Выпуск 33. Учитель музыки и «ролевой треугольник»…
В своей рассылке я постоянно использую такие понятия как «картина мира», «пустое и твердое», «борьба» или «война», «этика войны», «обман – путь войны», «прием управленческой борьбы» и другие подобные«термины»…
Ясно, что выпуски рассылки никогда не смогут дать полноценного, структурированного понимания данной концепции (автором которой является В.К.Тарасов) - концепции искусства управленческой борьбы.
Чтобы этот пробел заполнить (в первую очередь для тех, кто не был на семинаре В.Тарасова «Техника перехвата и удержания управления»), я проведу в мае-июне 2009 года курс вебинаров (он-лайн семинаров) «Искусство управленческой борьбы». Так как среди читателей рассылки много тех, кто уже учился у Тарасова, может возникнуть вопрос – а стоит ли участвовать в курсе вебинаров, если уже был на этом семинаре Тарасова или кого-то из лицензиатов...
На этот вопрос я бы ответила так.
Первое. Если Вы уверены, что пользы не будет – не участвуйте. Пользы Вы, действительно, не получите. Не помню, чья эта фраза, но я с ней солидарна: «Если Вы считаете, что у Вас получится, или если Вы считаете, что у Вас не получится – Вы в обоих случаях окажетесь правы»…
Второе. Если такой уверенности нет, то поделюсь своим опытом. Я была на семинарах и мастер-классах Тарасова многократно, даже по одной и той же теме. Более того. Многократно читаю одни и те же его книги. И многократно слушаю видео и аудиокурсы. И каждый раз – бах! Что-то, какой-то важный нюанс – как будто первый раз слышу. И сразу становятся понятными какие-то важные вещи… И так каждый раз. Книги – с 1997 года. Семинары – с 2002 года.
Более того. В курс вебинаров я включила несколько видеоиллюстраций к «теоретическому» материалу, и несколько упражнений на понимание… Этого раньше Вы точно не делали…
Если хотите узнать подробнее (о технологии вебинаров, расписание, условия и пр.) – можно посмотреть на моем сайте www.KRMasters.ru .
Также будет много бесплатных презентаций курса (также он-лайн). Ближайшие – уже в этот понедельник, 13 апреля, и в четверг, 16 апреля.. Для участия нужно просто зарегистрироваться на моем сайте, указав, в какое время (день, время – 4 варианта) Вы будете участвовать в презентации.
Теперь перейдем к сегодняшнему выпуску. С одной стороны, у нас есть что поразглядывать у доктора Хауза. С другой – есть письмо читателя с двумя вопросами, на которые я довольно давно обещала ответить. Поэтому отвечу сегодня на первый вопрос, в следующий раз – на второй вопрос, а далее - займемся доктором Хаузом.
Итак, вопросы
1. Можно ли менять роли других людей с помощью инструментов искусства управленческой борьбы? Например, мой сын (сейчас ему 9) с 5 лет занимается музыкой у одного и того же педагога, но в последнее время я часто стала слышать жалобы, что Саша отказывается заниматься на уроке, хотя домашние задания он исправно делает самостоятельно. Прийдя на урок, я увидела, что мой сын воспринимает педагога, как подружку, а у педагога не хватает опыта или навыков определить
роли как Учитель-Ученик. Могу ли я как третье лицо перевести их отношения на уровень Учитель-Ученик?
2. Как быть, когда руководитель ошибся, или отсутствие действий руководителя привело к ошибке подчиненного? Например, получив информацию об изменении формы отчета, руководитель не передает эту информацию сотруднику или передает не тому, кто за этот вопрос отвечает. В результате отчет не соответствует
новым требованиям, это ошибка. Но здесь нет вины подчиненного... Как вести себя в таком случае руководителю?
Попробую ответить на первый вопрос. Ответ на него для меня не очевиден. Поэтому буду рассуждать «по ходу» ответа.
Искусство управленческой борьбы – это и есть искусство изменения ролей, своих и других людей. И все инструменты, собственно говоря, на это и «заточены»… Поэтому на первое вопросительное предложение ответ – да, можно.
Давайте разберем пример с сыном. Здесь у нас возникает треугольник. Не любовный, но тоже непростой. Есть желаемая ролевая пара «учитель музыки – ученик», и есть третье лицо, которое хочет эту ролевую пару создать.
Для начала посмотрим на задачку как на логическую. Чтобы сложилась и удерживалась пара «учитель музыки – ученик» необходимы следующие условия: обе стороны умеют и хотят эти роли исполнять. Значит, возникает матрица возможных вариантов. Вероятнее всего, что в данном случае мы имеем следующий вариант: сторона А (учительница) хочет, но не умеет играть роль «учителя музыки», а сторона Б (сын) не хочет, хотя, скорее всего, и умеет (в 9 лет…) эту роль играть.
Вопрос «хотения» - это вопрос мотиации, и может быть каким-то образом создан третьей стороной. А вот вопрос «умения» - это вопрос посложнее. Во-первых, нужно время для появления этого самого умения, а во-вторых, нужно желание над этим умением трудиться. Думаю, что третье лицо, конечно, может применить какую-нибудь стратагему, чтобы обучить нежелающего учиться, чтобы тот сам не подозревал, что учится, но это сложно и затратно. В данном случае – маловероятно.
При этом третье лицо, к сожалению, не может просто своим присутствием, точнее, исполнением какой-то третьей роли, обеспечить правильные роли у другой пары. Потому что в этом случае наш треугольник разбивается на три пары: учитель-ученик; клиент-исполнитель (например) и мама-сын (например). Или еще какие-то другие, но именно ПАРЫ ролей. А не треугольники.
Зато - если одна сторона очень хорошо играет свою роль, то вторая начинает тоже играть свою дополнительную роль вполне себе приемлемо. Значит, достаточно обеспечить правильное исполнение роли хотя бы с одной стороны. И вторая сторона – «подтянется».
Значит, что делать нашему третьему лицу? У него есть следующие варианты.
Со стороной А. Создать у стороны А желание учиться играть роль «учителя музыки». И найти способ для стороны А учиться. Например – самой учить; найти хорошего учителя (возможно, кого-то из коллег учительницы), дать почитать полезную книжку, и др. Это просто написать, но сложно сделать. В том смысле, что разговор на эту тему может получиться с обратным результатом… Тут маловато информации для более точных решений…
Со стороной Б. Если сын умеет быть хорошим учеником, то достаточно найти для него мотивацию, чтобы он хотел им быть на уроках музыки. Какая может быть мотивация у 9-летнего мальчика быть хорошим учеником на уроках музыки? Или внутренняя (если он обожает заниматься музыкой и строит большие жизненные планы на эту тему), или внешняя (если ему приходится заниматься, потому что «мама велела» и т.п.). Если внутренняя – достаточно показать ему «пряник» поближе: как хорошо быть известным музыкантом, как важно
быть мастером, как важен каждый день, каждый урок для этого и пр. И далее – сын соглашается «учить» учительницу быть «строгой» учительницей, чтобы та хорошо учила и его, и других детей. А для этого ему просто надо хорошо играть роль «хорошего ученика». Если внешняя мотивация – значит пригодятся и «пряник», и «кнут». Технологически разбираете с сыном последствия того, что он уклоняется от роли «ученика». Вводите правила его поощрений и наказаний по этому поводу, и точно их выполняете. И заодно сами еще раз подумаете
– стоит ли заставлять сына заниматься музыкой, если ему этого не хочется делать… Может, у него талант в другом направлении?
Ситуация может осложниться, если сын не только не хочет, но и не умеет играть роль «хорошего ученика». Вероятность этого вполне велика. Хороших учителей не так много, а кто еще может научить быть хорошим учеником? Поэтому есть смысл выяснить это. Например, организуйте какое-то дело, где Вы будете учителем, а сын – учеником. Если роль «хорошего ученика» удалась – значит, все ок. Если нет – или сын не умеет играть эту роль, или Вы в этом деле не были хорошим учителем. В любом случае, имеет смысл учиться обеим
сторонам. Если Вы дома научите сына быть хорошим учеником (в любом деле!), то дальше «дело техники» – договориться с ним быть хорошим учеником и на музыке. И заодно сами повысите свой класс в игре роли Учителя.
Пожалуй, я бы еще обсудила разницу между ролями «Учитель» (с большой буквы) и «учитель музыки». Может, Вы и сами эту разницу чувствуете? Мне кажется, что в данном случае достаточно роли «учителя музыки»…
И вот еще что… Если Ваш сын действительно талантлив в музыкальном отношении и хочет стать Мастером – найдите ему другого учителя. Не тратьте время на социальные эксперименты в этом случае.
Дети растут быстрее, чем учителя становятся Учителями. А будущему Мастеру нужен не только учитель музыки, но и Учитель…
В следующем выпуске ответ на второй вопрос – об ошибках руководителя.