Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Проектирование бизнеса и организация инвест деятельности. Выпуск 1604


Статья
КАК СОЗДАТЬ НОВУЮ ФИРМУ 
В статье подробно описано создание новой фирмы  от возникновения идеи до диверсификации инвестиционной деятельности.
Также описаны типичные этапы развития фирмы с точки зрения Project - менеджера и управленца.  Выделены  кризисы развития в создаваемой фирме, связанные с персоналом. Даны рекомендации. 


Как создать новую фирму


 

Введение
Латентный период
Организационный период
Развитие фирмы
Диверсификация деятельности
Кризис с персоналом
Кризис процессов
Кризис направлений
Кризис интересов
Этапы развития организации
Опыт и выводы


 


Введение 

Любой предприниматель, который хочет начать собственное дело всегда рассчитывает на его успех. Он также  уверен в следующем, что такой бизнес создать можно. 

На чем зиждется эта уверенность. А вот на чем. Предприниматель видит, что вокруг него существуют множество фирм и предприятий, которые существуют и действуют. Может быть, он сам работает в одной из  таких фирм. 

Для этих  предпринимателей была написана статья Жизненный цикл инвестиционного проекта. В ней подробно  представлены все этапы создания производственного предприятия от первоначальной идеи до создания действующего производства. Описаны процессы: создание текста инвестиционного  проекта, построение экономической модели, прохождение экспертизы.
 

В статье Бизнес вместе с инвестором описывается ситуация создания новой фирмы с привлечением инвестора, показаны представления всех участников, сценарии развития, ситуации и варианты финансирования. 

Настоящая статья тоже из этой серии. Она основана на практическом опыте создания новых фирм. В ней  показаны типичные периоды и этапы, которые проходит развивающаяся фирма.

 



Латентный период 






Первоначально у предпринимателя возникает некоторая идея деятельности. 
Смотрите статью Бизнес-план или бизнес-проект. В статье такую идею предпринимателю подсказало путешествие.


Начинается процесс длительного обдумывания. Идея деятельности трансформируется в  видение предпринимателя. Это некоторый образ  будущего бизнеса. Этот образ уже можно передавать другим.
Казалось бы, после этого можно действовать. Но это только начальный этап. 
Нужно от видения перейти к проектированию собственной организации. На этом этапе можно создавать бизнес-план или бизнес-проект будущей Фирмы.
Заканчивается этот период проведением собрания учредителей новой Фирмы.



Организационный период





Собрание учредителей рассматривает и утверждает устав организации, назначает генерального директора. После этого нужно пройти гос. регистрацию, заказать печать, зарегистрироваться в налоговой инспекции и фондах, открыть счет в банке.
Кроме того, нужно проводить поиск сотрудников и помещение для фирмы. 

После регистрации фирмы генеральный директор назначает главного бухгалтера. Также он согласовывает с учредителями оргструктуру Фирмы, утверждает штатное расписание. 
Задается требование к персоналу и должностные инструкции. Генеральный директор начинает набирать персонал. 

Составляется смета затрат фирмы или бюджет. Учредители должны утвердить смету и выделить деньги для финансирования Фирмы. Организационный период заканчивается с началом основной деятельности фирмы.



Развитие фирмы 

Развитие фирмы всегда должно идти по плану.
Конечно, можно сразу действовать без плана, но это значит, что предприниматель будет постоянно сталкиваться с множеством нерешенных вопросов. 

Развитие без плана приводит к   клубной  форме  деятельности.
Она обычно возникает, когда предприниматель одновременно является учредителем и генеральным директором фирмы. Смотрите статью Развитие бизнеса: от наемного работника до инвестора.

Если в качестве генерального директора назначают профессионального управленца, то он составляет бизнес-план деятельности, обычно на 1 год. 
Бизнес-план утверждают учредители.  В состав бизнес-плана  входит план производственной деятельности, план закупок и продаж, прогноз получения доходов. Также составляется смета затрат.
Особенностью этого периода является экономические критерии при принятии решений. 

В Фирме производится плановый набор сотрудников, обучение их технологии деятельности. Развиваются отношения с поставщиками, покупателями и партнерами.
Этот период может длиться достаточно долго, пока высшее руководство не перейдет от экономических к инвестиционным критериям оценки деятельности.



Диверсификация деятельности 

Если Фирма успешно развивается, то у нее неизбежно накапливается прибыль.
А как мы помним, инвестором может быть тот, кто имеет свободные средства и хочет их разместить с максимальной эффективностью.
 

Любая Фирма всегда имеет различные варианты своего развития.

1 вариант: Вложить прибыль в развитие существующего производства
2 вариант: создать новое производство, новый бизнес.
 

Роль управленцев в Фирме снижается, возрастает роль учредителей и собственников. Фирма становится инвестором, начинает применять инвестиционные критерии для своего дальнейшего развития.

Смотрите статью  Инвестиционная стратегия для производственного предприятия.
Этот период называется диверсификацией деятельности. Он характерен для всех развитых Фирм. 

Более подробно об особенностях управления такими Фирмами Вы можете прочитать в электронной книге Контроль бизнеса с помощью инвестиционного анализа.

 

 А теперь расскажем о  практическом опыте создания Фирмы, с позиции консультанта и Project - менеджера.


Кризис с персоналом 

Любая организация в первоначальном варианте существует в клубной форме.
Клуб - это такое объединение свободных людей, которые взаимодействуют между собой. Общаются. Первоначально никаких ограничений не существует.
Именно в клубной форме проводится первое собрание учредителей или первоначальный набор сотрудников.
Клубная форма организации может существовать очень долго.
Но мы все понимаем, что люди собираются в одном месте не просто так, что у каждого есть свои цели и интересы.

В любом клубе должен быть  официальный руководитель, который обязан реализовывать свои управленческие инициативы. Люди начинают  действовать под его влиянием.  Поэтому они начинают сталкиваться между собой и конфликтовать.

Начинает проявляться общие интересы. А кто не согласен, тот покидает организацию, добровольно или принудительно. На этом 1 этап создания организации заканчивается.



Кризис процессов 

Следующий этап характеризуется более или менее устойчивым движением к некоторым целям. Организация начинает структурироваться.

Официальный руководитель или генеральный директор набирает власть. Он ставит перед сотрудниками задачи, которые они должны выполнить.
Он дает им импульс активности. Появляются ответственные исполнители. Появляются планы деятельности, начальные элементы контроля  результатов. 

При этом видение у генерального директора и сотрудников часто не согласуются между собой. Цели не достигаются, более того деятельность активных сотрудников приводит к столкновению различных представлений и процессов.
Организация как бы взрывается деятельностью по разным направлениям.

Если генеральный директор слабоват, как управленец, то это приводит к кризису в созданной организации. Он не успевает отследить все возникающие процессы.
Это приводит к выпадению некоторых процессов вместе с сотрудниками.



Кризис направлений 

Пусть генеральному директору удалось обуздать импульсы деятельности и направить их в нужное направление.
Фирма начинает заниматься целенаправленной деятельностью. Существует общее видение у всех сотрудников. Существуют производственные планы, которые реализуются. Фирма начинает действовать, как некоторый единый механизм. 

Можно уже ставить задачи на развитие, формировать стратегические планы.
Но тут возникает новое препятствие, связанное с разным видением будущего. В любой фирме, кроме формального лидера,  есть неформальные лидеры. Между ними и генеральным директором возникает конфликт, который вовлекает практически всех сотрудников. 

Часть сотрудников может покинуть фирму, и создать новую с неформальным лидером. Причем почти всегда с таким же названием и практически идентичной деятельностью.



Кризис интересов 

После этого наступает длительный период устойчивого развития. Фирма успешно выполняет производственные планы, структура фирмы устойчива. Она набирает новых сотрудников. Объемы производства и продаж растут.


А любое развитие неизбежно приводит к проявлениям новых противоречий.
На этот раз эти противоречия накапливаются незаметно. Они связаны с разными бизнес-культурными представлениями у учредителей и высшего руководства фирмы или внутри высшего руководства. 
Главный водораздел - это выбор между интересами самой организации и личными интересами. Это противоречие долго назревает, но конец один.
Если побеждают сторонники интересов фирмы, то она остается существовать и продолжает развиваться.  Если побеждают сторонники личных интересов, то она может развалиться и закончить свое существование.



Этапы развития организации






Так  организация развивается от кризиса к кризису. 
Если развернуть все этапы по времени, то можно  обнаружить одну интересную закономерность, которая постоянно воспроизводится в каждой новой фирме. Оказывается, каждый этап имеет определенную длительность.
 

Обобщим все периоды и этапы развития Фирмы в виде одной таблицы.
 

ЭтапыХарактеристикаДлительностьРезультат
Латентный периодВозникает идея деятельности, формируется видение будущего бизнеса, проводится подбор учредителейМожет длиться очень долго (несколько лет)Собрание учредителей принимает решение о создании Фирмы
Кризис с персоналомКлубная форма. Каждый участник считает себя равным другому и стремится реализовать свои интересы1,5 месяцаЧасть сотрудников покидают Фирму
Кризис процессовОтветственные сотрудники имеют свои представления, нет согласованной деятельности1,5 месяцаВозможно выпадение направлений деятельности, вместе с сотрудниками
Кризис направленийРазличное видение будущего у формальных и неформальных лидеров, у учредителей и высшего руководства3 месяцаВозможен уход неформального лидера и части сотрудников. Они создают новую Фирму
Спокойное развитиеФирма успешно развивается, увеличивает объемы производства и продаж12 месяцевРазвитие Фирмы
Кризис интересовПротиворечия между личными интересами и интересами Фирмы6 месяцевФирма может разделиться на 2 части, каждая из которых заново проходит все кризисы
Диверсификация деятельностиПродолжение основной деятельности и реализация новых направленийПродолжается (много лет)В Фирме продолжаются кризисы интересов, диверсификация позволяет их смягчить


Опыт и выводы 

Базовый закон  при создании бизнеса такой: кто начинает, тот не продолжает. 

Поэтому профессиональные предприниматели предпочитают создавать свою фирму, а потом после ее раскрутки продают свою долю новому учредителю.
 

Агентство постоянно проводит консалтинговые проекты, связанные с организацией деятельности новых фирм или проекты проведения изменений в существующих фирмах. Посмотрите Выполненные консалтинговые проекты

Посмотрите также описание варианта Технического задания   по запуску новой фирмы "Организация деятельности начинающей фирмы по технологии управления проектами"




Желаем удачи в бизнесе!
Написать автору           Посмотреть архив рассылки         Страница рассылки


Спонсор рассылки: OOO 'Агентство инвестиционного синтеза' 
Публикация и перепечатка материалов рассылки разрешена с обязательным указанием ссылки на сайтwww.zinsin.ru и сохранением содержания и стиля рассылки


 



В избранное