Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Проектирование бизнеса и организация инвест деятельности.Выпуск 2005


Статья
ИНВЕСТИЦИОННЫЙ АНАЛИЗ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ ЧАСТЬ 1.
В статье показаны отличия инвестиционного анализа для действующего бизнеса, от классического анализа инвестиционного проекта. Показана методика определения экономической эффективности управленческих решений для производственного предприятия. Построена модель предприятия, на которой с помощью методики проведен сравнительный анализ доходности  различных  мероприятий на предприятии.


Инвестиционный анализ на производственном предприятии Часть 1.


Введение
Инвестиционный анализ
Модель предприятия
Расчет прибыли предприятия
Увеличение продажной цены
Изменение расходов предприятия
Увеличение объема продаж
Изменение себестоимости
Результаты анализа



Введение
 

В предыдущей статье Инвестиционный анализ проекта были приведена система показатели проекта и методы расчета и оценки эффективности инвестиционного проекта на основе Методических рекомендациях по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования
При всей проработанности Методических рекомендаций они разрабатывались инвестиционными посредниками и для  инвестиционных посредников.

Применение инвестиционного анализа для действующего бизнеса или на производственном предприятии наталкивается на ряд трудностей. Смотрите Инвестиционная стратегия для производственного предприятия.

Для прогноза финансового состояния предприятия, оценки эффективности управленческих решений и управления можно применить также другие методики:
1. Составление ежедневного баланса предприятия
2. Система сбалансированных показателей
3. Портфельный подход к анализу активов предприятия
4. Оценка стоимости актива
5. Оценка стоимости бизнеса. Смотрите Стоимость нематериального актива


Все эти методики не учитывают представления инвестора.
В то же время на предприятии  используются стандартные методы экономического анализа, методы планирования и контроля деятельности.
Посмотрим, как можно проводить экономический анализ различных мероприятий на действующем предприятии, и оценим их эффективность с позиции инвестора.

 

Инвестиционный анализ
 

Как было показано в статье Инвестиционная стратегия для производственного предприятия, Доход инвестора за период инвестирования складывается из двух составляющих: Регулярные платежи за период владения активом и изменение стоимости актива.
 


Доход инвестора = Доход + (Деньги2 - Деньги1)

Доходность инвестиций за период владения активом рассчитывается в процентах на вложенный капитал
Доходность инвестиций (%)= (Доход + (Деньги2 - Деньги1))/ Деньги1

Действующий бизнес можно рассматривать как актив, который уже приобретен. Инвестор уже сделал первоначальные вложения и не планирует подавать этот актив.
 

Построим уточненную схему предприятия для определения доходности.
 


В качестве доходов можно взять прибыль предприятия. В конце года накопленная нераспределенная прибыль, распределяется между предприятием и владельцами.
Часть прибыли выплачивается в качестве дивидендов, а часть используется на развитие предприятия, в виде Дополнительных вложений в бизнес.

Будем считать, что Первоначальные вложения создают основную Прибыль предприятия. Дополнительные Вложения дают Дополнительная прибыль, тогда

Доходность Дополнительных вложений (%)=
Дополнительная прибыль / Дополнительные вложения

Как и куда предприятие использует Дополнительные вложения, определяется производственными планами, бюджетом предприятия и решениями руководства.
Чтобы определить доходность Дополнительных вложений, нужно построить  модель предприятия и с ее помощью определить Дополнительная прибыль.
 

О моделировании  действующего бизнеса, смотрите статью  Управление предприятием через моделирование материальных и финансовых потоков.

 

Модель предприятия

 


Возьмем предприятие, выпускающее некоторые изделия.

Выпускаемая продукция - изделия
 
Объем продаж - 10 000 шт. в год
Цена изделия - 10 тыс. $/шт.
Всего объем продаж - 100 млн. $ в год


Прямые затраты на 1 изделие

Сырье и материалы - 4,0 тыс. $
Зарплата персонала - 1,0 тыс. $
Прочие прямые затраты - 0,5 тыс. $
Всего прямые затраты - 5,5 тыс. $

Основные средства - 30 млн. долл. (первоначальная стоимость)
Амортизация - 10% в год

Расходы Предприятия - 30 млн. $ в год, 7,5 млн. $ в квартал
Зарплата Административно-управленческого персонала (АУП)
   - 2 млн. $ в год, 0,5 млн. $ в квартал
Прибыль до выплаты налогов - 10 млн. $ в год


Финансово-производственный цикл
 
Запасы сырья и материалов - 30 дней
Длительность производства - 20 дней
Запас готовой продукции - 10 дней
Всего длительность финансово-производственного цикла - 60 дней


 

Расчет прибыли предприятия

 

Сделаем расчет прибыли предприятия.
 

Таблица прибыли-убытки

? Наименование Ед. изм. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. Всего Примечание
1 Объем продаж шт 2500 2500 2500 2500 10000
2 Цена изделия тыс.$ 10,0 10,0 10,0 10,0

3 Сумма продаж Млн.$ 25,0 25,0 25,0 25,0 100,0 стр1хстр2
4 Себестоимость изделия тыс.$ 5,5 5,5 5,5 5,5 22,0
5 Всего себестоимость Млн.$ 13,75 13,75 13,75 13,75 55,0 стр1хстр4
6 Расходы






7 расходы предприятия Млн.$ 7,5 7,5 7,5 7,5 30
8 Зарплата АУП Млн.$ 0,5 0,5 0,5 0,5 2,0
9 Амортизация Млн.$ 0,75 0,75 0,75 0,75 3,0
10 Всего расходы Млн.$ 8,75 8,75 8,75 8,75 35,0 стр7+стр8 +стр9
11 Валовая Прибыль Млн.$ 2,5 2,5 2,5 2,5 10 ,0 стр3-стр5-стр11

 

Увеличение продажной цены
 

Посмотрим, как изменится прибыль предприятия при увеличении продажной цены изделия на 1 %.

Первоначальная цена изделия - 10 тыс. $
Новая цена 10 тыс. $ Х 101(%) = 10,1 тыс. $

Дополнительное финансирование: практически не требуется. Но для удобства анализа везде, где дополнительное финансирование не определено, будем считать его равным 10 тыс. $

? Наименование ед. изм. 1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. всего Примечание
1 Объем продаж шт 2500 2500 2500 2500 10000
2 Цена изделия тыс.$ 10,1 10,1 10,1 10,1

3 Сумма продаж Млн.$ 25,25 25,25 25,25 25,25 101,0 стр1хстр2
4 Себестоимость изделия тыс.$ 5,5 5,5 5,5 5,5 22,0
5 Всего себестоимость Млн.$ 13,75 13,75 13,75 13,75 55,0 стр1хстр4
6 Расходы






7 расходы предприятия Млн.$ 7,5 7,5 7,5 7,5 30,0
8 Зарплата АУП Млн.$ 0,5 0,5 0,5 0,5 2,0
9 Амортизация Млн.$ 0,75 0,75 0,75 0,75 3,0
10 Всего расходы Млн.$ 8,75 8,75 8,75 8,75 35 стр7+стр8 +стр9
11 Валовая Прибыль Млн.$ 2,75 2,75 2,75 2,75 11 ,0 стр3-стр5-стр11



Наименование Цена продажи прибыль Дополнительное финансирование
До изменения 10,0 тыс. $ $ 10,0 Млн.$
После изменения 10,1 тыс. $ 11,0 Млн.$ 10,0 тыс. $
Изменение 0,1 тыс. $ 1 Млн.$
Изменение 1 % 10 %


Как видно из таблицы увеличение продажной цены на 1% приводит к увеличению прибыли на 10%.
 
Доходность  Вложения (%)= Дополнительная прибыль/Дополнительные вложения=
1 Млн.$/10,0 тыс. $ Х 100%=10 000%

Постоянное увеличение цен на свою продукцию и услуги самый простой и  естественный способ увеличения своей прибыли, которым пользуется предприятие.
Только при жесткой конкуренции на рынке с другими производителями цена может стабилизироваться.
 

Изменение расходов предприятия
 

Как изменится прибыль при уменьшении расходов предприятия на 1 %.

Первоначальный расходы - 30,0 Млн.$ в год
Новые расходы - 29,70 Млн.$ в год

Дополнительное финансирование: Проведение мероприятий по снижению расходов, будем считать его равным 10 тыс. $
 

? Наименование
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. всего Примечание
1 Объем продаж шт 2500 2500 2500 2500 10000
2 Цена изделия тыс.$ 10,0 10,0 10,0 10,0

3 Сумма продаж Млн.$ 25,0 25,0 25,0 25,0 100,0 стр1хстр2
4 Себестоимость изделия тыс.$ 5,5 5,5 5,5 5,5 22,0
5 Всего себестоимость Млн.$ 13,75 13,75 13,75 13,75 55,0 стр1хстр4
6 Расходы






7 расходы предприятия Млн.$ 7,425 7,425 7,425 7,425 29,70
8 Зарплата АУП Млн.$ 0,5 0,5 0,5 0,5 2,0
9 Амортизация Млн.$ 0,75 0,75 0,75 0,75 3,0
10 Всего расходы Млн.$ 8,675 8,675 8,675 8,675 34,70 стр7+стр8 +стр9
11 Валовая Прибыль Млн.$ 2,575 2,575 2,575 2,575 10 ,30 стр3-стр5-стр11



Наименование Расходы предприятия Прибыль Дополнительное финансирование
До изменения 30,0 Млн.$  10,0 Млн.$
После изменения 29,7 Млн.$ 10,30 Млн.$ 10,0 тыс. $
Изменение 0,3 Млн.$ 0,30 Млн.$
Изменение 1 % 3,0 %


Уменьшение расходов предприятия на 1% приводит к увеличению прибыли на 3,2%.

Доходность Вложения (%)= Дополнительная прибыль/Дополнительные вложения=
0,30 Млн.$/10,0 тыс. $ Х 100%=3000%
 

Увеличение объема продаж
 

Посмотрим, к чему приведет увеличение объема продаж на 1 %

Первоначальный объем продаж - 10 000 шт
Новый объем продаж - 10 100 шт

Дополнительное финансирование: для увеличения продаж требуется  увеличить объем производства, а значит увеличить закупки сырья и материалов.
 

? Наименование
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. всего Примечание
1 Объем продаж шт 2525 2525 2525 2525 10100
2 Цена изделия тыс.$ 10,0 10,0 10,0 10,0

3 Сумма продаж Млн.$ 25,25 25,25 25,25 25,25 101,0 Стр1хстр2
4 Себестоимость изделия тыс.$ 5,5 5,5 5,5 5,5 22,0
5 Всего себестоимость Млн.$ 13,89 13,89 13,89 13,89 55,56 Стр1хстр4
6 Расходы






7 расходы предприятия Млн.$ 7,5 7,5 7,5 7,5 30,0
8 Зарплата АУП Млн.$ 0,5 0,5 0,5 0,5 2,0
9 Амортизация Млн.$ 0,75 0,75 0,75 0,75 3,0
10 Всего расходы Млн.$ 8,75 8,75 8,75 8,75 35,0 Стр7+стр8 +стр9
11 Валовая Прибыль Млн.$ 2,61 2,61 2,61 2,61 10 ,44 Стр3-стр5-стр11


Для увеличения объема производства требуется Дополнительное финансирование прямых затрат  в размере 1%, но с учетом длительности финансово-производственного цикла.

Расчет дополнительного финансирования:
 
Оборотные средства =

(прямые затраты Х объем продаж) Х ФПЦ/ Рабочие дни



ФПЦ - длительность финансово-производственного цикла, 60 дней

Рабочие дни - количество рабочих дней в году, 300 дней



Первоначальные Оборотные средства=

(5,5 тыс. $ Х 10000 шт/год) Х 60 дней/300 дней =11,0 Млн.$

Необходимые Оборотные средства=

(5,5 тыс. $ Х 10100 шт/год) Х 60 дней/300 дней =11,11 Млн.$

Дополнительное финансирование 11,11 Млн.$ - 11,0 Млн.$ =0,11 Млн.$





Наименование Объем продаж Прибыль Дополнительное финансирование
До изменения 10000 шт. $ 10,0 Млн.$
После изменения 10100 шт. 10,44 Млн.$ 0,11 Млн.$
Изменение 100 шт. 0,44 Млн.$
Изменение 1 % 4,4 %


Как видно из таблицы увеличение объема продаж на 1% приводит к увеличению прибыли на 4,4%, при это требуется Дополнительное финансирование 0,11 Млн.$.
 

Доходность Вложения (%)= Дополнительная прибыль/Дополнительные вложения=

0,44/0,11 Х100% = 400%


Необходимость дополнительного финансирования оборотных средств представляет главную опасность для быстрорастущих компаний.
Когда объемы продаж растут очень быстро, то компания, прогнозируя будущие продажи, привлекает краткосрочные кредиты для закупки сырья и материалов.
При замедлении объемы продаж, все оборотные средства компании находятся в товарно-материальных запасах.
Когда возникает необходимость возврата кредита, компания не может его вернуть и иногда разоряется.

 

Изменение себестоимости
 

Какой эффект получается при снижении себестоимости продукции на 1 %.

Первоначальная себестоимость изделия - 5,500 тыс. $
Новая цена 5,5 тыс. $ Х 99(%) = 5,445 тыс. $

Дополнительное финансирование: Проведение мероприятий по снижению себестоимости, например закупка более дешевых комплектующих, будем считать его равным 10 тыс. $
 

? Наименование
1 кв. 2 кв. 3 кв. 4 кв. всего Примечание
1 Объем продаж шт 2500 2500 2500 2500 10000
2 Цена изделия тыс.$ 10,0 10,0 10,0 10,0

3 Сумма продаж Млн.$ 25,0 25,0 25,0 25,0 100,0 стр1хстр2
4 Себестоимость изделия тыс.$ 5,445 5,445 5,445 5,445 21,78
5 Всего себестоимость Млн.$ 13,61 13,61 13,61 13,61 54,44 стр1хстр4
6 Расходы






7 расходы предприятия Млн.$ 7,5 7,5 7,5 7,5 30,0
8 Зарплата АУП Млн.$ 0,5 0,5 0,5 0,5 2,0
9 Амортизация Млн.$ 0,75 0,75 0,75 0,75 3,0
10 Всего расходы Млн.$ 8,75 8,75 8,75 8,75 35,0 стр7+стр8 +стр9
11 Валовая Прибыль Млн.$ 2,64 2,64 2,64 2,64 10 ,56 стр3-стр5-стр11



Наименование Себестоимость Прибыль Дополнительное финансирование
До изменения 5,500 тыс. $ 10,0 Млн.$
После изменения 5,445 тыс. $ 10,56 Млн.$ 10,0 тыс. $
Изменение 0,055 тыс. $ 0,56 Млн.$
Изменение 1 % 5,6 %


Как видно из таблицы снижение себестоимости на 1% приводит к увеличению прибыли на 5,6%.

Доходность Вложения (%)= Дополнительная прибыль/Дополнительные вложения=

0,56 Млн.$/10,0 тыс. $ Х 100%=5600%
 

Результаты анализа
 

Наименование Увеличение продажной цены Уменьшение расходов предприятия Увеличение объема продаж Уменьшение себестоимости
Изменение +1% -1% +1% -1%
Прибыль 1 Млн.$ 0,30 Млн.$ 0,44 Млн.$ 0,56 Млн.$
Изменение прибыли +10% +3,0% +4,4% +5,6%
Дополнительное финансирование 10,0 тыс. $ 10,0 тыс. $ 0,11 Млн.$ 10,0 тыс. $
Доходность 10 000% 3000% 400% 5600%


Проведенный анализ показывает, что любые мероприятия на действующем предприятии, которые влияют на прибыль, дают много большую доходность, чем на фондовый рынок.
Можно предположить, что слишком большие значения доходности получились за счет некоторой недооценки стоимости мероприятий в рамках экономической модели.
На самом деле, Первоначальные вложения в предприятие выполняют роль финансового рычага и существенно увеличивают доходность последующих вложений. Но это происходит не для всех видов вложений.

Во второй части статьи проведем анализ доходности следующих мероприятий на Предприятии:
- Пополнение оборотных средств
- Ремонт и модернизация основных средств
- Приобретение нового оборудования
- Создание нового производства
- Приобретение нового бизнеса
- Расширение рынков сбыта
- Вложения в ценные бумаги
- Обучение персонала
- Внедрение инноваций

Инвестиционный анализ на производственном предприятии. Часть 2.




Желаем удачи в бизнесе!
Написать автору           Посмотреть архив рассылки         Страница рассылки


Спонсор рассылки: OOO 'Агентство инвестиционного синтеза' 
Публикация и перепечатка материалов рассылки разрешена с обязательным указанием ссылки на сайтwww.zinsin.ru и сохранением содержания и стиля рассылки




Желаем удачи в бизнесе!
Написать автору           Посмотреть архив рассылки         Страница рассылки


Спонсор рассылки: OOO 'Агентство инвестиционного синтеза' 
Публикация и перепечатка материалов рассылки разрешена с обязательным указанием ссылки на сайтwww.zinsin.ru и сохранением содержания и стиля рассылки

 


В избранное