Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Управление "под микроскопом"

  Все выпуски  

Управление "под микроскопом" Выпуск 25. Уроки 'Венецианского купца' ч.2


<>Клуб Развития Менеджеров

 

 Рассылка Галины Жуковой - лицензиата Таллиннской школы менеджеров Владимира Тарасова

УПРАВЛЕНИЕ "ПОД МИКРОСКОПОМ" 

www.KRMasters.ru

Почему в логотипе КРМ бамбук?    Мышь    Фрукты   Почему в логотипе КРМ бамбук?

Посмотреть программы семинаров Г.Жуковой                       
Заказать семинар в открытом или корпоративном формате

Выпуск 25. Уроки «Венецианского купца» ч.2

Мы разбираем сцену суда в пьесе Шекспира «Венецианский купец». В первую очередь нас интересует длинный и сложный захват, который осуществлял «судья» на протяжении практически всего разговора с Шейлоком. Но также мы попутно пробуем извлечь и другие полезные управленческие уроки из поведения действующих лиц.

Прежде чем мы продолжим, очень коротко пару «оргмоментов»:

  1. Возобновились тренировки по управленческой борьбе (Москва, м. Проспект Мира, по вторникам с 19-30 до 22-30)
  2. Идет запись на он-лайн курс (вебинары) «8 ступеней управленческого искусства» (10 вебинаров по 1.5 часа, он-лайн, предварительно понедельник и четверг, вечернее время)
  3. Идет запись на участие в управленческих поединках он-лайн. (Предварительно по средам, длительность 2 часа, вечернее время, он-лайн).

Запись по адресу germiona@KRMasters.ru

 

Теперь вернемся к «Венецианскому купцу» (начало разбора эпизода в прошлом, 24-ом выпуске). 

Дож

                    Я вправе заседание прервать,

                    Коль скоро не приедет нынче доктор

                    Белларио, который мною вызван

                    Как сведущий юрист.

                                   Салерио

                                         За дверью ждет -

                    С бумагами из Падуи прибывший

                    От доктора гонец.

                                     Дож

                    Пусть он войдет, и дайте мне бумаги.

                                   Бассанио

                    Антонио, мой друг! Не падай духом!

                    Всю плоть мою скорей получит жид,

                    Чем за меня прольешь ты каплю крови.

Типичный «утешитель»: дает невыполнимый (даже вредный) совет (не падай духом) и самонадеянно-невыполнимое обещание. (Кстати, в фильме этой фразы нет.) Почему совет «не падай духом» вреден? Думаю, многие знают о такой «привычке» нашего подсознания как полное игнорирование частицы «не» при обработке команд…  Оно и понятно – нельзя «не думать о желтой обезьяне», потому что, чтобы подсознание принялось выполнять команду, оно должно эту команду «понять», «представить» произнесенные слова. Естественно, представляется желтая обезьяна, о которой надо не думать. То же самое – «не волнуйся» (картинка возникает, связанная с глаголом «волноваться», а не с глаголом «спокойствие», например). Это очевидные вещи, но также очевидно, что мы сами себе усложняем жизнь, давая себе и другим привычные «команды»: «не переживай», «не упади», «не капризничай» и т.д. и т.п.

Ну а обещание, вероятность реализации которого приближается к нулю? Что это? Он действительно верит, что ничего не случится? И что он предпримет, если все-таки суд вынесет решение разрешить Шейлоку вырезать мясо? Как воспринимает Антонио такое обещание? Когда мы ведем себя подобным образом? Ну, когда детей пытаемся успокоить (главное, чтобы сейчас перестал плакать, а потом – «суп с котом», забудет и прочее). А еще? А когда нам дают подобные обещания? Что мы чувствуем, что мы делаем? Можно на досуге об этом подумать… Когда-то, возможно, мы благодарны и за такую «поддержку», а когда-то и не очень… Понаблюдайте.

                                   Антонио

                    Паршивая овца я в стаде. Смерть

                    Мне подобает. Самый чахлый плод

                    Спадает первым. Так покинь меня,

                    Бассанио. И мой завет последний:

                    Живи и мне надгробье напиши!

Антонио же, напротив, максимально самокритичен. Тоже удобная игра – я жертва, я плохой и несчастный, при этом реального разбора своих ошибок и недостатков не происходит. И прелестный завет последний другу: живи (и мучайся тем, что из-за тебя я страдаю) и мне надгробье напиши – интересно, что именно надо было написать на этом надгробье? (В фильме данный фрагмент тоже обыгран по-другому…)

                   Входит Нерисса, одетая писцом адвоката.

Нерисса – это служанка и подруга жены Бассанио (они уже поженились к этому моменту), которую зовут Порция. Понятно, что они переоделись мужчинами и появились здесь в роли «юриста» и «его помощника». Мы не будем анализировать собственно тот факт, что две девушки приняли такое решение. Оставим это «на совести» Шекспира или на какой-то другой раз. У нас другие задачи – вспомним, что сейчас как раз и начнется то, ради чего мы затеяли разглядывание этого эпизода пьесы – а именно: захват для проведения заключительного приема…

                                     Дож

                    Вы от Белларио? Из Падуи?

                                   Нерисса

                    Да, ваша светлость. Доктор шлет поклон.

                           (Передает ему письмо)

                              Бассанио (Шейлоку)

                    Зачем ты так усердно точишь нож?

Мы довольно часто оказываемся в ситуации, из которой не видим выхода. И можем действовать по двум основным сценариям: или так, чтобы потом к нам не было претензий (и у нас самих в том числе), или так, чтобы реально решить проблему. В первом случае мы пробуем все, что только приходит в голову – а если ничего не помогло, ну что ж, мы не виноваты, мы сделали все, что могли. Что и делает Бассанио – постоянно предпринимает какие-то активности, которые, понятное дело, делу не помогут. Но зато дадут ему возможность успокаивать себя потом – но я ведь старался, я пробовал…

Во втором варианте нам не нужны алиби (для самих себя в том числе), нам нужно решить проблему. Поэтому прежде чем что-то сделать, проявить активность, мы бездействуем (для внешнего наблюдателя), потому что разглядываем победу в своей картине мира. Если не находим ее сами – идем к кому-либо за советом. Что и сделала Порция, жена Бассанио: она отправилась к юристу, который помог ей разглядеть «победу», и с подготовленным решением пришла в суд.

                                    Шейлок

                    Чтоб у банкрота резать неустойку.

Шейлок четко видит ситуацию только в юридическом слое, и даже терминологии держится юридической. С одной стороны, это помогает ему уверенно держать свою позицию, с другой стороны, это его и подведет в конце концов. Когда мы «зацикливаемся» на одном слое картины мира, мы можем пропустить некоторые важные «мелочи» из других слоев…

                                   Грациано

                    Не о подошву, подлый жид, о душу

                    Свою ты точишь нож. Наполовину

                    Не так остер топор у палача,

                    Как злость твоя. Ужель тебя ничем

                    Нельзя растрогать?

Очень «мудрый» ход: сначала обругать человека, а потом выяснять, можно ли решить как-то проблему…  Обычно делают наоборот, если хотят получить нужный результат: сначала устанавливают хорошие отношения, а потом переходят к делу… Другое дело, если это «многоходовка», и необходимо как раз получить подтверждение, что «ничем нельзя растрогать» и решение окончательное и бесповоротное, чтобы потом на это обещание и опереться. Но для этого нужен ум и тщательный расчет, которого здесь не видно – одни эмоции.

                                    Шейлок

                                       Да уж не тебе,

                    С твоим умом, удастся это сделать.

Шейлок также отмечает необходимость ума в этой ситуации, а не эмоций. В борьбе эмоции неуместны, они отвлекают ум от разглядывания картины мира в поисках решения. Разглядывать можно только спокойно, не торопясь, очень тщательно. А для этого надо свои эмоции на время отложить. Ну и своей картиной мира надо заниматься, чтобы было что разглядывать…

                                   Грациано

                    О, будь ты проклят, пес неумолимый!

                    Вся жизнь твоя - укор для правосудья.

                    Из-за тебя готов я в ересь впасть -

                    Принять за правду, вместе с Пифагором,

                    Переселенье душ зверей в людские

                    Тела. Тот демон злой, что правил волком,

                    Повешенным за то, что человека

                    Он умертвил, спастись от петли дал

                    Его душе свирепой и, пока

                    В нечистом чреве матери лежал ты,

                    Переселил ее в тебя. По-волчьи

                    Прожорлив, алчен, кровожаден ты.

И уж точно не стоит под влиянием эмоций «впадать в ересь», т.е. жертвовать адекватностью своей картины мира. Если происходящее не вписывается в твою картину мира, то полезнее не ругаться и искать «виновных» вокруг («прожорливых и алчных»), а заняться пересмотром своей картины мира. Что-то не так с тобой, а не с Пифагором…

                                    Шейлок

                    Хулой печати с векселя не снимешь,

                    Ты только надрываешь криком грудь.

                    Отдай свой ум в починку, милый мальчик.

                    Не то он треснет. Права я ищу.

Шейлок достоин уважения хотя бы за свое спокойствие и ум. Чувство правоты защищает его от того, чтобы «обижаться» или реагировать еще какой-либо эмоцией на нападки и «наезды». Можно представить, что это еще больше злит окружающих, подчеркивая их бессилие справиться с ситуацией с помощью эмоций. Тем более, когда так открыто Шейлок навешиват на Грациано роль «глупого эмоционального мальчика, который пытается криком решить юридический вопрос»…

К тому же, Шейлок привык быть «ругаемым», как и всякий еврей…

Думаю, что каждому менеджеру было бы невредно научиться так великолепно реагировать на эмоциональные реплики в свой адрес… Кстати, это не очень сложно.

                                     Дож

                    Белларио рекомендует нам

                    Ученого и юного юриста.

                    Где он?

                                   Нерисса

                            Неподалеку ждет ответа.

                    Угодно ли суду принять его?

Важно, что появляется «посредник» - он не участвовал во всех предыдущих событиях, по поводу него ни у одной из сторон нет сложившихся установок, ни плохих, ни хороших. И у самого посредника должно быть равное отношение к сторонам. В противном случае, у него не получится точно сыграть свою роль независимого посредника.

                                    Дож

                    Я рад. Пусть трое, четверо из вас

                    Его любезно встретят. Суд меж тем

                    Прослушает письмо Белларио.

                              Секретарь (читает)

     "Да будет известно вашей светлости, что письмо ваше застало меня тяжело больным.  Но в  момент  прибытия  вашего  гонца  у  меня  находился  дружески навестивший меня молодой законовед из Рима, по имени Бальтазар. Я познакомил его с иском еврея к купцу Антонио. Мы просмотрели вместе множество книг. Ему известно   мое   мнение,  и,  подкрепив  его  своей  собственной ученостью,

обширность  которой  я не в силах достаточно восхвалить, он везет его вам по моему  настоянию,  чтобы  ответить  на  запрос  вашей светлости вместо меня.

Умоляю  вас  не  счесть его молодость основанием для того, чтобы оказать ему недостаточное уважение, ибо мне еще не приходилось видеть на столь юном теле столь  старую голову. Поручаю его вашей благосклонности; но испытание его на деле лучше всего оправдает эту рекомендацию".

                                     Дож

                    Письмо Белларио оглашено.

                    А вот и доктор, видно.

                     Входит Порция, одетая доктором прав.

                     Вашу руку!

                    Вас к нам старик Белларио прислал?

                                    Порция

                    Да, ваша светлость.

                                     Дож

                                         Очень рад. Садитесь.

                    Вы с тяжбою, которую сегодня

                    Рассматривает суд, уже знакомы?

                                    Порция

                    Подробно с делом ознакомлен я.

                    Кто здесь купец и кто еврей?

Еще раз Порция подчеркивает свою независимость – она знакома с делом, но лично не знакома ни с одной из сторон. Ни одну из сторон она не назвала по имени, обоих – по «статусу». В этом тоже проявление равноправия. Так как Порции сейчас очень важно «отстроиться» от всех окружающих и ругающих Шейлока людей, то здесь важна каждая «мелочь»…

                                     Дож

                                            Приблизьтесь,

                    Антонио и старый Шейлок, оба.

Дож тоже вынужден теперь проявлять большее «равнорасположение» - он обоих называет по имени.

                                    Порция

                    Вы Шейлок?

Важна интонация, с которой задан вопрос. Ведь интонацией можно выразить любое отношение. Порции важно соблюдать нейтралитет и полное отсутствие эмоций, и действовать строго на правовом поле, где Шейлок сейчас чувствует свою правоту. В фильме Порция подходит очень близко к Шейлоку и разговаривает с ним очень «вкрадчиво», как бы показывая этим, что она на его стороне, или по крайней мере его понимает.

                                    Шейлок

                               Шейлок.

                                    Порция

                                       Иск необычайный

                    Предъявлен вами в суд, но он по форме

                    Таков, что вам закон венецианский

                    В нем отказать не может.

 Опять – никаких эмоций и оценок. Очень важно руководителю овладеть безоценочным наблюдением и диалогом. Иск не «плохой», «бесчеловечный» и прочее. Он просто необычный для судебной практики. И все. Это не хорошо и не плохо, это просто факт. При этом по форме (!) он таков, что закон отказать не может в нем. Точность формулировки вызывает просто эстетическое наслаждение…                              

(К Антонио)

                                              И теперь

                    Во власти кредитора вы, не так ли?

Опять никаких оценок – просто человек разбирается в сути дела, уточняет. Руководитель так часто выступает в роли судьи, что освоить такой безэмоциональный стиль разбора ситуации очень важно… Заметим, что пока интерпретация ситуации выглядит в пользу Шейлока. Шейлок прав по закону. И это очень важно признать, чтобы Шейлок «расслабился».

                                  Антонио

                    Да, так он говорит.

                                    Порция

                                        Вы долг признали?

                                   Антонио

                    Да.

                                    Порция

                    Так еврей быть должен милосердным.

Только после того, как Порция продемонстрировала равное отношение ко всем сторонам, дала понять, что по закону Шейлок прав, задала несколько уточняющих вопросов, т.е. начала постепенно занимать роль «спокойного, объективного, мудрого, хотя и молодого, уважающего закон юриста», она позволила себе следующий шаг. Предложила Шейлоку роль «милосердного». При этом не вызвав у Шейлока эмоциональной (пусть даже скрытой) реакции – только здравый встречный вопрос.

                                    Шейлок

                    Чем я, скажите, принужден к пощаде?

                                    Порция

                    Не знает милосердье принужденья.

                    Двойная благодать его струится

                    С небес, как тихий дождь: благословен

                    Как пощадивший, так и пощаженный.

                    Оно всего сильнее в самых сильных,

                    Князей венчая лучше, чем венец.

                    Их скипетры - эмблема светской власти,

                    Величества священный атрибут,

                    Который подданным внушает трепет.

                    Но милосердье - скипетров превыше.

                    Оно царит в сердцах у венценосцев,

                    Являясь атрибутом божества.

                    Земная власть тогда подобна божьей,

                    Когда с законом милость сочетает.

Давайте сравним с предыдущей аргументаций для милосердия: даже «татары и монголы» не так жестоки или – милосердны самые сильные. Нельзя заставить быть милосердным. Можно попробовать замотивировать. Например, таким образом. Правда, на Шейлока такая мотивация вряд ли подействовала бы – он не стремится к власти (кроме экономической), пример князей для него – пустые слова. На Антонио или Бассанио этот аргумент мог бы подействовать, на Дожа – наверняка, а вот на еврея, на которого плюют на каждом шагу – вряд ли. Но зато его отношение к «юристу» должно было улучшиться. Во-первых, его не заставляют, а предлагают, убеждают. Во-вторых, делают это с уважением, возвышая до примеров князей и венценосцев, а не принижая, как это было обычно.

                    Хоть за тебя закон, подумай только,

                    Что, если б был без милости закон,

                    Никто б из нас не спасся. Мы в молитвах

                    О милости взываем, и молитвы

                    Нас учат милости к другим. Пусть это

                    Смягчит суровость иска твоего,

                    А иначе наш правый суд не сможет

                    Отвесть удар от этого купца.

В-третьих, Порция однозначно выражает свою «юридическую» позицию – закон на твоей стороне. В-четвертых, просто намекает Шейлоку на возможные варианты развития событий, оставляя право выбора за ним. Добавляя к этому выбору всю ответственность за принятое решение.

Но при этом, на всякий случай, чтобы вдруг Шейлок действительно не задумался о милосердии, в конце фразы отвлекает его внимание обратно – к мести. Просто подтверждая возможность близкого решения вопроса. Более того, она признает, что суд не сможет «отвесть удар». После этих слов, укрепляющих надежду Шейлока на месть, о каком милосердии можно говорить…

                                    Шейлок

                    Дела мои - на голову мою!

                    Я требую расплаты по закону.

Шейлок отказывается от роли «признающего ценность милосердия», более того, он еще и закрепляется в роли «готового нести всю ответственность за свои дела по всей строгости закона»…

 Итак, Порция за первые пару минут в зале уже проделала несколько важных действий (частей захвата): «присоединилась» (как говорят в НЛП) к Шейлоку, получила его отказ от роли «готового проявить милосердие» и вообще «признающего ценность милосердия», и продвинула его еще дальше в уже занятой им роли «ставящего закон выше милосердия».

 Все самое интересное – впереди! Продолжение следует…

   

С уважением,
Галина Жукова

germiona@KRMasters.ru

www.KRMasters.ru


В избранное