Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Проектирование бизнеса и организация инвест деятельности. Выпуск 1603



РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ ИЛИ УСЛУГ 
Определение и расчет стоимости продукции или услуг является очень важным этапом для любой коммерческой компании или производственной фирмы. 
В статье показана общая формула расчета стоимости. Показана структура накладных расходов и  варианты их распределения. Приведены несколько примеров расчета стоимости. Дается представление о директ-костинге. Даны рекомендации по коррекции содержания бизнес-плана.


Расчет стоимости продукции или услуг


Введение 
Структура стоимости
Накладные расходы
Планирование производства.
Распределение накладных расходов пропорционально объему продаж
Распределение пропорционально стоимости сырья и материалов
Распределение накладных расходов пропорционально затратам труда
Распределение накладных расходов пропорционально времени
Расчет стоимости продукции для производственного предприятия
Расчет стоимости для разовых услуг
Расчет стоимости бизнес-плана
Директ-костинг
Заключение



Введение

Один Предприниматель открыл на рынке торговую палатку  по продаже детских игрушек. Торговля шла хорошо. Прибыль составляла до 30% от объема продаж. 

Предприниматель  решил увеличить прибыль. Он взял небольшой кредит, поставил еще  торговые палатки, расширил номенклатуру игрушек, добавил другие детские товары.
 

Потом появились конкуренты. Они тоже стали продавать игрушки на рынке. Чтобы конкурировать с ними, предприниматель снизил цены. По его расчетам можно  было снизить наценку на игрушки до 10% от закупочной цены.


Когда пришло время возврата кредита, оказалось, что после его возврата у предпринимателя почти не осталось собственных средств. 

Предприниматель вынужден был продать остатки товара и закрыть свой бизнес. Первоначально вложенные средства он так и не вернул. Хотя по его расчетам он всегда продавал с прибылью.

 

Структура стоимости 
 

Рассмотрим, почему так все получилось.

Предприниматель при определении цены продаж исходил из следующих представлений:

Цена продажи=Первоначальная цена товара + торговая наценка (10-30%)
Прибыль от продажи игрушек = торговая наценка.

 

При этом предприниматель не учитывал дополнительные расходы, которые он оплачивал:
аренда торговых палаток, зарплата продавцов, плата за хранение игрушек на складе.

Эти дополнительные расходы называются накладными расходами. Накладные расходы уменьшают прибыль Предпринимателя.

 

Тогда

Прибыль Предпринимателя = Прибыль от продажи игрушек - накладные расходы


Когда Предприниматель  снизил торговую наценку, а объем продаж увеличил, то оказалось, что его накладные расходы вросли  больше, чем прибыль от продажи игрушек.

Хотя Предприниматель имел достаточное количество оборотных средств в виде наличных денег и товара в виде игрушек, он медленно разорялся. 

Такое бывает с любым коммерческим предприятием, которое не контролирует уровень накладных расходов и не учитывает их в цене продажи.

 

Более точная формула определения  цены продаж должна учитывать накладные расходы.
 

Цена продажи=
Первоначальная цена товара + торговая наценка (10-30%)+ накладные расходы.

 

Накладные расходы 
 

Определение или расчет  цены продаж называется калькуляцией цен.


Это достаточно сложный расчет. Он состоит из этапов:
 

1. Первоначально  нужно определиться с объемом продаж по каждому виду товара. Нужно составить  план будущих продаж.

 

2. Нужно рассчитать будущие накладные расходы.
Это делается путем составления сметы затрат.


3. Накладные расходы должны быть распределены между всеми товарами пропорционально их количеству проданного товара.

4. Нужно задать желаемую торговую наценку.


 

Зная план продаж, накладные расходы и торговую наценку, мы можем рассчитать цены продаж.


Накладные расходы для товара А =

(объемом продаж всего/накладные расходы всего) 
Х объемом продаж товара А

Цена продажи товара А=
Первоначальная цена товара А+ торговая наценка (10-30%)
+ накладные расходы для товара А/количество товара А


Если  внимательно посмотреть на формулы, то получается следующее. Чтобы определить цену продажи, нужно ее уже знать при распределении накладных расходов.

 

Поэтому на практике обычно решают обратную задачу.  Подбирают торговую наценку по каждому товару или товарной группе, чтобы  торговое предприятия было прибыльным. (Как это делал Предприниматель.)
 

Планирование производства. 
 

Для производственного предприятия задача другая. Нужно рассчитать минимальную стоимость продукции, при которой предприятие будет работать с плановой прибылью.
 

Для этого вначале определяют затраты на производство  продукции, в экономике это называется переменные затраты. Эти затраты зависят от объема производства.


Производственная себестоимость единицы продукции =

затраты сырья и материалов на производство единицы продукции

+ трудозатраты на производство единицы продукции


Накладные расходы предприятия,  называются постоянными затратами. Они не зависят от объема производства.
В структуру накладных расходов входят:
- Зарплата административно-управленческого персонала
- амортизация оборудования
- расход энергии и др.
 

Определение расходов, их структура и даже формы представления информации в инвестиционном проекте хорошо описана в приложении 7 Методических рекомендаций по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования.

 

Полная себестоимость единицы продукции =

затраты сырья и материалов на производство единицы продукции

+ трудозатраты на производство единицы продукции 
+ накладные расходы (распределенные на единицу продукции)
+ плановая прибыль   + НДС 

Плановая прибыль составляет от 5 до 30% от суммы всех затрат на единицу продукции, для каждого предприятия разная.

НДС - налог на добавленную стоимость, 18%  от суммы всех затрат на единицу продукции + плановая прибыль

Для расчетов полной себестоимости продукции опять требуется распределить накладные расходы предприятия по каждому виду  продукции.
 


Расчетом себестоимости продукции на предприятии этим занимается сотрудники планового отдела.

На производственном предприятии существует несколько вариантов распределения накладных расходов для нескольких видов продукции.
 

Распределение накладных расходов пропорционально объему продаж 
 

Наиболее простой вариант распределить накладные расходы пропорционально объему продаж в денежном выражении. Объем продаж  берется в рыночных ценах.


При расчетах нужно брать достаточно пессимистический вариант производства, те минимальный план производства и продаж.

Формула

Полная себестоимость единицы продукции А =

затраты сырья и материалов на производство единицы продукции

+ трудозатраты на производство единицы продукции

+ накладные расходы + плановая прибыль + НДС

Где накладные расходы = 
накладные расходы  всего/объем продаж всего
Х объем продаж продукции А/количество единиц продукции А

В этом случае на самую дорогую продукцию ложится большая доля накладных расходов.

 

Распределение пропорционально стоимости сырья и материалов 
 

Применяется на предприятиях где большая доля материальных затрат на производство продукции.
 

Формула

Полная себестоимость единицы продукции А =

затраты сырья и материалов на производство единицы продукции

+ трудозатраты на производство единицы продукции

+ накладные расходы + плановая прибыль + НДС

Где накладные расходы = 
накладные расходы  всего/сырье и материалы всего)
Х сырье и материалы продукции А/количество единиц продукции А


Наибольший объем накладных расходов ложится на наиболее материалоемкую продукцию.

 

Распределение накладных расходов пропорционально затратам труда 
 

Если предприятие оказывает услуги или имеет большие трудовые затраты, то применяется распределение пропорционально затратам труда.


Формула

Полная себестоимость услуги А =

затраты сырья и материалов на услугу

+ трудозатраты на оказание услуги

+ накладные расходы + плановая прибыль + НДС

Где накладные расходы = 
накладные расходы  всего/трудозатраты всего) 
Х трудозатраты на оказание услуги А


Этим способом обосновывается стоимость различных консалтинговых договоров. 

 

Распределение накладных расходов пропорционально времени 
 

Если фирма ведет несколько договоров, то накладные расходы могу быть распределены пропорционально времени каждого договора.
 

Формула

Стоимость договора А =

затраты сырья и материалов

+ трудозатраты на выполнение договора

+ накладные расходы + плановая прибыль + НДС

Где накладные расходы = 
накладные расходы  всего/длительность всех договоров Х длительность договора А


Наибольший объем накладных расходов ложится на самый длинный договор.

 

Расчет стоимости продукции для производственного предприятия 
 

Приведем пример расчета стоимости продукции для производственного предприятия.

Пример взят из Бизнес-проекта завода по производству искусственных кристаллов кварца Проект №43 

Предприятие производит продукцию - кристаллы кварца. 
В качестве сырья используется кварцевый песок.

 

Оценка средней себестоимости единицы продукции за 1 год

ПродукцияОбъем
Произ-водства
за год
Оптовая цена,
$/кг
Объем Продаж
за год, Млн. долл.
Расх. материалов Млн. долл.Расходы Завода
 за 1 год Млн. долл.
Себестоимость
за 1 год Млн. долл.
Себесто-имость
$/кг
12345678
Кварц низкодобротный52000
Кг
60,3120,110,140,254,8
Кварц высокодобротный156000
Кг
111,7160,520,761,288,2
Всего208000
Кг
2,0280,6320,8931,525


Объем продаж (столб.4) = объем пр-ва за год(столб.2)  Х оптовая цена(столб.3) 

Расходы завода (столб.6) распределены пропорционально объему продаж

Себестоимость за год(столб.7) = 
расходы материалов(столб.2)  + Расходы завода (столб.6)

Себестоимость кварца(столб.8) = 
Себестоимость за год (столб.7)/Объем пр-ва за год(столб.2)



Расчет стоимости для разовых услуг 
 

Дизайнер выполняет разовые заказы. 
Чтобы принимать заказы он:
- выплачивает секретарю на домашнем телефоне 5000 руб./мес.
- дает реклама в прессе на 1500 руб./мес.

Он сам хочет зарабатывать 20 000 руб./мес.
Количество заказов - 1 заказ/мес.

Определить стоимость каждого заказа. Налоги учитывать не будем. 
Прибыли тоже нет
Накладные расходы распределим пропорционально времени выполнения заказа.

Для разовых услуг существует некоторая неопределенность в получении каждого заказа. Поэтому увеличим накладные расходы в два раза.
Это значит, что после выполнения заказа у дизайнера останутся средства для поиска нового заказа еще на один месяц.


 

НаименованиеСумма, руб.Примечание
Материалы2000На каждый заказ
Зарплата дизайнера20 000Это накладные расходы за месяц
Услуги секретаря5000
Реклама1500
Всего накладные расходы26,5За месяц
Коэффициент2
Всего накладные расходы53000За 2 месяца
Всего стоимость заказа55000



Расчет стоимости бизнес-плана 
 

Фирма создала новое подразделение по разработки бизнес-планов и приняла консультанта.
Его зарплата 16 000 руб./мес. Если заказа на разработку бизнес-плана нет, то он работает в другом подразделении.
Всего в фирме 5 структурных подразделений.
Накладные расходы фирмы 50000/мес.

Накладные расходы делятся пропорционально количеству структурных подразделений.

Срок разработки бизнес-плана 1 мес.
Нужно определить стоимость разработки бизнес-плана
 

НаименованиеСуммаПримечание
Зарплата консультанта16000
Налог на зарплату569635,6%
Материалы500
Себестоимость бизнес-плана22196
Накладные расходы Фирмы50000За 1 мес.
Накладные расходы подразделения10000За 1 мес.
Всего стоимость бизнес-плана32196
Плановая прибыль643920%
Итого38635
НДС695418%
Цена бизнес-плана45590



Директ-костинг 
 

Сложность расчетов  и зависимость результатов от метода распределения накладных расходов привела к тому, что предприятия отказываются от определения полной себестоимости продукции и услуг.

Рассчитывается только производственная себестоимость продукции.
 

Производственная себестоимость единицы продукции =
затраты сырья и материалов на производство единицы продукции 
+ трудозатраты на производство единицы продукции 
 

Накладные расходы рассчитываются и учитываются отдельно.


Этот способ широко распространен во всех экономически развитых странах и называется директ-костинг.

Смысл его в том, что предприятие можем продавать продукцию или оказывать услуги по  ценам, которые должны быть не ниже прямой себестоимости. Накладные расходы не распределяются, а учитывается в целом по всему предприятию. 

Расчет полной себестоимости продукции не имеет никакого смысла. Предприятие продает продукцию не по полной себестоимости, а по рыночным ценам.
А рыночные цены формируются с учетом издержек производства. Чем ниже издержки, тем больше прибыли имеет предприятие.


 

Заключение 
 

Вернемся к Предпринимателю.

Получатся, что он делал все правильно. Задал торговую наценку, как любое торговое предприятие. Продавал всегда выше закупочной цены.
Кроме того, он внимательно следил за конкурентами и старался, чтобы его цена была чуть ниже цены конкурентов.

Почему же тогда он разорился?

Предприниматель не контролировал соотношение прибыли и накладных расходов. Он определял цены исходя из своих личных представлений. Его накладные расходы были больше той прибыли, которую он получал от реализации игрушек. 

Предприниматель должен был постоянно проводить калькуляцию и определять  цены продажи, при которых его бизнес еще мог приносить прибыль. 

Если цены, полученные в результате калькуляции, стали больше, чем цены конкурентов, то Предприниматель смог бы своевременно  принять нужные решения и избежать разорения.


Теперь мы понимаем, что определение себестоимости продукции или услуг и их сравнение с рыночными ценами является очень важным этапом в процессе ведения бизнеса. 

В тоже время в традиционном бизнес-плане совершенно отсутствует глава, в которой можно привести расчеты себестоимости.
Смотрите структуру бизнес-плана в статье 5 недоразумений бизнес-плана 

Это показывает, что бизнес-план совершенно не выполняет экономическую функцию, а является информационно-рекламным материалом.  

Поэтому Агентство ввело новую услугу для предпринимателей  переработка бизнес-плана в бизнес-проект для зарубежного инвестора.

После переработки полученный бизнес-проект становится справочно-аналитическим документом и принимается Инвесторами для дальнейшей работы финансированию бизнеса предпринимателей.
 



Желаем удачи в бизнесе!
Написать автору           Посмотреть архив рассылки         Страница рассылки


Спонсор рассылки: OOO 'Агентство инвестиционного синтеза' 
Публикация и перепечатка материалов рассылки разрешена с обязательным указанием ссылки на сайтwww.zinsin.ru и сохранением содержания и стиля рассылки


 

 


В избранное