Мониторинг и определение местоположения подвижных объектов, на сегодняшний день, пользуется все большей популярностью среди владельцев автопарков. Данный сегмент рынка расширяется крайне быстро, если раньше следили за перемещением особо ценных объектов, то теперь оснащается соответствующими приборами и легковой, и грузовой и специальный транспорт. К тому же стало реальностью снабжать навигационными приборами людей и животных, чтобы знать их местоположение в любой
момент времени.
Историю навигационных приборов, применяющих спутниковые системы, можно условно разделить на три этапа: Первый этап – с начала создания системы GPS – 1985 года до 1993 года. Система GPS позиционируется как предназначенная для военного применения, доступ к информации для гражданских применений крайне ограничен. Количество создаваемых приборов невелико. Второй этап – с конца 1993 года по май 2000 года. Система GPS открыта для гражданских
применений, точность принудительно ограничена. Количество создаваемых приборов среднее. Третий этап – с мая 2000 года по настоящее время. Система GPS открыта для гражданских применений, точность не ограничивается. Количество создаваемых приборов очень большое и быстро растет.
Одновременно с этим могут быть обозначены другие этапы развития систем позиционирования по спутниковым сигналам. Первый этап – построение приемных систем на основе электронных компонентов общего назначения, в основном высокочастотные тракты выполняются на дискретных элементах. Стоимость приемных систем крайне высока, надежность и повторяемость ограничена. Второй этап – построение
приемных систем на основе электронных компонентов общего назначения, в основном высокочастотные тракты выполняются на интегральных микросхемах. Стоимость приемных систем средняя, надежность и повторяемость - высокие. Третий этап – построение приемных и обрабатывающих трактов на специализированных микросхемах. Стоимость приемных систем низкая, надежность и повторяемость - высокие.
В настоящее время фирма NovacomWireless представляет линейку автомобильных навигационных трекеров GNS-TRACK и GNS-miniTRACK. Данные трекеры выполнены по единой структуре и отличаются только набором поддерживаемых функций. Прибор GNS-TRACK поддерживает работу со спутниками GPS. Более простым и дешевым прибором линейки является прибор GNS-miniTRACK, также работающий со спутниками GPS и обладающий существенно меньшим набором функциональных возможностей по сравнению со своим «старшим собратом». Цена прибора
GNS-miniTRACK, естественно, еще ниже, чем у прибора GNS-TRACK. Также прибор GNS-miniTRACK отличается моноблочным исполнением.
Устройства GNS-TRACK и GNS-miniTRACKпредназначены для осуществления мониторинга подвижных объектов, с возможностью слежения за внешними датчиками (датчиком) и использованием управляемых выходов (выхода). Устройства питаются от бортовой сети автомобиля, имеют внутренний аккумулятор. Данные, полученные с автомобиля, хранятся в энергонезависимой памяти устройства и передаются владельцу устройства через GSM канал во время сеансов связи. Также данные могут быть считаны с прибора GNS-TRACK через прямое подключение
к компьютеру посредством интерфейса RS-232. Подключение компьютера к прибору GNS-miniTRACK возможно только в условиях сервисного центра (требуется специальное оборудование и разборка прибора).
В части приборов Novacom установлены аппаратные датчики ускорений, которые позволяют определить динамику перемещений объектов и обнаружить сильные толчки и удары. Такая задача часто стоит перед арендодателями транспортных средств – оценить физический износ техники из-за неумелой или варварской эксплуатации. Кроме того, для легкой техники типа мотоциклов, снегоходов и квадрациклов можно будет отслеживать факты переворачиваний и падений, приводящих к преждевременному выходу техники из строя.
Прибор GNS-TRACK выполнен в пластиковом разборном корпусе с выносными антеннами GPS и GSM, разъемами подключения питания и внешних датчиков, аудиоканала и коммуникационных устройств. Выносные антенны прибора должны быть расположены в местах, обеспечивающих нормальный прием радиосигналов. В условиях сильного сигнала GSM соответствующая антенна может быть установлена достаточно «свободно», но в условиях слабого сигнала GSM эта антенна должна быть установлена с соблюдением всех
условий, обеспечивающий хорошую связь.
Прибор оснащен встроенным аккумулятором, выполненным на коммерческий диапазон температур (стандартным) или выполненным на расширенный температурный диапазон (морозостойким). Встроенный стандартный аккумулятор обеспечивает работу прибора в режиме GPS + GPRS не менее 3 часов при полном заряде (типовой показатель - 5 часов), морозостойкий аккумулятор – 2 (4) часов. При работе без передачи (только GPS) времена составляют 16 (24) часов и 10 (15) часов для стандартного и морозостойкого аккумуляторов соответственно.
При разряде встроенного аккумулятора ниже определенного порога будут разосланы соответствующие SMS, также сообщения отсылаются при пропадании внешнего питающего напряжения.
В настоящее время вопрос рационального расходования топлива вышел на важное место, поэтому многие заказчики стремятся оснастить свои автомобили устройствами контроля расхода топлива. Прибор GNS-TRACK предоставляет возможность подключить различные датчики для этого. Простейший вариант – подключение стандартного автомобильного датчика уровня топлива к аналоговому входу прибора. Более точный контроль уровня топлива осуществляется при помощи датчика уровня топлива производства «Omnicomm». Для наиболее адекватного
контроля расхода топлива применяют проточные датчики расхода топлива, например производства «Технотон», «Aquametro» и другие.
К прибору GNS-TRACK могут подключаться различные датчики и устройства, в частности контактные датчики (например, датчики открытия дверей), датчики расхода топлива (один или два одноканальных типа ДРТ 5.2 или дифференциальный типа ДРТ 77 производства «Технотон» или аналогичные), датчики уровня топлива LLS производства «Omnicomm» и аналоговые датчики различных типов. Кроме того, прибор имеет канал обмена с устройствами iButton и канал обмена по шине CAN. Технически все приборы GNS-TRACK оснащены всеми необходимыми
узлами, однако стандартно поставляемое ПО приборов не поддерживает работу с дифференциальными датчиками расхода топлива, устройствами и каналами связи с iButton и шиной CAN. Данные функции поддерживаются специальным программным обеспечением, которое заказывается отдельно.
Прибор GNS-miniTRACK выполнен в виде моноблока, имеет брызгозащищенный пластиковый корпус и подводящий кабель с уплотнителем. На верхней панели корпуса расположен иллюминатор для возможности наблюдения за световыми индикаторами работы прибора. Прибор имеет современный экономичный приемник GPS сигнала. Антенны GPS и GSM встроенные, поэтому прибор устанавливается путем расположения его под лобовым стеклом автомобиля (в случае питания прибора от встроенного аккумулятора), или же подключение
к кабелю прибора разъема для подключения к прикуривателю.
Прибор контролирует входное напряжение и напряжение на встроенном аккумуляторе. Встроенный стандартный аккумулятор обеспечивает работу прибора в режиме GPS + GPRS не менее 5 часов при полном заряде (типовое 8 часов), морозостойкий аккумулятор – 3 (5) часов. При работе без передачи (только GPS) времена составляют 24 (36) часов и 16 (20) часов для стандартного и морозостойкого аккумуляторов соответственно.
Прибор GNS-miniTRACK имеет один дискретный вход и один дискретный выход, что позволяет, к примеру, подключить прибор к датчику открывания дверей (вход) и к цепям блокировки двигателя автомобильной сигнализации (выход). Управление выходом прибора может осуществляться с обычного сотового телефона нажатием определенных кнопок набора номера. По срабатыванию входа (изменению состояния входа в выбранном направлении) могут быть отосланы соответствующие SMS.
Прибор GNS-miniTRACK имеет возможность применения дискретного входа в качестве входа счетчика импульсов, например, для подключения к прибору проточного датчика расхода топлива типа ДРТ 5.2 производства «Технотон» или аналогичного. При этом, естественно, SMS по изменению состояния входа не рассылаются.
Опыт практического применения систем мониторинга автотранспорта показывает, что общие эксплуатационные расходы могут быть существенно снижены за счет исключения нецелевого использования транспортных средств, контроля над расходованием топлива, интенсивностью использования транспортных средств, соблюдением скоростного режима и прочих важных параметров эксплуатации. Уровень снижения расходов в грузовых автопарках может превышать 30% только за счет исключения хищения топлива и «левых» рейсов.
Современные средства мониторинга подвижных объектов позволяют без труда наблюдать за работой как одиночных транспортных средств, так и крупных автопарков, а объем информации, передаваемой с транспортных средств, позволяет своевременно принимать решения по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту техники.