Инвестиции в Интернет-стартапы - как «вычислить» будущего компьютерного гения?
Интернет - это наше будущее. А в будущее надо инвестировать. Если вовремя профинансировать очередного очкарика в коротких штанишках, позволив ему и дальше играть в его компьютерные игрушки, можно сделать очень хороший бизнес.
История интернет-бизнеса – это история юных компьютерных гениев. Сергей Брин и Ларри Пейдж (Google), Марк Цукерберг (Facebook) затевали свои мегапроекты
в весьма нежном, студенческом возрасте. Тот, кто поверил в этих вундеркиндов и вложил в них деньги, вернул потраченное сторицей. Конечно, гениев много не бывает. Долю долгоиграющих интернет-проектов управляющий партнер eBuro.ru и создатель многочисленных стартапов Евгений Гордеев оценивает примерно в 5% от общего числа, а долю приносящих хорошую прибыль - и вовсе в 2%. Даже небывалый успех Брина и Цукерберга долгое время выражался лишь в рекордном трафике, а вовсе не в звонкой монете.
Тем не менее,
всем ясно, что Интернет – это наше будущее. А в будущее надо инвестировать. В Интернете все только начинается. Трудно даже вообразить, сколько нам открытий чудных готовит всемирная паутина в ближайшие четверть века.
Ресурсы Интернета, в отличие, скажем, от полезных ископаемых, неисчерпаемы. Приходят новые компьютерные гении. Прежние кибер-лидеры уступают место более молодым и зубастым. И, может быть, уже обивает пороги инвесторов не Сергей Брин, а другой, еще неведомый избранник, с предложением
вложить в дело каких-нибудь пару сотен тысяч долларов. Инвесторы его на порог не пускают и не ведают в своей гордыне, что от своего счастья отказываются. Давайте же присмотримся к онлайновым стартапам повнимательнее.
Что почем?
Теперь, когда мы залогинились, прикинем, сколько потребуется денег на онлайновый проект. «На некоторые стартапы хватает и нескольких тысяч долларов, но лучше все же иметь 40-100 тысяч. В конечном счете, у каждого свой подход», - делится
опытом Евгений Гордеев. Не стоит привязываться к конкретной цифре, но, безусловно, если у вас есть свободные несколько миллионов долларов, интернет-проект тоже найдет, как их агрегировать. И разумеется, если хочешь минимизировать риски, то стартовый капитал стоит увеличить.
Разные проекты требуют разных затрат. На содержание некоторых сайтов хватает и тысячи долларов в месяц, а, к примеру, глубоко убыточный, но сверхпопулярный YouTube требует аж $700 млн в год. Основные статьи расходов - люди, коммуникации,
налоги. Налоги по нашему законодательству съедают до четверти бюджета! Коммуникации включают в себя хостинг, размещение ресурса. Здесь можно сэкономить - к примеру, все программное обеспечение не покупать, а арендовать. Пока сервис нужен, пользуешься и платишь, а потом просто закрываешь подписку и не имеешь головной боли от ненужного софта. Если бы гиганты типа Microsoft за счет своей доминирующей позиции на рынке не пытались ограничивать развитие отрасли, сэкономить удалось бы еще больше.
Торопиться
не надо
В любом случае инвестиции в Интернет - это инвестиции в будущее, и порой весьма отдаленное. «Интернет-проект - это не йогурт со сроком годности, хороший протянет долго. Некоторые и меня переживут!», - уверен Евгений Гордеев. Однако перспектива должна быть видна сразу. Если не надеяться на пузырь, то риск провала существенно уменьшается. Некоторые проекты приносят прибыль уже через полгода после запуска, другим требуется гораздо больше времени. Третьи вообще работают по другой
схеме. «У меня есть сеть полноэкранной рекламы iBrand, объединяющая 20 крупнейших сайтов России, - приводит пример Гордеев. - Ее запуск занял почти год - надо было договориться со всеми сайтами об эксклюзиве. Но когда все было готово, вложения вернулись всего за несколько рекламных размещений».
Покупая убыточные проекты за миллиарды долларов, инвесторы полагаются на свою интуицию. Всем понятно, что гигантский трафик можно монетизировать, но вот о том, как это сделать, инвесторы имеют пока
весьма смутное представление. Тот же YouTube существует уже 5 лет, а на самоокупаемость так до сих пор и не вышел. Очевидно, Google приобрел его, чтобы другим не достался, смутно ощущая, что когда-нибудь сервис пригодится.
В любом случае, если веришь в проект, то раскошелиться стоит. «Нам как-то один инвестфонд прислал огромную анкету, как будто покупает завод, - рассказывает Гордеев. - В ответ мы отправили описание проекта на полстраницы, цену и ссылку на аналог на Западе. И попросили их самих
написать обоснование, почему мы столько стоим. Так как продукт был очень горячим, через две недели мы получили на подпись бизнес-план нашей же компании, настолько красивый, что даже жалко было продавать».
Откуда дровишки?
Безусловно, первый пункт в рейтинге доходности - реклама. Именно в кибер-пространство уходит самая платежеспособная аудитория, к тому же интернет-реклама гораздо более таргетированная, чем обычная. То же телевидение ориентируется на некоего усредненного
зрителя, чаще всего на домохозяек. И мы видим, что зрительская аудитория у телеканалов серьезно падает, рейтинги не радуют глаз. А интернет-аудитория, которая может самостоятельно выбирать продукт, наоборот растет. В январе этого года в TNS подсчитали, что в России Интернетом пользуются хотя бы раз в месяц 52% населения старше 12 лет. Возможно, именно этим объясняется кризисоустойчивость интернет-рекламы – по данным АКАР в 2009 году ее объем вырос на 8% - в отличие от телевидения и прессы.
Интернет-реклама
отличается высокой мобильностью – можно не только оперативно запустить рекламную кампанию, но и быстро оценить промежуточные результаты, внести коррективы, если это необходимо. Кроме того, легко наладить прямую коммуникацию с потребителем. Рекламодатель платит за конкретный результат - за переход по ссылке, регистрацию на сайте, заполнение заявки, подписку на рассылку. И не стоит забывать о том, что интернет-технологии не стоят на месте. Уже сейчас в режиме «онлайн» можно примерить очки или одежду
определенного бренда, создать машину своей мечты или построить кухню. На телевидении такое в теории тоже возможно, но обойдется в разы дороже, а эффекта будет меньше.
Следующая строчка в графе доходов - плата за сервисы. Это могут быть как обычные премиум-эсэмэски за картинки в «Одноклассниках», так и аренда программного обеспечения для компании. Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда пользователь готов платить не за конкретный товар, который можно подержать в руках, а за виртуальную услугу.
И третий пункт - электронная коммерция. Самая разная - купить фильм для онлайн-просмотра, заказать холодильник с доставкой на дом... Электронная коммерция стремительно развивается. В 2008 году объем этого рынка в России составил 128 млрд рублей, и в отрасли было занято 2,3 млн человек. Несмотря на кризис, оба эти показателя неуклонно растут.
Ложка дегтя
Есть, понятно, в онлайне и свои минусы. Явная недостаточность правового регулирования в Интернете снижает доверие
пользователей к рекламному продукту в сети. «Интернет привыкли считать сборной солянкой, где много лишнего и непроверенного, - отмечает коммерческий директор рекламного агентства Media stars Аделя Рзаева. - Реклама в социальных сетях рискует оказаться бесполезной, если ее неправильно подать». Слишком негативно пользователи относятся к многочисленным спам-сообщениям, которые заполонили, в частности, сайт «ВКонтакте». Кроме того, по результатам исследований, более трети компаний в 2009 году
ощутили на себе воздействие негативной или ложной информации, целенаправленно распространяемой на форумах, в социальных сетях и блогах. И как бороться с таким черным пиаром, пока никто не придумал.
Непросто приходится и платным сервисам. Что греха таить, народ привык к «халяве». Музыкальные лейблы и кинокомпании буквально бьются в истерике, но не могут ничего сделать с хостингами, бесплатно раздающими фильмы и музыкальные треки. Закон, наказывающий пользователей за нелегальное скачивание
цифрового продукта, пока принят лишь во Франции и Германии, да и там работает через раз. Все ограничивается единичными штрафами. Евросоюз грозится провести подобный законопроект, распространяющийся на все страны, но как его реализовать на практике? Ведь, скажем, знаменитый Torrents.ru, когда его закрыли, тут же возродился под другим именем в другой доменной зоне. Порой менталитет подводит и электронную коммерцию. Если отправить платное сообщение наши сограждане еще готовы, то доверить родную кредитную карту
злостному Интернету согласится далеко не каждый.
Смотреть в оба
В любом случае, сначала необходимо создать продукт, «подсадить» на него пользователей, а деньги потом пойдут сами. Когда «Одноклассники» только ввели платные сервисы, возмущению пользователей не было предела, но многие ли ушли в другие социальные сети? Большинство смирились и послушно отправляют платные «эсэмэски» за отличные оценки и подарки.
И, естественно, необходимо
постоянно мониторить рынок: Интернет меняется так быстро, что вчерашняя гениальная идея сегодня может оказаться уже или банальной, или нелегальной. Устремляясь в светлое кибер-будущее, не забывайте периодически заглядывать в бизнес-план.