таможенного законодательства Российской Федерации с использованием таможенной ревизии и других форм таможенного контроля, предусмотренных главой 35 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 363 Таможенного кодекса Российской Федерации и со ст. 26 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" и при проведении таможенного контроля подразделения таможенной инспекции получают от банков и иных кредитных организаций справки о связанных с внешнеэкономической деятельностью операциях.

Полученная в ходе проведения постконтроля информация о выявленных признаках нарушений участниками ВЭД требований валютного законодательства используется для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП России.

В связи с этим объединение функций подразделений валютного контроля таможенных органов и таможенной инспекции представляется нецелесообразным и вопрос об этом не рассматривается.

КонсультантПлюс: Как ФТС России учитывает мнение бизнеса при подготовке предложений по совершенствованию ТК РФ?

Сергей Олегович: В настоящее время ФТС России в рамках реализации полномочий по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области таможенного дела осуществляет плановую работу по совершенствованию таможенного законодательства в рамках приведения его в соответствие с международными стандартами в области таможенного дела, включая правила Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур 1973 года, а также по результатам правоприменительной практики 2004-2006 годов. В рамках указанной работы проводится комплексный анализ предложений по внесению изменений в ТК РФ, поступающих от субъектов права законодательной инициативы и участников внешнеэкономической деятельности. Однако следует отметить, что данные предложения носят либо точечный характер, либо затрагивают слишком широкий спектр вопросов, не структурированы и не содержат достаточного обоснования. По результатам проводимой работы ФТС России планирует направить предложения для включения в проект плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2008 год, с тем чтобы работа над внесением изменений в ТК РФ носила плановый характер и было обеспечено участие в ней всех заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.

КонсультантПлюс: Действительно ли, что нормами ВТО предусмотрено, что таможни должны выполнять только функции таможенного оформления и таможенного контроля, а правоохранительные функции должно выполнять особое ведомство - таможенная полиция? Изменятся ли структура и функции таможенных органов после вступления в ВТО? Насколько структура ФТС соответствует мировым стандартам? Или сегодняшняя реорганизация ФТС с постепенным обособлением правоохранительного блока не имеет отношения к вступлению в ВТО?

Сергей Олегович: Полномочия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, в том числе и ФТС России, определяются Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Положением о ФТС России, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459, а также Концепцией развития таможенных органов Российской Федерации, одобренной распоряжением Правительством Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 2225-р, правоохранительные функции сохраняются за таможенными органами. В соответствии с Концепцией развития таможенных органов особое внимание в области правоохранительной деятельности уделяется противодействию терроризму и международной наркопреступности.

Международный опыт организационного устройства таможенных органов свидетельствует о различных подходах в построении структуры таможенных служб. Что касается правоохранительной составляющей деятельности таможенных органов других стран, то в одной части государств таможенные службы имеют в своей структуре правоохранительные подразделения (например, в КНР, ФРГ, Болгарии, США), в других странах (например, Великобритании, Финляндии) эти функции возложены на иные ведомства.

Таким образом, резюмируя сказанное, можно заключить, что все страны, как входящие в ВТО, так и не входящие, осуществляют формирование структуры и полномочий таможенных служб исключительно исходя из собственных критериев и опыта. Структура таможенной службы Российской Федерации включает в себя все подразделения, которые можно найти в традиционных таможенных структурах других стран.

КонсультантПлюс: И последний вопрос, поступивший к нам от посетителя сайта: "Почему вопреки требованиям ст. 6 Закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" от 2002 г. начальник правового управления, а также таможенные органы прямого подчинения ФТС РФ на поданные адвокатами запросы отказываются отвечать, ссылаясь на отсутствие представленной доверенности при осуществлении защиты прав и свобод граждан и организаций и ссылаются при этом на требования Таможенного кодекса РФ (гл. 7)? Другие государственные органы и даже суды себе этого не позволяют, если вопрос не касается государственной, служебной или иной охраняемой законом тайны."

Сергей Олегович: Информация, полученная таможенными органами, их должностными лицами в соответствии с актами таможенного законодательства, иными правовыми актами Российской Федерации, правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, может использоваться исключительно в таможенных целях. В силу положений статьи 10 ТК РФ не подлежит разглашению, использованию в личных целях или передаче третьим лицам информация, составляющая государственную, коммерческую, банковскую и другую конфиденциальную информацию, за исключением случаев, установленных ТК РФ и иными федеральными законами.

Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" адвокат имеет право собирать сведения, необходимые для оказания юридической помощи, в том числе запрашивать справки, характеристики и иные документы от органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также общественных объединений и иных организаций, а указанные органы и организации в порядке, установленном законодательством, обязаны выдать адвокату запрошенные им документы или их заверенные копии.

Учитывая положения Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне", информация, запрашиваемая адвокатами, как правило, касается осуществления внешнеэкономической деятельности конкретными юридическими лицами и относится к коммерческой тайне относительно деятельности таких участников ВЭД. На основании статьи 10 ТК РФ и с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 6 названного Федерального закона, получение запрашиваемых сведений возможно только по запросу судов, органов прокуратуры, органов предварительного следствия, органов дознания по делам, находящимся в их производстве, в порядке и на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: Спасибо Вам за беседу.


Все права защищены © 2007 ЗАО "Консультант Плюс"
тел. (495)956-8283
mailto:contact@consultant.ru
http://www.consultant.ru/


В избранное