Уважаемый подписчик рассылки "Управление под микроскопом"! С наступающим праздником Победы!
1. Активно идет обсуждение причти "Не достоин власти". Хочу поблагодарить всех, кто уже принял участие и написал свои мысли в комментариях… То, что идеи рождаются иногда прямо противоположные, говорит еще раз в пользу самой притчи… Не знаю, как Вы – а я получаю огромное интеллектуальное удовольствие. Почитать обсуждение -
http://krmasters.ru/myblog/Germiona_blog/593.php
2. Обнаружила новые ответы Владимира Тарасова на новые вопросы – и решила поделиться с Вами. К тому же, первый ответ тоже о притче, но о другой.
ВОПРОС 32:
У Вас есть притча «Крестьянин, у которого была лошадь» Вывод там такой: Только сам крестьянин не печалился и не радовался. Он не умел этого делать, потому что
не понимал, какой прок от печали и радости. Или например притча: «Сила в безразличии» Вопрос: Если быть безразличным (без эмоциональным), как же тогда радоваться жизни? (Дeнис Исаков)
Притча о "Крестьянине, у которого была лошадь" достаточно древняя, появившаяся задолго до открытия теории вероятностей и появления такой дисциплины как статистика. Поэтому Крестьянин знал, что о ничего не знает о том, что будет завтра, и занимал довольно категорическую позицию, с которой трудно спорить. Но поспорить можно. На самом деле, он знал, какое последствие того или иного события более вероятно, а какое менее вероятно. По существу, реальный, а не мифологический человек радуется или огорчается
не самим событиям, а вероятностям их положительных или отрицательных последствий. Но и ожидаемые положительные или отрицательные последствия также радуют или огорчают не сами по себе, а благодаря вероятностям их ожидаемых последствий. У одного человека эта цепочка последствий в его картине мира очень короткая, и его радуют или огорчают просто последствия самих событий. У другого - очень длинная, их радуют и огорчают не сами события, а последствия последствий... Попробуем двигаться по этой цепочке последствий
как вперед, так и назад. Если мы двигаемся вперед, то должны дойти до самого конца последствий. А что в конце? В конце есть жизненно важные на данный момент цели человека, которые отодвигают по значимости все другие цели. Например, не погибнуть во время опасного путешествия, не умереть от голода, спасти жизнь серьезно заболевшему родному человеку, выполнить обещание, ставшее делом чести, отомстить, и прочее. Если такие конкретные и важные жизненные цели есть, то общее ощущение повышения или понижения вероятности,
полученное интуитивным суммированием (точнее, перемножением) вероятностей всех последствий радует человека или огорчает. Если двигаемся назад, то последствия события перестают иметь значение, впрочем, как и сами события, а приносят удовольствие или неудовольствие только непосредственные ощущения - ощущение насыщения желудка, удовольствие от тепла или прохлады, от боли или от ласки и т. И здесь человек приближается к животному. Причем, к животному более примитивному, чем, например, собака. Поскольку собака
способна радоваться и огорчаться приходу хозяина, приготовлению к кормежке, надеванию ошейника и пр., поскольку способна "предвидеть" непосредственные последствия событий. Более же примитивное животное не способно предвидеть, поэтому не способно радоваться или огорчаться, а способно только ощущать примитивные положительные или отрицательные эмоции: боль и удовольствие. Крестьянин в притче как раз уподоблен животному, более примитивному, чем собака. Спрашивается, с какой стати он приводится нам
в качестве образца для подражания? Что в нем положительного? А то, что, чувствуя радость или огорчение, запросто можно ошибиться, ошибаясь в своих прогнозах последствий. А просто чувствуя боль или удовольствие, ошибиться невозможно. Таким образом, притча указывает на один путь избежания ошибок: быть как этот крестьянин, как примитивное животное, то есть ничего не предполагать, а только отдаваться физическим ощущениям, не пропуская их через сознание. Однако, этот путь не единственный. Если мы очень
точно вычислим все последствия всех событий и не ошибемся, то тоже не будем радоваться или огорчаться, поскольку лишим себя всякого столкновения с неожиданностью. Это все равно, что двадцатый раз смотреть один и тот же боевик: если в первый раз мы радовались и огорчались за героя, то при двадцатом просмотре, когда мы точно можем "предвидеть" очередной сюжетный поворот, мы за героя уже не переживаем, а развлекаем себя разглядыванием третьестепенных деталей, на которые раньше не обратили внимания.
Реальный человек находится между этих двух крайностей. Конечно, он делает предположения. Конечно, он огорчается и радуется. А пафос притчи направлен на то, чтобы предостеречь человека от ошибочных эмоций, как от ошибочной радости, так и от ошибочных огорчений. Как правило, ошибочная радость влечет за собой обоснованное огорчение. А ошибочное огорчение влечет за собой обоснованную радость. Казалось бы, какая разница: ошибочно или обоснованно мы огорчаемся или радуемся! Но дело в том, что эти ошибочные
эмоции толкают нас на ошибочное поведение. А чем больше ошибочного поведения, тем несчастнее становится наша жизнь. А чем меньше ошибочного поведения, тем адекватнее поступки человека, тем он сильнее! Причина неадекватности и слабости - в необоснованных эмоциях, проистекающих из ошибочной оценки последствий событий. Например, наивный молодой человек, играя в карты с криминальными личностями, может радоваться карточному выигрышу и с удовольствием согласиться на повышение ставок в игре, но мы
понимаем, что это для него добром не кончится! Или напротив. Молодая женщина одолжила у богатой приятельницы на один важный для нее вечер бриллиантовое колье, его потеряла и много лет, отказывая себе во всем, собирала необходимую сумму, чтобы купить и вернуть "такое же". А когда вернула, приятельница удивилась ее истории, пояснив, что бриллианты были фальшивые. Вывод: прежде, чем радоваться или огорчаться, убедись, что, действительно, имеешь на то основание! А сомневаешься в последствиях,
уподобься "крестьянину, у которого была лошадь"!