Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Проектирование бизнеса и организация инвест деятельности. Выпуск 1612


Статья
КАКОЙ БИЗНЕС ПРИВЛЕКАЕТ ИНВЕСТОРОВ ЧАСТЬ1. 
Важнейшим элементом в развитии любого бизнеса является привлечение внешнего финансирования в виде кредита или инвестиций.  В статье описываются разные виды бизнеса, приводятся экономические модели, на которых строится каждый бизнес. Полученные бизнес-модели анализируются для определения рисков существования бизнеса.  Сравнивается инвестиционная привлекательность одних видов бизнеса по сравнению с другими. Дается прогноз развития для каждого бизнеса.


Какой бизнес привлекает инвесторов. 


Введение
Простая сделка
Инвестиционный проект
Подрядный бизнес
Бизнес по оказанию услуг
Коммерческая деятельность и магазины
Небольшое производственное предприятие
Выводы



Введение

Любой бизнес, как предпринимательская, экономическая деятельность, которая является источником получения прибыли, привлекает внимания инвестора.

Инвестор рассматривает бизнес, как актив. Привлекательность любого актива определяется его стоимостью, доходностью актива, рисками владения. Смотрите Инвестиционная стратегия для производственного предприятия.

Но не каждый бизнес способен привлекать инвестора настолько, чтобы он начал вкладывать в него собственные средства.

В первой части статьи показаны некоторые виды бизнеса, которые практикуются небольшими предприятиями и показана их возможность привлекать инвестиции.

Во второй части статьи будут описаны крупные предприятия, изначально привлекательные для инвесторов, и показаны те бизнес-модели, которые они используют в своей деятельности.
 

Простая сделка 
 


Простая сделка характеризуется простой формулой Деньги1 -Товар - Деньги2.
Это самый простой вид бизнеса, которым заниматься каждый предприниматель.

Именно так зарабатывают Инвесторы, приобретая ценные бумаги на фондовом рынке. Все сделки на бирже проводятся по этой модели. Почему-то считается, что инвестор, обладающий большими деньгами должен проводить трудные для понимания финансовые операции.
В реальности сложность деятельности Инвестора определяется одновременным управлением множеством активов, которыми он владеет.

Характеристика простой сделки

- Можно сделать технико-экономическое обоснование (ТЭО)
- Легко подсчитать прибыль от сделки
- Срок сделки ограничен.
- Требуется сразу вся сумма, возможно объединение денежных средств Инвесторов 

Инвестиционная привлекательность:
Сделки, где можно получить большую прибыль, привлекает Инвесторов.



Инвестиционный проект 
 


Вложение денег в некоторый проект является очень распространенным видом бизнеса по схеме Деньги1 -Проект - Деньги2.
Существует Владелец проекта, который реализует его. Владелец  приглашает Инвестора для финансирования проекта. Для инвестора это разовая финансовая операция, как простая сделка.
Примеры проектов: Строительство жилого дома, организация выставки, производство кинофильма, создание нового производства.

Реализация проекта - сложная деятельность, которая может длиться несколько лет, требуя постоянного финансирования. Реализованный проект  начинает приносить доходы Владельцу и Инвестору, может перепродаваться новому покупателю.

Характеристика проекта

- Срок проекта ограничен.
- Можно сделать ТЭО и легко подсчитать прибыль и доходность проекта
- Учет различных рисков проекта позволяет оценить его реализуемость и привлекательность для Инвестора.
- Владелец проекта и Инвестор являются соинвесторами.
- Проект финансируется по определенному графику, возможно объединение денежных средств инвесторов.

Инвестиционная привлекательность:
Привлекательность проекта всегда зависит от самого проекта, от доходности, рисков, от поведения владельца проекта.


Подрядный бизнес 
 


Множество предприятий занимаются подрядным бизнесом.
Примеры подрядного бизнеса: строительная компания строит дом, завод изготавливает нестандартное оборудование, рекламные, аудиторские и юридические фирмы, работающие с Заказчиками.

Как правило, Владелец Фирмы, он же Генеральный директор.

Этот вариант бизнеса близок к проектному, но имеет свои особенности. Для его начала от Владельца Фирмы не требуется больших вложений. Имеется Заказчик, который предлагает выполнить для него работы и готов их оплачивать.
Заказы каждый раз разные. Каждый заказ является проектом, составляется ТЭО и смета затрат на выполнение работ, которая утверждается Заказчиком.
В случае если Заказчик не готов полностью авансировать выполнение заказа, то подрядчик ищет внешнее финансирование, которое получает в виде краткосрочных кредитов.
После выполнения работ происходит окончательный расчет. Поэтому чтобы получить прибыль, затраты на выполнение заказа нужно оценить заранее и как можно точнее.

Подрядная организация для своего существования постоянно ищет новых Заказчиков и новые заказы. Иногда подрядная организация сама должна создавать Заказчика. Например, строители электростанции, должны были инициировать создание программы развития региона, чтобы получить подряд на ее строительство.

У подрядной организации нет инвестиционной стратегии, она живет от заказа к заказу. При росте заказов она развивается, при отсутствии заказов исчезает с рынка.

Характеристика подрядного бизнеса

- Очень распространенный вариант бизнеса
- Для начала деятельности финансирование не требуется, его дает Заказчик.
- Срок существования подрядной организации не определен.
- Для каждого заказа можно сделать ТЭО и подсчитать прибыль.
- Неправильная оценка затрат на этапе заключения договора приводит к тому, что выполнение заказа приведет к убыткам.
- Инвестор обычно требуется для приобретения основных средств.
- Финансирование деятельности осуществляется в виде краткосрочных кредитов.
- Сделать прогноз финансового состояния на большой срок нельзя.

Инвестиционная привлекательность очень низкая.


Бизнес по оказанию услуг 
 

Оказание услуг - это самый распространенный бизнес. Все мы ежедневно пользуемся услугами таких организаций.
Примеры: парикмахерская, нотариальная контора, услуги сотовой связи, учебные заведения, автосервис, гостиница, автоперевозки.

Заказы, выполняемые подрядным способом можно тоже считать нестандартной услугами. В отличие от подрядного бизнеса, каждая  организация, оказывающая услуги, всегда имеет набор стандартных услуг для Клиента. Бизнес строится на удовлетворении потребностей Клиентов.

Стандартность услуги позволяет снизить затраты на ее оказание и обучить персонал. Посмотрите любую газету "Из рук в руки" в разделе услуги - можно увидеть множество типовых услуг, которые предлагается Клиентам.

Фирма, оказывающая услуги, ближе к производственному предприятию, поэтому привлекает деньги:
1. на обновление основных средств
2. на пополнение оборотных средств
3. на создание тиражирование пунктов оказания услуг.

Для Инвестора предприятия сферы услуг являются привлекательным объектов для вложения средств. Он готов приобрести долю участия в этом бизнесе.
Зная объем оказанных услуг в прошлом, можно экстраполировать их объемы на будущие периоды и поэтому подсчитать прибыль Инвестора и стоимость бизнеса.

Характеристика бизнеса по оказанию услуг

- Очень распространенный вариант бизнеса
- Срок существования предприятия в сфере услуг не ограничен.
- Для каждой услуги можно сделать ТЭО, определить себестоимость и задать будущую прибыль.
- Можно сделать прогноз финансового состояния предприятия, планируя объемы оказания услуг от достигнутого уровня в предыдущие периоды.
- Инвестор финансирует деятельность фирмы в виде приобретения долевого участия в ней.

Инвестиционная привлекательность:
Бизнес имеет высокую инвестиционную привлекательность, поэтому привлечение финансирования не должно вызывать трудностей.


Коммерческая деятельность и магазины 
 


Другой многочисленной группой фирм являются коммерческие фирмы, которые занимаются продажами товаров оптом и в розницу.
Схема Деньги - Товар - Деньги легко тиражируется и позволяет получить доход простым способом - перепродажами товаров.

При переходе к рыночным отношениям в нашей стране челноки, коммерческие палатки, мелкие магазинчики, рынки с контейнерами, возникли очень быстро. Во времена сильной инфляции до 300% в год владение товарными запасами было самым простым и эффективным способом сохранение капитала.

По сравнению с услугами, которые менее привязаны к определенной территории, бурное развитие Магазинов в определенном месте приводит к жесткой ценовой конкуренции между ними.
Стараясь увеличить продажи, Магазин снижает цены, при этом издержки растут пропорционально объему продаж. Это приводит к снижению прибыли, а затем к частичному или полному разорению их Владельцев магазина.

В настоящее время появление больших розничных сетей, которые приобретают товары у производителей, позволяет установить им меньшие розничные цены, чем мелким магазинам, которые приобретают товары у оптовых фирм. 
Поэтому привлекательность Магазинов постоянно снижается.

Оказание дополнительных услуг Покупателям, наиболее вероятный вариант развития Магазина. Например, фирма, торгующая компьютерами и оргтехникой, начинает заниматься заправкой картриджей, обучением работе на компьютерах и их обслуживанием.

На что привлекаются деньги Магазином:
1. На пополнение оборотных средств
2. На приобретение оптовых партий товаров
3. На обновление основных средств, на создание новых Магазинов
 

Характеристика магазина, как бизнеса

- Очень распространенный вариант
- Срок существования магазинов теоретически не ограничен.
- Большая конкуренция приводит к закрытию мелких магазинов или к их поглощению розничными сетями.
- В долгосрочном плане владение магазином не является выгодным, но все зависит от товарных групп, местоположения Магазина, объема сопутствующих услуг.
- Финансирование деятельности осуществляется в виде краткосрочных кредитов.
- Инвестор приобретает Магазин для дальнейшего перепрофилирования его деятельности.
 

Инвестиционная привлекательность:
Магазин имеет невысокую инвестиционную привлекательность при высокой конкуренции между ними. Не стоит приобретать Магазин для продолжения его деятельности, если это новый бизнес для Вас.



Небольшое производственное предприятие 
 


Считается, что Производственные предприятия - это основные потребители инвестиций.

Теоретически, привлекательность любого производства связана со значительной разницей между стоимостью сырья и материалов и рыночной ценой готовой продукции, которая может составлять от 3 до 10 раз. При расчетах инвестиционного проекта производство может приносить владельцу более 100% годовых.
 

Вопросы взаимодействия существующего Предприятия с Инвесторами подробно описаны Инвестиционная стратегия для производственного предприятия. Денег на модернизацию и обновление основных средств - Инвестор денег не даст, он никогда не сможет их вернуть.

На что привлекаются инвестиции Производственным предприятием
1. На обновление основных средств
2. На пополнение оборотных средств
3. На разработку новых видов продукции
4. НА создание новых производств.

Рассмотрим вариант создания нового производства. Этот вариант более предпочтителен для Инвестора. После запуска производства, стоимость созданного Предприятия может возрасти в несколько раз.

Основная  проблема нового предприятия не в производстве продукции, а в продажах и выводе на рынок своей продукции. Обычно недооценивается сложность организации коммерческой деятельности на Предприятии. Конечно, можно производить продукцию под заказ, но тогда возникают все проблемы подрядного способа существования.
Поэтому Предприятие после запуска производства всегда нуждается в новых инвестициях на рекламу и продвижение на рынке.

Характеристика производственного предприятия, как бизнеса

- Распространенный вариант
- Срок существования Производственных предприятий может быть несколько десятилетий
- Владение производством достаточно выгодно
-  Прибыль Предприятия зависит от колебания спроса на рынке и цен конкурентов. 
- Конкуренция между мелкими Предприятиями не очень большая. Вступление в ВТО обострит проблему конкуренции.
- Создание нового Предприятия всегда начинается с инвестиций, причем на первом этапе Инвестор он же собственник предприятия.
- Возможно объединение Инвесторов для совместного инвестирования
- Потребность в новых инвестициях сопровождается продажей доли участия новому Инвестору.

Инвестиционная привлекательность:
Новые предприятия имеют высокую инвестиционную привлекательность, существующие предприятия только те, кто стабильно работает и развивается.


Выводы 
 

1. Приобретение и продажа бизнеса должны быть простыми.

Простая сделка и инвестиционный проект - их привлекательность в простоте реализации.

2. Нельзя сделать прогноз финансового состояния - нельзя инвестировать.
Подрядный бизнес не очень привлекателен т.к. не возможно заранее определить будущие доходы на длительный срок. Подробнее о прогнозе финансового состояния смотрите Управление предприятием через моделирование материальных и финансовых потоков.

3. Бизнес может приобретаться для сохранения капитала.
 Магазины могут использоваться Инвестором, как способ сохранения капитала, в настоящее время предпочтительнее сохранять капитал в ценных бумагах.

 
 4. Развивающийся бизнес привлекает Инвестора
Услуги и производство привлекает Инвестора, если  бизнес развивается поэтому его стоимость как актива  постоянно растет.

Выводы.
Для того чтобы бизнес привлекал Инвестора:
- Бизнес должен развиваться
- Работать на растущем рынке
- Увеличивать свою стоимость при его расчетах инвестиционного проекта
- Бизнес должен быть понятен Инвестору, иметь прогнозируемое будущее
- Строиться на бизнес-моделях услуг или производства


Поэтому очень важно при разработке инвестиционных проектов и программ развития, разрабатываемых для Инвестора,  сформировать образ динамически развивающего предприятия, с растущими доходами.



 

Мы рассмотрели наиболее простые виды бизнеса. Реально существующие предприятия может практиковать одновременно несколько моделей бизнеса. В следующей части будут показаны более сложные бизнес-модели, характерные для крупного бизнеса.




Желаем удачи в бизнесе!
Написать автору           Посмотреть архив рассылки         Страница рассылки


Спонсор рассылки: OOO 'Агентство инвестиционного синтеза' 
Публикация и перепечатка материалов рассылки разрешена с обязательным указанием ссылки на сайтwww.zinsin.ru и сохранением содержания и стиля рассылки


 


В избранное